Практически аналогичная ситуация складывается и с другими притчами «Евангелия», которые также имеют под собой аспект расширения духовного сознания, а не только миссионерский. Примером тому служит притча Христа «О горчичном зерне».
«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Мф. 13; 31 — 32)
«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». (Мк. 4; 30 — 32)
«Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». (Лк. 13; 18 — 19)
Толкование данной притчи епископом Александром (Милеантом): Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. (Епископ Александр (Милеант), Евангельские притчи)
Дополнение к толкованию блаж. Феофилакта Болгарского: Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных. (Святитель Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея)
Не сложно заметить, что оба толкования притчи Христа и епископом А. Милеантом и св. Феофилактом Болгарским также совершенно верны, но только с душевной, т. е. социальной и миссионерской точек зрения, где «горчичное зерно» сравнивается с церковью и учением Христа, распространяющимся по всему миру. Но это опять же лишь вторичные процессы, которые являются социальным отражением того, что происходит на более сущностном уровне гиперсетей разума и сознания.
Проще говоря, распространение по миру учения Христа и христианской Церкви – это результат внесения «закваски» Логоса и следствие духовного изменения разума и сознания у обращающихся к вере. При этом опять же причинность в притче Христа – это способность к росту и расширению сети духовного сознания всего из одной связи, а расширение церковной системы – это следствие аналогичных социальных процессов, как расширения сети самого христианства в мире.
Таким образом, Христос в притче «О зерне горчичном» хотел сказать, что всего один истинный духовный смысл (Логоса), как единственная духовная связь в системе сознания человека, будучи ничтожно малой энергией, подобно «зерну горчичному», способна укорениться в почве сознания, возрасти и вырасти в гигантскую гиперсеть духовного сознания, синергийную Логосу. Аналогично этому и христианская Церковь может через миссионерство и проповедь «Евангелия» из одной общины стать гигантской сетью мирового христианства.
Таким образом, суть притчи в демонстрации возможностей гиперсетевых процессов как на уровне человеческого сознания, как первичном, так и на социальном уровне, как вторичном. Как внесение «закваски» в систему разума и сознания человека порождает процессы изменения ума и мышления с последующим расширением гиперсети сознания, так и внедрение «зерна горчичного» вызывает процессы роста гиперсети сознания, которая имеет «древовидную структуру» и напрямую может быть соотнесена с «древом когниции». Последние открытия в области нейропсихологии убедительно это доказали. Таким образом притча «О зерне горчичном» – это идеальный образ сетевых процессов, начинающихся всего с одной сущностной (духовной) связи и на уровне индивидуального сознания, как когнитома, и на социальном уровне в масштабе всего человечества.
Т.е. как и в случае притчи «О закваске» душевный смысл притчи (миссионерский) оказался доминирующим над духовным смыслом притчи, который касается в первую очередь процессов, протекающих в когнитоме (душе) человека, как гиперсетевой структуре разума и сознания, связанных с ростом древа духовного сознания, которое и является основой тела энергии «нового» человека во Христе.
Особенность притчи «О зерне горчичном» в том, что в ней весь процесс развития и расширения гиперсети духовного сознания «нового» человека Христос образно сравнивает с ростом и развитием живого растения – «горчичного древа», которое, подобно любому растению, развивается из ничтожно малого «зерна», достигая гигантских размеров и увеличиваясь в десятки и сотни раз, что показывает прирост гиперсети когнитома.
Проще говоря, притча «О зерне горчичном» с точки зрения психологии Логоса говорит о том, как медленно идёт процесс роста и расширения когнитома, как гиперсети сознания, и каким колоссальным потенциалом к возрастанию обладает сам когнитом, как гиперсеть, вырастающая в уме на базе нейросетей мозга и разума всего из одной из одной когнитивной связи, как «закваски» и «семени» Логоса.
При этом упоминание Христом «птиц небесных», укрывающихся в ветвях «древа», недвусмысленно говорит о том, что гиперсеть духовного сознания становится в итоге «домом» и сетевой средой не только для самой души, но и других обитателей Логоса, т. е. ангелов. Этим сравнением невидимой глазу духовной (когнитивной) связи с малым «зерном горчичным» Христос даёт понять фундаментальный Закон Логоса о том, что Царство Божье – метасеть Логоса и ум человека буквально дорастает до этой метасети изнутри через развитие и утончение гиперсети духовного сознания.
Развивая мысль Христа далее, не сложно догадаться, что рост «древа духовного сознания» сопряжён с прохождением когнитивных порогов и соответствующих стадий роста сознания по учению отцов (телесная, душевная, духовная), что и приводит ум из низшего телесного состояния в высшее духовное и синергийное Логосу.
Толкование данной притчи в гиперсетевом аспекте было невозможно до открытия когнитома и гиперсетевого устройства мозга, разума и сознания, но в наше время это знание ещё более углубляет и расширяет понимание «Евангелия», как духовного первоисточника.
Сравнение древовидных структур растения и малого логоса человека