Афонское учение о левой и правой частях сердца в трудах иеросхимонаха Григория (Симеона Афонского)

“Новый человек”

“Ветхий человек живет СЛЕВА, где его физическое сердце. Там его крепость и там его обитель. Это есть то лукавое сердце, в котором живет древний грех, старое «я», обманывающее человека с детства и до самой старости.

Это «я» унаследовано нами от наших родителей, к нему мы сами добавили горючую ядовитую смесь эгоизма, гордости и похоти – и вот, ветхий человек перед нами, во всей его красе.

Необходимо оставить место его пребывания, место греховного ума с его лживыми помышлениями, и утвердить свое внимание СПРАВА от физического сердца.

Новым человеком можно стать, только полностью перейдя НАПРАВО:

«Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую»(Ек.10:2).

Поскольку справа пребывает наш образ и подобие Божие, наш дух, незапятнанный грехом, разумный, сияющий и безсмертный.”

Монах Симон Безкровный (иеросхимонах Григорий)

* * *

У многих, прочитавших этот отрывок из книги Симеона Афонского “Новый человек”, возникает закономерный вопрос:

Имеют ли его слова отношение к удержанию внимания во время молитвы в сердечном месте с правой стороны или сказанное касается сакрального устройства сферы души человека ?

Сказанное касается и того и другого, но в большей части сакрального устройства сферы души.

Вообще теория или точнее концепция ЛЕВОЙ части физического сердца, как места “ветхого” человека, и ПРАВОЙ, как места “нового”, – это одна из мало известных теорий, которой нет в описании древних отцов. Даже в книге Экклесиаста не уточняется о каких именно частях и сторонах сердца идёт речь – левой или правой, внешней или внутренней.

Данная теория двух частей сердца была характерна именно для афонитов и афонских подвижников и исихастов, которые в процессе умной молитвы условно разделили весь путь ума к духовному сердцу на ДВА ОТРЕЗКА – ЛЕВЫЙ, обращённый к миру и ПРАВЫЙ, обращённый к Богу.

Левый отрезок (левая часть сердца), как обращённый к миру, имеет отношение к ветхому человеку, всё внимание которого обращено во внешний мир.

Соответственно, правый отрезок (правая часть сердца), как обращённый в глубину души к Богу, имеет отношение к “новому” человеку, всё внимание которого устремлено во внутренний духовный мир.

Таким образом само физическое сердце выступает в данной модели как бы условным ЦЕНТРОМ человека и тем водоразделом, который делит всю сферу души на две части:

– внешнюю (левую), устремлённую к миру и
– внутреннюю (правую), устремлённую к Богу.

Если данную модель рассмотреть через призму логоса человека (пирамиды сознания), то ЛЕВОМУ сердцу соответствуют слои сознания с 9-го по 1-й, а ПРАВОМУ слои с 9-го по 17-й.

На данной схеме показано как соотносятся между собой левое сердце и правое, как две части сферы души:

Этот  же принцип двух  частей  сердца  можно рассмотреть  и  через призму  пирамиды  сознания  153:

Но что  ещё  удивительней,  афонское учение  о  левой  и правой частях  сердца  полностью  коррелирует с  йогическим  учением  о  системе  ЧАКР,  где  активация при медитации промежуточных чакр  (аджна, вишудха  и свадхистана , манипура)  в итоге должна приводить  к вниманию на линии сердца,  активируя  канал  духовного сердца.  

На рисунке для сравнения представлены две схемы устройства и взаимодействия души и тела:

  • Учение святых отцов о левой и правой частях сердца
  • Йогическое учение о системе чакр

Как видно из обоих рисунков, речь идёт о схожем понимании природы души и характере взаимодействия души с телом.

При этом отличия между моделями касаются только числа энергетических центров, которых в святоотеческой модели всего три (центр головного мозга, центр чувства, центр воли), а в йогической модели семь (чакры).

При этом отличие чакрической модели только в том, что кроме основных, она учитывает и промежуточные центры (лобный и горловой, а также солнечное сплетение и пупочный центр), которые менее значимы.

Что касается канала СЕРДЦА, как основного, то и в святоотеческой модели и в йогической – они одинаковы, а это значит, что и одна и другая модель могут привести своего адепта к духовному сердцу, что есть олицетворение духовного совершенства.

Практически аналогичная  ситуация  и с  буддистским  учением о нижнем, среднем  и  верхним  “даньтянах”, как  котлах (ёмостях)  жизненной  энергии  человека.:

 

Автор: admin

Добавить комментарий