«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 13; 47 — 50)
Святитель Феофилакт Болгарский дает следующее толкование притче и приведенным в ней образам:
«Невод» – учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чём ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков.
«Рыбы» – люди всякого рода: варвары, эллины, иудееи, блудники, мытари, разбойники.
«Наполненный невод» – окончание мира.
«Сосуды» – вечные жилища.
Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь (Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея).
Архиепископ Аверкий (Таушев) более развёрнуто говорит практически то же самое и фактически подтверждает св. Феофилакта:
«У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море — это мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой… Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного.» (Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета).
Наш комментарий:
Нет никаких сомнений в том, что оба толкования являются совершенно верными с точки зрения изложения морали данной притчи, касающейся разделения всего человечества в конце времён на «плевлы» и «доброе семя». Аналогично и в этой притче говорится о разделении человечества, уловленного в некий символичный «невод» подобно рыбе на «худое», выбрасываемое вон, и «хорошее», собираемое в корзины и короба. Данный смысл, как и предыдущие толкования, полностью соответствует моральному уровню понимания деруш.
Вместе с тем, кроме этого морального уровня понимания в данной притче содержится и более глубинный (сакральный) уровень понимания сод, касающийся процессов движения энергии, протекающих на уровне не коллективного, а индивидуального сознания. Проще говоря, как и в предыдущих притчах, в этой также имеет место отражение сразу двух уровней логоса (смысла) одновременно: микроуровня и макроуровня, которые накладываются друг на друга.
Смысл макроуровня по толкованиям святого Феофилакта и архиепископа Аверкия несомненно касается сугубо социального разделения человечества на «праведников» и «грешников», олицетворяющих собой «хорошую» рыбу и «худую», в то же время микроуровень разделения человечества, касающийся структуры сознания, остаётся не совсем ясным и понятным. Именно по этой причине сущностное толкование данной притчи с уровня смысла сод даёт нам картину сакральных процессов, протекающих на уровне гиперсетей разума и сознания в когнитоме каждого верующего.
Ключевая особенность данной притчи Христа состоит в том, что она впервые вводит в язык евангельских архетипов, символов и метафор образ сетей в виде «невода», который буквально является олицетворением метасети Логоса, как Сети всех сетей в которые в итоге попадают все души, как гиперсетевые структуры (когнитомы). Иными словами, данная притча передаёт глубинную психологию Логоса, как психологию гиперсетевых процессов, протекающих на уровне нейросетей мозга, разума и духовного сознания каждого человека.
С точки зрения сакрального уровня сод смысл данной притчи сводится к тому, что Царство Божье в ней напрямую отождествляется с метасетью Логоса, как Сетью всех сетей, а пойманные в эту сеть «рыбы» есть не что иное, как разные типы умов и сознаний, олицетворяющие индивидуальные когнитомы. При этом притча даёт ясное понимание, что вся «рыба» человеческого сознания, пойманная в метасеть Логоса, будет чётко разделена божественными силами на «хорошую», т. е. крупную рыбу и «худую», т. е. мелкую и тощую.
С точки зрения психологии Логоса нет никаких сомнений, что «хорошая» рыба есть аналог спелой «пшеницы» и «доброго семени», как совершенного когнитома, представляющего собой гиперсеть духовного сознания (интегральный ум), синергийный Логосу и имеющий доминанту энергии добродетелей (человеческих и божественных). В то же самое время «худая» рыба есть аналог «плевел», как несовершенного когнитома, представляющего собой гиперсеть телесного и душевного ума, который не синергиен Логосу по причине наличия страстей, как доминирующих энергий.
Таким образом, данная притча очень точно передаёт не только мораль Страшного Суда над миром со стороны Логоса, но и психологию гиперсетевых процессов на уровне индивидуального сознания по согласному учению святых отцов о трёх состояниях человека (телесном, душевном, духовном). Данную притчу также можно визуализировать через состояние когнитома.
Визуализация разных когнитомов (крупных и малых рыб) в притче «О неводе, заброшенном в море»
Особенностью данной притчи является то, что она выступает своего рода притчей — предтечей для другой глубочайшей притчи Христа «О сети, закинутой по правую сторону лодки» (о 153 крупных рыбах), которая содержит ключевую подсказку о структуре матрицы малого логоса 153.