Библиодрама как метод христианской психотерапии

Библиодрама  (от лат. “biblio” – книга и гр. “драма” – действие), т.е.  действие  на  основе  книги  (Библии)  – это один из базовых терапевтических методов христианской психологии, который  основан на драматургическом  исследовании  события,  явления, ситуации или  характера  через  призму Священного Писания   и  соответствующего библейского  подхода.  Отличительной  особенностью библиодрамы  является  то, что она позволяет  отражать  целостность и полноту  любого события  (и всех действующих в  нём  лиц) в  свете  высшего  Логоса, как  высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего).

В отличие  от  обычной  библиотерапии, которая  использует  в  качестве   психотерапевтического средства  обычную литературу самых  разных жанров и направлений  – от медицинской  и научной  до юмористической, фольклора  и сказок, в  методе библиодрамы используется исключительно Священное Писание или Евангелие.

В чём  особенность  такого подхода ?   Особенность такого подхода в  том, что Священное  Писание, в  отличие  от обычной литературы, имеет совершенно  иную логику отражения тех  или   иных закономерностей  бытия,  которую  можно назвать  сущностной  или  вневременной мета логикой  и  мета закономерностью высшего закона жизни.  

Говоря  другими  словами, если  библиотерапия  оказывает  корректирующее воздействие на  сознание  и  психику  с помощью чтения  и  соответствующей  литературы по «горизонтали»  смысла  жизни, то библиодрама оказывает аналогичное воздействие на сознание  и психику  человека  по «вертикали».

Если обычная библиотерапия фиксирует,  отражает  и корректирует  более  частные, временные  и субъективные  явления и  закономерности  человеческого  бытия, которые  могут  изменяться с  течением  времени, то библиодрама фиксирует и отражает  наиболее  общие, вневременные  и  объективные  явления и закономерности  бытия, которые неизменны по  своей сути, как высший закон жизни.

Таким  образом, библиодрама – это своего рода  встреча  человеческого  сознания  посредством  библейского  повествования  с  высшим  духовным  законом  жизни и  самим Богом.  Парадокс всей существующей литературы в  том  и состоит, что она отражает  смыслы  и закономерности  преимущественно  рационального  характера, находящегося  в  плоскости  или «горизонтали»  человеческой  жизни, а Священное  Писание  –  это  тот уникальный  источник, а  точнее первоисточник, который  отражает  вечные  и  непреходящие  смыслы  и закономерности  духовного характера, находящиеся  в  иерархии  и «вертикали»  основ  жизни.

В данной   связи  Священное  Писание   выступает своего рода «калькой»  или «матрицей»  скрытой   логики  жизни,  которая  наиболее  верно  из  всех  прочих  ориентиров  отражает, проецирует  и корректирует  любое события  и явление жизни, поскольку  это  божественная  логика  и высший Логос.

Метод   библиодрамы   состоит  не  просто  в  драматургическом  исследовании  события, явления  или   характера, но  в  его  «оживлении», «впускании в  себя» и    «проживании»  внутри  рассматриваемой истории.  По существу  метод  библиодрамы – это  уникальный  способ  оценки  и восприятия   жизненной  ситуации  как  бы  не  своим   противоречивым  рассудком  и  умом, а  высшим  умом  Священного Писания  и самого Бога.  

В методе  библиодрамы  используются  те  совершенно  специфические  приемы  и методы, которые активизируют  не   столько  поверхностные  и психические,  сколько  глубоко  внутренние  (интуитивные)  душевно-духовные инструменты  совести  и сердца,  связанные с  нравственностью,  покаянием,  переживанием,  откровением,  рассуждением,  духовным  озарением  и др., которые в повседневной  жизни практически не  используются.

Посредством  библиодрамы  многочисленные вопросы  и противоречия  рационального характера, терзающие человеческий  разум,  получают уникальную  возможность  получить  прямые  ответы от самого сердца, которое  и  пробуждается  от спячки  в  процессе  библиодрамы.  

Таким  образом, одной  из  задач  библиодрамы  является  создание  условий  и предпосылок  для  открытия  человеческого  сердца  спасительной  Вести  – Евангелию,  через  которое  уже  не  «Я», а   сам Бог начинает говорить с человеком.

С точки зрения  парадигмы  христианской  психологии, библиодрама –  это метод сущностного исследования события, явления,  ситуации  или  характера  с целью  поиска истины  методом  проживания (проигрывания) данного события в  свете  библейской  традиции, как  отражении  духовного  закона.

Таким образом, библиодраму  можно  считать  своего  рода «нравственно-ролевой игрой»  по  Библии  и Евангелию, которая  позволяет  любое событие, ситуацию  и характер  рассмотреть  под  особым углом  зрения (локусом  восприятия)  и в  совершенно особом  духовно-нравственном свете,  отражающем  не  только  поверхностную, но и глубинную  (сущностную) его  сторону.

В этом  отношении библиодраму  можно в  известной  мере рассматривать экзистенциальной  психотерапией  или  беспристрастным  взглядом   сердца  и  совести  на  практически любой человеческий  поступок, событие и характер,  дающим наиболее  глубокое  и сущностное  его понимание с  точки зрения духовно-нравственных христианских ценностей.  Ни какой иной  анализ и психоанализ не  может  сравниться по точности  и объективности  оценки  ситуации  с  библиодраматической  оценкой  сердца  и совести,  разумеется, при  их  духовно-нравственной  чистоте.

Говоря  о  библиодраме, следует отметить, что данный  метод в  значительной  мере является произвольным, т.е. открытым для творческого подхода  при  условии  знания  Священного Писания  ведущим,  наличия  духа соборности (ведущего и участвующих)  и  соблюдения соответствующей  христианской  традиции.*

*  автор не стремится делать конфессиональных  разграничений, поскольку главным  в  методе   библиодрамы является не  конфессиональная   принадлежность участвующих, а  чистота  сердец  и соборность.  Бог узрит  искренность намерений  и заговорит  через любое чистое  сердце, будь то православного, католика  или протестанта.   

Иными словами, какого-то единого по  схеме и алгоритму метода библиодрамы в  принципе   не существует, а  имеет место  произвольный  выбор  бибилейских  сцен, сюжетов, эпизодов,  притч   и соответствующих  вариантов  их  приложения  и назидательно-поучительного  применения  (проигрывания)  к  рассматриваемым жизненным ситуациям. Самое  главное правило в  данном   случае всего  одно – умение  беспристрастно  взглянуть  на  ситуацию, явление  или характер  через  призму  духа Священного Писания  или Евангелия. Эта   цель достигается  ведущим  именно  посредством  принципа соборности  и  активизации  коллективного  сознания.

По  той причине, что в  методе  библиодрамы  задействуется  текст (слово)  и  логика  Священного Писания, как Закона Божьего,  терапевтическую  библиодраму  можно  считать  методом  интенсивного взаимодействия  с Логосом  и духовно-нравственным законом.

С учётом того, что Священное Писание  состоит  из двух заветов – Ветхого и Нового, существенно отличающихся своим  духом, метод библиодрамы  может носить,  в  известной  мере, как ветхозаветный, так  и новозаветный  характер.

Новозаветный  характер библиодрамы, как  наиболее соответствующий  духу Евангелия,  по  целому  ряду обстоятельств  является более  предпочтительным  для  современной христианской  психологи.

Суть ролевой  игры  в  методе терапевтической  библиодрамы  сводится  к  проигрыванию   фактического  жизненного эпизода или  события в  свете  аналогичного  библейского события  или  библейской  притчи.  Одним  из важнейших  терапевтических эффектов  библиодрамы   можно считать  активизацию сознания  сердца (совести), как формы «вертикального»  мышления. 

Метод  библиодрамы  по  аналогии  с  библиотерапией  может иметь общий  (неспецифический)  и специфический  характер.

Задачей общей библиодрамы является  проигрывание (включая  и ролевое) той   или   иной  библейской  ситуации или  Евангельской  притчи для общего ознакомления  и нравственно-психологического  просвещения.  

Примером  общей духовно-просветительской    библиодрамы  может  служить  проигрывание  в  группе  той же  притчи  «Возвращение  блудного  сына», которая  идеально  отражает  во  временном  и  рациональном   аспекте  («горизонтальном»)  закономерность  возрастной  психологии  отношений детей  и родителей,  а во  вневременном  аспекте («вертикальном»)  – духовную закономерность возвращения  всех  душ  к  Отцу небесному.

Примером  терапевтической  библиодрамы  является  рассмотрение  какой-либо  конкретной   жизненной  ситуации, например,  разрыва  совершеннолетним  сыном  или  дочерью  отношений  с  родителями  через  ту  же   притчу  «Возвращение  блудного  сына», которая  в  наибольшей  степени  отражает  сущностную  сторону  исследуемого события. 

Ключевую роль в  методе  библиодрамы  играет  ведущий, выполняющий  одновременно функции ведущего и арбитра.

Посредством  беседы или  интервью вначале  происходит  знакомство с исследуемой  ситуацией  на «горизонтальном» уровне.  Затем  ведущий  с  помощью группы  находит  в  Священном  Писании соответствующий  эпизод или   притчу  и  пытается  сопоставить и проиграть  конкретную  жизненную ситуацию в  свете «вертикального»  библейского  восприятия  с  точки зрения  христианской  психологии.

При этом возможны  экспертный  подход  к  ситуации,  соборный и игровой.   В первом  случае  ситуацию  проигрывает  сам  ведущий,  а  каждый участник  пытается  дополнять  его.   При  соборном   подходе  вся  группа  включается  в  процесс, а  ведущий   выступает  в  роли  модератора  процесса.  При игровом  подходе исследуемая   ситуация может  драматически  проигрываться  в   ролях, которые  берут  на  себя   сами  участники.

В итоге, происходит сопоставление  личной  позиции каждого участника библиодрамы  с  библейской  традицией,  которая  как  бы  сверху  высвечивает  многочисленные  скрытые   смыслы  и  в  своей  неизменной  логике обнаруживает и обнажает все  ошибки  каждого.

При этом ре6шается  целый  ряд  задач:

  1. Успокоение от  получения  специфических, авторитетных знаний из духовной литературы,
  2. Получение удовольствия от процесса  коллективного  (соборного) рассуждения  и  творчества .
  3. Повышение уверенности в себе от прикосновения  к  духовным первоисточникам  и духовной   мудрости человечества.
  4. Повышение психической и душевной   активности за  счёт активизации духовно-нравственного самосознания (пробуждение  ума  сердца).
  5. Духовное просвещение  и психологическое развитие  личности в  плане  закладывания правильных духовно-нравственных  ценностей.
  6. Развитие «вертикального», т.е. духовно-нравственного мышления  наряду с  «горизонтальным»  рациональным.
  7. Повышение сознательности  посредством  развития   соборного «Мы»  мышления.

Можно сказать, что в этом  исследовательском процессе естественным образом   активизируется  локус  «вертикального»  мышления, с  помощью которого  любая  жизненная  ситуация  может  исследоваться  максимально ярко, полно  и глубоко.

Можно сказать, что в  ходе  этого коллективного взаимодействия  вместе  с    пониманием  того или   иного жизненного события  гораздо полнее  раскрывается  духовно-нравственный  смысл самого  Священного Писания  и Евангелия.

Результатом библиотерапии является  то, что в  ходе  неё все   участники библиодраматического действия   получают уникальную возможность  ощутить  силу  соборного взаимодействия и мышления, которое  позволяет  гораздо глубже проанализировать любую ситуацию, явление  или  характер  через «вертикальный»   локус  высшего  духовно-нравственного закона.

При этом  каждый  участник  библиодрамы  получает кроме  общего урока  и свой сугубо индивидуальный урок библейской и христианской  мудрости.  Кто-то  лучше проясняет для  себя ту  или  иную жизненную ситуацию, кто-то  полнее раскрывает тот или  иной библейский  персонаж, кто-то открывает ещё  одну  грань  нравственного закона, кто-то обнаруживает то или  иное  заблуждение через  правильное  понимании  логики и смысла библейского сюжета  и т.д.

В любом  случае главным результатом  библиодрамы можно считать эффект обогащения души и ума «вертикальным»  духовно-нравственным осознанием, способствующим расширению и нравственному очищению ума.

Можно сказать, что библиодрама  позволяет  каждому  её участнику непосредственно и лично прикоснуться  своим  сердцем к высшему духовно-нравственному  закону, а, значит, лично почувствовать  силу  и мудрость  Божьего Слова.

Результат библиодрамы зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, включая в первую очередь  духовную   подготовку  ведущего  (протагониста) и  его  умение осуществлять грамотное  руководство  процессом.  

Таким образом, в библиодраме духовно-нравственный закон является той  неизменной когнитивной матрицей, которая  изначально задаёт правильную направленность  всех  процессов, формируя  общую и индивидуальную духовную составляющую, понятную всем участникам. 

Структура библиодрамы

  1. Определение библейского сюжета (сценария).

При этом заранее определяется притча, сюжет или эпизод, с которым может идентифицироваться каждый участник процесса.

  1. Организация процесса

При этом ведущий помогает участникам определиться  с ролью, т.е. принять ее, прочувствовать и прожить в процессе ролевой игры, а  также осмыслить полученный опыт.

  1. Интеграция смысла

Под интеграцией смысла понимается обнаружение внутренней связи между библейским сюжетом, опытом игры и жизненной  ситуацией.

  1. Установление связи

Под установлением  связи понимается обнаружение и исследование различных  форм  зависимости частного и общего, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного, внешнего и внутреннего, человеческого и божественного и  т.д.

  1. Душевно-духовный опыт

В процессе библиодрамы каждый из участников  имеет уникальную  возможность как бы  поупражняться в  «вертикальном» духовно-нравственном мышлении  и восприятии, позволяющем  прочувствовать любую ситуацию, событие или характер  в  разрезе  более  целостного  интегрального  подхода, т.е.  и с  «горизонтальной»  и с  «вертикальной» точек зрения.

Особенностью библиодрамы, как  метода, является  то, что в  ходе неё  идёт процесс  реального  расширения  и духовно-нравственного обогащения когнитивной  сферы.  

В настоящее время   метод библиодрамы получил  своё  развитие  в  методе  терапевтической  агиодрамы.

Агиодрама (от. греч. «ἅγιος» – святой и «δρᾶμα» – действие) – это психотерапевтическая техника, базирующаяся на методе психодрамы, использующая в качестве основного инструмента исследования той или иной проблемной ситуации через психодраматическую постановку жизненного пути и духовного подвига христианских святых.

Поскольку агиодрама является формой  психодраматической работы, в ней используются базовая техники психодрамы (самопрезентация, обмен ролями, «зеркало», дублирование) и действуют психодраматические правила («здесь и теперь», конфиденциальность, безопасность, правило 48 часов, правила шеринга).

Как и  в  психодраме, в  агиодраме  используется  разогрев, основное действие и шеринг. Так  же, как и в психодраме, в агиодраме есть протагонист, то есть человек, играющий главную роль и  задающий содержание ролей остальным участникам группы.

Основное отличие от классической психодрамы состоит в том, что  ведущий (протагонист) при  рассмотрении  тех или  иных  ситуаций  играет не самого себя, а роль православного  святого. Поскольку работа с житиями святых определяет как специфику агиодрамы, так и структуру процесса, стратегию и тактику психотерапии, имеет смысл начать с рассказа о том, что в агиодраме  понимается  под святостью.

Метод агиодрамы можно  считать разновидностью библиодрамы, только в более перосонифицированном варианте, применительно к житию того или иного святого. Метод  агиодрамы  в  целом  рассчитан  на  более  зрелую в  когнитивном, психологическом  и душевно-духовном отношении аудиторию.

 «Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?»  (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)

      Из  книги «Методологические  основы нравственно-ориентированной христианской  психологии», К.В. Яцкевич, г. Минск, 2014 г.

 

Автор: admin

Добавить комментарий