Библиодрама (от лат. “biblio” – книга и гр. “драма” – действие), т.е. действие на основе книги (Библии) – это один из базовых терапевтических методов христианской психологии, который основан на драматургическом исследовании события, явления, ситуации или характера через призму Священного Писания и соответствующего библейского подхода. Отличительной особенностью библиодрамы является то, что она позволяет отражать целостность и полноту любого события (и всех действующих в нём лиц) в свете высшего Логоса, как высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего).
В отличие от обычной библиотерапии, которая использует в качестве психотерапевтического средства обычную литературу самых разных жанров и направлений – от медицинской и научной до юмористической, фольклора и сказок, в методе библиодрамы используется исключительно Священное Писание или Евангелие.
В чём особенность такого подхода ? Особенность такого подхода в том, что Священное Писание, в отличие от обычной литературы, имеет совершенно иную логику отражения тех или иных закономерностей бытия, которую можно назвать сущностной или вневременной мета логикой и мета закономерностью высшего закона жизни.
Говоря другими словами, если библиотерапия оказывает корректирующее воздействие на сознание и психику с помощью чтения и соответствующей литературы по «горизонтали» смысла жизни, то библиодрама оказывает аналогичное воздействие на сознание и психику человека по «вертикали».
Если обычная библиотерапия фиксирует, отражает и корректирует более частные, временные и субъективные явления и закономерности человеческого бытия, которые могут изменяться с течением времени, то библиодрама фиксирует и отражает наиболее общие, вневременные и объективные явления и закономерности бытия, которые неизменны по своей сути, как высший закон жизни.
Таким образом, библиодрама – это своего рода встреча человеческого сознания посредством библейского повествования с высшим духовным законом жизни и самим Богом. Парадокс всей существующей литературы в том и состоит, что она отражает смыслы и закономерности преимущественно рационального характера, находящегося в плоскости или «горизонтали» человеческой жизни, а Священное Писание – это тот уникальный источник, а точнее первоисточник, который отражает вечные и непреходящие смыслы и закономерности духовного характера, находящиеся в иерархии и «вертикали» основ жизни.
В данной связи Священное Писание выступает своего рода «калькой» или «матрицей» скрытой логики жизни, которая наиболее верно из всех прочих ориентиров отражает, проецирует и корректирует любое события и явление жизни, поскольку это божественная логика и высший Логос.
Метод библиодрамы состоит не просто в драматургическом исследовании события, явления или характера, но в его «оживлении», «впускании в себя» и «проживании» внутри рассматриваемой истории. По существу метод библиодрамы – это уникальный способ оценки и восприятия жизненной ситуации как бы не своим противоречивым рассудком и умом, а высшим умом Священного Писания и самого Бога.
В методе библиодрамы используются те совершенно специфические приемы и методы, которые активизируют не столько поверхностные и психические, сколько глубоко внутренние (интуитивные) душевно-духовные инструменты совести и сердца, связанные с нравственностью, покаянием, переживанием, откровением, рассуждением, духовным озарением и др., которые в повседневной жизни практически не используются.
Посредством библиодрамы многочисленные вопросы и противоречия рационального характера, терзающие человеческий разум, получают уникальную возможность получить прямые ответы от самого сердца, которое и пробуждается от спячки в процессе библиодрамы.
Таким образом, одной из задач библиодрамы является создание условий и предпосылок для открытия человеческого сердца спасительной Вести – Евангелию, через которое уже не «Я», а сам Бог начинает говорить с человеком.
С точки зрения парадигмы христианской психологии, библиодрама – это метод сущностного исследования события, явления, ситуации или характера с целью поиска истины методом проживания (проигрывания) данного события в свете библейской традиции, как отражении духовного закона.
Таким образом, библиодраму можно считать своего рода «нравственно-ролевой игрой» по Библии и Евангелию, которая позволяет любое событие, ситуацию и характер рассмотреть под особым углом зрения (локусом восприятия) и в совершенно особом духовно-нравственном свете, отражающем не только поверхностную, но и глубинную (сущностную) его сторону.
В этом отношении библиодраму можно в известной мере рассматривать экзистенциальной психотерапией или беспристрастным взглядом сердца и совести на практически любой человеческий поступок, событие и характер, дающим наиболее глубокое и сущностное его понимание с точки зрения духовно-нравственных христианских ценностей. Ни какой иной анализ и психоанализ не может сравниться по точности и объективности оценки ситуации с библиодраматической оценкой сердца и совести, разумеется, при их духовно-нравственной чистоте.
Говоря о библиодраме, следует отметить, что данный метод в значительной мере является произвольным, т.е. открытым для творческого подхода при условии знания Священного Писания ведущим, наличия духа соборности (ведущего и участвующих) и соблюдения соответствующей христианской традиции.*
* автор не стремится делать конфессиональных разграничений, поскольку главным в методе библиодрамы является не конфессиональная принадлежность участвующих, а чистота сердец и соборность. Бог узрит искренность намерений и заговорит через любое чистое сердце, будь то православного, католика или протестанта.
Иными словами, какого-то единого по схеме и алгоритму метода библиодрамы в принципе не существует, а имеет место произвольный выбор бибилейских сцен, сюжетов, эпизодов, притч и соответствующих вариантов их приложения и назидательно-поучительного применения (проигрывания) к рассматриваемым жизненным ситуациям. Самое главное правило в данном случае всего одно – умение беспристрастно взглянуть на ситуацию, явление или характер через призму духа Священного Писания или Евангелия. Эта цель достигается ведущим именно посредством принципа соборности и активизации коллективного сознания.
По той причине, что в методе библиодрамы задействуется текст (слово) и логика Священного Писания, как Закона Божьего, терапевтическую библиодраму можно считать методом интенсивного взаимодействия с Логосом и духовно-нравственным законом.
С учётом того, что Священное Писание состоит из двух заветов – Ветхого и Нового, существенно отличающихся своим духом, метод библиодрамы может носить, в известной мере, как ветхозаветный, так и новозаветный характер.
Новозаветный характер библиодрамы, как наиболее соответствующий духу Евангелия, по целому ряду обстоятельств является более предпочтительным для современной христианской психологи.
Суть ролевой игры в методе терапевтической библиодрамы сводится к проигрыванию фактического жизненного эпизода или события в свете аналогичного библейского события или библейской притчи. Одним из важнейших терапевтических эффектов библиодрамы можно считать активизацию сознания сердца (совести), как формы «вертикального» мышления.
Метод библиодрамы по аналогии с библиотерапией может иметь общий (неспецифический) и специфический характер.
Задачей общей библиодрамы является проигрывание (включая и ролевое) той или иной библейской ситуации или Евангельской притчи для общего ознакомления и нравственно-психологического просвещения.
Примером общей духовно-просветительской библиодрамы может служить проигрывание в группе той же притчи «Возвращение блудного сына», которая идеально отражает во временном и рациональном аспекте («горизонтальном») закономерность возрастной психологии отношений детей и родителей, а во вневременном аспекте («вертикальном») – духовную закономерность возвращения всех душ к Отцу небесному.
Примером терапевтической библиодрамы является рассмотрение какой-либо конкретной жизненной ситуации, например, разрыва совершеннолетним сыном или дочерью отношений с родителями через ту же притчу «Возвращение блудного сына», которая в наибольшей степени отражает сущностную сторону исследуемого события.
Ключевую роль в методе библиодрамы играет ведущий, выполняющий одновременно функции ведущего и арбитра.
Посредством беседы или интервью вначале происходит знакомство с исследуемой ситуацией на «горизонтальном» уровне. Затем ведущий с помощью группы находит в Священном Писании соответствующий эпизод или притчу и пытается сопоставить и проиграть конкретную жизненную ситуацию в свете «вертикального» библейского восприятия с точки зрения христианской психологии.
При этом возможны экспертный подход к ситуации, соборный и игровой. В первом случае ситуацию проигрывает сам ведущий, а каждый участник пытается дополнять его. При соборном подходе вся группа включается в процесс, а ведущий выступает в роли модератора процесса. При игровом подходе исследуемая ситуация может драматически проигрываться в ролях, которые берут на себя сами участники.
В итоге, происходит сопоставление личной позиции каждого участника библиодрамы с библейской традицией, которая как бы сверху высвечивает многочисленные скрытые смыслы и в своей неизменной логике обнаруживает и обнажает все ошибки каждого.
При этом ре6шается целый ряд задач:
- Успокоение от получения специфических, авторитетных знаний из духовной литературы,
- Получение удовольствия от процесса коллективного (соборного) рассуждения и творчества .
- Повышение уверенности в себе от прикосновения к духовным первоисточникам и духовной мудрости человечества.
- Повышение психической и душевной активности за счёт активизации духовно-нравственного самосознания (пробуждение ума сердца).
- Духовное просвещение и психологическое развитие личности в плане закладывания правильных духовно-нравственных ценностей.
- Развитие «вертикального», т.е. духовно-нравственного мышления наряду с «горизонтальным» рациональным.
- Повышение сознательности посредством развития соборного «Мы» мышления.
Можно сказать, что в этом исследовательском процессе естественным образом активизируется локус «вертикального» мышления, с помощью которого любая жизненная ситуация может исследоваться максимально ярко, полно и глубоко.
Можно сказать, что в ходе этого коллективного взаимодействия вместе с пониманием того или иного жизненного события гораздо полнее раскрывается духовно-нравственный смысл самого Священного Писания и Евангелия.
Результатом библиотерапии является то, что в ходе неё все участники библиодраматического действия получают уникальную возможность ощутить силу соборного взаимодействия и мышления, которое позволяет гораздо глубже проанализировать любую ситуацию, явление или характер через «вертикальный» локус высшего духовно-нравственного закона.
При этом каждый участник библиодрамы получает кроме общего урока и свой сугубо индивидуальный урок библейской и христианской мудрости. Кто-то лучше проясняет для себя ту или иную жизненную ситуацию, кто-то полнее раскрывает тот или иной библейский персонаж, кто-то открывает ещё одну грань нравственного закона, кто-то обнаруживает то или иное заблуждение через правильное понимании логики и смысла библейского сюжета и т.д.
В любом случае главным результатом библиодрамы можно считать эффект обогащения души и ума «вертикальным» духовно-нравственным осознанием, способствующим расширению и нравственному очищению ума.
Можно сказать, что библиодрама позволяет каждому её участнику непосредственно и лично прикоснуться своим сердцем к высшему духовно-нравственному закону, а, значит, лично почувствовать силу и мудрость Божьего Слова.
Результат библиодрамы зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, включая в первую очередь духовную подготовку ведущего (протагониста) и его умение осуществлять грамотное руководство процессом.
Таким образом, в библиодраме духовно-нравственный закон является той неизменной когнитивной матрицей, которая изначально задаёт правильную направленность всех процессов, формируя общую и индивидуальную духовную составляющую, понятную всем участникам.
Структура библиодрамы
- Определение библейского сюжета (сценария).
При этом заранее определяется притча, сюжет или эпизод, с которым может идентифицироваться каждый участник процесса.
- Организация процесса
При этом ведущий помогает участникам определиться с ролью, т.е. принять ее, прочувствовать и прожить в процессе ролевой игры, а также осмыслить полученный опыт.
- Интеграция смысла
Под интеграцией смысла понимается обнаружение внутренней связи между библейским сюжетом, опытом игры и жизненной ситуацией.
- Установление связи
Под установлением связи понимается обнаружение и исследование различных форм зависимости частного и общего, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного, внешнего и внутреннего, человеческого и божественного и т.д.
- Душевно-духовный опыт
В процессе библиодрамы каждый из участников имеет уникальную возможность как бы поупражняться в «вертикальном» духовно-нравственном мышлении и восприятии, позволяющем прочувствовать любую ситуацию, событие или характер в разрезе более целостного интегрального подхода, т.е. и с «горизонтальной» и с «вертикальной» точек зрения.
Особенностью библиодрамы, как метода, является то, что в ходе неё идёт процесс реального расширения и духовно-нравственного обогащения когнитивной сферы.
В настоящее время метод библиодрамы получил своё развитие в методе терапевтической агиодрамы.
Агиодрама (от. греч. «ἅγιος» – святой и «δρᾶμα» – действие) – это психотерапевтическая техника, базирующаяся на методе психодрамы, использующая в качестве основного инструмента исследования той или иной проблемной ситуации через психодраматическую постановку жизненного пути и духовного подвига христианских святых.
Поскольку агиодрама является формой психодраматической работы, в ней используются базовая техники психодрамы (самопрезентация, обмен ролями, «зеркало», дублирование) и действуют психодраматические правила («здесь и теперь», конфиденциальность, безопасность, правило 48 часов, правила шеринга).
Как и в психодраме, в агиодраме используется разогрев, основное действие и шеринг. Так же, как и в психодраме, в агиодраме есть протагонист, то есть человек, играющий главную роль и задающий содержание ролей остальным участникам группы.
Основное отличие от классической психодрамы состоит в том, что ведущий (протагонист) при рассмотрении тех или иных ситуаций играет не самого себя, а роль православного святого. Поскольку работа с житиями святых определяет как специфику агиодрамы, так и структуру процесса, стратегию и тактику психотерапии, имеет смысл начать с рассказа о том, что в агиодраме понимается под святостью.
Метод агиодрамы можно считать разновидностью библиодрамы, только в более перосонифицированном варианте, применительно к житию того или иного святого. Метод агиодрамы в целом рассчитан на более зрелую в когнитивном, психологическом и душевно-духовном отношении аудиторию.
«Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)
Из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии», К.В. Яцкевич, г. Минск, 2014 г.