Учение прп. Никиты Стифата о «Четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы – игумен Дионисий (Шлёнов)

Содержание

Часть I
Для цитирования
Аннотация
Введение
Учение прп. Никиты о «главных добродетелях»
Библиография
Источники
Переводы
Литература
Часть II
Для цитирования
Аннотация
1. Истоки учения о четырёх добродетелях
2. Античное учение о четырёх добродетелях
3.Четыре добродетели в Ветхом Завете и у Филона
4.Христианская патристическая традиция
а) Главная добродетель среди главных. Разумность
б) Справедливость
в) Умеренность/целомудрие
5. Учение о четырёх главных добродетелях в поздней Византии
Заключение
Библиография
Античные источники
Христианские источники
Переводы
Литература

Скачать книгу в  формате   PDF >>>

 

Четыре опоры духовной жизни

Игумен Дионисий (Шленов)

Родовые добродетели (γενικαὶ ἀρεταί) в трактате De virtutibus et passionibus

Из всех творений богатого и разнопланового греческого корпуса прп. Ефрема Сирина только в трактате De virtutibus et passionibus (далее – VP)1 дважды говорится о четырех родовых добродетелях – в начале и в конце трактата2. Очевидно, что родовые (они же главные, или самые главные, или кардинальные)3 добродетели не находятся в центре внимания авторов, писавших по-гречески под именем прп. Ефрема. Тем не менее упоминание о родовых добродетелях позволяет задаться вопросом о том, каковы особенности учения автора одноименного трактата и насколько это учение вписывается в предшествующую – античную, христианскую4 – и последующую традиции.

Сложность задачи подчеркивается веером переводов этого выражения на славянский и русский языки, что видно на примере сочинений прп. Никиты Стифата (ок. 1005–1090). Выражение γενικαὶ ἀρεταί, которое неоднократно встречается в его трактате «О душе», в «Сотницах», в «Диоптре», переводилось прп. Паисием Величковским как «родные добродетели», или «соборные», или «главные»5. В печатном тексте славянского «Добротолюбия», отредактированном справщиками, в аналогичных случаях читаем: «первейшие» или «обдержательные»6, а в русском «Добротолюбии» свт. Феофана: «главнейшие добродетели»7 или просто «главные»8. Но в данном случае свт. Феофан переводил «родовые добродетели», приближаясь к пониманию прп. Паисия.

Далее мы проанализируем два фрагмента из VP, в которых встречается упоминание о четырех родовых добродетелях. Вот первый фрагмент:

«И душевными добродетелями мы прежде всего называем эти наиглавнейшие четыре, каковыми являются мужество, разумение, благоразумие/целомудрие и справедливость (τὰς γενικωτάτας τέσσαρας ταύτας, αἵτινές εἰσιν, ἀνδρεία, φρόνησις, σωφροσύνη καὶ δικαιοσύνη), ведь от них рождаются душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, долготерпение, незлобие, благость, негневливость, знание божественное, негневность, простота, невозмутимость, нелицемерие, любовь к истине и свобода, неосуждение, нетщеславие, ненадменность, отсутствие гордости, незлобие, бесхитростность, несребролюбие, сострадание, милостивость, готовность к отдаче, сдыдливость, благочестие…»9

Второй фрагмент завершает основную часть трактата. В нем, в отличие от первого, родовые добродетели приводятся после перечня главных христианских добродетелей:

«Надобно знать, что в меру совершенства какой бы то ни было добродетели невозможно достигнуть тому, кто в продолжение целой жизни съ неутомимым трудолюбием не стремится приобрести ее деятельною рачительностью. Сие должно сказать о милостыне, о молитве, о любви или о которой угодно изъ родовых добродетелей — о мужестве, благоразумии, целомудрии и справедливости (ἤ τινος τῶν γενικῶν ἀρετῶν, ἀνδρείας, φρονήσεως, σωφροσύνης καὶ δικαιοσύνης). При непрерывности труда в исполнении добродетелей надобно остерегаться, чтоб не умалять и совсем не уничтожать их цены и значения, допуская нехорошие при них цели, например человекоугодие, пустую славу и подобное. И, сверх всего этого, в добродетелях надобно упражняться всегда с рассудительностью, которая выше всех добродетелей, как бы некая царица и добродетель добродетелей»10.

Для греческого корпуса прп. Ефрема слово γενικός является крайне редким и помимо данного трактата встречается всего лишь один раз в другом смысловом блоке, обозначая обычное человеческое счастье и благоденствие11. Напротив, слово ἀρετή используется часто – в общем 432 раза. Следует также отметить, что во всем греческом корпусе прп. Ефрема все четыре добродетели перечисляются вне анализируемого трактата только один раз – как то, чего лишаются любящие богатство и ради него боящиеся смерти12.

Ниже мы приводим таблицу, в которой отмечена частота использования каждой из четырех добродетелей, а также основополагающей добродетели смирения в греческом корпусе под именем прп. Ефрема Сирина13.

Добродетель Использование
1) φρόνησις благоразумие 42
2) σωφροσύνη умеренность 77
3) ἀνδρεία мужество 30
4) δικαιοσύνη справедливость 175
5) ταπείνωσις смирение 108

Этот же трактат VP, но в усеченном виде приписывался и прп. Иоанну Дамаскину14, в корпусе которого выражение «родовые добродетели» является таким же редким, как и в греческом корпусе прп. Ефрема. Справедливости ради надо отметить, что перечень четырех главных добродетелей у прп. Иоанна Дамаскина встречается чаще15, чем у св. Ефрема16.

Именно VP был включен свт. Феофаном в состав русского «Добротолюбия» в ряду других произведений под именем св. Ефрема17.

По классификации Д. Эммерденже-Илиаду все произведения «Псевдо-Ефрема» относятся к доиконоборческому, иконоборческому или послеиконоборческому периодам. Поскольку данный трактат мог быть известен свт. Фотию18, можно предположить для VP первый или второй вариант хронологии как более предпочтительный, что подтверждается и тем, что в церковной традиции трактат стал приписываться прп. Иоанну Дамаскину – богослову первого периода иконоборчества.

Четыре главные/родовые добродетели в античности

В античной, а потом христианской традиции число четыре19 имело широкий спектр значений. Символика числа четыре была особо плодотворна, поскольку существовали представления о мире как состоящем из четырех элементов и имеющем четыре части света, а также отдельные представления о четырех животных, болезнях20 и др. Данные воззрения были восприняты христианской традицией, для которой число четыре получило дополнительный авторитет в силу четверичного числа Евангелий после окончательного формирования канонического списка книг Священного Писания.

Представление о четырех главных добродетелях, к каковым чаще всего относили, вслед за Платоном21, Аристотелем22 и стоиками, мужество (ἀνδρεία), благоразумие (φρόνησις), целомудрие (σωφροσύνη как разумность) и справедливость (δικαιοσύνη), – сложилось в античности. Учение Платона о четырех данных добродетелях раскрывается, в частности, в «Федоне», притом что разумение (φρόνησις) оказывается sine qua non для трех других или для какой-нибудь иной добродетели23. Первоначально Платон писал еще о пятой добродетели – благочестии, но в поздних диалогах отказался от нее24. Аристотель пишет о том же наборе четырех добродетелей25, но, как и Платон, не использует термин «родовые». Он же писал о главной добродетели среди четырех – справедливости. Эта точка зрения нашла последователей и в христианской традиции.

Впоследствии учение о четырех доброделелях, с общим эпитетом «родовые», использовалось стоиками в разных вариантах. Так, император-стоик Марк Аврелий писал о четырех главных доброделях как о подлинном благе26.

Христианская патристическая традиция

В Ветхом Завете, в книге Премудрости Соломона, перечень четырех добродетелей находится под очевидным античным влиянием27. Однако это исключительный и нетипичный случай для библейского текста. В преддверии становления христианской аретологии оказывается Филон Александрийский, который не просто находился под античным влиянием, но создал грандиозный синтез античного и библейского учений. В частности, он сравнивал четыре основные добродетели с четырьмя реками рая, которые проистекают из одной «главной добродетели» — благости, берущей начало в Эдеме Божественной мудрости28.

Климент Александрийский, следуя Платону, стоикам и Филону, говорил о принципиальном единстве добродетели, разделяющейся на четыре «родовые» добродетели:

«Добродетель по силе едина (μία κατὰ δύναμιν ἡ ἀρετή), однако в зависимости от вида деятельности, в котором она проявляется, ее называют в одном случае разумением (φρόνησις), в другом – благоразумием (σωφροσύνη), в третьем – мужеством (ἀνδρεία) или справедливостью (δικαιοσύνη)»29.

Четыре главные добродетели приводят к обретению мудрости и господству над страстями30.

К IV в. учение о четырех главных добродетелях прочно завоевало свое место в христианской этике. Святитель Василий Великий пишет о них в произвольном порядке – и о прочих, от них зависящих. Хотя в вышеприведенном списке разумение на последнем месте, но, скорее всего, святитель не рассматривает этот перечень как перечисление по иерархии. О разумении в другом произведении он пишет особо, используя библейские цитаты и ссылаясь на античное стоическое учение о четырех добродетелях31.

В приписываемом свт. Иоанну Златоусту сочинении по поводу воскрешения Лазаря говорится о четырех главных добродетелях, из которых состоит разум и которые соответствуют четырем элементам, составляющим тело32.

Трактат VP в общем контексте

В целом в античной и христианской греческой литературе можно выделить разные подходы к изложению четырех главных добродетелей в системе аретологии.

  1. Четыре главные добродетели как единственные и основные добродетели души.
  2. Четыре главные добродетели как первоначальные добродетели для четырех групп, зависящих от них.
  3. Четыре главные добродетели как первые в перечне добродетелей.
  4. Перечень добродетелей, в котором четыре главные добродетели в полном составе или по отдельности занимают те или иные места33.

Очевидно, что античное учение о четырех добродетелях оказалось жизненно важным и в поздней Византии, где продолжались попытки дать им максимально глубокое духовное осмысление.

В начале VP содержится фрагмент, в котором четыре главные добродетели признаются ядром христианской аретологии. Другие ключевые христианские добродетели происходят от них, составляя основополагающую для веры и нравственной жизни цепочку. Ясная зависимость от античной традиции при наличии сильной и не зависимой от нее аскетики делает данный фрагмент ценным и значимым, хотя и трудно сопоставимым с оригинальным наследием прп. Ефрема Сирина.

В основной части трактата подробно излагается христианская аскетика применительно к трем частям души: их болезненное состояние во грехах и уврачевание, в котором участвуют разные добродетели, но не четыре главные, или античные, о которых автор как будто забывает. Также излагаются восемь страстей, или страстных помыслов по терминологии Евагрия, и предлагаются соответствующие христианские добродетели34.

В конце трактата автор снова вспоминает о главных добродетелях (у прп. Иоанна Дамаскина данное место опущено), которые на сей раз составляют отдельный блок после перечня христианских добродетелей: милосердия, воздержания, молитвы, любви. В данном случае доказывается необходимость ревностного и постоянного исполнения каждой из вышеперечисленных добродетелей. Ключевыми словами оказываются слова «цель», которая позволяет исполнять добродетели во всей полноте, и «рассудительность» (διάκρισις). Последняя «больше всех добродетелей, как царица35 и добродетель добродетелей (μείζων γὰρ πασῶν τῶν ἀρετῶν ἡ διάκρισις, ὡς βασίλισσά τις οὖσα, καὶ ἀρετὴ ἀρετῶν)»36. Но далее автор снова возвращается к этимологии добродетели как выбора37 и к смыслу разумения как получения умом максимальной пользы38 от богообщения39. Данное рассуждение, очевидно, продолжает рассуждение свт. Василия Великого о том, что «мы знаем разумение как одну из четырех главных добродетелей, благодаря которым мы, люди, становимся знатоками добрых, дурных и нейтральных вещей»40.

Особый акцент на рассудительности как самой главной добродетели не противоречит системе родовых добродетелей, поскольку рассудительность и разумение близки друг другу. «Сказал старец: рассудительность больше всех добродетелей»41, – данное назидание рождается в египетской пустыне. О том же писал и прп. Нил Анкирский: «И таким образом испытанный этими искушениями [подвижник] приходит к рассудительности, которая выше всех добродетелей»42. О рассудительности говорил и прп. Иоанн Лествичник, называя ее «умным светом Божественных добродетелей», созерцаемым духовно: «Свет для всех суставов тела – чувственные очи, а умный свет Божественных добродетелей – рассудительность»43. Данное описание возвращает в начало VP, где говорится о телесных и духовных чувствах.

Завершается трактат описанием образа Божия в человеке, который дан всем, и подобия, которое приобретается добродетельной жизнью лишь святыми44.

Очевидно, что для автора VP четыре главные добродетели оказываются рамками повествования о преодолении страстей и очищении. Такой ограниченный подход указывает, насколько значимым для христианской аскетики оставалось наследие античной этики.

Родовые добродетели по отдельности в греческом корпусе, приписываемом св. Ефрему

Но какова траектория каждой из добродетелей в греческом корпусе св. Ефрема? Возможно, это тема отдельного и не очень благодарного исследования. Предварительно можно заметить, что самое большое значение приобретает «разумение», но под другими именами («рассудительность» и пр.). Благоразумие/целомудрие часто выступает вместе с чистотой как oratio bimembris («двухчленное выражение»). Мужество входит в перечни добродетелей – иногда как «чадо терпения» – но вне тесной связи с главными добродетелями. И наконец, справедливость не имеет особого значения по аристотелевской схеме и значительно уступает чисто христианским добродетелям – таким, как смирение:

«Если ты возлюбишь его [смирение], в тебе поселится Божественная благодать, и будет благодать как источник, источающий исцеления людям… Оно – столп всех добродетелей, в нем нет печали смерти. Оно научает справедливости и мужеству, терпению и миру. Оно – дом Божий, храни его»45.

Сама же справедливость все более ассоциируется с Божественным судом, вразумлением и воздаянием46.

Учение о главных добродетелях у прп. Максима Исповедника как возможный источник для VP

В качестве заключения мы кратко рассмотрим учение о главных добродетелях прп. Максима Исповедника, ибо это наиболее яркое раскрытие темы, предшествовавшее VP и, возможно, оказавшее на него влияние. Как известно, аскетическое и богословское учение прп. Максима Исповедника стало богатым синтезом античной и христианской традиции. Для прп. Максима термин γενικός был важной понятийной категорией. Так, он писал о двух «главнейших» добродетелях по сравнению с четырьмя «главными»: о премудрости как пределе всех знаемых вещей и кротости как пределе всех деятельных вещей47. В другом же месте – о самой главной добродетели – любви48. В священной нумерологии прп. Максима представление о четырех добродетелях вступает в соотношение с другими четверицами или иными цифрами. «Четыре мириады составляют четверицу главных добродетелей; с ними разум, преодолев природу и время, восстанавливается в блаженном достижении бесстрастия»49. В частности, прп. Максим сравнивает четыре добродетели с четырьмя Евангелиями: «Святым Евангелиям равночисленна сила четырех главных добродетелей»50.

Соотношение четырех добродетелей с тремя силами души, основанное на предшествующей традиции, раскрывается у прп. Максима Исповедника с максимальной полнотой51. Он описывает, в том числе, соотношение четырех добродетелей и четырех элементов, из которых составлено тело52.

С учетом вышесказанного вполне возможно предположить, что трактат De virtutibus et passionibus был составлен в «школе» прп. Максима как компилятивное учебное руководство по аскетике. Но для ответа на этот вопрос потребуется гораздо более детальный анализ других фрагментов текста трактата. В любом случае, как мы постарались показать, трактат De virtutibus et passionibus, авторство которого в греческой традиции приписывается прп. Ефрему Сирину, имеет особую важность для греческой аскетической литературы.

1 Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα / ῎Εκδ. Κ. Γ. Θραντζολας. Θεσσαλονίκη, 1994. T. 5. Σ. 392–410. О прп. Ефреме Сирине см.: Ефрем (Лэш), архим. Ефрем Сирин // ПЭ. 2008. Т. 19. С. 79–105. О трактате VP в составе греческого корпуса прп. Ефрема см.: HemmerdingerIliadou D. Ephrem, Les versions, I, Ephrem Grec // DSp. 1960–1961. 4. Col. 788–800; Eadem. Ephrem: versions grecque, latin et slave. Addenda et corrigenda // EHBS. 1975–1976. 42. P. 320–373.

2 О четырех главных добродетелях (virtutes cardinales) в западной традиции см.: Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston, 2011; Becker M. Die Kardinaltugenden bei Cicero und Ambrosius: De officiis. Basel, 1994; Bovendeert J. Kardinale deugden gekerstend. De vier kardinale deugden vanaf Ambrosius tot het jaar 1000. Nijmegen, 2007. В отличие от христианских добродетелей античные родовые добродетели были более ориентированы на восприятие обществом (Kimmel L. Literature and the passion of virtue // Virtues and passions in literature: Excellence, Courage, Engagements, Wisdom, Fulfilment / Edited by A.-T. Tymieniecka. Hanover (NH.). 2008. P. XI–XXV, особенно: P. XVII). См. также: O’Connell. Cardinal Virtues. Boston (MS.), 1918; Pieper J. The Four cardinal virtues Prudence, justice, fortitude, temperance. Notre Dame (IN.), 1966. Соответствующая западная терминология была разработана у свт. Амвросия Медиоланского: благоразумие (prudentia), мужество (fortitudo), умеренность (temperantia), справедливость (justitia). См. об этом: Гранцианский М. В., Скурат К. Е., Фокин А. Р. Амвросий, епископ Медиоланский // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 129–130; Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 472–486, особенно С. 480.

3 О кардинальных добродетелях в западной патристике на примере наследия свт. Исидора Севильского см.: Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского // Вопросы философии 7 (2014). С. 108–114. О кардинальных добродетелях в средневековье см.: Mähl S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Cologne, 1969.

4 Ср. классификацию четырех доброделей в рамках «этической» (то есть стоической) и «сотериологической» (то есть христианской) традиции; см.: Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций… С. 112).

5 Син. 930. Л. 244. Яц. 62. Л. 90 об. Прп. Паисий Величковский так и переводил в черновике «Сотниц», как видно по славянской рукописи второй половины XVIII в. из собрания А. И. Яцимирского (Яц. 62. ЛЛ. 1–122 [БАН]), а на полях приводил другие возможные варианты, например, при переводе Гл. 49 из 3-й Сотницы: «соборные» и «главные».

6 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Слав. пер.: Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец / Переведено с греческого языка. М., 2001. Т. 2. С. 393.

7 Nicetas Stethatus. Centuria 1, 96 // PG 120, 897. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. М., 1900. Т. 5. С. 109.

8 Nicetas Stethats. Centuria 2, 12 // PG 120, 905:19. Рус. пер.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Т. 5. М., 1900. С. 115.

9 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus (Т. 5. Σ. 393:5-13; выделение наше). То же см.: Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.] // PG 95, 85:14-25. Ср. в переводе свт. Феофана: «О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость…» (Добротолюбие в русском переводе дополненное. М., 1895. Т. 2. С. 369).

10 Цитируется по переводу свт. Феофана (Добротолюбие…. Т. 2. С. 376; выделение наше). Греч. текст: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus (Т. 5. Σ. 405:1–10).

11 См.: «Я стал чуждым для привычных мне вещей» (Ξένος ἐγενόμην τῶν γενικῶν μου πραγμάτων) – Ephraem Syrus. Consilium de vita spiritali, ad monachum novitium (capita 96) 28:3 // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 2. Σ. 218.

12 Οὐχ ὅπως κατορθωθῇ αὐτῶν ἡ σωφροσύνη καὶ ἡ φρόνησις, δικαιοσύνη τε καὶ ἀνδρεία·οὐ περὶ γεέννης καὶ δικαιοκρισίας Θεοῦ – Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ibid. T. 4. Σ. 251:1.

13 Статистика приводится с учетом данных, полученных при обращении к ресурсу: TLG on-line.

14 См.: Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.] // PG 95, 85–98. В статье: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель — это различие не отмечено.

15 См., например: Joannes Damascenus. Dialectica sive Capita philosophica (recensio brevior) 35:22–26 // Die Schriften des Johannes von Damaskos. (Patristische Texte und Studien 7) / Hrsg. von P. B. Kotter. Berlin, 1969. Bd. 1. S. 120), где говорится о четырех добродетелях с особым акцентом на разумении. В «Священных параллелях» один из типичных ходов — начать перечень добродетелей с четырех наиболее известных: Joannes Damascenus. Sacra parallela. Recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant // PG 96, 13.

16 Ephraem Syrus. De recordatione mortis et de virtute ac de divitiis // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα … T. 4. Σ. 251:1.

17 Свт. Феофан писал: «Греческое Добротолюбие ничего не имеет из св. Ефрема. Мы считаем несправедливостию лишить свой сборник сокровищ его учения» (Добротолюбие… Т. 2. С. 310). Среди семи включенных произведений VP занимает четвертое. См.: «Подвижнические наставления св. Ефрема Сириянина» (Добротолюбие… Т. 2. С. 311–488; Творения святых отцов в русском переводе. 1848–1849. Т. 12–14).

18 См. изложение сочинений, приписывавшихся св. Ефрему: Photius. Bibliotheca 196 Ephrem // Photius. Bibliothèque / Ed. R. Henry. Paris, 1962. Т. 3. P. 89–92.

19 Четверица добродетелей описывается при помощи слов τετράς и τετρακτύς.

20 См.: «Первых и самых главных болезней по числу четыре…» – Galenus. De naturalibus facultatibus II 8 // Claudii Galeni Opera omnia / Ed. K. G. Kühn. Leipzig, 1821. Vol. 2. P. 118:14–16.

21 Согласно Платону, трем силам души соответствуют три основные добродетели: рассудительность – разуму; мужество – воле; умеренность (σωφροσύνη) – чувству, а справедливость, четвертая добродетель, является их синтезом (см.: Фокин А. Р., Платон (Игумнов), архим. Добродетель. С. 472).

22 Ср.: Michael Psellus. De omnifaria doctrina 69:2–3 // Michael Psellus. De omnifaria doctrina / Ed. L. G. Westerink. Nijmegen, 1948. P. 45. Подробнее см.: Фокин АР., Платон (Игумнов), архим. Добродетель. С. 472–473.

23 Plato. Phaedo // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 1. Oxford, 1900. P. 69b. См. также: Plato. Leges // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 5. Oxford, 1907. P. 965d.

24 Sedley D. The speech of Agathon in Plato’s Symposium // The virtuous life in greek ethics / Ed. B. Reis. Cambridge, 2006. P. 47–69, особенно: P. 58.

25 См.: Aristoteles. Politica // Aristotelis politica / Ed. W. D. Ross. Oxford, 1957. P. 1323a.

26 Marcus Aurelius Antoninus. Τὰ εἰς ἑαυτόν 5, 12, 1:3.5.12 // The meditations of the emperor Marcus Aurelius / Ed. A. S. L. Farquharson. Vol. 1. Oxford, 1944.

27 Прем. 8:6–7: Если же благоразумие (φρόνησις) делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность (δικαιοσύνην), — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.

28 Philo Judaeus. Legum allegoriarum 1, (19) 63–66 // Philonis Alexandrini opera quae supersunt / Hrsg. von L. Cohn. Berlin, 1896. Bd. 1. S. 77–78.

29 Clemens Alexandrinus. Stromata 1, 20, 97, 3:3–4:1 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 15) / Hrsg. von O. Stählin. Berlin, 1906. Bd. 2. S. 62.

30 Clemens Alexandrinus. Stromata 7, 3, 17, 3:5–4:2 // Clemens Alexandrinus (Die griechischen christlichen Schriftsteller 17) / Hrsg. von O. Stählin. Leipzig, 1909. Bd. 3. S. 13.

31 Basilius Caesariensis. Homilia in principium Proverbiorum // PG 31, 397.

32 Joannes Chrysostomus. De non judicando proximo [Sp.] // PG 60, 766.

33 Ср.: Ephraem Syrus. <Precationes ad Dei Matrem> 4 // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 6. Σ. 367:6–368:2, особенно: Σ. 367:16.

34 См.: Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Ibid. T. 5. Σ. 402–403.

35 Ср.: Sophronius. Homilia in nativitatem Christi, см.: Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios // Rheinisches Museum für Philologie. N.F. 41 (1886). S. 501––516, особенно: S. 513:29.

36 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 406.

37 Ср.: Alexander. In Aristotelis topicorum libros octo commentaria // Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis topicorum libros octo commentaria / Hrsg. von M. Wallies. Berlin, 1891. S. 350:5.

38 Ср. слова Сократа о пользе от разумения: Plato. Meno // Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. 3. Oxford, 1903. P. 88c:4–d:3. Ср. у Аристотеля: Aristoteles. Protrepticus Fr. 38 // Aristotle’s Protrepticus / Ed. I. Düring. Stockholm, 1961.

39 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 408:12–14.

40 Basilius Caesariensis. Homilia in principium Proverbiorum // PG 31, 397.

41 Εἶπεν γέρων· ὅτι μεῖζον πασῶν τῶν ἀρετῶν ἐστιν ἡ διάκρισις – Apophthegmata. Сollectio anonyma (e cod. Coislin. 126) 106:1. См. также: F. Nau. Histoires des solitaires égyptiens // Revue de l’Orient Chrétien 12 (1907). P. 402.

42 Nilus Ancyranus. Epistulae 2, 140:85–87 // PG 79, 261.

43 φῶς δὲ νοερὸν ἀρετῶν τῶν θείων διάκρισις – Joannes Climacus. Scala paradisi 26 // PG 88, 1036.

44 Ephraem Syrus. De virtutibus et passionibus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα… T. 5. Σ. 409–410. В переводе свт. Феофана это описание опущено.

45 Ephraem Syrus. Capita centum. Quomodo quis humilitatem sibi comparet 90:9-12 // Ibid. T. 2. Σ. 343.

46 Ephraem Syrus. Sermo animae utilis // Ibid. T. 5. Σ. 112.

47 Maximus Confessor. Ambigua ad Joannem 21, 9:1–5 // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed. N. Constas. Cambridge (MS.), London, 2014. P. 432.

48 Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 40:61–66 // Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium. (Corpus Christianorum. Series Graeca 7) / Ed. C. Laga, C. Steel. Vol. 1. Turnhout, 1980. P. 269–270.

49 См.: Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 55:143–144 // Ibid. P. 489.

50 ἡ τοῖς ἁγίοις Εὐαγγελίοις τῶν τεσσάρων γενικῶν ἀρετῶν ἰσάριθμος δύναμις — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 63:463–464 // Ibid. P. 175.

51 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 41:13–17 // Maximi confessoris quaestiones et dubia (Corpus Christianorum. Series Graeca 10) / Ed. J. H. Declerck. Turnhout, 1982. P. 35. См. также о равновесии сил души и добродетелей, достигаемом благодаря справедливости: Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 48:6–14 // Ibid. P. 40–41.

52 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 87:7–12 // Ibid. P. 68.

Автор: admin

Добавить комментарий