«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.» (1 Тим.4,1)
В данной лекции будут освещаться только самые общие вопросы стратегии и тактики работы с жертвами культов и деструктивных сект, поскольку направление сектоведения и помощи пострадавшим от религиозных культов представляет собой практически отдельное направление и отрасль психологии.
Ни для кого из специалистов по психическому и душевному здоровью уже не секрет, что мир вступил в эпоху безальтернативного господства информационных и цифровых технологий, а значит и в эпоху психического, душевного и духовного насилия – тайного, незримого, беззаконного насилия над человеческой личностью.
Духовное, психическое, информационное насилие в самых изощрённых формах манипулирования сознанием уже вступило в свои права владения обнажившейся человеческой душой. В реальности в настоящее время уже идет тотальная война с человеком в его духовно-нравственном смысле и понимании, только без объявления войны.
Идёт война незримая, информационная, коварная, призванная перевернуть и лицемерно извратить все то, что веками в сознании людей точно определялось как духовность, нравственность, целомудрие, честность, порядочность, добро и зло, с целью кардинально изменить представление обо всех духовных и этических ценностях, а вместе с этим изменить и саму человеческую душу и природу.
Арена борьбы — сам человек, его, сердце и дух, его ум, разум и сознание и преданное им же забвению духовное бытие, как основа существования души. Без всякой натяжки можно прямым текстом сказать, что нынешнее время – это время тонко управляемого лицемерия, как писал святитель Игнатий Брянчанинов:
«Грех достигнет своего полного развития и тем будет страшнее, тем владычество его будет твер! же, что личина благочестия сохранится…
Кто же поймет, что в том, по наружности цветущем благочестии, уничтожится вся его сущность, вся сила?
Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия. Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3). Тогда внезапно наступит кончина мира, которую он в помрачении своем, в упоении своим земным преуспеянием никак не будет ожидать».
В этой незримой войне особая роль отводится сектам и деструктивным религиозным культам, которые подобно спруту, окружают душу своими щупальцами, закрывая в тесный панцирь и скорлупу деструктивно-тоталитарной идеологии и психологии из которого очень сложно выбраться, ведь этот панцирь внутри себя создаёт сам человек своим собственным умом, чувством и волей, идя на поводу у откровенной лжи, выдаваемой ему за правду.
Руководители сект, оккультных течений и движений, кроме религии и эзотерики, очень хорошо владеют основами психологии личности, психологии манипулирования сознанием и даже внутреннего устройства души, а потому, подобно бесам, устраивают свои ловушки и капканы для душ так грамотно и технологично, что только опытный специалист и практик может в этом разобраться и избежать последствий.
Наивная, чистая и простая ищущая душа, стремящаяся к духовному познанию и развитию, не обладающая должным духовным опытом и соотвествующим психологическим знанием, в этом не может разобраться и потому в большинстве случаев, не имея опытного духовного руководства, стновится жертвой этих ловушек и капканов оккультных движений и сект, понимая опасность только тогда, когда оказывается прочно пойманной в сети деструктивной идеологии и психологии.
На чём же спекулируют и паразитируют секты и оккультные течения ?
Сектантство паразитирует прежде всего на религиозном миропонимании, предполагающем переход человеческих исканий в сферу сакрального и духовного (эзотерического и мистического), где и олицетворяются лучшие чаяния и надежды души. Иными словами, сектантство празитирует на самом святом – на вере и естественном стремлении человеческой души к духовному познанию, совершенствованию и саморазвитию.
В чём сложность психологической помощи жертвам сект и деструктивных культов ?
Сложность помощи им в том, что сектантская психология и идеология не просто формирует ложное и прелестное миро- и самосознание, но и оставляет в психике и душе хитрую систему психологических якорей (мощных установок), которые препятствуют выходу из секты и её идейной матрицы и даже в случае выхода длительное время удерживают душу как бы на привязи в состоянии глубокой психологической и идейной зависимости от лидера и идеологии секты или деструктивного течения.
Как происходит внедрение якорей?
Внедрение якорей (деструктивных установок) происходит по общей схеме многократного повторения (аффирмации), которое и кодирует нужные секте смысловые связи на уровне синапса нейросети мозга и разума. Когда адепту секты постоянно внушают, что уход из секты вызовет необратимые патологические процессы в его организме, которые никто не сможет ни диагностировать, ни вылечить, он попросту “самопрограммируется” именно на такой исход.
Оказавшись вне секты, он чувствует, что оказался вне защиты и привычного окружения, у него начинаются признаки абстинентного синдрома, как при любой зависимости и в итоге он получает диагноз: психоз, невроз или тяжелая форма шизофрении.
Причём, как бы ни был грамотен консультант, он чаще всего не может объяснить бывшему адепту секты как работает механизм “самопрограммирования” и что всякий раз, когда он вспоминает “загрузочный язык” секты и индоктринацию, он все глубже укореняет в себе фобическую программу и механизм работы якоря.
Продолжая верить в доктрину лидера и мысленно повторять его учение, бывший член секты ещё и ещё раз культивирует внушенные (вложенные) ему в сознание установки, а это замедляет процесс ремиссии и реабилитации. При этом требуется самая глубокая и основательная проработка всех якорей по отдельности, чтобы освободить сознание и ум от сетевой матрицы сектантской идеологии и психологии.
В некоторых наиболее радикальных оккультных сектах в подсознание людей вводят даже “программу самоуничтожения”, которая должна сработать в том случае, если они покинут секту. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что смысла дальше жить у них нет, что их душа или духовное тело распалось, и они или уже мертвы или постепенно умрут.
Если после выхода из секты человек не получает квалифицированной психологической поддержки профессионала и не проходит курс душевно-психологической реабилитации, его мучения продлеваются на неопределенно долгое время. С помощью друзей или семьи он пытается заново склеивать себя по кусочкам и продолжает жить, но пока он не поймет суть технологии реформирования сознания, не узнает о внедрённых ему якорях, привитых ему фобиях, он не сможет жить полной жизнью свободного и здравомыслящего человека.
В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают наиболее тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события только негативно. Психическая травма убивает надежду на счастливое будущее. В это период им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте жизненный опыт, пусть и отрицательный.
Осознание того, что через трудности и страдания они не стали хуже, а приобрели опыт и теперь должны восстановиться после прохождения испытания на стойкость, позволяет укрепить их дух через идею реабилитации и последующей реализации себя как зрелой личности, прошедшей испытание сектой.
Многих бывших членов сект мучают ночные кошмары. Этим людям нужны регулярные психологические консультации, которые помогут им проработать проблемы, связанные с пребыванием в секте. Кошмарные сновидения всплывают из подсознания, которое до сих пор сражается. В ночных кошмарах присутствует тема войны, шторма, погони, западни: человеку снится, что его преследуют, что он попал в капкан, что он в одиночку плывет в бушующем море или находится в центре военных действий. Бывшие члены сект спорят во сне с друзьями, убеждая их уйти из группы, а те, в свою очередь, зовут их обратно.
Какие психологические проблемы испытывают бывшие адепты сект?
Многие бывшие члены сект крайне негативно относятся к своему сектантскому прошлому и стыдятся этого периода жизни, поскольку не хотят вспоминать, как они относились к семье и друзьям после ухода в секту. Эти мучительные воспоминания заставляют человека испытывать чувство вины, стыда и запоздалого раскаяния, порождая эмоциональные проблемы.
Многим людям, втянутым в секты, где доминирует принцип исцеления Верой, пришлось пережить смерть близких, ребенка или любимого. Но ни в коем случае нельзя во всем обвинять себя и заниматься самобичеванием. Нужно понять, что, став жертвой деструктивной секты человек делал то, что считал в тот момент правильным.
Многие люди после выхода из секты, люди начинают осознавать, что в годы “коллективного служения” были лишены эмоциональной и интимной близости, и теперь внутренне не готовы вступить в близкие отношения. Они так долго подавляли в себе мужское или женское начало, что, оказавшись “на свободе”, они не могут преодолеть эти внутренние блоки, которые мешают им выразить себя и реализоваться в сексуальном плане.
По этой причине, выйдя из секты, человек остро ощущает, что должен быстрее наверстать упущенное. Из-за этого он испытывает сильное внутреннее напряжение и находится в состоянии стресса. Но возвращение к нормальной жизни требует времени. Человек должен понять, что ничего не потерял. Его жизнь – это его жизнь. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. У каждого человека свой путь в этой жизни и свой отсчет времени.
Через секты проходят разные люди. Одни способны быстро вернуться к нормальной жизни – у них сильная психологическая защита и высокий уровень социальной адаптации. Другим людям требуется более длительный период восстановления. На этом этапе очень важно снова поверить в себя. Лучший друг, врач и советчик каждого человека – это он сам, его совесть и интуиция, как голос живого сердца.
Как показывает многолетний опыт работы реабилитационных центров, наилучшие результаты в реабилитации жертв деструктивных сект и культов даёт технология выравнивания религиозного мышления по принципу НЕ ОТРИЦАНИЯ духовного опыта, а духовного замещения токсичного или ложного знания и опыта правильным и верным – экологичным.
И этим правильным и верным опытом и знанием, которое способно замещать и выравнивать сеть разума и сознания оказывается именно христианское духовно-нравственное знание и опыт социального служения. Проще говоря, именно христианская нравственно-ориентированная психология и знание святых отцов церкви о душе, природе души, силах души, состояниях души и предназначении души и оказывается тем корректирующим инструментом, который позволяет выровнять все те искажения, которые были созданы деструктивной сектантской идеологией.
Вот почему работв с жертвами культов и деструктивных тоталитарных сект – это полноценный фронт работы для христианского психолога, который владеет наиболее верной информацией душевно-духовного характера и способен оказывать помощь людям, ориентированным на душевно-духовное саморазвитие.
Что нужно знать христианскому психологу о культах и сектах?
Культ – это неформальные объединения, которые чаще складываются вокруг харизматичных лидеров, увлекающим за собой неофитов святым учение и притягательной силой своей личности. Следует отметить, что данные организации изначально не имеют криминалистический оттенок, и не являются разрушительными и социально опасными.
Деструктивный культ – это группа, авторитарно руководимая одним человеком или небольшой группой людей, придерживающихся некой особо радикальной идеологии или идеи и имеющих почти полный контроль над своими приверженцами.
Секта – религиозная группа, сравнительно небольшая по численности, отделившаяся от большого религиозного объединения – церкви.
Тоталитарная секта — это организация, которая осуществляют свою деятельность с целью приобретения власти и денег. Для нее характерны: обман, вербовка, манипуляция сознанием, регламентация всех аспектов их жизни, эксплуатация своих членов и обожествление либо абсолютизация лидера и самой организации.
Какие бывают культы ?
1. Религиозные культы. В основе этого культа лежит религиозная догма. В центре культа всегда будет находиться лидер, стремящийся к власти и финансовому обогащению (Общество сознания Кришны, Церковь унификации, Свидетели Иеговы и т.д.);
2. Политические культы рассматриваются как культ личности какого- либо политика (нацистские, националистические, террористические группы и группы, претендующие на борьбу за права человека и социальную справедливость);
3. Психотерапевтические/образовательные культы – это группы массовой терапии или тренинговые центры, которые занимаются решением проблем с сходными с теми, что входят в компетенции психологов или психиатров (Тренинги личностного роста, организация Лайфспринг и т.д.);
4. Коммерческие культы — это культы в большинстве случаев работающие по принципу финансовых пирамид. Они обманывают людей и манипулируют ими, с целью получения прибыли (МММ, битрикс24, церковь саентологии и т.д.).
Основные психологические причины, побуждающие вступить в секту или культ
• Повышенная тревожность, мнительность;
• Позерство, перфекционизм;
• Инфантильность, детскость;
• Несформированность Я-концепции, размытость, опустошенность собственного «Я»;
• Отсутствие определенной системы ценностей и представлений, желаний, целей в жизни;
• Страх перед ответственностью за жизнь и стремление переложить ее на лидера секты;
• Чувство ничтожности, незначительности собственного существования;
• Бунт, противостояние стремлению близких влиять на их жизнь, непринятие системы ценностей окружающих;
• Разочарованность в прежних убеждениях, утрата уверенности в верности своих жизненных воззрений;
• Лица, не имеющие каких-либо проблем, не знающие, чем заняться;
• Замкнутость, благовоспитанность, интеллект, отсутствие друзей и особых увлечений;
• Стремление к познанию истины.
Другие факторы, способствующие вступлению в секты:
• Слабый тип нервной системы (внутшаемость, впечатлительность, низкая критичность);
• Крайние возрастные группы: подростки, юноши и пожилые люди;
• Лица уже имеющие факторы риска развития психической патологии или же страдающие таковой.
Группой риска являются люди с различными формами психических расстройств и заболеваний, имеющие зависимые, ригидные, импульсивные и шизоидные черты личности.
Более устойчивы к вовлечению являются люди, обладающие самостоятельностью, образованностью и просвещённостью, критичностью мышления, стабильностью ценностно-смысловых ориентаций, наличием нравственного фундамента, высоким уровнем ответственности за собственные поступки.
Стадии вовлечения в секту (по Кузьмину):
1 стадия. Знакомство человека с сектой и её вероучением. Разрывается связь между информацией для внешних, не принадлежащих секте людей, и для тех, кто является последователем секты. Человек переживает разрушение своих представлений о мире.
2 стадия. Вхождение индивида в религиозный опыт секты в качестве неофита. Выстраивается новое представление о мире, семье, себе самом, об общепринятых ценностях и нормах морали, что отражается на разрушении социальных связей индивида.
3 стадия. Стадия выстраивания представлений неофита о группе. Происходит разрушение психики человека, его материального благополучия вследствие принятия мысли о необходимости полного подчинения секте, что используется лидерами для своего личного обогащения.
4 стадия. Стадия выстраивания мировоззрения адепта секты. Последняя стадия тоталитарного контроля, приводящая к разрушению прежней личности как таковой. Секта получает человека совершенно нового типа (докультовое, подлинное «Я» практически полностью сменяется культовым «Я», в результате чего появляется «новая культовая личность»), а прежнее социальное окружение для человека перестаёт играть какой-либо смысл в его жизни.
Информационная пирамида, двойная мораль и иерархия в культе:
«Вовлекаемый» в культ пользуется только внешней информацией, которая носит «позитивный рекламный характер». Вся информация, транслируемая во вне культа, носит «заряженный позитивом характер». При этом «информация» практически не соответствует действительности и является обыкновенной пропагандой.
«Последователь» уже имеет понятие, что есть «знания» которые «вовлекаемый» еще не готов усвоить, т.к. находится под влиянием «зла» (можно вставить любое другое слово: язычник, инопланетян, и т.п.). Начинает применятся механизм «малой лжи», когда можно обмануть (манипулировать), что бы «спасти» (вовлечь).
Игра в полуправду в секте и культе:
а) рядовые «последователи» не знают, что знают вышестоящие и нет свободного обмена информацией;
б) внешняя и внутренняя правда разделена, они прекрасно разделяют «правду» для язычников и правду для «братьев», обман язычников это благо для их спасения;
в) «гибкая правда» для вербовки – «Мы говорим, пока Вы слушаете».
г) Чем выше по иерархии находится индивид, тем больше информация начинает делиться на уровни. Один уровень для внешнего окружения, другой для последователей, а третий для управления «бизнесом».
Основные методы реабилитации жертв деструктивных культов и сект
• Депрограммирование. Под депрограммированием понимается вмешательство, известное как «недобровольное», при котором члену секты или культа не дают покинуть дом или специально подготовленное место, чтобы насильно заставить его выслушать информацию, представленную «депрограммистами», нередко бывшими членами культов.
Результат считается достигнутым, если участник культа проявляет признаки психологического перелома и освобождения от культовой зависимости. Довольно жёсткий (механистичный) метод с относительно не высокой эффективностью.
• Констультативный метод. Консультативный метод предполагает: развитие критического мышления, помощь члену культа в выходе из контролируемого и диссоциативного состояния сознания путем уважительного сообщения информации о той организации, в которой находится клиент. Для использования данного метода необходимо налаживание семейного контакта и поддержание хороших отношений с членом культа на протяжении всей работы и избегания различного рода конфликтов. Для этого психолог сообщает членам семьи эффективные методы общения, а также иную информацию, которая понадобится в ходе применения консультирования члена деструктивного культа. Данный метод предполагает командный способ работы. Команда состоит из 3-4 психологов и заинтересованных членов семьи.
• Метод постепенного духовного замещения и вытеснения. Метод христианского психологического консультирования и христианской психотерапии. В церкви используется специальный Чин отречения от культа и присоединения отпавших от церкви, как особый способ исповеди и поканяния.

Этапы консультирования:
1. Знакомство – совместное изучение информации, обеспечение той информацией, которая позволит клиенту сделать полностью информированный выбор. Данная информация будет говорить сама за себя и будет хорошо документирована. На ее основе участник культа сам принимает решение о продолжении консультирования;
2. Агрессивность, отрицание, диссоциация – у объекта воздействия включаются механизмы психологической защиты, и культист отрицает факты или воспоминания, старается максимально оправдать деятельность своей организации. Это происходит неосознанно. В этом случае наиболее эффективным способом будет проявления терпение и толерантности, а также дозированное предоставление информации. В этом же этапе обсуждается тактика контроля сознания, принятая в секте;
3. Сопротивление – проявляется в желании сменить тему. Такое явное сопротивление к восприятию новой информации является положительным знаком, поскольку человек всего лишь не хочет обсуждать, но не отрицает;
4. Проявление интереса – объект проявляет интерес, если у него проявляются вопросы относительно предоставляемой ему информации, происходит изменение качества отношений, что проявляется в дружелюбии;
5. Вовлеченность – стремление объекта в поиске истины усиливаются, возникает желание всестороннего взгляда на ситуацию. Он не проявляет враждебности по отношению к консультантам. В дальнейшем культист сам начинает давать информацию о деструктивной деятельности культа, в котором находится;
6. Установление взаимосвязей – объект старается оценить, сравнить, установить взаимосвязь между полученной информацией. Формирует свою последовательную, основанную на полученной информации, точку зрения.

Сектоведение или сектология — это междисциплинарная отрасль знаний, занимающаяся изучением деструктивных культов и сект. История современного сектоведения в Беларуси начинается в 1993 году, когда в Минске была основана первая белорусская антисектантская организация – родительский комитет «Ратаванне». У истоков комитета стояли родители озабоченные уходом их детей в секты и культы, главным образом в общество сознания Кришны, лигу духовного возрождения «Санатана Дхарма», великое белое братство, богородичный центр.
В 1994 году в Минске создается общественное правозащитное объединение «ОЗОН», которое занимается вопросами деструктивного влияния сект на более профессиональном уровне, привлекая к своей работе психологов, психотерапевтов, психиатров, юристов.
В апреле 1997 года при Минской Епархии Белорусской Православной Церкви по благословению Его Высокопреосвященства, митрополита Филарета был создан Информационно-консультационный Центр им.преп.Иосифа Волоцкого. Основное направление деятельности Центра заключается в сборе и анализе информации по нетрадиционной религиозности общества, выявлении тенденций, закономерностей, факторов влияющих на возникновение, миграцию, развитие, распад сект и культов и в исследовании других вопросов и проблем теоретического и практического сектоведения.»
Имеющиеся на сегодняшний день наработки в области сектоведения позволяют различать 5 основных типов нетрадиционной религиозности современного общества:
- Секты и культы, имеющие сильную организационную структуру, институт постоянного членства, систему норм и правил морально-этического поведения, а также всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека и мира.
- Клиентурные культы (от англ. client cults) – организации, имеющие слабо развитую организационную структуру, институт временного членства и претендующие на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и общества (центры оккультно-эзотерических знаний).
- Аудиторные культы (от англ. audience cult) – отдельные индивиды или небольшие группы лиц, имеющие минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции религиозного или оккультно-мистического знания в массы и с полным отсутствием института членства (культурно-досуговые и развлекательные эзотерические центры).
- Этно-оккультная среда общества очередной тип нетрадиционной религиозности состоящий из всего спектра не институциализированных нетрадиционных форм народной религиозности (оккультные обряды, суеверия, традиции, ритуалы и т.д.).
- Отдельным типом нетрадиционной религиозности можно считать т.н. внутрицерковное сектантство. Имеются ввиду всевозможные формы нетрадиционных оккультно-мистических верований и практик, существующих в границах традиционных религий мира.
Работа с жертвами тоталитарных и деструктивных сект – это очень не простой фронт психокоррекционной, миссионерской и духовно-просветительской работы. требующий от специалистов высочайшей квалификации и полной самоотдачи, но плоды этой работы – спасённые от невежества, и мрака заблуждений человеческие души, оправдывают все усилия.
Следует отметить, что при наличии относительно большого объёма литературы по сектоведению, грамотных руководств и практических пособий по работе с жертвами тоталитарных и деструктивных сект очень мало. В числе немногих можно отметить книгу «Помощь жертвам психологического и духовного насилия» под редакцией Майкла Д. Лангоуни, Нижний Новгород 1996 г.
Перечень основных неформальных молодёжных течений:
- Готы
- Анкх
- Эмо
- Ролевики
- «Черные следопыты»
- Скинхеды
- Сатанисты Перевернутая Пентаграмма, Используемая в колдовстве и тайных ритуалах, чтобы вызвать в воображении злой дух. Этот символ используют как сатанисты, так и язычники. Но в любом случае пентаграмма символизирует зло. В некоторых источниках пентаграмма не обведена кругом, но это все же – символ Сатаны
- Анархисты. Упразднение всех законов. Другими словами “делать так, чтобы Вы слабели” – закон Сатанистов. Анархия. Упразднение всех законов. Другими словами “делать так, чтобы Вы слабели” – закон Сатанистов.
- Рука со свернутыми пальцами в виде рогов козла: Знак приветствия среди сатанистов известен, как «сатанинское приветствие». Формирует голову козла, общий символ сатанизма. Он находиться на обратной стороне «Сатанинской Библии». Рука со свернутыми пальцами в виде рогов козла: Знак приветствия среди сатанистов известен, как «сатанинское приветствие». Формирует голову козла, общий символ сатанизма. Он находиться на обратной стороне «Сатанинской Библии».
- ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КРЕСТ: Часто называют «Южным Крестом». Символизирует ненависть и насмешку над крестом Иисуса Христа. ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КРЕСТ: Часто называют «Южным Крестом». Символизирует ненависть и насмешку над крестом Иисуса Христа.
- МОЛНИЯ: Означает Сатану согласно Ев. От Луки 10:18, «Он сказал им: Я видел сатану спасшего с неба, как молнию». Также известна как сатанинская буква «S». МОЛНИЯ: Означает Сатану согласно Ев. От Луки 10:18, «Он сказал им: Я видел сатану спасшего с неба, как молнию». Также известна как сатанинская буква «S».
- ЗНАК ЗВЕРЯ: Обозначает знак зверя и число Антихриста (666) согласно Откровению 13:18. Буква F это шестая буква английского алфавита. ЗНАК ЗВЕРЯ: Обозначает знак зверя и число Антихриста (666) согласно Откровению 13:18. Буква F это шестая буква английского алфавита.
- СВАСТИКА: Также известна, как «Солнечное Колесо». Это древний религиозный символ, который использовался задолго до Гитлера. Он стал современным символом зла. Этот символ также связан с «бритоголовыми» и другими неонацистскими группировками. СВАСТИКА: Также известна, как «Солнечное Колесо». Это древний религиозный символ, который использовался задолго до Гитлера. Он стал современным символом зла. Этот символ также связан с «бритоголовыми» и другими неонацистскими группировками.
- Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита. Смерть без воскрешения Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита. Смерть без воскрешения
- Кельтский крест – символ ясновидения и помощи в его развитии Кельтский крест – символ ясновидения и помощи в его развитии
- Ваххабиты
- Свидетели Иеговы
- Кришнаиты
- Неоязычники
- Поклонники скандинавских культов
Вопросы для самоконтроля:
- Дать определения понятиям: культ, секта, деструктивный культ, тоталитарная секта.
- На чём же спекулируют и паразитируют секты и оккультные течения ?
- В чём сложность психологической помощи жертвам сект и деструктивных культов ?
- Как происходит внедрение якорей в сознание и подсознание?
- Какие психологические проблемы испытывают бывшие адепты сект?
- Какие существуют методы реабилитации бывших адептов?
- Какова роль христианского психолога в помощи жертвам культов и сект?