Для большинства верующих людей нашего времени, не знакомых с понятием об умной молитве и умном делании, представление о молитве прочно связано с одним из наиболее примитивных видов молитвенного делания, именуемого гласной или словесной молитвой, которую часто имеют «богопопрошайничеством», когда цель молитвы выпрашвание каких-либо благ или преференций или «вычитыванием« молитвы, т.е. точном повторении слово в слово неких божественных заклинаний и священных текстов, призванных каким-то чудесным образом совершить «чудо». Под «чудом» понимается решение некой личной проблемы, исполнение личной воли или свершения некого преображения над душой.
При таком упрощённом и магическом понимани молитвы не идёт речи о знании техники соединения ума с сердцем, которая есть основа молитвенного делания. В итоге гласная молитва носит сугубо имитационный и внешний характер, который можно назвать безблагодатным самоутешением, поскольку при такой молитве нет главного – концентрации, внимания и соединения ума и сердца.
Подобная практика «молитвы» в форме психологического ритуала для большого числа верующих стала в наши дни настолько привычной и повседневной, что многие и мысли не допускают о том, что молитва может быть чем-то неизмеримо большим, чем просто вычитыванием славословий или попрошайничеством. Вместе с тем, у отцов Восточной Церкви молитва не имела ничего общего со славословием и богопопрошайничеством, а была средством просвещения души и ума до светозарного состояния «нового человека».
Говоря другими словами, молитва была средством и техникой создания «нового человека», но не всякая молитва, а только высшая молитва, именуемая умной и переходящая в «умное делание». Знание об умной молитве и умнеом делании было священной тайной христианства, передаваемой только от сердца к сердцу и без помощи самоучителей и учебников.
В силу целого ряда объективных причин знание о технике умной молитвы, как средстве раскрытия безграничного потенциала возможностей человеческого сердца было утрачено и выведено не только из сферы общественного, но и общецерковного сознания.
В настоящее время вновь проявляется интерес к умной молитве и ситуация требует прояснения некоторых принципиальных моментов, связанных с пониманием психологии молитвы и устройством человеческой души. В силу ёмкости данной темы, обозначим лишь ключевые моменты, как азы психологии молитвы.
Начнём с определений.
– А правомерно ли использование такого словосочетания, как «психология молитвы» ?
– Да, вполне правомерно. «Психология» буквально обозначает наука о душе, а «молитва» – это одно из состояний души, значит, «психология молитвы» – это процесс познания тех душевно-психических изменений, которые происходят в душе и психике под действием молитвы и в ходе молитвенной практики.
– Что есть молитва ?
– Молитва по своему существу есть способ соединения ума с сердцем, а через сердце с Богом, поэтому молитву правомерно называть способом соединения человека с Богом посредством духовного сердца.
– Сколько существует видов молитвы ?
– По святоотеческому учению существует не менее 5 ступеней молитвы:
- — Словесная молитва (гласная)
- — Внимательная молитва (деятельная)
- — Умно-сердечная молитва (деятельная и самодвижная)
- — Умная молитва или чистая (самодвижная, непрестанная)
- — Зрительная молитва (восхищенная, трансцендентная)
– Важна ли словесная (гласная) молитва или можно сразу переходить к более высоким формам молитвы?
– Этап словесной или гласной молитвы в форме чтения акафистов, славословий, гимнов, молитв годового круга, ежедневных, праздничных и др. очень важен. Несмотря на то, что это самая простая форма рассеянной молитвы, которая осуществляется только неконцентрированным умом без подключения сердца, эта молитва помогает уму на первоначальном этапе услышать самого себя и скоординировать движение ума с движением сердца и совести. Без освоения практики гласной молитвы не рекомендуется переходить к более высоким формам молитвы.
– Как долго может длиться этап освоения словесной (гласной) молитвы ?
– Этап освоения словесной или гласной молитвы у разных людей может длиться разное время. В среднем этот этап длится несколько лет и завершается умением синхронизировать ум с сердцем в молитвенном состоянии. У большинства верующих этап словесной молитвы бывает единственным и они не переходят на более высокие ступени молитвенного делания в силу отсуствия наставников, привычки и не желания понуждать себя на что-то большее.
– Что является стимулом для перехода от словесной молитвы к молитве внимательной и далее к сердечной ?
– Стимулом является естественный процесс очищения ума в ходе молитвенной практики и постоянство намерения молящегося, которое как бы двигает точку фокуса сознания в направлении духовного сердца и в определённый момент молящийся начинает переодически чувствовать своё духовное сердце. С этого момента в молитвенную практику включается внутреннее внимание и молитва переходит со стадии словесной на стадию внимательной. При дальнейшем усердии и внимании молящегося по мере приближения к духовному сердцу, внимательная молитва переходит в сердечную.
– Что такое молитва Иисусова
– Молитва Иисусова – это одна из т.н. кратких молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», которая чаще других используется в практике умного делания. Несмотря на кратость и видимую простоту этой молитвы, она обладает удивительной и невыразимой силой непосредственности покаянного обращения к Богу. Иисусова молитва чаще всего используется в практиках священнобезмолвия и созерцания.
– Чем отличаются виды или ступени молитвы ?
– Они отличаются степенью приближения ума к духовному сердцу, а также глубиной очищения и просвещения духа, души и тела в ходе молитвенной практики. Словесная молитва самая поверхностная, которая использует преимущественно органы тела и психику, а зрительная молитва наиболее глубокая, поскольку использует органы души и энергию духа. Словесную молитву осуществляет «ветхий» и телесный человек, а молитвой чистой и зрительной молится человек, достигший духовного сердца и соединивший ум с сердцем.
– Что участвует в молитве – ум, душа или тело ?
– В молитве участвуют все части тримерии человека – дух (ум), душа и тело. Чем более духовен человек, тем полнее в молитве задействованы все части существа (тело, душа и дух). Чем более телесен человек, тем более задействовано в молитве только тело.
– Сколько лет уходит на освоение молитвенной практики до состояния чистой молитвы ?
– Вся жизнь и даже… …более того.
– Как и где найти наставника для освоения молитвы ?
– В силу ряда причин (схоластизации и формализации вероучения) в настоящее время наставников молитвы практически не осталось, поэтому найти наставника молитвенного делания в аспектах чистой и умной молитвы очень трудно, практически невозможно.
– Можно ли вообще осваивать практику молитвы без наставника ?
– Святые отцы учат, что можно. На начальных этапах нужен лишь духовник и решимость к освоению практики молитвы, поскольку молитва сама является наставником и со ступени сердечной молитвы Дух становится наставником благодаря синергии и просвещению ума.
– Можно ли осваивать молитвенную практику в миру ?
– Можно, если руководствоваться святоотеческим преданием, пособиями по умному деланию и рассудительностью , хотя это весьма сложно в наше время.
– Есть ли противопоказания для самостоятельной молитвенной практики без наставника ?
– Есть. Для практики умной молитвы – это не развитость ума, повреждённость (психические заболевания и расстройства), преелесть и одержимость.
– Что можно считать отправной точкой для начала молитвенной практики ?
– Отправной точкой для начала молитвенной практики можно считать покаянние состояние души, именуемое сокрушённым сердцем или «нищетой духа».
– Что обозначает само слово «молитва» ?
– Слово «молитва» происходит от глагола «молить», который связан с такими смыслами, как размягчать, измельчать, утончать, молоть и т.д. Среди близких и родственных значений понятия «молить» можно встретить такие, как «mоdliti» (польск) или «mоlditi» (лит.), «mildi» (сакс), «mоliti» (словен.), «mild» (англ.) – мягкий.
– Что «размягчается» в процессе молитвы ?
– «Размягчение» в молитве имеет отношение к состоянию основных сил человеческой души (ум, чувство, воля), которые в повседневном состоянии находятся в «жестком», т.е. фиксированном состоянии, а в состоянии молитвы переходят в подвижное и податливое состояния, связанное со смещением фокуса сознания в сторону сердца.
С точки зрения святоотеческой психологии у каждого человека имеет место, как бы не один ум, а два ума одновременно:
- – «ум головы», локализованный в головном мозге, который обычно называется рассудком, а в более развитом виде интеллектом и
- – «ум сердца», локализованный в некой внутренней области «души», который обычно называется совестью, интуицией, предчувствием и прямым знанием.
Так сложилось, что эти два типа ума, имеющие принципиально разную направленность, разделены или разнесены в душе и ум сердца практически аторофирован, тогда как вся деятельность осуществляется только умом головы. Вернуть прежнюю согласованность этим двум умам через соединение ума и сердца и есть одна из задач молитвенной практики. Молитву правомерно считать Богопознанием.
– Чем отличается Богопознание процессе молитвы от миропознани ?
Миропознание – это познание окружающего мира, в котором задействован преимущественно ум головы. В процессе миропознания не задействовано сердце души, а только ум головы.
Богопознание – это познание внутреннего мира души и Бога при помощи не ума головы, а ума духовного сердца и совести.
В процессе Богопознания вектор ума и внимание меняют направление на противоположное миропознанию и обращаются вовнутрь души.
Как видно из данного рисунка, в процессе богопознания при обращении мышления происходит изменение локуса и фокуса восприятия в сторону Бога.
Таким образом, говоря о молитве, можно сказать, что «размягчение» имеет самое прямое и непосредственное отношение к силам души (уму, чувству, воле), которые переходят из хаотичного состояния в более упорядоченное и согласованное.
Итогом умного молитвенного делания является достижение состояния расширенного сознания, когда преображённый и очищенный нравственностью «ум головы» соединяется с духовным «умом сердца», образуя расширенное интегральное сознание, которое можно назвать сознанием духовным.
В ходе этого процесса соединения двух типов осознанности в одно, повышается общая интенсивность свечения осознания.
Как видно из представленных выше рисунков, процесс молитвы связан с умением активизировать направленное во внутрь богомышление и богопознание.
– Что самое сложное в молитвенной практике на первоначальном этапе ?
– Самое сложное в молитвенной практике – это возможность остановки парения ума и выработка возможности полного контроля движений ума силой воли и внимания.
– Каковы основные этапы освоения молитвенной практики ?
– обучение умению останавливать ум и помещать ум в слова молитвы,
– обретение умения концентрировать ум, чувство и волю в одной точке,
– определение сердечного места (канала сердца) и умении направлять точку ума, чувства и воли в канал сердца,
– помещение (сведение) ума, чувства и воли в духовное сердце,
– освоение пространства духовного сердца.
– Как происходит освоение этой техники ?
– Вначале посредством словесной молитвы вырабатывается умение останавливать ум, заключая его в слова молитвы, затем вырабатывается умение удерживать ум в сконцентрированном и непарительном состоянии, затем определяется сердечное место (канал входа в сердце), затем ум концентрируется на сердечном месте, затем ум постепенно обучается умению входить в пространство сердца. По мере очищения ёмкости сердца от страстей, ум входит в сердце, откуда возможно прямое богосозерцание. С этого времени умная молитва становится сердечной.
– Сердечное место – это само физическое сердце ?
– Сердечное место – это не физическое сердце. Сердечное место – это условная точка входа в канал сердца, которая расположена в области сердца физического. Само сердце физическое – это не то же самое, что сердце духовное. Через сердце физическое проходит только канал входа в сердце духовное. Сердце духовное как место соединения сил души в других учениях именуется «точкой сборки» сил души (ума, чувства, воли) и находится по линии, проходящей от вершины сердца за левую лопатку, примерно в 40 см за левой лопаткой.
«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, слово. 2)
«Некоторые святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что удобно бывает новоначальным творить молитву там, где она совершается естественно, там, где у человека находится орган слова, то есть в гортани, где глотается пища. Здесь, у основания шеи, но отнюдь не в ином каком месте, потщись поначалу стоять вниманием, старательно заключая ум в слова молитвы, пока ум еще не согрет сердечным откликом, пока молитва не окрашена сочувствием сердечным.» (Н.М. Новиков, Подвиг в миру)
«Учти же ты, делатель сей священной молитвы Иисусовой, вот что: со всем тщанием стой вниманием только там, у вершины сердечной, а если позволишь уму вращаться в иных местах твоего существа, то сотворишь себе скорбь великую, пользы же не получишь. Действуя же сказанным образом, обеспечишь кратчайший путь для благодатного вхождения ума в глубину сердца, чтобы всей душой в полноте приносить славословия в непрестанном молении, поклоняясь Господу духом и истиною. Всячески избегни стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках, что весьма бедственно. Устанавливай ум всегда, как указано.» (Н.М. Новиков, «Подвиг в миру»)
Плодом умной молитвы является первичное очищение ума и умение сознавать состояние собственной повреждённости страстями тела, души и духа, бесчисленными как песок морской.
– Почему нельзя концентрировать внимание ни на каком другом месте, кроме сердечного ?
– Потому, что к духовному «сердцу» ведёт только канал сердца через сердечное место. Помещение внимания в любом ином месте выше или ниже места сердца может увести ум в сторону от Бога в глубоко изменённое (прелестное) состояние.
– Каким способом ум удерживается в сердце (души), как внутренней клети?
– Собранный ум постоянно (неисходно) удерживается в духовном сердце души, силой духовного намерения. Это особый навык фиксации сознания и восприятия в созерцательном состоянии, вырабатываемый на этапе умно-сердечной молитвы.
«Ум, не рассеивающийся по внешнему, возвращается (вращается) сам к себе, а через себя восходит к Богу» (Св. Василий Великий)
– Нет ли опасности вхождения в процессе умной и умно-сердечной молитвы в состояние духовной прелести ?
– Опасность прелести есть всегда, вместе с тем, наиболее высока вероятность прелести именно на начальных ступенях освоения молмитвенной практики, когда сильно влияние чувств, эмоций и силы воображения. В то же время, чистая и умная молитва, свободная от влияния чувств (страстей) не подвержена прелести.
«Круговая молитва из сердца никогда не боится прелести» (Иосиф Исихаст, Выражение монашеского опыта)
– Для всякой ли молитвы нужно понуждение и использование своей воли ?
– Нет не для всякой. Понуждение и воля нужны только на начальном этапе т.н. деятельной молитвы (словесной и внимательной). На этапе умно-сердечной и сердечной молитвы, когда ум освоит внутренне пространство сердца и сможет свободно входить в него, молитва становится самодвижной, т.е. возникающей естественным образом после вхождения в сердце. Это высшие этапы молитвенной практики, достигаемые десятилетиями каждодневной практики.
– Что значит понятие «художественная» молитва ?
– «Художественная» молитва, буквально значит «искусная» или дополненная различными «художествами», т.е. психосоматическими приёмами (дыханием, благовониями, особыми позами, телодвижениями, окружающей обстановкой и т.д.), помогающими входить в молитвенное состояние.
– Что говорят святые отцы о «художественной» молитве ?
– Святые отцы не рекомендуют делать упор на «художественные» средства молитва в начальный период обучения, как второстепенные, а потому ложно обуславливающие и отвлекающие внимание от самого главного – умения останавливать ум и помещать в слова молитвы.
«Кому желательно дознать сие, тот пусть… приступит к этому самим делом; тогда сам собою дознает сие и, конечно, не потребует учителя. Ибо говорят: сиди в келии, и это само по себе научит тебя всему» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 59)
– Что значит непрестанная молитва ?
– Непрестанная молитва, значит, молитва осуществляемая постоянно, поскольку ум не только освоил пространство сердца, но не исходит из сердца и пребывает в нём постоянно, а потому и молится непрестанно. Непрестанная молитва вовсе не связана со славословиями или гимнами, а может осуществляться безмолвно, как внутрненнее озарение сердца и непрестанное видение Бога даже пребывая в мире.
– На каком из этапов молитвенной практики имеет место самая сильная внутренняя брань ?
– Наиболее сильная внутренняя брань бывает на этапе внимательной и умно-сердечной деятельной молитвы, когда ум головы теряет свои бразды правления и переходит под юрисдикцию сердца. В этот момент свет благодати проникает в самую глубину «души», как место сосредоточения не только сил души, но и самости (эгоизма) и поптому вызывает усиленную брань. Именно начало исправления (выравнивания) основных сил души (ума, чувства и воли) и вызывает наиболее сильное сопротивление эгоизма, как следствия первородного повреждения. Отцы сравнивают этот процесс с разорением «осиного гнезда».
«Итак, возлюбленный, ты видишь, что все зло исходит из сердца, которое стало гнездилищем и жилищем сатаны? Там, как в сокровищнице, собраны все злые семена его лукавства и все растлевающие уловки его, коварства, поверх которых, как на некоем мягком и дорогом ковре, отдыхает он сам. Но когда молитва достигнет этого жилища сатаны, растревожит его и сильно взбаламутит, тогда тотчас встревожится и смутится сатана вместе со своими злыми ангелами, как возмущаются и гневаются осы, когда потревожишь их гнездо.
Но ты, о монах, достигший молитвы и прошедший ею даже до сердца, прошу тебя и побуждаю, ради любви к своей душе вложи все свои силы в сердечную молитву, чтобы растерзать эту сатанинскую завесу. Ибо завеса эта есть рукописание диавола, она – обвинительная хартия денницы, в которой им уже записаны все грехопадения.» (Трезвенное созерцание, неизвестный автор, 1851 г)
– Что значит чистая молитва ?
– Чистая молитва – это молитва сердечная самодвижная, которая осуществляется из чистого сердца чистым и бесстрастным духовным умом, слитым с духовным чувством и духовным намерением.
«Затем следует более совершенная степень молитвы — молитва чистая, или непарительная. Такая умно-сердечная молитва совершается умом и сердцем, уже полностью очищенными от помрачения и страстей. Сердце бесстрастное молится чисто, помыслы из такого сердца уже не исходят, поэтому с чистотой неразлучна и непарительность, когда ум избавлен от помыслов и греховных желаний.» (Н.М. Новиков, «Подвиг в миру»)
«Наконец, поверь, брат, что ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитвы, — молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною. И когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва. Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 16)
– Каков предел молитвы ?
– У молитвы нет предела. Высшей молитвой из возможных человеку можно считать молитву зрительную (восхищенную), которая являет собой этап открытия духовного зрения и «видения» духовного мира. Зрительная молитва естественным образом следует за чистой. На этапе зрительной молитвы подвижник становится совершенно «свободным» обитателем большой клети небесной и является обитателем двух миров (земного и небесного) одновременно. Вот почему зрительную молитву также именуют «девством духа».
«Чистая созерцательная молитва предваряет собой высшую степень всех добродетелей — молитву зрительную. Эта добродетель иначе именуется девством духа. В молитве зрительной ум непосредственно зрит Бога, постигает все дела Домостроительства Божиего, начиная с Божественного Совета о сотворении человека и кончая Вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом, простирается на разумение великих Божественных тайн.» (Н.М. Новиков, «Подвиг в миру»)
– Можно ли понять умом, что происходит с душой подвижника в ходе молитвенной практики и практики умного делания ?
– Можно, но лишь частично. В ходе молитвенной практики по мере установления и укрепления связи с Богом, происходит уплотненеие тонкой материи души за счёт накопления потенциала благодати, из-за чего меняется вся внутренняя структура души и интенсивность свечения энергии. Данный процесс нарастания благодати Святого Духа во всех религиях мира именуется «просветлением» души.
– Можно ли визуализировать процесс молитвы и те отличия, которые происходят в душе в свете современных нейронных представлений ?
– Можно попытаться в известной мере условности:
«Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». (Преп. Нил Синайский, Творения, Ч.1 ).
– Какие труды сегодня можно взять за основу для самостоятельного освоения молитвенной практики ?
– В качестве руководства в деле освоения молитвенной практики, можно воспользоваться трудами Н.М. Новикова из его авторского проекта «Умное делание», который был инициирован и благословлён архимандритом Кириллом (Павловым), молитвенно поддержавшим данное начинание в 1997 г.
«Она [молитва] отделяет тебя от бессловесных животных, она соединяет с ангелами, и если кто ревностно старается о том, чтоб посвятить всю свою жизнь на молитвы и служение Богу, то такой скоро сделает своим достоянием их устройство, и жизнь, и поведение, и честь, и благородство, и мудрость, и разум. Что могло бы быть святее беседующих с Богом?» (Св. Иоанн Златоуст, О молитве, Слово 2)
«Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: Духом Святым молящееся (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе с тем духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние.
Молитва есть дыхание души, как воздух, дыхание естественное тела». (Св. Иоанн Кронштадский, О молитве, 32, 36)