Этический кодекс христианского психолога

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ПСИХОЛОГА

Преамбула

  1. Этический кодекс христианского психолога разработан на основе основополагающих принципов христианского вероучения, Священного Писания, нравственного богословия, а также Международной декларации этических принципов для психологов и  психотерапевтов.
  2. Этический кодекс христианского психолога является межконфессиональным, отражающим фундаментальные евангельские принципы и ценности, единые в своей сути для всех христианских конфессий, а потому данный кодекс не делает конфессиональных разграничений и подходит для представителей любой христианской конфессии.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Христанский психолог» относится к лицу, исповедающему христианство и крещённому во имя Иисуса  Христа, который осознает важность своего высокого призвания, направленного на исцеление и спасение души, имеющему психологическое и катехизическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые в личных, научных, производственных или социальных интересах обратились к христианскому психологу за психологической помощью в  рамках парадигмы  христианской психологии.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности христианских  психологов, определенные настоящим Этическим кодексом  и моделью  христианской  психологии. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы христанского психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность христианского психолога кроме  социальной  ответственности  определяется его особой ответственностью перед клиентами, которая продиктована высокими евангельскими принципами, которые могут быть реализованы только при соблюдении духовно-нравственных законов, евангельских  заповедей и принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в  Евангелие  и  настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс христианского психолога служит для регулирования деятельности и отношений христианских психологов с клиентами, церковью и обществом.

Базовые  принципы  в  работе  христианского психолога:

  • Наличие чёткой мировоззренческой позиции у христианского психолога, которая не скрывается от консультируемого,
  • Присутствие личности психолога в консультативном процессе и его системы ценностей, а также их влияние на консультируемого,
  • Возможность нравственной оценки поступков и суждений консультируемого в свете духовно-нравственного закона без осуждения личности и с  его согласия,
  • Опора на христианскую систему ценностей, как методологический базис практической работы,
  • Принцип уважения свободы выбора клиента и не навязывания ему своей системы ценностей,
  • Обязательное наличие личного опыта духовной (церковной) жизни у христианского психолога и его воцерковлённость,
  • Приоритет в обозначении и решении сущностных (онтологических) проблем клиента, а не конъюнктурных и второстепенных,
  • Принцип субъектности взаимоотношений терапевта и клиента в процессе консультирования и терапии,
  • Активное использование в процессе оказания консультативной помощи доверительного диалога, через призму совести, нравственности и правдивости,
  • Допущение наличия высшей воли (промысла Божьего) в процессе оказания помощи.

I. Этические принципы христианского психолога

Этика работы христианского психолога основывается на евангельских духовно-нравственных принципах и ценностях, соотвествующих основополагающим догматам христианского вероучения и Символа веры. Этические принципы и правила работы христианского психолога создают условия, при которых уважается достоинство личности, повышается авторитет христианства и усилия психолога приносят реальную пользу человеку, обществу и церкви.

  1. Принцип уважения
    Христанский психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод каждого человека.
    Принцип уважения включает:

    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Христианский психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их религиозных взгладов, возраста, пола, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2. Христианский психолог не допускает заведомо предвзятого отношения к Клиенту. Все действия христианского психолога относительно Клиента должны основываться на христианских принципах и ценностях – уважении, доверии, милосердии, сострадании, искренности и любви.
      3. Христианский психолог не допускает действий, которые могут привести к дискриминации Клиента по любым основаниям из названных выше. Вместе с тем, христианский психолог имеет право говорить Клиенту с его согласия о христианском взгляде на те или иные аспекты отношений.
      4. Христианский психолог исходит из принципа непричинения вреда душе и психике Клиента, а потому так организует свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда психическому и душевному здоровью Клиента, его социальному статусу и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная христианским психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты работы христианского психолога должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, христианского психолога, христианскую церковь и христианство..
      3. Демонстрируя другим конкретные случаи своей работы, христианский психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      4. Христанский психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач христианского психолога.
      5. Клиент имеет право на консультацию христианского психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      6. Порядок обращения с информацией, полученной в работе с Клиентом, должен быть регламентирован и оговорен.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о христианском статусе психолога, его подходе, цели работы, применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал личное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Христанский психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах и терапевтических действиях. Христанский психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных подходах к терапии, включая светские (академические) и нехристианские.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации христианский психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами христианский психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие Клиента в любых психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Применительно к использованию религиозных подходов и таинств Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно и добровольно принять решение. Христанский психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента в процессе христианской терапии не пострадают. Христанский психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности любого непредвиденного риска.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Христанский психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с христианским психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Христианский психолог не должен навязывать Клиенту своих ценностей и убеждений и препятствовать желанию Клиента оставаться в рамках своих убеждений и представлений.
  2. Принцип компетентности
    Христанский психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Христанский психолог должен предоставлять Клиенту только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:

    1. Знание профессиональной этики
      1. Христанский психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области нравственной этики и обязан знать нравственные принципы Евангелия и положения настоящего Этического кодекса. В своей работе христианский психолог должен руководствоваться принципами христианской психологии и христианской этики.
      2. Христианский психолог несет полную ответственность перед Клиентом, нравственным законом и настоящим Этическим кодексом.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Христианский психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Христианский психолог должен владеть методами диалогического подхода и психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с христианским психологом.
      3. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Христианский психолог может применять в своей работе методики, которые адекватны целям, задачам терапии, а также возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента. Психологические методики, кроме этого, обязательно должны быть известными, надежными, валидными и адаптированными.
      2. Христианский психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и одобрение церкви. Выбор методов не должен определяться пристрастиями психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями, а также социального положения или профессиональной деятельности Клиента.
    4. Профессиональное развитие
      1. Христианский психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают христианского психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Христианский психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  3. Принцип ответственности
    Христианский психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед церковью и обществом в целом. Христианский психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:

    1. Основная ответственность
      1. Христианский психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве клиентов выступают лица, не разделяющие христианских взглядов и ценностей или представители других религий и учений.
      2. Если христианский психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению психического и душевного состояния Клиента или представляют риск для ума и мышления Клиента, он должен прекратить терапию.
    2. Ненанесение вреда
      1. Христианский психолог применяет только такие методики исследования и работы, которые не являются опасными для душевного и психического здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете.
    3. Решение этических дилемм
      1. Христианский психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Христианский психолог может консультироваться по этим вопросам со священником, своим коллегами и другими компетентными лицами.
      2. В случае, если у христианского психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он может обратиться за разъяснением к коллегам или к церковным специалистам.
  4. Принцип честности
    Христианский психолог в работе с Клиентом придерживается принципа честности. Христианскому психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:

    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Христианский психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
    2. Честность
      1. Христианский психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между христианским психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
      2. Христианский психолог вправе использовать не тарифный принцип оплаты своего труда, а принцип добровольного пожертвования Клиентом, который сам оценивает и определяет размер вознаграждения исходя из полученного результата.
      3. Христианский психолог должен честно информировать Клиентов о своём опыте и методах работы. Реклама услуг христинского психолога приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      4. Христианскому психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу терапии из коммерческих соображений. Христианский психолог не должен использовать оккультные методы и подходы и преувеличивать эффективность своих услуг, делая заявления о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методиках, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
    3. Прямота и открытость
      1. Христианский психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Христианский психолог формулирует результаты работы в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и церковной практике, подтверждая свои выводы соотвествующими аргументами.
      3. В случае возникновения искажения информации христианский психолог должен признать свою ошибку, проинформировать об этом участников и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Христианский психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть у Клиента в результате терапии.
      2. Христианский психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Христианский психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений с Клиентом. Христианский психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Христианский психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность
      1. Христианский психолог несёт полную отвественность за разглашение информации, полученной от Клиента в ходе терапии по принципу неразглашения тайны исповеди.
      2. Христианский психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Если христианский психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса христианского психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса христианским психологом может стать предметом жалобы в вышестоящую религиозную организацию и структуру (благочиние, епархиальное управление).
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса христианским психологом может быть подана в религиозную организацию, церковную и иную структуру в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке.
  3. В качестве санкций, применяемых к христианскому психологу, грубо нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени соотвествующих церковных или светских структур, курирующих психологическую деятельность или исключение данного специалиста из действующего реестра психологов.
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Клиент может может ходатайствовать о привлечении психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс носит неофициальный характер и принят для специалистов, работающих от лица или в рамках Минской школы христианской психологии  12.10.2016г.

Автор: admin

Добавить комментарий