В предыдущей главе мы рассмотрели четвёртое состояние когнитома, именуемое «Духовным совершенством», как состояние синергии души с Логосом, когда совершенный «когнитом» достигает такого уровня развития и уплотнения гиперсети сознания, что может проявлять себя не только физическим телом, но и полноценным телом энергии, как энергетическим «двойником» человека, обладающим целым рядом просто невообразимых и сверхъестественных качеств, присущих энергии, а не материи, в виде прямого духовного знания (ведения), возможности исчезать, мгновенного переноситься на огромные расстояния, проходить сквозь любые препятствия и преграды и действовать вопреки всем законам физики твёрдого тела.
Данное состояние олицетворяет собой запредельный уровень человеческих возможностей, которые были продемонстрированы Христом и были присущи только первозданным людям до антропологической катастрофы (грехопадения) и которые можно считать сверх человеческими и в полной мере магическими способностями, которые позднее были полностью утрачены людьми. Таким образом в предыдущей главе мы завершили общее описание четырёх базовых доминант и состояний человеческого бытия согласно Тетраморфа и учения святых отцов: Человек (эгоизм), Вол (нравственность), Лев (духовность), Орёл (совершенство).
В этой главе мы рассмотрим не менее важный вопрос психологии Логоса, касающийся основных типов, а точнее доминант мышления, свойственных данным когнитивным состояниям, которые можно определить как: горизонтальное мышление, вертикальное мышление, интегральное мышление, прямое ведение, отличающиеся друг от друга не только своими ценностями, целями и задачами, но и что весьма важно характером упорядочивания и структурирования когнитивных связей в гиперсетях мозга, разума и сознания. Данные типы мышления, как и соответствующие им когнитивные состояния (эгоизм, нравственность, духовность, совершенство) также представляют собой только доминанты сознания, поскольку в реальности всегда имеет место смешивание разных типов мышления и в чистом виде практически не существует сугубо горизонтального, вертикального или интегрального мышления. Итак рассмотрим их по порядку.
Горизонтальное мышление
Горизонтальное мышление — это тот тип мышления, который является в настоящее время наиболее распространённым и свойственным абсолютному большинству рационально мыслящего человечества. Горизонтальное мышление – это мышление, основанное на логике и анализе, которое присуще всей современной науке, научной психологии, образованию и культуре, замкнутой на человека, общество и мир. Иными словами, горизонтальное мышление – это сугубо мирское мышление, которое неразрывно связано исключительно с материальным миром, охватываемым первым вниманием и всей системой естественно-научных законов, описывающих материальный мир.
Характерной особенностью горизонтального мышления является его выраженный рациональный эгоцентризм и обращённость исключительно в сторону внешнего мира, что есть результат работы эго, ориентированного на конкуренцию, захват и самоутверждение. Именно поэтому горизонтальное мышление всегда отличает скрытая «хищность» в виде целесообразности, расчётливости, прагматизма и личной выгоды во всём и вся.
В данной связи горизонтальное мышление можно определить как такую доминанту работы когнитома, когда расширение всех гиперсетей разума и сознания осуществляется исключительно в мирской и рациональной плоскости под контролем эго и человеческого «Я», ориентированного на познание и самоутверждение сугубо во внешнем мире, что и вызывает расширение и уплотнение когнитивной сферы сугубо по периферии (по горизонтали).
Таким образом горизонтальное мышление по отношению к самому человеку и его духовно-материальной природе можно назвать сугубо периферийным мышлением уровня первого внимания мира материи, которое никак не распространяется на познание души (когнитома), духовного сердца, второго внимания и Логоса.

Вектор расширения горизонтального ума и мышления
Другой отличительной чертой горизонтального мышления является неизменность созданной в нём картины материального мира, как единственно существующего. Это связано с тем, что фокус сознания и восприятия (центр сборки) при горизонтальном мышлении жёстко закреплён (зафиксирован) на уровне локализации «Я» (эго), которым является телесный, как базовый и самый нижний, в системе малого логоса.
Третьей особенностью горизонтального ума и мышления является то, что любое смещение фокуса сознания при горизонтальном мышлении может происходить только в рамках одного уровня (телесного), не меняя при этом базовой орбиты и не переходя на другие уровни и слои, что и обеспечивает неизменность картины мира (материального) и ценностей (потребительских) у любого носителя горизонтального мышления.
Проще говоря, любой носитель горизонтального ума и мышления по своей внутренней природе является выраженным эгоистом и потребителем, главный смысл жизни которого заключается в захвате, самоутверждении и получении от жизни максимального удовольствия и удовлетворения, причём, здесь и сейчас, а не потом. Именно такие цели и задачи носителю любого горизонтального ума и мышления диктует доминантная программа «Эго» и соответствующий набор её качеств и энергий, именуемых страстями.
При этом как уже говорилось, все вновь создаваемые когнитивные связи и структуры образуются только в рамках одного уровня и слоя, как бы уплотняя только периферическую область сферы сознания наподобие «яичной скорлупы». Само понятие «горизонтальный» в данном случае отражает именно «стелящийся» по жизни характер мышления, которое, как и взгляд «хищника», устремлено преимущественно по горизонтали повседневного мира.
Как уже говорилось, данный тип мышления в большей степени характерен телесному состоянию и уровню развития человека в рамках слоёв с 1-го по 5-й и может касаться более чем одного слоя осознания, но всегда в рамках только телесного уровня. При этом базовым и доминантным уровнем горизонтального мышления выступает 3-й слой, как доминанта рационального разума. При смещении фокуса сознания на один или два слоя вверх (4-й и 5-й) происходит частичное смягчение уровня эгоизма качествами рассудительности, этики и культуры, а смещение фокуса сознания на один или два слоя вниз (2-й и 1-й) повышает степень эгоизма, прагматизма и алчности до нечеловеческих размеров.
Специфика работы горизонтального ума и мышления определяется глубоким погружением и застреванием ума в законах и закономерностях сугубо материального мира первого внимания, которое реализует себя исключительно в мирской сфере человеческой деятельности, формирующей соответствующее рациональное мышление и мировоззрение, которое в последующем уже практически не меняется, поскольку ум оказывается «заложником» эго и созданной им мощнейшей системы горизонтальных связей, напоминающих «клетку» или жёсткую «армирующую» структуру сознания, которая прочно удерживает сам фокус сознания и «Я» на неизменном уровне.
Носителями сугубо горизонтального (плоского) ума и мышления является абсолютное большинство мирян, но наиболее оно выражено у представителей сферы бизнеса и предпринимательства, силовых структур, военных, государственных служащих, а также представителей академической науки и сферы образования, деятельность которых всецело ориентирована именно на социум и внешний мир грубых материальных форм. В силу того, что абсолютному большинству людей присуще именно горизонтальное мышление, данный тип мышления в обществе и считается условной «социальной нормой», а любые отклонения от рациональной горизонтали считаются «аномалиями».
Любопытно то, что не только убеждённые «технари», бизнесмены и хладнокровные прагматики являются носителями горизонтального ума и мышления. Большинство «гуманитариев», деятелей культуры, искусства и даже религиозной сферы также может иметь доминантным горизонтальный тип мышления, как форму жёсткой привязанности исключительно к ценностям мира сего, что и есть форма «гравитации» сознания только на уровне первого внимания с полным неведением о Логосе, мире духовном и втором внимании.
Любое горизонтальное мышление имеет систему внутренней иерархии и может развиваться (уплотняться) в рамках горизонтали своего уровня, совершенствуясь от наиболее алчного и хищного разума до высоко образованного ума и интеллекта, но с приставкой эго (интеллекта), который при всей его образованности и культуре всё также остаётся интеллектом горизонтальным, т. е. рациональным, прагматичным, целесообразным и жёстко привязанным к ценностям исключительно мира сего. Модель горизонтального мышления можно отразить и в рамках малого логоса, как нижний и наиболее уплотнённый уровень пирамиды сознания.

Модель горизонтального мышления в структуре малого логоса
Как видно из рисунка, горизонтальное мышление представляет собой самую нижнюю плоскость телесного уровня и основание пирамиды малого логоса человека, поскольку касается доминанты телесного ума (3-го слоя), как вектор расширения сознания в рамках рационального мышления и мировоззрения. При этом все вышестоящие уровни (душевный и духовный) для горизонтального ума и мышления как бы отсутствуют, поскольку являются «невидимыми» для рационального когнитома.
Именно поэтому «духовностью» для горизонтального ума и мышления является его начитанность, образованность, интеллектуальность, культурность, интеллигентность, аристократичность, элитарность и прочие «духовные» понятия и термины от мира сего, не имеющие отношения к реальной духовности, второму вниманию и миру Логоса. При этом любое горизонтальное мышление всегда жёстко обусловлено текущим временем и функционирует по чёткому алгоритму и расписанию, как своего рода жёсткой программе первого внимания, которая и формирует основу временного когнитома, не ориентированного ни на что вневременное. Данный подход к упорядочиванию структуры сознания в святоотеческой традиции именуется «деланием», т. е. укреплением мира материи первого внимания.
Не сложно заметить, что любое горизонтальное мышление по его «программной» природе практически не имеет возможности принципиально и радикально трансформироваться в силу устойчивости программы «Рацио» и прочности системы рациональных связей, которые жёстко фиксируют «Эго» и фокус сознания. Изменение мировоззрения и фокуса сознания для горизонтального ума и мышления связано фактически с полным крушением «Эго» и всей его картины мира и ценностей, что чревато крайне болезненно из-за обвала всего уровня сознания и созданной в нём системы горизонтальных связей, как символичной смертью всей рациональной горизонтали.
Именно поэтому большинство носителей горизонтального ума и мышления практически никогда не меняют кардинально мышление и мировоззрение, а если и делают это, то крайне редко или лишь частично и поверхностно, сохраняя ядро «Эго» и своё рацио. Чаще это связано именно в обращением к вере и религии, как легальной форме вертикализации мышления.
Вертикальное мышление
Вертикальное мышление – это гораздо менее распространённый тип мышления особенно в чистом его виде, чем горизонтальное, который присущ в основном религиозному меньшинству человечества, а также духовно или эзотерически ориентированным людям, сделавшим осознанный выбор расширения когнитома в сторону не материальных и рациональных ценностей, а душевно-духовных, как иррациональных.
Вертикально ориентированное мышление – это мышление практически всей современной религиозной сферы во множестве направлений и конфессий, а также всей эзотерики, мистики, духовной философии, космологии, new age и прочих духовно-философских учений, когнитивных и мировоззренческих доктрин, которые не завязаны прочно сугубо на материальный мир и его преходящие потребительские ценности, а преследуют более высокие цели внутреннего, нравственного и духовного порядков, которые чаще всего облечены в воображаемые мистические и мифологические формы, далёкие от энергийной реальности Логоса. Из направлений психологии ближе всего к вертикальному мышлению направление святоотеческой (православной), трансперсональной и интегральной психологии.
Наглядным примером вертикального мышления в рамках нашего исследования может служить принцип постижения природы и возможностей человека через призму всей тримерии: тело — душа — дух, тогда как примером горизонтального мышления является исследование только в рамках какой-то одной плоскости: тела, души или духа.
Иными словами, вертикальное мышление в отличие от горизонтального имеет принципиально иной вектор расширения когнитома, который как бы повёрнут диаметрально некими внутренними силами от внешнего материального мира к миру внутреннему духовному по слову Христа – «Царствие Божие внутрь вас есть». Проще говоря, вертикальное мышление исходит чаще всего не из естественно-научной, а религиозной, мифологической или эзотерической картины мира, в которой духовные ценности имеют гораздо большую важность и значимость, чем ценности материальные и потребительские.
Характерной особенностью любого вертикального ума и мышления является его оторванность от повседневной реальности и отсутствие в нём ярко выраженных «хищных» качеств эго в виде: меркантилизма, алчности, соперничества, агрессии и стремления к материальному успеху и достатку и т.п, а преобладание более миролюбивых качеств «травоядных»: альтруизма, гуманизма, жертвенности, товарищества, готовности к служению и сотрудничеству и т. п., что является результатом обращённости ума в сторону духовного сердца и Логоса.
Таким образом, вертикальное мышление можно в самом общем виде определить как такую доминанту работы когнитома, когда расширение гиперсетей разума и сознания осуществляется не по периферии, а исключительно в глубину когнитивной сферы в направлении духовного сердца и Логоса, как первоисточника духовной энергии.
В данной связи вертикальное мышление можно считать более глубинным, нежели горизонтальное, которое претерпело некую трансформацию когнитома (обращение), в результате чего изменило вектор расширения и устремилось от внешнего мира во внутрь к ценностям духовным, как бы радикально поменяв всю систему ориентиров и целей, избрав своей целью достижения не внешний материальный мир, а внутренний мир души, духовного сердца и Логоса.

Вектор расширения вертикального ума и мышления
Из этого рисунка видно, что вертикальное мышление всегда устремлено во внутрь когнитивной сферы – в самое духовное сердце, как место сопряжения когнитома с Логосом. Таки образом, можно сделать вывод о том, что вертикальное мышление в силу неких причин не оказалось жёстко поймано гиперсетью эго, а смогло выйти из горизонтальной сети и перейти к более совершенной доминанте гиперсети духовного сердца, основанной на доктрине нравственности, совести, любви и высшей добродетели.
В данной связи любое вертикальное мышление является более свободным (раскрепощённым) и динамичным в силу наличия некоторой степени свободы от системы горизонтальных связей, которые более не удерживают ум и фокус сознания многочисленными «якорями» в одной плоскости рацио. Именно поэтому фокус вертикального ума и мышления имеет свободу движения по духовной вертикали для совершения первого когнитивного перехода на более высокий уровень и орбиту осознания, посредством первичной духовной инициации (посвящения), как соответствующего обряда и ритуала получения первичной монады Духа* для снятия первичной «завесы» ума и первой смены уровня сознания с телесного на душевное. В христианстве и православии эта первичная инициация известна как таинство крещения.
* Первичная монада Духа – это первый импульс энергии Логоса при вертикализации сознания, известный как «призывающая благодать», приходящая в результате таинства «крещения», как первичной инициации. Как известно, данная первичная инициация имеет место во всех мировых и авраамических религиях. В исламе эта инициация известна как «Шахада», в иудаизме – «Брит мила». Данная инициация и есть не что иное, как способ (предпосылка) преодоления первого когнитивного порога, как завесы сознания для последующего духовного роста.
Таким образом первой важной чертой любого вертикального мышления можно отметить его не фиксированность в системе материальных ценностей и смыслов, а способность быть более «пластичным» и готовым к духовной трансформации. За этой большей «пластичностью» вертикального мышления и стоит дополнительная монада Духа, как степень внутренней свободы расширения когнитома не только в двух, а в трёх направлениях, из которых срединное направление духовного сердца оказывается доминантными и наиболее важным, как предпосылка для последующего соединения ума с сердцем и Логосом. К слову у горизонтального ума и мышления такой предпосылки и степени свободы нет по понятным причинам.
Второй чертой любого вертикального мышления, которая принципиально отличает его от горизонтального, можно отметить его причастность более высоким по уровню качествам и энергиям человеческой добродетели в лице морали, нравственности и совести, которые и дают вертикальному уму и мышлению то, что не может дать горизонтальное, а именно – переживание более возвышенных и сильных чувств: коллективизм, сотрудничество, равенство, братство, миролюбие, взаимопомощь, жертвенность, любовь и др., энергия которых гораздо выше энергий эгоистического самоутверждения и самоудовлетворения.
Можно сказать, что переживание этих более высоких энергетически качеств и состояний в вертикальном уме и мышлении всегда происходит с приставкой СО: со-радования, со-страдания, со-переживания, со-любви и прочего «со-работничества» в едином духе, что и даёт вертикальному мышлению силу двигаться дальше в своём вертикальном росте и развитии в направлении духовного сердца и Логоса. Это качество даёт вертикальному уму и мышлению силу быть выше любых рациональных программ, расписаний и жёстких алгоритмов, привязанных к текущему времени.
Вместе с тем, именно это свойство любого вертикального мышления – руководствоваться не интеллектом и логикой, а интуицией сердца и сердечным чувством и делает его носителя чрезмерно чувственным (чувствительным), несколько «странным» и отчасти даже «ненормальным» в глазах менее чувственного (более хладнокровного) рационального большинства. В целом ряде случаев реакции и поведение носителя вертикального ума и мышления вызывают даже настороженность и опасение у представителей рациональной горизонтали, как действия человека «не от мира сего».
Это касается в большей степени новообращённых и эзотериков только перешедших на новый уровень мышления по вертикали, поскольку любой носитель обращённого ума и мышления первое время после обращения и перехода на новую систему ценностей, действительно, выглядит как «слепой» среди «зрячих», напоминая «хищника», который вдруг стал «травоядным» или человека, который от «земли» внезапно устремил свой взор к «небу», потеряв из вида всё то, что у него «под ногами».
Именно такой «когнитивной слепотой» в повседневном мире обладает практически любое вертикальное мышление, только открывающее для себя новый уровень расширения сознания, не имея на этом новом уровне пока ещё никаких опор и ориентиров. Следует сразу отметить, что данное состояние «когнитивной слепоты», именуемое в христианской традиции «прелестью» (душевной и духовной), является фактически неизбежным при обращении и переходе на новый уровень мышления, но последствия этой слепоты сознания бывают очень разными в силу состояния когнитома и варьируются от частичного и кратковременного религиозного умопомрачения до глубокой слепоты, одержимости, фанатизма и полной неадекватности клинического характера.
В этом случае правомерно говорить о некорректной вертикализации мышления и безграмотном душепопечении, приведшем не к расширению сознания, а необратимому повреждению когнитома. К слову такие ужасные явления как религиозный фанатизм и терроризм также являются неизбежными последствиями «когнитивной слепоты» первой фазы вертикализации мышления, когда ум, перешедший на новую душевную орбиту и ещё не имеющий никаких когнитивных опор и ориентиров, будучи «пластичным» (внушаемым), может легко обуславливаться ложными смыслами, идеями и планами. При этом у утраченной рациональной горизонтали просто не хватает силы и энергии на то, чтобы дать уму правильные смыслы и оценки. Собственно это и есть подлинная причина любой религиозной неадекватности.
Следует заметить, что при нормальной вертикализации мышления в рамках любой истинной духовной традиции, основанной на Логосе, когнитивная «слепота» со временем уходит и на второй фазе по мере приближения к доминанте нравственно-религиозного разума 9-го слоя открывается т.н. нравственное (душевное) зрение, как своего рода «религиозная норма» душевного уровня, которая отличается от «рациональной нормы» горизонтального большинства 3-го слоя именно созданной надстройкой религиозной морали и нравственности. К слову нравственная надстройка может быть и совершенно не религиозной, а мирской, какой она была у граждан СССР.
Как и в случае горизонтального мышления телесного уровня, вертикальное мышление душевного уровня также имеет 5 базовых слоёв осознания из которых 9-й слой (средний) нравственно-религиозного разума является доминантным. При этом два нижних слоя 7-й и 8-й, следующие за переходным 6-м слоем инициации (крещения), являются олицетворением максимальной когнитивной «слепоты» периода неофитства и новообращения, а два верхних слоя 10-й и 11-й являются олицетворением уже более зрелого нравственно-религиозного разума и душевно-духовного ума, который приходит к высшему духовному познанию и второму когнитивному порогу (второму крещению), как посвящению в высшее духовное знание и делание уровня схимы и исихии.
Говоря о вертикальном уме и мышлении душевного уровня нельзя не сказать о третьей его особенностью, которой является отсутствие реального представления о Логосе, как высшем Законе движения божественной энергии, причём, даже у достигших 10-го и 11-го слоёв, в силу недоступности данного знания на душевном уровне, которое открывается и становится доступным только на духовном уровне сознания начиная с 13-го слоя и выше после успешного прохождения второго когнитивного порога 12-го слоя.
Проще говоря, как бы это ни казалось кому-то странным, но абсолютное большинство верующих людей, включая клир, духовенство и даже церковноначалие не имеет реального и полного представления о Логосе, как высшем и едином Законе движения божественной энергии, поскольку любой религиозный ум и мышление душевного уровня слоёв с 7-го по 11-й попросту ещё не дорастает до постижения сути и природы Логоса, который открывается во всей полноте только с 15-го слоя. Именно поэтому основным Логос в системе массовой религии представлен не Законом, а личностью Богочеловека Иисуса Христа и «полем» всех религиозных игр и упражнений выступают слои душевного уровня по 11-й.
Вдумчивый читатель уже наверняка понял, что вся современная массовая религия, как и основная масса церковных людей, включая высшее духовенство, является олицетворением не духовного, а только душевного уровня, который не распространяется далее «религиозной нормы» 9-го слоя, который для большинства и становится «религиозным потолком» их «моральной духовности».
Данный феномен остановки развития когнитома на душевном уровне святыми отцами именуется «окамененное нечувствие», как полная остановка духовного роста и развития на одном уровне с образованием «каменной корки» омертвевшего сознания на душевном уровне, которая не позволяет уму и мышлению расти далее по духовной вертикали. Это и есть не что иное, как повторная «горизонтализация» уже самого вертикального ума и мышления, которое «застряло» в религиозных догмах и попало в сети сугубо горизонтального «религиозного мышления», не достигнув метасети духовного сознания.
«Впасть в окамененное нечувствие есть то же, что быть мертвым; также быть слепу умом его то же, что не видеть телесными очами. Ибо тот – (впадший в нечувствие) лишился живодейственной силы; а этот – не видящий (умом) – божественного света, дающего зреть и зримым быть». (Свят. Григоий Синаит, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 5)
Таким образом религиозное мышление нельзя считать в полной мере вертикальным, поскольку любая религия кроме сугубо вертикальных связей укрепляет и горизонтальные связи самой религии, которые могут становиться теми же «якорями» и аналогами горизонтальных связей телесного ума, прочно фиксируя фокус сознания на религиозном уровне, как душевном, не позволяя ему расти ещё выше на духовный уровень.
Говоря о вертикализации мышления, нельзя не сказать о том, что сам процесс смены уровней сознания (телесного, душевного, духовного), кроме инициаций обусловлен целым рядом иных крайне сложных интегральных процессов в самом когнитоме, не поддающихся осознанию, поэтому в традиции святых отцов на данный счёт говорится не о доминировании фактора воли человека или Логоса (Бога), а о «соработничестве» человека с Логосом (Богом) и «синергии», т.е. о естественном сближении энергий гиперсети разума и Логоса по мере вертикального роста и развития.
Следует заметить, что любое вертикальное мышление (как и горизонтальное), не обладает высшим навыком управления осознанием в виде намеренного и свободного смещения фокуса сознания по всей вертикали слоёв до 11-го. Для этого навыка у вертикального ума и мышления ещё нет избытка высшей энергии благодати, которой и осуществляется это смешение фокуса сознания. Именно поэтому вертикальное мышление, как и горизонтальное, в абсолютном большинстве случаев бывает относительно прочно связано с соответствующим слоем душевного ума с 7-го по 11-й, олицетворяя собой всё многообразие церковной иерархии от неофитов и новообращённых до церковноначалия и высшего духовенства.
Высшим проявлением вертикального ума и мышления можно считать духовный ум, который успешно проходит второй когнитивный порог (завесу парокет) и вторую инициацию в виде посвящение в схиму и исихию, как высшее духовное знание и делание тела энергии, прочно закрепляясь на новой духовной орбите и возрастая до уровня 14-го — 15-го слоёв, что и есть соединение ума с сердцем. Вместе с тем такой вертикальный ум, прошедший через все три уровня душевно-духовного роста уже перестаёт быть вертикальным, а становится интегральным умом и мышлением, как высшей ступенью развития человеческого сознания и когнитома, выше которой начинается уже сверх человеческое. Вертикальное мышление как и горизонтальное, можно отразить и на модели малого логоса.

Модель вертикального мышления в структуре малого логоса
Как видно из рисунка, вертикальное мышление не ограничено горизонтальными доминантами телесного ума 3-го слоя и душевного 9-го, а простирается вверх в направлении Логоса. Таким образом, самым главным отличием вертикального ума и мышления от горизонтального является его постоянный вертикальный рост и постоянное повышение фокуса осознания в постижении всё новых сущностных связей и закономерностей бытия вплоть до самого высокого познания – Логоса. Это и есть не что иное, как способ возведения внутри самого сознании «Лествицы духовной».
Не сложно заметить насколько вертикальное мышление совершеннее горизонтального в вопросах познания наиболее сущностных и возвышенных аспектов бытия, относящихся к области самой высокой духовной абстракции. К слову подобное разделение типов мышления присутствует в современной психологии и известно как метафорическое разделение клиентов и специалистов на «жаб» и «птиц», что и является косвенным определением доминирующего типа ума и мышления, склонного или к рациональной конкретике, как «пресмыканию по земле», или к абстракции и философии «воспарения к небу». В любом случае данное разделение имеет совершенно объективный характер и обусловлено спецификой когнитома.
Из данной сравнительной характеристики двух типов мышления можно сделать вывод о том, что и один тип и другой имеют и свои преимущества и свои недостатки. При этом ни один тип, ни другой не является олицетворением когнитивного совершенства, поскольку горизонтальное мышление с его рациональностью, прагматизмом и конкретикой крайне важно как первичный этап телесного развития сознания для функционирования личности в социуме среди людей в сфере первого внимания, поскольку оно отвечает когнитивной норме абсолютного большинства людей.
Вместе с тем, вертикальное мышление с его иррациональностью, устремлённостью к высшим ценностям и высшему духовному познанию необходимо как следующий этап душевно-духовного роста и развития уже не тела, а души, как когнитома, который стремится к достижению высшего духовного совершенства и второго внимания Логоса.
Таким образом, по-своему важны оба типа ума и мышления, как разные этапы духовного домостроительства, аналогичные этапам строительства любого дома, которое всегда начинается с возведения прочного «фундамента» когнитивного здания, каким и является горизонтальное мышление. С другой стороны один «фундамент» горизонтального ума и мышления не делает его домом, поскольку любой дом всегда имеет стены и крышу, как олицетворение вертикального ума и мышления и правило строительства говорит о том, что без прочного «фундамента» невозможно построить устойчивого здания когнитома, как дома души по притче Христа.
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Мф. 7; 24 – 27)
В данной евангельской притче «камень» и «песок» – это очень точные образы, символизирующие разные основания когнитома, как «фундамента» для гиперсети духовного сознания, которая должна изначально базироваться на верных и потому наиболее устойчивых и проверенных знаниях и принципах, как горизонтальных структурах гиперсетей разума и сознания.
Только на такой прочной когнитивной базе можно возвести устойчивое высотное здание духовного ума и сознания, которое крышей своего когнитома достаёт до самого Неба и входит в Логос как вселенную Духа и новый уровень существования сознания.

Строительство жилого дома, как модель формирования когнитома
Именно поэтому нужно знать, что когнитивное совершенство не связано с доминантами ни горизонтального, ни вертикального ума и мышления, а связано с достижением духовного ума и интегрального мышления, которое и есть результат интеграции горизонтального мышления и вертикального в единое и целостное интегральное мышление, как олицетворение истинного ума, синергийного Логосу.
Любопытно то, что при этом существует математически чёткая связь одного типа мышления с другим, как гиперфункций когнитома, и поэтому существует такой же чёткий принцип их взаимодействия и интеграции, который у святых отцов Восточной Церкви и именуется «Духовное домостроительство», как своего рода грамотное архитектурно возведение и горизонтальных и вертикальных конструкций когнитома, как многоэтажного Дома души, где одинаково важна работа и горизонтальных и вертикальных конструкций, работающих на одну цель и задачу.
Вдумчивый читатель уже наверняка догадался, что интегральное мышление — это и есть высшая ступень духовного роста и развития когнитома в рамках человеческого логоса, когда происходит интегральное соединение разделённых ранее эгоизма и нравственности, как отражения доминант горизонтального и вертикального типов мышления, в единое и целостное духовное сознание. Об этом мы поговорим уже в следующей лекции.