Что такое обрядоверие и на чём оно зиждется

 

Обрядоверие или превозношение обряда, как  внешнего  ритуального  действия, исполненного в  точности и по  всем  правилам  (канонам),  в  статус высшего священнодейства, равносильного божественному.  Соотвественно всё  то, что не подчинено  соотвествующему  обряду  и не  связано с  установленным  ритуалом,  лишено  священнодействия  и  является  безбожным.

Таким  образом,  обрядоверие  –  это форма искажённой  (извращённой)  религиозности  при которой внешняя, обрядовая сторона  религии становится  настолько  самоценна  и  значима, что  полностью заменяет собой  и вытесняет  всю  внутреннюю  духовную жизнь  человека,  как  сущностную  и  основную.

Обрядоверие  можно в  полной  мере   считать  внешним  религиозным  фарсом, который  рассчитан  на  уровень  более  впечатлительного  профанного мышления,  которому очень  важна  именно  внешняя  обрядовая сторона  религиозности  в  форме  ритуального  священнодействия,  обладающего якобы  магической  силой.

По  существу  обрядоверие  – это профанная  форма религиозной   магии,  закреплённой  в соотвествующих обрядах и  ритуалах,  которые  очень  близки  по  сути  и  назначению  языческим  и магическим ритуалам,  только облечены в  религиозные  формы,  соотвествующие  религии  или конфессии.  

 Характерной   особенностью  обрядоверия  является  фанатичная  вера   и  упор  только  на религиозный  ритуал  и  обряд,  который  никак  не  связан  с   внутренним   духовным  познанием  и  развитием, а  эксплуатирует  силу  религиозного  эффекта  (аффекта)  на  сознание  и психику  от  правильно  проведённого  рилигозного  обряда  и  ритуала.

Обрядоверие можно считать  одной  формой  устойчивой  религиозной  зависимости от  обряда  и  ритуала,  которая  связана  с  ожиданием религиозного аффекта, который  и есть средство   и способ  удовлетворения  бессознательных  религиозных  потребностей,  страхов  и  ожиданий  в  ущерб развитию духовного  сознания.  

Таким  образом, обрядоверие –  это форма  имитации религиозности, которая лишена  самого  главного  в  религии –  плодов  веры  и  духа  при тщательном  соблюдении  только внешней и формальной стороны религии  – обряда.

С  точки зрения  христианской  психологии,  в  основе обрядоверия и в т.ч.  православного лежит глубинный  магический тип мышления человека,  тяготеющий   к  бессознательному,   при  котором  обрядовер  исходит  из  ложной  «магической» (сверхъестественной)  убеждённости  в  том, что  обряд (ритуал)  может без  изменения мышления  неким  «чудесным»  (сверхъестественным) образом  повлиять на  него, окружающий мир  и близких.

Именно эта глубокая  «магическая»  убеждённость религиозного  обрядовера в  «сверхъестественной»  силе  того или  иного  обряда или ритуала,   включая   и  православные  обряды  (крещения, елеопомазания, поста,  исповеди,  причастия и т.д.  и  т.п.),  вынуждает его слепо следовать  голой  форме  исполнения ритуала при  полном отсутствии  понимания  стоящей  за  этой   внешней  формой  духовной  сути, которая   как  раз  связана со знанием,   которое  и  исключает обрядоверие.

Таким  образом,  обрядоверие можно  соотнести с  формой  наивной, слепой  и невежественной веры (массовой  или народной),  которая не предполагает глубокого  духовного знания, а  предполагает только  соблюдения  внешних форм.

 Обрядоверие  в  традиционном  евангельском  понимании  непосредственно соотносится  с  фарисейством,   которое  более  всего и критиковал Иисус  Христос.  И  хотя фарисейство  изначально  имело  значение «отделившиеся» (ивр.  перушим), в  евангельских  притчах и наставлениях под фарисейством  чаще  понимается именно формальное и внешнее  обрядоверие:

Самым  ярким  примером  поведения фарисея можно считать  пример  из  притчи о мытаре и фарисее:

«два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! »    (Лк. 18:10-13)   

Мытарь и фарисей

Самые  большие обличения, которые Иисус Христос изрекает в Евангелие, касаются  именно фарисеев:

«Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей (обрядовер) слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи  (обрядоверы), лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

Горе вам, книжники и фарисеи (обрядоверы), лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»  (Мф. 23; 13 – 33)

Таким  образом, никакой иной  порок  веры не  подвергался Христом  такой  безжалостной критике, как  фарисейство  в  форме  обрядоверия  и  законничества,   поскольку  это  был  порок  формализации  веры  с  утратой   самой  главного  в  вере –  плодов  духа и   взращенного духовного сознания,  поскольку именно  умом человек подобен  Богу  и умом человек  соединяется с Богом.

«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие, Т. 5, Никита  Стифат, Его же  третья умозрительных глав   сотница  о любви  и совершенстве  жизни, 1).

«Ум (Божественный) соединяется с умом (человеческим), как с ближайшим и более сродным, а потом уже с плотью, при посредстве ума между Божеством и дебелостью (человечностью)» (Григорий Богослов, Творения, О вочеловечении, Т.2).

Определяя  порок обрядоверия,   можно  сказать  о том, что  это порок массовой  и неосознанной  веры, которая не  предполагает глубоко  и основательного  духовного знания  и  познания о сверхъестественном, а  предполагает традицию или  точнее  традиционный обряд.  

Иными  словами  обрядоверие  –  это  своего  рода  форма  т.н. «народной  веры  и  религии», в основе которой лежит  религиозное  мышление  и  мировоззрение, сочетающее в себе элементы  разных   культов и  культур  –  магической, христианской канонической, апокрифической, фольклорной  и т.д.

Особенностью  обрядоверия,   как  уже  говорилось,  является  отсутствие  у   его носителей  основательного  духовного знания, которое  заменяют  традиции; религиозные, фольклорные,  языческие,  этноконфессиональные  и  другие  представления, в  которых вся  глубина  духовного  знания  упрощена  до  свода этических нормативов, важнейшими из которых  являются понятия добра и зла, греха и чуда, определяющие все взаимоотношения Создателя со своими творениями.

Таким  образом обрядоверие,   включая  и православное,  –  это  религиозный  народный  культ, преследующий  нормы  правильного  (этичного)  человеческого общежития,  но  не  связанный  с  глубоким  изменением  личности  и  развитием  духовного сознания, как  основы  духовного спасения.

В  отличие  от истинной  веры (совершенной),  в  обрядоверном  народном  культе  практически  нет  понятия  о внутреннем молитвенном  и умном  делании, как  делании  духовного ума.  Вместо  умного  делания  в  обрядоверии  имеют  первостепенное  значение  внешние  ритуалы,  обряды  и  атрибуты  тесно связанные  с народным календарём, народной демонологией, народными  праздниками  и  традициями,  народной медициной, а также культом и почитанием  предков  и святых. 

В  итоге,  обрядоверие, как  форма  упрощённой  «народной  религии»,  выливается в  массовый религиозный  культ  или  религиозное  движение,  которое  вовлекает в  свои  ряды  наименее   образованных людей,   стремящихся  к  нравственным  идеалам  и  предполагает  только морально-нравственные и этические цели  и  задачи,  но не  касается целей  и  задач  духовных,  требующих  глубокого знания  и  образования. 

Похожее изображение

Именно  по этой причине  обярдоверие  всегда   сильно  морализовано,  совершенно  бесплодно  и  тяготеет  к  массовым  и  коллективным  формам ведения хозяйства, как  наиболее  социально  защищённым – коммунам, общинам и т.д.  В  этой  связи  массовое обрядоверие  можно  рассматривать  в  качестве  предпосылки  социализма  и  коммунизма.    

Обрядоверие   имеет  место  и  в  современном  православии.

Как  правило,  православное  обрядоверие  имеет две  наиболее  выраженных формы:

1) Церковный  формализм  или   буквальное соблюдение церковного Устава  и  т.н.  Закона Божьего  без его  глубокого  осмысления и понимания   смысла.

 2) Церковное  суеверие    или  чересчур  ревностное  отношении к  церковным обрядам и  таинствам,  как  главному  и единственному  средству спасения   при  полном  отсутствии личного молитвенного опыта и духовной осознанности.

Если  попытаться  отметить  наиболее характерные  черты современного  обрядоверия,  то это:

  • –  фанатичная  вера в спасительность внешних обрядовых форм вне зависимости от глубины осмысления их содержания,
  • –  усиленный  акцент на морально-нравственную и коллективную (массовую) составляющие  религии  и соответствующего обряда,  традиции,  ритуала, культа.
  • –  внешнее  подчёркивание своей приверженности соответствующей  обрядоверной  традиции,  культу и т.п.  через ритуальное  поведение.
  • –  жёсткое  критическое  отношение  всех   обрядоверов  ко  всем  инакомыслящим и  всему,  что  не  соответствует данному культу  или традиции.  При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расценивается как ересь  и сектанство. 
  • – негласный  запрет на любое знание (особенно  духовное), которое превышает  порог  обрядоверия   или выходит за  его рамки.    
  • –  полное  отсутствие  критического мышления  и  критической  оценки  ко всему  церковному и соответствующему обрядоверной  традиции или культу.
  • –  намеренное  очернение  и  критика  любого  научного и  естественного  знания,  выходящего  за рамки  культа.
  • –  превознесение только  одного источника знания,  связанного с  избранным  культом  и  традицией  обрядоверия.
  • – повышенная  ревностность  в  соблюдении  обрядов, граничащая с  фанатизмом,  как  главного залога  «чудесного»  преображения  и спасения..
  • – отсутствие  у  всех  обрядоверов  на  протяжении  длительного времени  реального духовного преуспеяния  и  плодов  веры в  виде  духовной  осознанности,  трезвости,  мудрости, рассудительности и  безусловной  любви.

Порок  обрядоверия возникает чаще  всего  из-за  изначально  ложных  установок  на первостепенную  важность  только  церковных обрядов  и таинств, которые  якобы  самодостаточны  и потому «чудесным»  образом  обеспечивают спасение  без  особых  усилий.  При  этом  внедряется  ложная  убеждённость, что  никакие  другие средства не способствует духовному  росту, кроме  обрядов  и ритуалов.

Итогом  такой  ложной  установки  и является  нарушение баланса между внешней и внутренней жизнью в Церкви,  когда  внутренняя  жизнь  и внутреннее  делание  (рост  осознанности) практически  ограничивается,  а  на первое место выходит  только  внешняя жизнь (обрядовая).

При  этом происходит  утрата  самого в  духовном  делании –  развития  духовного  сознания  или  ума  сердца,   который  и есть  залог спасения  души.  Именно  по  этой причине  в  обрядоверии  есть  практически  все  внешние  религиозные  атрибуты, кроме  самого  главного  –  умного и  молитвенного  делания  в  виде  сердечной  устремленности ко Христу  и  стяжанию  благодати Духа Святого  не  через   обряды, а   через покаяние  и  самосозерцание  (видение)  себя  в  реальном  свете, а  не  «чудесном».

Главный  секрет обрядоверия  состоит в  том, что  оно панически боится  подлинного духовного знания  и  особенно  практического (аскетического), которое  способно реально изменить  сознание обрядовера, открыв ему глаза на подлинную духовность, а не ту сказочно-мифологическую душевность, которую оно считает своей верой.   

Опасность для обрядоверия подлинного  духовного  знания состоит в том, что это знание  разрушает  многие  мифы  и сказки   обрядоверия,  которое  хочет  спасаться и  идти к Богу  не тесным путём, который завещал Христос, а широкой дорогой огромной толпой без  риска,  не  меняя  себя  и  своего рационального мышления,  которое лишь  поверхностно касается веры  и религии в форме морали.

Таким образом, обрядоверие можно считать  формой  душевной  игры в  религиозность при  которой душа имитирует через   обряды  и  ритуалы  то, что  настоящие подвижники, монахи, аскеты  и исихасты  десятилетиями делают практически  распиная  свой  эгоизм, умерщвляя  страсти и  достигая  состояния  блаженного священнобезумия. 

Блаженное священнобезумие, как высшее состояние  духовного ума,  для  обрядоверия  –  это  тихий  ужас в  ночи и  то, чего массовое обрядоверие панически страшится, считая “шизофренией”, поскольку  оно не  может   допустить  в свой ограниченный ум того, что  нельзя  объяснить просто и рационально (логично).  

Обрядоверие может  выражаться  и   в  форме  пристрастного (страстного)  отношения ко  всему  религиозному  и церковному.   Это своего  рода  «просто»  пристрастие  к  пышным внешним формам  справления  обрядов:  венчания,  освящения,  исповеди, причастия, литургии и т.п.

Нередко  обярдоверие  в  силу  откровенной  духовной  необразованности  бывает  связано с откровенными суевериями,  например,   крещением,  исповедью  причастим исключительно для  укрепления  телесного здоровья.

Одной из главных причин распространения обрядоверия  можно считать  недостаточное просвещение верующих в  вопросах естествознания,  психологии, аскетики  и  мировой  религиозной  культуры. Именно зауженность мышления, а  также  духовная  необразованность  превращает  веру,   как  форму  высшего  духовного  развития  и просвещения  в  религиозный  культ  обрядоверия.

По мнению священника неканонической Апостольской православной церкви Глеба Якунина, после распада СССР Русская православная церковь не воспользовалась предоставленными ей возможностями заняться духовным просвещением,   а  решила  восстановить в  неизменном  виде уже устаревшую и  фактически  умершую  религиозную традицию, которая  и  была  традицией  обрядоверия,  а  не  веры:

«Не было реальной настоящей проповеди, Евангелия не было. Хотя был доступ в СМИ, не было попытки духовного просвещения нашего народа. А церковь пошла, и наше государство ей в этом потакало методом упрощенного приобщения народа к вере. Просто люди приходили, крестились сами, крестили детей. Но большинство из них даже сами не понимали, ни что такое церковное таинство, ни что из себя представляет церковь. Они соблюдали только внешние обряды, ходили в церкви по праздникам. Но духовного перерождения своего сердца, своей души, своего разума, подлинного оцерковления не было, это было внешнее касание стороны обряда. Поэтому у нас сегодня есть такое понятие, как обрядоверие»  (Священник Глеб Якунин: России угрожает обрядоверие)

По материалам книги “Заметки о христианской психологии” К.В. Яцкевич

Автор: admin

Добавить комментарий