Представление о Логосе и Духе в свете парадигмы христианской психологии

«Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9)

Категорию Логоса, как  и категорию Духа,   можно  без  преувеличений  считать  основной  категорией  всего религиозного, мистического, эзотерического и оккультного,  что стоит незримо за воспринимаемой  нами  повседневной  реальностью, причём, не просто  стоит,  но  порождает эту  реальность и ей  управляет в высшей степени  мудро и  разумно. 

Во всех  существующих  религиях мира  и духовных учениях,  включая  христианство и православие,  категория  Духа  и Логоса  является основной  и сущностной,  поскольку  эти две  категории  выступают  синонимами Бога,  причём,  не просто  синонимами, а  высшими понятиями  и категориями, которые  передают природу  Абсолюта. 

Дух  – это  прямое  отражение  одной из Ипостасей Бога  в  аспекте  Духа  Святого,  исходящего  только  от Бога Отца.

«Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4; 24)

А Логос – это суть сам  высший  Закон исхождения  Духа и  движения божественной энергии и информации, создающей воспринимаемый  нами  окружающий мир, как внешний, так  и внутренний.

«В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Богом».  (Ин. 1; 1)

Все знают  эту цитату из Евангелия  Иоанна Богослова,  но большинство верующих знают её  только в  том смысле, когда  вместо понятия Логос  используется  понятие Слово  и   эта подмена, произошедшая  при  переводе  категории Логос  на  категорию  Слово принципиально изменила  всю  суть и глубину  мысли  любимого ученика Христа, который  говорил о первенстве  духовного закона, а  люди поняли первенство слова, как заклинания.

Всё  дело в  том, что понятие  Логос  имеет  около 34  гнёзд  значений, а  общее число смыслов понятия Логос  достигает почти 100. Что  же  такое Логос  кроме  Слова, как  первого и самого общего смысла ?

Логос  имеет  следующие  значения по  словарю Дворецкого:   мысль, разум, смысл, замысел, идея, порядок, счёт, рассказ, договор, основание (мира), положение, причина (всего), закон, дело, пропорция, соразмерность, знание,  теос (бог)  и т.д.

Само  понятие  Логоса  уходит  корнями в  глубины  древнегреческой философии и  отражает фундаментальный онтологический и метафизический смысл  первопричины всего  сущего. Можно сказать, что  Логос – это и сам  Бог, как  Программист и  тот непостижимый  умом  язык  высшего  программирования на котором написана программа жизни и нашей  реальности.

Логос – это основа всей матрицы мироздания и одновременно индивидуальная  программа  жизни  каждого отдельного живого существа  и биологического вида. Именно посредством Логоса, как  неизменного и совершенного Закона движения  божественной  энергии, приводится в  движение весь тварный мир. 

Именно благодаря  Логосу, как высшему божественному  намерению, выше  которого ничего нет, существует сама  жизнь в  её одушевлённом  виде  и  разных  формах, как телесных, так  и  бестелесных.

Именно  благодаря  Логосу, как  совершенному  Закону  божественной  информатики, Святой  Дух,  исходящий от Отца, дарует  всему  живому  осознание  и восприятие  через  эманации, питающие  сети сознания,  разума  и мозга всех живых  существ.

Именно Логос лежит в  основе Священного Писания и именно Христос  назван  Логосом, как Вторая  Ипостась Бога Троицы, как Сын  и наиболее  верный  выразитель высшего божественного Закона  и намерения  в  виде  воли Бога Отца.  

Не многие  верующие знают о  том,  почему  действительно Христос назван Логосом.  Большинство  обрядоверующих искренне полагает  что Христос  назван Логосом  за Слово о Боге  или  за  умение говорить о божественном при  помощи слов.  И  только мизерная  часть  наиболее  трезвых и  мудрых знает, что  Логосом  Христос    назван  за совершенный  божественный  ум, который  вмещает в  себя  божественный Логос  и  может  этот Логос  излагать всем  остальным в  виде понятий, образов, метафор, притч и обычных  слов, что недоступно изначально ни  одному смертному.

Вот почему Логос – это своего  рода вся  глобальная пирамида смыслов всего  здания  духовного сознания,  насливающихся  друг на  друга, подобно кирпичам  в  кладке стены  дома или  блокам в  пирамиде сознания.

Логос

Как видно из  схемы  и рисунка, Логос – это вся   величина смыслов, проходящих  или  точнее  снисходящих от самого Духа (Бога), олицетворяющего  высший  17-й уровень знания до материи и вещества,  расположенного на  самом  нижнем  и первом уровне смыслов. 

Проще  говоря, Логос – это незримый стержень всей пирамиды знания  и  духовного сознания, который  постоянно транслируется (исходит)  от Отца в  виде эманаций  (импульсов, команд) Святого Духа,  обеспечивая  функционирование матрицы реальности нашего  мира.

В  этой связи познание Логоса  (Христа) – это  не  что  иное, как построение всей величественной  пирамиды здания  духовного ума от  самого нижнего уровня материи до самой  вершины пирамиды Духа (Бога) в  которой  не менее 17  уровней  преломления и трансформации смыслов.

Таким  образом, познание  Логоса – это постепенное  возведение здания  духовного ума, последовательно проходящего все  три стадии и три ступени развития:

  • Телесное состояние (нейросеть мозга) – рациональный рассудок
  • Душевное состояние (гиперсеть разума) – нравственно-религиозный разум,
  • Духовное состояние (метасеть сознания) – духовный ум.

В данной связи притча Христа  о 153  крупных рыбах – это  притча о Логосе,  как  метасети духовного  сознания, в  которую  должны  попасть  не мене  153  крупных духовных смыслов  и осознаний, чтобы достичь  высоты  постижения  божественного Логоса Отца.  

К слову  153  – это сакральное  (треугольное)   число, которое и лежит в  основе расширения матрицы духовного сознания по  божественной  вертикали.  Вот насколько глубока символика Евангелия в  отношении Логоса.

Любопытно, что  даже  сакральный смысл Тетраморфа, как четырёх  священных животных Четвероевангелия  (Человек, Вол, Лев, Орёл), также  выражает  смысл Логоса или  точнее  восхождения  ума  от уровня человек  до уровня Орёл, как  олицетворения Бога Отца.

Таким  образом, Логос можно считать фундаментальной категорией христианства  и Восточного Православия, которая отражает саму  суть Священного Писания  и учения Иисуса Христа  об Отце,  как  пути постижения Логоса для  соединения с Логосом  через переход  от ветхого (телесного) состояния к новому (духовному), которое и есть состояние Логоса.

В данной связи практически все религии мира и духовные  учения,  говоря  о  достижении  духовного совершенства,  фактически  говорят об одном – о Логосе, который  и есть мысль, слово, смысл, понятие, закон, теос, высший  разум, Бог.

  • Мысль (Логос) – это  абсолютная  идея,  идея  всех  идей  или  совершенная  мыслеформа, которая порождена Богом,  но  может  быть  понята,  осознана  и  выражена  человеческим  умом, если ум  достигнет  божественного совершенства, чистоты  и высоты Логоса.
  • Слово (Логос) – «слово»  – это  сама  речь, язык, высказывание  и выражение  через  обычную  беседу  и проповедь  «Слова»  Божьего,  как  передача  уму  высшего смысла, высшей  идеи  и высшего намерения  и замысла  Бога  о мире  и человеке.
  • Смысл (Логос) – это  сам  принцип  единой (сетевой)  организации  и управления  жизни во Вселенной  через  движение божественных  энергий, которые и  определяют  основание и суть  всех  вещей, событий, судеб,  объединённых  в  единой математической  матрице  бытия имеющей  высший   смысл и порядок, включающий  множество более  мелких  смыслов  и мельчайших.
  • Понятие (Логос) – это  попытка  определения  высшего  смысла  и Логоса  через суждение, умозаключение,  исследование,  анализ,  синтез,  аргументацию,  доказательство, предположение, догадку,  решение  и т.д. в  процессе  рационального (логического, психологического) проникновения мыслящего ума в смысл явлений  жизни.
  • Закон (Логос) – это  та  самая  невыразимая  закономерность  движения (исхождения)  энергии Духа  от Отца, универсальная  и единая  для  всего  сущего,  которая  проявляется как  объективная необходимость, нравственная норма  или  изначальный  разумный принцип, лежащий  в  управлении  миром  и осознанием.  Можно сказать, что  Логос – это  и есть  всеобщий (мировой) закон бытия,  закон кармы,  гармонии, порядка и  неизбежности причин и следствий  во  всём  и вся, как  в материи, так  и  в  духе.
  • Теос (Логос) – это по  существу  и есть  Абсолют,  Иегова, Ишвара, Адонай,  Саваоф, Аллах, Дао,  Шива,  Орёл, Великий Дух или Сам  Бог  Отец, как  высший разум,  высшая творящая сила, абсолютная идея, которую и приходил возвестить погибающему миру и человечеству  Христос, как Сын Божий,  постоянно  рождаемый  Отцом  по  Закону  того же  самого Логоса.
  • Знание (Логос) – это  глобальная  духовная Биг Дата, как  система  хранения  всей  информации  во  Вселенной  обо всём, как  единая  метасеть  духовного  сознания мира, как  источник  любого знания,  любой  науки   и любого  учения, которое может стать  достоянием  человека, развивающего осознание по  духовной вертикали Логоса.

«Логос – это первостихия, он – дух, этот огонь духовен, а не материален, он включает в себя весь мир идей, идей, из которых возникают все вещи, в том числе и человека, весь мир, включая человека и его разум, ибо Логос и его первостихия – разумен.»  (Осипов А.И., Путь разума в поисках истины).

По учению Филона Александрийского, Логос, как первая эманация Бога, объединяет собой мир идей, которые служат образцами творения. Логос понимается им как посредник между Творцом и тварной природой, Творением. Таким же образом Логос присутствует в индивидуальной душе, будучи ее внутренней силой и проводником к Богу. Учение Филона оказало большое воздействие на христианское богословие и, видимо, отразилось в учении Евангелия от Иоанна о Логосе.

Как  это ни парадоксально,  но  святые  отцы  Восточной Церкви постигли природу Логоса  и знали принцип  работы  Логоса, как своего рода единой  и универсальной программы  жизни, которая учитывает особенности каждого биологического вида и  даже  отдельной  твари.

Вместе с  тем, святые  отцы  говорят  о  том, что изначальный первологос непостижим тварному началу и ведом  одному  только Богу, как Абсолюту.

«Остерегайся думать, будто для каждой твари имеется только один логос, таковых логосов – множество и они соответствуют состоянию каждой твари. Святые Силы постигают истинные логосы вещей, но они не постигают первый Логос, который ведом одному только Богу.» (Авва Евагрий Понтийский, Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения, 13).

Вместе с  тем, кроме  понятия Логос в  религиозной литературе более  широкое распространение получило такое  понятие  как Дух, также  выражающее природу Бога  и  зачастую дублирующее  понятие  Логос.

Категория Духа является основной и в  парадигме  магии и  шаманизма,  где всё  строится на  взаимодействии с  духом  и  энергиями природы, а  точнее  различными  духами, сущностями  и силами (стихиями).

Отличие  понятия Дух от понятия Логос  состоит в  том, что если Логос – это преимущественно сам  высший Закон, как  своего  рода абсолютная божественная программа, мысль, идея, замысел  и  намерение о мире,  то Дух – это преимущественно сама  сила  и  энергия Логоса  для реализации высшего Закона.

Таким  образом, чёткую границу  между Логосом и Духом провести практически невозможно для обычного человеческого рассудка  и разума,  настолько  это тонкие,  глубинные  и специфические понятия  и категории духовного мира,  относящиеся к  характеристикам Бога.

Вместе с  тем в  мифологическом и  религиозном понимании  под Духом  чаще  всего понимают некую  сверхъестественную  силу, которая  в  высшей степени  осознана, подчинена некому закону, наделена  собственной волей  и энергией, которую может передавать  душе  человека, наделяя  его  различными сверхъестественными способностями и возможностями,  зачастую не   поддающимися  рациональному (логическому)  объяснению. 

Религиозное сознание рассматривает  Дух как главную  творческую  и движущую силу, присущую преимущественно всему живому (одушевлённому),  включая  и человека, созданного по  Образу  и Подобию  этой  высшей  творческой  силы.  По религиозным представлениям  Дух  или  Божество  является всесовершенным.  Наиболее  часто Божеству приписываются следующие свойства:

  • Беспредельность (всесовершенство)
  • Самобытность
  • Независимость
  • Неизмеримость
  • Вездесущность
  • Вечность
  • Неизменяемость
  • Всемогущество

Категория  Духа  является настолько  ёмкой  и всеобъемлющей,  что  кроме  понятия Бога,  именуемого  в  разных культурах и  религиях по-разному (Яхве, Иегова, Алохим, Адонай, Саваоф, Эль Шадай, Альфа и Омега, Шива, Орёл, Отец, Аллах, Абсолют,  Большая пустота, Великий Дух и т.д), вмещает в  себя  множество  и  других  совершенно  самостоятельных понятий и категорий:

  1. Дух – Бог, как бестелесное личностное существо,
  2. Дух – ангел (Пс.103:4),
  3. Дух – человеческая душа;  душа почившего человека,
  4. Дух – высшая познавательная сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога и  духовный  мир,
  5. Дух – сила внутренней  устремлённости  или настроенности  на  что-либо,
  6. Дух – нрав, характер  например, человека,
  7. Дух – настрой или  настроенность  сил  души  (пример: воинственный дух);
  8. Дух – суть (пример: дух произведения, дух эпохи, времени и т.д.),
  9. Дух – побуждающая сила и энергия к  действию (им руководил бунтарский  дух и т.д.).

Кроме  того, духом (духами) называют бестелесных  сущностей и  бесов в  аспекте  падших духов и сущностей.

В  данной  связи перед каждым  человеком, кто интересуется духовной тематикой  и проблематикой встаёт резонный вопрос понимания категории Дух (дух)  не в  мистическом или религиозном, а  в  психологическом  и философском  смысле,  как  наиболее  объективном и  универсальном.

Иными  словами,  в связи с существующей  многозначностью  и  неопределённостью  данной  категории,  встаёт совершенно резонный  вопрос определения  духа  в  рамках  парадигмы  психологии и в  частности психологии христианской и православной  (святоотеческой)  в  которой  отцами  церкви исследованию духа было  уделено много внимания.

Традиционно в христианстве и православии  под категорией Духа  понимают  Третью  Ипостась – Святой  Дух,   как  действующее  и наиболее  активное  начало  Святой Троицы, проявляемой  в  энергии  благодати.

Святой Дух в религиозном понимании  –  это совершенный,  т.е  самый  чистый  или  божественный Дух, который  единосущен  по  энергии  Богу  Отцу  и Богу Сыну.  

По  учению Восточной  Церкви  Святой Дух  предвечно исходит только от  Бога  Отца, как  свет  от солнца. Исхождение  (эманирование)  Святого Духа в  богословии не  определено, как  и сама природа  эманаций  (божественных команд)  жизни.   Есть  догматическое  определение  о том, что  исхождение  Духа Святого  не имеет ни начала ни конца, а   вневременно, поскольку вне времени существует и  Сам Бог.

Под исхождением (эманированием) понимается постоянное истечение  от Бога  Отца невыразимых и  нетварных божественных энергий,  которые  и создают пространство (поле) жизни и сознания  и  питают  (поддерживают)  всё  существующее и  одушевлённое, создавая тварный (проявленный)  мир  во всём  многообразии. 

Говоря  другими словами,  по  учению отцов  Восточной Церкви мы  не  видим  реального  духовного мира  божественных энергий, а  живём в  «виртуальном»  мире  материальных форм, созданном нашим  восприятием на  основе  5  базовых органов  чувств.  Только выходя  за рамки  человеческого мышления  и восприятия мы  можем прикоснуться к  реальному  миру  божественных энергий.

Аналогом исхождения Святого Духа  от Бога Отца отцы  Восточной Церкви считают солнце и исходящее от него тепло и свет.

 «Не злословьте против Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица – Существо же едино. Посмотрите на солнце, от Бога в образе Святой Троицы на небе поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние – подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же Отца исходит предвечно.» (Св. Кирилл, Притчи человечества, Беседа  с  сарацином)

Солнце в материальном мире, как аналог Духа (Солнца Бога) в мире духовном

Принцип постоянного  исхождения  и  движения  энергий  Святого Духа  из  единого источника (Бога Отца)  можно  в  самом  грубом  приближении  соотнести и с  принципом  «интернет-хостинга», как  задаваемой  программно  некой  среды  параметров,  создающей возможность существования  в  ней   всех прочих форм  жизни,  обладающих осознанием  и восприятием. 

В  этой  связи  тварный мир  подобен  гигантской  «компьютерной сети» и «матрице»  бытия  с  заданными свыше параметрами  жизни.  При  этом восприятие  (принятие  чего-то  в  виде  энергии  духа)  и есть принцип управления  жизнью.

Как  благодаря «хостингу» все  пользователи  глобальной сети  получают  информационный   доступ к  любым  ресурсам,  так  и  благодаря  «Божественному хостингу»,  связанному с  исхождением  энергий  Святого Духа,  все  живые и  одушевлённые  существа  находятся  в  одной  системе  духовной  связи  энергией  Духа,  получая команды  жизни  из  одного Первоисточника  (Духа).   

В связи с  развитием в последнее время социальных сетей  и сетевых   технологий, идея Духа, как глобальной  сети  сознания  Вселенной  и  «Вселенского интернета»,   всё чаще встречается в трудах  разных исследователей этой проблемы.

Социальная гиперсеть, как аналог глобальной сети Духа

Сетевой  принцип  управления  информационными  объектами и сознанием, как  сетевой структурой,  оказывается  по  существу  единственным,  с  помощью  которого принцип  может  быть реализован  во множестве  разных форм.

На этот счёт  у  святых отцов  есть  мнение, что  все  живые и  одушевлённые  создания,  имеющие  души, как  своего  рода   тонкие  энерго-информационные  тела,  буквально  «питаются»  или  «дышат»  духом, который  и  испускает нетварные  энергии  импульсами,   которые  души принимают  подобно «духовному  дыханию».

«Душа есть Божие дыхание»  (Святитель Григорий Богослов)

На  этот счёт у  отцов  церкви  есть чёткое понимание принципа жизни,  как  соединения  энергии  духа,  души и  тела в  одно целое.

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;»  (Добротолюбие, Т. 1,  Преп. Антоний Великий, О доброй  нравственности и святой  жизни)

По этому  определению  отцов  Добротолюбия  жизнь  –  это  вовсе  не способ  существования  белковых тел,   а  соединение в  одно  целое Духа,  души и  тела. При  этом  прекращение жизни –  это  разделение Духа,  души и  тела на  отдельные составляющие при  котором  тело превращается в  неструктурированный  разлагающийся белок,   поскольку лишается главных движущих основ –  души  и  Духа,   которые  переходят в  духовный  мир.

Аналогично  и  душа,  как  тонкое  тело, утрачивая  связь с  Духом, как  энергией  жизни,  становится также  мертва, как  и  тело.  Поэтому  Дух – это  единый источник энергии жизни  для всего одушевлённого, как  живого, воспринимающего и осознающего.  

«Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога (Духа) от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова» (Григорий Палама,  Антропология)

Таким  образом, Духом  можно считать  единый  для  всего  живого  и осознающего источник  и поток  нетварной  энергии  жизни,  которая  движет  и  телом и  душой  и умом  любого живого,  т.е. одушевлённого существа,  будучи  при  этом  и  личностной  и  глубоко осознанной.

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (Св. Феофан Затворник, Что  есть  духовная  жизнь  и как  на  неё настроиться, Письма,   10. Всеобщность  веры в  бытие Божие как проявление духовной  жизни.)

Из святоотеческих творений известно что образность и подобие человека  Богу, как Духу, имеют  отношение  не  к  телу, а  исключительно  к  душе  и  уму, как  высшим субстанциям:

«Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемого телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как неопределимое и нетелесное, некачественное, неосязаемое, неколичественное, невидимое, бессмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ бессмертной и присносущной Его славы.» (Преп. Никита Стифат, Третья  сотница умозрительных глав  о любви  и совершенстве  жизни. 4)

Собственно само подобие  человека  Богу (Духу)  многие  отцы связывают только с  умом, причём,  высшим  духовным  умом,  как духом  человека.

«Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание.»  (Св. Григорий Синаит, Добротолюбие, Т. 5, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве)

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святаго Духа» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические  опыты, Т.2)

Таким  образом, Дух можно  рассматривать  не  только  в  качестве абстрактной  энергии  жизни,  но  и  в  аспекте  силы  сознания,  которая  соответствует  высшему божественному  уму, как  совершенному и бесстрастному.  В данной  связи многие  святые  отцы  напрямую  связывали Бога с  умом:

«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие, Т. 5, Никита  Стифат, С.144).

«Бог, Ум безначальный и бесконечный  и вместе  любовь бесконечная  и Правда родил безначальное   премудрое  и личное Слово и производить Духа  Святого  собезначального, выражение своей премудрости  любви  и правды – единосущные  и сопресносущные  Лица». (Св. Иоанн Кронштадский, Созерцания и чувства христианской души, Дневники 1904 г.)

В  данной связи можно  сделать  вывод  о  том, что Ум Божий  и  ум  человеческий в  духовном  смысле  соотносятся  между  собой,  как Дух  большой  и  дух  малый.

При  этом под  умом человеческим  понимается  не  рассудок,  не  разум  и  не  рациональный интеллект, а  совершенно  особый  тип  высшего  ума  сердца,  именуемый  духовным  сознанием.

Дух или ум  сердца  – это  совершенно  иной  тип ума  и мышления,  нежели  ум рациональный.  Ум сердца  также именуют  «вертикальным»  умом,  как  метасетью  сознания, которая  расширяется   в глубину  души  в  направлении  духовного сердца.  При  этом рациональный  интеллект и  разум – это  гиперсеть  ума  «горизонтального», который расширяется только  по периферии  когнитивной сферы, как  оболочка мыльного пузыря, который внутри пуст. 

Говоря  о  духе  и  духовном  уме,  нельзя не  сказать  о  том, что развивается духовный  ум по  совершенно  иной схеме, чем  рассудок,  разум  и  интеллект и  сам  процесс   роста и развития вертикального  (духовного)  ума  идёт  даже  не  годы, а  десятилетия.  

Именно поэтому  духовный  ум является достоянием  очень ограниченного числа подвижников, причём,  зрелого возраста (как правило за  60 лет). Это  связано с  тем, что духовный   ум,   представляющий  собой наиболее утончённую  часть  метасети сознания,  развивается тогда,  когда  у  человека  уже развит  фундамент  в виде гиперсетей  мозга  и  разума.  С учётом  того, что гиперсеть  мозга создаётся в  среднем  до  30  лет,   а  гиперсеть  разума  до  60 лет, то  сеть  духовного сознания  или  вертикального ума может  создаваться  только  в   зрелом  возрасте и как  правило  после  50 – 60 лет.  Этим  феноменом и  объясняется феномен духовной  мудрости и старчества. 

Следует понимать, что проявления Духа  любой  человек может чувствовать  своим сердцем и  до  зрелого возраста  в виде   отдельных посещений  и  духовных  озарений. Способность  же к  устойчивому восприятию и осознанию Духа – это результат всей  жизни и  итог развития духовного ума  и сознания. 

Если  учесть,  что Дух Божий –  это Дух  Святой  по   определению, то  таким  образом дух человека, как высший  ум,  имеет  возможность  для  соединения с Духом Божьим по единственному критерию – чистоты духа человека, как  утончённости  ума.

«Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроено состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах; так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (ср.: Притч. 8, 8). Снег блестит, но не показывает в себе образа тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов, потому что и в нем есть какие-то мелкие пузыри. А в воде, по причине ее гладкости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему, когда душа, посвятив себя всякому подвигу  добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге, и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара; потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно» (Свят. Василий Великий, Творения, Ч.4, 8).

В  этой связи  становится более понятно,  почему  именно чистота  духовного сознания человека   является  отражением  его божественности  или  степени  обожения.

 «Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием» (Свят. Василий Великий, Творения, Часть 1, 277).

Таким  образом,  духовность  человека можно  определить, как степень чистоты  духовного осознания,  которая приближается  к  божественной чистоте  или  чистоте Святого Духа.

По  той причине,  что  сама по себе, непосредственно, сущность Бога  нам абсолютно недоступна  в  силу  нашей страстности  и  телесности, мы  можем  познавать Бога  и  Святой  Дух только  через  Их энергии.

Как это  ни парадоксально,  но  Божественные  энергии благодати настолько проницаемы,  что оказываются доступны  для  и досягаемы  только  для  сердца  человека,  но  не  для  рассудка,  разума  и интеллекта.

Вот  почему благодать  Святого Духа  можно  почувствовать  всем сердцем, но  при  этом  её совершенно  не  с  чем сравнить  и  невозможно  выразить  ни  умом ни  рассудком.

«Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов»  (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1, Наставления святого Антония Великого, 58).

Механизм принятия духовным  сердцем энергии благодати представляет  собой  величайшую  тайну,  но  само   соединение  Духа  и  духа  оказывается возможным  по принципу подобия, когда  подобное  соединяется с  подобным  или  как  говорит святой Григорий Богослов  ум человека, как  высшее и богообразное начало, соединяется  в  молитве с  Умом  Божьим, как «с ближайшим и наиболее сродным  ему началом» т.е.  с  Умом  Высочайшим, нисходящим к человеку.

     Так, тленный человек носит в себе  и своём  сердце «образ Бессмертного,  потому что в обоих царствует естество ума». (Георгий Флоровский, Восточные  отцы IV века, свт. Григорий Богослов)

    Исходя  из  этих рассуждений  становится понятно,  что Дух –  это высший  ум, как сущность  Бога,  и  энергия   одновременно –  «одно  есть сущность, иное  энергия»  (Свят. Григорий Палама).

Как  это ни странно,  но тема духовности и  Духа  в  свете последних открытий в  нейропсихологии,  имеет самое прямое отношение  к  теме информатики  и сетевых  технологий. 

Как  сказал  британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах»  Фрэнсис Крик:

«Если  бы нам  удалось  узнать  все  свойства  нейронов плюс взаимодействия между  ними,   мы  бы  смогли  объяснить что  так  дух».

Очень  смелое утверждение  гениального учёного,  открывшего структуру ДНК,  но чересчур амбициозное,  поскольку всю глубину  бесконечности  замысла Духа (Бога)  мы  бы не постигли  через  открытие  специализаций, как  набора  параметров, поскольку пути и  глубины  Духа  неисповедимы  для  человеческого ума. 

Тем не  менее,  Фрэнсис  Крик,  знакомый  с  устройством ДНК, как  главной информационной системы  матрицы  живого организма,  подошёл практически  к  самой границе материи  и  духа,  нащупав тот «проводник»  или  систему проводников, через  которую  Дух  и   взаимодействует  с  телом по принципу «хостинга».

Этой системой проводников духа является  не  только нейросеть  мозга,  но  сеть всего организма человека,  содержащая нейроны и  образующая нейронные связи.

Вот  как выглядит  под  микроскопом многожильный  кабель и нерв  человека:

Не сложно понять, что нерв  в  разрезе  в  значительной  мере  повторяет структуру многожильного кабеля,  выступая в  организме в  роли  главной  «токопроводящей  системы»   для  разветвлённой  нервной  сети по  которой  циркулирует  энергия  и  информация, включая  энергию и  информацию  Духа,   которая и  взаимодействует с  нейросетью  мозга  и  гиперсетью разума.

Следует понимать, что будет не совсем  корректным  напрямую  сводить Дух в  нервную систему и  утверждать, что посредством  нервной системы  Дух управляет  человеком. Это в  корне  не  так.

Нервная система  человека в виде  разных типов  и  отделов:  центральной, вегетативной, перфирической, симпатической, синаптической  и  др.  –  это  вторичная структура, управляемая  не  духом  а  мозгом,  по   отношению к первичной, а  вот  мозг и  разум  вполне  возможно управляются  не  без  участия  духа.

Как  же  было  сказано  выше,  Дух, как  тончайшая и нетварная энергия  и совершенный ум,  контактирует  и взаимодействует  с высшей частью нервной системы –   разумом и  духовным  сознанием,  а  нейросеть мозга  и  является тем  связующим звеном и   последней границей вещественности,  за  которой начинается  область Духа.

При  таком  взгляде  на  духовность  можно условно  нейросеть  мозга  сравнить с  самой    грубой   материальной  сетью, выступающая  «почвой»   или  «полем»  для  посева и взращивания  на  ней, как  пшеницы,  более совершенной  сети  разума,   которая  в  качестве «растения»  и приносит некий  урожай   «плода»  духа, как высшей энергии  духовного  сознания.

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.»   (Мк. 4:26-29)     

     Что  же можно  считать духовным «плодом»  незримого  «растения» человеческой  души,   которое  вырастает и  вызревает  внутри каждого человека  на «почве» плоти ?

     О плодах и  дарах  духа в Евангелие также сказано:

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.»   (1Кор. 12:7-11)

     Таким  образом, взращенный внутри человека дух, как  энергия  осознания,  прошедшая  три стадии развития и  очищения (телесную, душевную и  духовную)  по   достижении высшего состояния духовного сознания  проявляет себя  следующими  духовными качествами и дарами:

  • Мудрость
  • Знание
  • Вера
  • Дар исцелений
  • Дар чудотворения
  • Дар пророчества
  • Дар различения духов
  • Дар понимания  любого языка и др.

     По  достижении этих  качеств и  даров  духа человек становится  подобным  Богу (Духу)  и возвращает  утраченное  при   грехопадении духовное  достоинство и  совершенство. Это и есть  не  что иное, как достижение умом  Логоса  или  выравнивание  ума  по  логосу, ао  котором шла  речь  в самом  начале.

Таким  вот  удивительным  образом Логос  и Дух дают нам  некоторое  представление о Боге в  сущностном  и  энергийном  Его понимании и как  Творца  и как единого Закона движения  божественной  энергии и информации.

<<< | >>>

Автор: admin

Добавить комментарий