Предлагаем вашему вниманию одну из ключевых схем парадигмы христианской психологии, которая отражает фундаментальный принцип девятеричности сил и состояний человеческой души и имеет отношение ко всей психологи духовности, включая ведическую систему. Тем не менее, наиболее полно данный принцип девятеричности был обозначен святыми отцами Восточной Церкви, а сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”.
Суть этого духовно-психологического принципа, а точнее закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля) через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное), преломляются девятью различными состояниями ума, чувства и воли.
Ум в телесном состоянии – эго рассудок,
Ум в душевном состоянии – нравственный разум,
Ум в духовном состоянии – духовный ум.
Чувство в телесном состоянии – эго-эмоции.
Чувство в душевном состоянии – нравственные чувства,
Чувство в духовном состоянии – духовные переживания.
Воля в телесном состоянии – эго-желания,
Воля в душевном состоянии – нравственная воля,
Воля в духовном состоянии – духовное намерение.
Таким образом: для телесного состояния человека свойственны: эго рассудок, эго эмоции, эго желания.
Для душевного состояния свойственны: нравственный разум, нравственные чувства, нравственная воля.
Для духовного состояния свойственны: духовный ум, духовные переживания, духовное намерение.
“Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: мысли, представления, соображения (ум); чувства всякого рода (чувства), желания, склонности, предприятия (воля). Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном (телесном), душевном и духовном.
Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.” (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)
Данную иерархию сил души и состояний можно представить в виде схемы:
Что характерно, в этом отрывке св. Феофан говорит о глобальности девятеричной системы сил, действующих и в материальном мире (земном) и в духовном (ангельском и демоническом, т.е. девять чинов агнелов и демонов).
Глядя на эту схему становится не сложно понять, что душевное состояние человека, как нравственное и жертвенное, является как бы переходным и промежуточным между телесным и духовным.
“Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. 1от, кто порабощен преимущественно ей, или душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия (ср.: 1 Кор. 2, 14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу.
Святой апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большею ловкостию, прибавляет: несть сия премудрость о т Бога, но земна, душевна, бесовска (ср.: Иак. 3, 15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны…
Где же дух у такого рода людей? В них же; но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, не свойственных душе
и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрешаются от земли, наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права.” (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXII, c 203)
Данная схема также интересна и тем, что ясно показывает соотношение страстности телесного эго состояния и бесстрастности духовного состояния святости. Отсюда и вытекает понимание того, что душевное состояние, как переходное (страстно-бесстрастное) является наиболее душевно и когнитивно неустойчивым. Вот чем объясняется и прелесть и перепады настроения и религиозный радикализм, свойственный душевности – именно неустойчивым равновесием страстей и добродетелей.
«Ибо бывает также, что человек в подвигах своих и в знании своем оставил телесность, но еще не достиг душевного уровня, который есть совершенное покаяние и совершенство страха Божия. Тогда с обеих сторон возникают в нем помыслы.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 20, 17)
По материалам книги “Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии” 2014 г.