Девятеричная схема иерархии и состояний сил человеческой души по св. Феофану Затворнику

Предлагаем  вашему   вниманию  одну  из  ключевых  схем  парадигмы христианской   психологии,  которая  отражает  фундаментальный   принцип  девятеричности  сил и состояний  человеческой  души   и   имеет отношение ко всей психологи  духовности, включая ведическую систему.  Тем не   менее,  наиболее полно  данный   принцип  девятеричности  был обозначен святыми отцами Восточной Церкви, а сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”.

Суть этого духовно-психологического принципа,  а  точнее   закона сводится к тому, что три силы души   (ум, чувство, воля)   через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное), преломляются девятью различными состояниями ума, чувства и воли.

Ум в телесном состоянии – эго рассудок,
Ум в душевном состоянии – нравственный разум,
Ум в духовном состоянии – духовный ум.

Чувство в телесном состоянии – эго-эмоции.
Чувство в душевном состоянии – нравственные чувства,
Чувство в духовном состоянии – духовные переживания.

Воля в телесном состоянии – эго-желания,
Воля в душевном состоянии – нравственная воля,
Воля в духовном состоянии – духовное намерение. 

Таким образом:  для телесного состояния человека свойственны: эго рассудок, эго эмоции, эго желания.

Для душевного состояния свойственны: нравственный разум, нравственные чувства, нравственная воля.

Для духовного состояния свойственны: духовный ум, духовные переживания, духовное намерение.

“Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: мысли, представления, соображения (ум); чувства всякого рода (чувства), желания, склонности, предприятия (воля). Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном (телесном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.” (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

Данную иерархию  сил души и состояний  можно представить в   виде   схемы:

feofan

Что характерно, в этом отрывке св. Феофан говорит о глобальности девятеричной системы сил, действующих и в материальном мире (земном) и в духовном (ангельском и демоническом, т.е. девять чинов агнелов  и демонов).

Глядя  на  эту схему становится  не   сложно понять, что душевное   состояние человека, как  нравственное  и жертвенное,  является как  бы  переходным  и  промежуточным   между телесным  и духовным.

“Душевность же в человеке, не приявшем  благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. 1от, кто порабощен преимущественно ей, или душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия (ср.: 1 Кор. 2, 14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. 

Святой апостол Иаков, перечислив  страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большею ловкостию, прибавляет: несть сия премудрость о т Бога, но земна, душевна, бесовска (ср.: Иак. 3, 15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны…  

Где же дух у такого рода людей? В них же; но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в  них можно узнавать, с одной стороны, по безграничности некоторых душевно-чувственных стремлений, не свойственных душе
и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрешаются от земли, наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права.”  (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXII, c 203)

Данная   схема  также  интересна и тем, что ясно показывает соотношение  страстности  телесного  эго состояния  и бесстрастности  духовного состояния  святости.  Отсюда  и вытекает понимание того, что душевное состояние, как   переходное (страстно-бесстрастное) является наиболее  душевно и когнитивно   неустойчивым.  Вот чем  объясняется  и прелесть и  перепады  настроения  и  религиозный  радикализм, свойственный  душевности –  именно неустойчивым  равновесием страстей  и добродетелей.

«Ибо бывает также, что человек в подвигах своих и в знании своем оставил телесность, но еще не достиг душевного уровня, который есть совершенное покаяние и совершенство страха Божия. Тогда с обеих сторон возникают в нем помыслы.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 20, 17)

По материалам книги “Методологические  основы нравственно-ориентированной христианской  психологии” 2014 г.

Автор: admin

Добавить комментарий