О психологии молитвы в вопросах и ответах

Для большинства верующих людей нашего времени, не знакомых с понятием  об  умной   молитве и умном  делании, представление о молитве прочно связано с одним  из наиболее  примитивных  видов  молитвенного делания, именуемого  гласной  или словесной  молитвой, которую  часто  имеют «богопопрошайничеством»,  когда  цель  молитвы  выпрашвание  каких-либо  благ или преференций  или  «вычитыванием«  молитвы, т.е.  точном  повторении  слово в  слово  неких  божественных  заклинаний  и  священных текстов, призванных  каким-то  чудесным образом  совершить  «чудо».  Под  «чудом»  понимается  решение  некой  личной проблемы, исполнение  личной  воли  или  свершения некого  преображения  над  душой.

При  таком  упрощённом  и магическом  понимани  молитвы  не  идёт  речи  о  знании  техники соединения  ума   с  сердцем, которая  есть  основа  молитвенного  делания.   В итоге  гласная  молитва  носит сугубо  имитационный  и  внешний  характер, который  можно назвать безблагодатным  самоутешением, поскольку при  такой   молитве  нет главного – концентрации, внимания и  соединения   ума  и сердца.

Подобная практика «молитвы»  в  форме  психологического  ритуала   для  большого  числа  верующих  стала  в  наши   дни  настолько  привычной  и повседневной, что многие и мысли не  допускают о том, что молитва  может  быть чем-то неизмеримо большим, чем  просто  вычитыванием славословий  или  попрошайничеством.   Вместе с  тем, у  отцов  Восточной Церкви  молитва  не имела  ничего  общего  со  славословием  и  богопопрошайничеством, а  была  средством  просвещения  души  и  ума  до  светозарного  состояния  «нового  человека».

Говоря  другими  словами, молитва  была  средством  и  техникой  создания «нового  человека», но не  всякая  молитва, а  только высшая  молитва, именуемая  умной и переходящая в  «умное  делание».  Знание  об   умной  молитве  и  умнеом  делании было священной  тайной  христианства, передаваемой  только  от сердца к сердцу  и  без  помощи самоучителей  и учебников.

В силу  целого  ряда  объективных  причин знание  о  технике  умной  молитвы, как  средстве   раскрытия  безграничного  потенциала  возможностей человеческого  сердца  было  утрачено и  выведено  не  только  из сферы  общественного, но и  общецерковного  сознания.

В настоящее  время  вновь проявляется  интерес  к  умной молитве и ситуация  требует прояснения  некоторых принципиальных  моментов, связанных  с  пониманием  психологии молитвы и  устройством человеческой  души. В силу  ёмкости данной  темы,  обозначим  лишь ключевые  моменты, как   азы  психологии  молитвы.

Начнём с  определений.

 –  А правомерно ли использование  такого   словосочетания, как «психология   молитвы» ?

– Да, вполне  правомерно.  «Психология»  буквально  обозначает  наука о душе, а  «молитва»  – это одно из состояний души, значит, «психология   молитвы» – это процесс  познания тех  душевно-психических  изменений, которые происходят  в  душе  и психике  под действием  молитвы  и в  ходе молитвенной  практики.

– Что есть молитва ?

– Молитва  по  своему  существу  есть  способ  соединения ума  с  сердцем, а  через  сердце  с  Богом, поэтому  молитву правомерно называть  способом  соединения  человека с Богом  посредством  духовного сердца.

– Сколько существует видов молитвы ?

– По святоотеческому   учению существует  не  менее   5 ступеней молитвы:

  • — Словесная молитва (гласная)
  • — Внимательная молитва (деятельная)
  • — Умно-сердечная молитва (деятельная  и  самодвижная)
  • — Умная  молитва или чистая (самодвижная, непрестанная)
  • — Зрительная молитва (восхищенная,  трансцендентная)

–  Важна  ли словесная (гласная)  молитва или  можно  сразу  переходить к  более  высоким  формам  молитвы? 

–  Этап  словесной  или  гласной молитвы  в  форме  чтения  акафистов,  славословий,  гимнов,  молитв  годового круга, ежедневных,  праздничных   и др.  очень  важен.  Несмотря на  то, что  это  самая  простая  форма  рассеянной  молитвы, которая  осуществляется  только  неконцентрированным  умом  без подключения  сердца,  эта молитва помогает уму  на первоначальном  этапе услышать самого себя  и  скоординировать движение ума с  движением  сердца  и совести.  Без освоения практики гласной молитвы  не  рекомендуется  переходить к  более  высоким  формам молитвы.

–  Как  долго  может  длиться  этап  освоения  словесной (гласной)  молитвы ?

–  Этап освоения словесной или  гласной молитвы  у  разных людей может  длиться разное время.  В среднем  этот  этап  длится  несколько лет  и  завершается  умением  синхронизировать  ум с  сердцем  в  молитвенном состоянии.  У  большинства верующих этап  словесной молитвы бывает  единственным и  они не  переходят на  более высокие ступени молитвенного  делания в  силу отсуствия наставников,  привычки  и  не  желания  понуждать  себя на  что-то  большее.

–  Что является  стимулом  для  перехода  от словесной молитвы  к молитве  внимательной  и  далее  к  сердечной ?

–  Стимулом  является  естественный процесс  очищения ума  в  ходе  молитвенной  практики  и  постоянство намерения  молящегося,  которое  как  бы  двигает  точку  фокуса  сознания  в  направлении  духовного сердца  и в  определённый  момент молящийся  начинает  переодически  чувствовать своё  духовное  сердце.  С  этого момента в  молитвенную практику  включается  внутреннее  внимание и  молитва  переходит со  стадии словесной  на стадию  внимательной.  При  дальнейшем  усердии  и внимании  молящегося   по  мере  приближения  к  духовному сердцу,  внимательная  молитва  переходит  в  сердечную.

–  Что такое молитва Иисусова

–  Молитва Иисусова – это одна  из т.н. кратких  молитв  «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», которая  чаще других  используется в  практике умного делания.  Несмотря на  кратость и видимую простоту  этой   молитвы, она  обладает удивительной  и невыразимой  силой непосредственности покаянного обращения к Богу.   Иисусова молитва  чаще  всего  используется в практиках священнобезмолвия и созерцания.

–  Чем отличаются  виды  или  ступени молитвы ?

– Они отличаются  степенью приближения   ума к духовному сердцу, а  также  глубиной очищения  и просвещения  духа, души и тела  в  ходе   молитвенной   практики. Словесная молитва самая поверхностная, которая  использует  преимущественно  органы  тела  и психику,  а  зрительная   молитва наиболее  глубокая, поскольку  использует  органы  души  и  энергию  духа.  Словесную  молитву  осуществляет  «ветхий»  и  телесный человек,  а  молитвой чистой и зрительной молится  человек,  достигший  духовного сердца  и соединивший  ум с  сердцем.

– Что участвует в  молитве – ум,  душа или тело ?

– В молитве участвуют все  части тримерии человека – дух (ум), душа  и тело.  Чем  более  духовен  человек,  тем  полнее  в  молитве  задействованы  все  части  существа  (тело,  душа и  дух). Чем более  телесен  человек,  тем   более  задействовано  в  молитве  только  тело.  

– Сколько лет  уходит на освоение   молитвенной практики  до состояния  чистой молитвы ?

– Вся жизнь  и  даже…   …более  того.

– Как и где найти наставника для освоения молитвы ?

– В силу  ряда   причин  (схоластизации  и  формализации вероучения)  в настоящее  время наставников молитвы  практически  не  осталось, поэтому найти наставника молитвенного делания  в  аспектах  чистой  и  умной молитвы  очень  трудно, практически  невозможно.

– Можно ли  вообще  осваивать  практику  молитвы без наставника ?

– Святые  отцы  учат, что можно. На начальных этапах нужен лишь духовник и решимость к освоению практики  молитвы,  поскольку молитва сама  является  наставником и  со ступени  сердечной молитвы Дух  становится  наставником  благодаря  синергии  и просвещению  ума.

– Можно ли осваивать молитвенную  практику в  миру ?

– Можно, если  руководствоваться  святоотеческим  преданием,  пособиями  по  умному  деланию  и  рассудительностью , хотя  это весьма сложно  в  наше  время.

– Есть ли противопоказания для самостоятельной  молитвенной  практики  без  наставника ?

– Есть.  Для  практики  умной   молитвы –  это не  развитость  ума, повреждённость (психические  заболевания  и расстройства), преелесть  и одержимость.

– Что можно считать отправной  точкой  для  начала  молитвенной  практики  ?

– Отправной  точкой для  начала   молитвенной  практики  можно  считать  покаянние  состояние  души,  именуемое  сокрушённым сердцем   или  «нищетой духа».

– Что обозначает само слово  «молитва» ? 

– Слово «молитва» происходит от глагола  «молить», который связан с такими  смыслами, как  размягчать, измельчать, утончать, молоть и т.д.   Среди  близких и родственных значений  понятия «молить» можно встретить такие, как  «mоdliti» (польск)  или «mоlditi» (лит.), «mildi» (сакс), «mоliti» (словен.), «mild» (англ.) – мягкий.

–  Что  «размягчается»  в  процессе  молитвы ?

– «Размягчение»  в  молитве  имеет  отношение к  состоянию основных сил  человеческой  души (ум, чувство, воля), которые в  повседневном  состоянии находятся  в «жестком», т.е.  фиксированном  состоянии, а в  состоянии молитвы переходят в  подвижное и податливое  состояния, связанное со  смещением фокуса  сознания  в сторону  сердца.

С точки  зрения  святоотеческой  психологии у  каждого человека имеет  место, как  бы не  один ум, а  два  ума одновременно:

  • – «ум головы», локализованный   в  головном  мозге, который обычно называется  рассудком, а в   более  развитом виде   интеллектом и
  • – «ум сердца», локализованный  в  некой  внутренней  области  «души»,  который обычно называется  совестью,  интуицией, предчувствием  и  прямым  знанием.

Так сложилось, что эти  два  типа  ума, имеющие  принципиально  разную  направленность,   разделены или разнесены   в  душе   и ум  сердца  практически   аторофирован,  тогда  как   вся  деятельность  осуществляется   только  умом  головы.  Вернуть  прежнюю  согласованность  этим  двум  умам  через  соединение  ума  и сердца  и есть  одна из  задач  молитвенной  практики.  Молитву  правомерно считать Богопознанием.

–  Чем  отличается  Богопознание  процессе  молитвы  от миропознани ?

Миропознание  – это познание  окружающего  мира, в  котором  задействован  преимущественно  ум  головы.  В процессе  миропознания не  задействовано  сердце  души, а  только ум  головы.

Богопознание – это познание  внутреннего  мира  души и  Бога   при  помощи   не  ума  головы, а  ума  духовного  сердца  и  совести.   

 В процессе  Богопознания вектор  ума  и внимание  меняют направление  на  противоположное  миропознанию  и  обращаются  вовнутрь  души.

Как видно из данного рисунка, в  процессе  богопознания  при  обращении  мышления  происходит изменение локуса  и фокуса восприятия в  сторону Бога.

Таким  образом, говоря  о молитве, можно сказать, что  «размягчение»  имеет  самое   прямое  и непосредственное  отношение  к силам  души  (уму, чувству, воле), которые  переходят  из  хаотичного  состояния  в  более  упорядоченное  и согласованное. 

Итогом умного  молитвенного делания является достижение состояния расширенного сознания, когда  преображённый и очищенный  нравственностью «ум  головы» соединяется с  духовным  «умом сердца», образуя  расширенное интегральное сознание, которое можно назвать сознанием  духовным.

В ходе этого процесса  соединения двух  типов  осознанности  в  одно,  повышается  общая  интенсивность свечения осознания.

Как видно из  представленных  выше  рисунков, процесс молитвы связан  с  умением  активизировать  направленное  во внутрь  богомышление  и богопознание.  

– Что самое сложное в   молитвенной практике  на  первоначальном  этапе ?

– Самое сложное   в  молитвенной  практике  –  это возможность  остановки  парения  ума  и  выработка  возможности полного контроля  движений  ума  силой  воли и внимания.    

– Каковы  основные  этапы  освоения  молитвенной  практики ?

–  обучение  умению  останавливать  ум  и помещать  ум в  слова  молитвы, 

–  обретение умения  концентрировать ум,  чувство  и  волю  в  одной  точке,

–  определение сердечного места (канала сердца) и умении  направлять  точку  ума, чувства  и воли  в  канал  сердца,

– помещение (сведение) ума, чувства и воли  в  духовное  сердце,

– освоение пространства духовного сердца.

– Как происходит освоение этой  техники ?

–  Вначале посредством словесной  молитвы  вырабатывается умение останавливать ум, заключая  его в  слова молитвы, затем вырабатывается умение удерживать ум в  сконцентрированном  и непарительном состоянии, затем  определяется сердечное   место (канал входа в сердце), затем  ум концентрируется на   сердечном  месте, затем ум постепенно обучается умению входить в  пространство  сердца.  По  мере очищения  ёмкости сердца  от страстей,   ум входит в  сердце,  откуда  возможно  прямое  богосозерцание.  С этого времени умная   молитва становится  сердечной.

– Сердечное  место – это само  физическое  сердце  ?

– Сердечное место –   это  не  физическое  сердце.    Сердечное место –  это  условная  точка входа в  канал  сердца, которая  расположена в  области сердца физического.  Само  сердце  физическое  –  это  не  то же   самое, что сердце духовное.  Через  сердце  физическое проходит только  канал  входа в  сердце  духовное.  Сердце  духовное  как  место  соединения  сил  души в  других  учениях именуется  «точкой  сборки»  сил души  (ума, чувства, воли)  и  находится  по  линии, проходящей  от вершины   сердца за  левую  лопатку,  примерно в  40 см за левой  лопаткой.

«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Св. Исаак Сирин, Слова  подвижнические, слово. 2)   

«Некоторые святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что удобно бывает новоначальным творить молитву там, где она совершается естественно, там, где у человека находится орган слова, то есть в гортани, где глотается пища. Здесь, у основания шеи, но отнюдь не в ином каком месте, потщись поначалу стоять вниманием, старательно заключая ум в слова молитвы, пока ум еще не согрет сердечным откликом, пока молитва не окрашена сочувствием сердечным.»  (Н.М. Новиков, Подвиг в  миру)

«Учти же ты, делатель сей священной молитвы Иисусовой, вот что: со всем тщанием стой вниманием только там, у вершины сердечной, а если позволишь уму вращаться в иных местах твоего существа, то сотворишь себе скорбь великую, пользы же не получишь. Действуя же сказанным образом, обеспечишь кратчайший путь для благодатного вхождения ума в глубину сердца, чтобы всей душой в полноте приносить славословия в непрестанном молении, поклоняясь Господу духом и истиною. Всячески избегни стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках, что весьма бедственно. Устанавливай ум всегда, как указано.» (Н.М. Новиков,  «Подвиг  в  миру»)

Плодом  умной  молитвы  является первичное  очищение   ума и умение сознавать состояние собственной  повреждённости  страстями  тела, души  и духа,  бесчисленными  как   песок   морской.

– Почему  нельзя концентрировать внимание ни на каком  другом  месте, кроме сердечного ?

–  Потому, что к  духовному  «сердцу»  ведёт только канал сердца через сердечное место. Помещение   внимания в  любом   ином месте выше  или ниже места  сердца может увести ум в  сторону от Бога  в  глубоко изменённое (прелестное)  состояние.

– Каким  способом  ум  удерживается в  сердце (души), как  внутренней   клети? 

– Собранный   ум  постоянно (неисходно)  удерживается в  духовном  сердце души, силой  духовного намерения.  Это особый  навык  фиксации  сознания  и восприятия в  созерцательном  состоянии, вырабатываемый  на  этапе умно-сердечной молитвы.

«Ум, не  рассеивающийся  по  внешнему, возвращается (вращается) сам  к   себе, а  через  себя  восходит  к  Богу»  (Св. Василий Великий)

– Нет ли опасности  вхождения  в  процессе  умной и умно-сердечной молитвы в  состояние  духовной  прелести ?

– Опасность прелести  есть  всегда,  вместе с  тем,   наиболее  высока   вероятность  прелести  именно  на  начальных ступенях  освоения  молмитвенной практики, когда   сильно  влияние   чувств,  эмоций  и силы  воображения.  В  то  же время, чистая  и умная молитва, свободная  от  влияния  чувств  (страстей)  не  подвержена прелести.

«Круговая   молитва  из  сердца  никогда не  боится прелести»  (Иосиф Исихаст, Выражение монашеского опыта)

– Для  всякой  ли  молитвы нужно понуждение и использование  своей  воли ?

– Нет не для  всякой.  Понуждение и воля нужны только на  начальном  этапе  т.н. деятельной молитвы (словесной  и внимательной).  На этапе умно-сердечной и сердечной молитвы, когда ум освоит внутренне пространство сердца и сможет  свободно  входить в  него, молитва становится самодвижной, т.е. возникающей естественным  образом после вхождения   в   сердце. Это высшие этапы молитвенной практики, достигаемые  десятилетиями каждодневной  практики.

– Что значит понятие «художественная» молитва ?

–   «Художественная» молитва, буквально значит «искусная»  или дополненная   различными «художествами», т.е. психосоматическими  приёмами (дыханием, благовониями, особыми позами, телодвижениями,  окружающей обстановкой и т.д.), помогающими входить в  молитвенное состояние.

– Что говорят  святые  отцы  о «художественной» молитве ?

–   Святые  отцы  не  рекомендуют  делать  упор на  «художественные» средства молитва  в  начальный  период обучения, как  второстепенные, а   потому  ложно  обуславливающие  и отвлекающие  внимание от самого главного –  умения останавливать ум и  помещать в  слова молитвы. 

«Кому  желательно дознать сие, тот пусть… приступит к  этому   самим делом; тогда   сам  собою дознает сие и, конечно, не   потребует  учителя. Ибо говорят: сиди  в  келии,  и это само  по  себе  научит тебя всему»  (Преп. Исаак Сирин, Слова   подвижнические, Слово 59)

– Что значит  непрестанная  молитва ?

–   Непрестанная  молитва, значит, молитва  осуществляемая постоянно,  поскольку  ум  не  только  освоил пространство сердца,  но  не  исходит  из  сердца  и  пребывает в  нём  постоянно, а  потому  и молится  непрестанно.  Непрестанная молитва  вовсе  не  связана со  славословиями  или  гимнами, а  может  осуществляться  безмолвно, как  внутрненнее  озарение  сердца  и непрестанное  видение  Бога  даже пребывая  в мире.

– На  каком  из этапов молитвенной  практики имеет  место самая   сильная внутренняя брань ?

– Наиболее  сильная  внутренняя  брань бывает на  этапе  внимательной  и  умно-сердечной   деятельной молитвы,  когда   ум  головы  теряет  свои  бразды правления и   переходит  под  юрисдикцию  сердца.   В  этот момент  свет  благодати  проникает  в  самую глубину  «души», как  место  сосредоточения  не  только  сил души, но  и   самости (эгоизма)  и поптому вызывает  усиленную  брань. Именно начало исправления  (выравнивания) основных сил души (ума, чувства  и воли) и вызывает наиболее  сильное сопротивление эгоизма, как следствия  первородного повреждения.  Отцы  сравнивают  этот  процесс  с  разорением  «осиного гнезда».

«Итак, возлюбленный, ты видишь, что все зло исходит из сердца, которое стало гнездилищем и жилищем сатаны? Там, как в сокровищнице, собраны все злые семена его лукавства и все растлевающие уловки его, коварства, поверх которых, как на некоем мягком и дорогом ковре, отдыхает он сам. Но когда молитва достигнет этого жилища сатаны, растревожит его и сильно взбаламутит, тогда тотчас встревожится и смутится сатана вместе со своими злыми ангелами, как возмущаются и гневаются осы, когда потревожишь их гнездо.

    Но ты, о монах, достигший молитвы и прошедший ею даже до сердца, прошу тебя и побуждаю, ради любви к своей душе вложи все свои силы в сердечную молитву, чтобы растерзать эту сатанинскую завесу. Ибо завеса эта есть рукописание диавола, она – обвинительная хартия денницы, в которой им уже записаны все грехопадения.»  (Трезвенное   созерцание, неизвестный   автор, 1851 г)

– Что значит чистая молитва ?                 

– Чистая   молитва –  это  молитва сердечная самодвижная, которая осуществляется  из чистого сердца  чистым  и бесстрастным  духовным  умом, слитым с  духовным чувством и духовным намерением.  

  «Затем следует более совершенная степень молитвы — молитва чистая, или непарительная. Такая умно-сердечная молитва совершается умом и сердцем, уже полностью очищенными от помрачения и страстей. Сердце бесстрастное молится чисто, помыслы из такого сердца уже не исходят, поэтому с чистотой неразлучна и непарительность, когда ум избавлен от помыслов и греховных желаний.»  (Н.М. Новиков,  «Подвиг  в  миру»)

«Наконец, поверь, брат, что ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитвы, — молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною. И когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро вступает в оную область, прекращается и молитва. Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство, забудет он и самого себя и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо.» (Преп. Исаак Сирин, Слова   подвижнические, Слово 16)

Каков  предел  молитвы ?

– У молитвы  нет предела.  Высшей  молитвой  из возможных  человеку  можно считать молитву  зрительную (восхищенную),  которая  являет собой  этап  открытия  духовного зрения   и  «видения»  духовного  мира.  Зрительная молитва естественным  образом следует за  чистой.  На этапе зрительной  молитвы подвижник становится  совершенно  «свободным»  обитателем  большой  клети  небесной  и  является  обитателем  двух миров (земного и  небесного)  одновременно.  Вот почему  зрительную  молитву также  именуют «девством  духа».

«Чистая созерцательная молитва предваряет собой высшую степень всех добродетелей — молитву зрительную. Эта добродетель иначе именуется девством духа. В молитве зрительной ум непосредственно зрит Бога, постигает все дела Домостроительства Божиего, начиная с Божественного Совета о сотворении человека и кончая Вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом, простирается на разумение великих Божественных тайн.»  (Н.М. Новиков,  «Подвиг  в  миру»)

–  Можно ли понять умом, что происходит  с душой  подвижника в  ходе молитвенной  практики  и практики  умного делания ?

– Можно, но лишь частично.  В ходе молитвенной  практики  по  мере  установления и укрепления  связи с Богом,  происходит  уплотненеие  тонкой  материи  души  за  счёт накопления   потенциала  благодати, из-за  чего  меняется  вся внутренняя  структура  души  и  интенсивность свечения энергии.  Данный  процесс  нарастания  благодати  Святого Духа  во  всех  религиях  мира именуется «просветлением» души.    

–  Можно ли визуализировать  процесс  молитвы  и  те  отличия,  которые происходят в  душе в свете современных  нейронных  представлений ?

– Можно попытаться  в  известной  мере условности:

«Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». (Преп. Нил Синайский, Творения, Ч.1 ).

– Какие труды сегодня  можно взять за  основу  для самостоятельного освоения молитвенной  практики ?

– В качестве  руководства в  деле  освоения   молитвенной   практики, можно воспользоваться трудами Н.М. Новикова из его авторского проекта «Умное  делание», который был  инициирован  и  благословлён архимандритом Кириллом (Павловым), молитвенно поддержавшим  данное начинание  в  1997 г.

«Она [молитва] отделяет тебя от бессловесных животных, она соединяет с ангелами, и если кто ревностно старается о том, чтоб посвятить всю свою жизнь на молитвы и служение Богу, то такой скоро сделает своим достоянием их устройство, и жизнь, и поведение, и честь, и благородство, и мудрость, и разум. Что могло бы быть святее беседующих с Богом?» (Св. Иоанн Златоуст, О молитве, Слово 2)

«Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: Духом Святым молящееся (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе с тем духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние.

Молитва есть дыхание души, как воздух, дыхание естественное тела». (Св. Иоанн Кронштадский, О молитве, 32, 36)

Автор: admin

Добавить комментарий