Предлагаем Вашему вниманию Заключение с выводами из научной работы Екатерины Александровны Бокша на соискание ученой cтепени кандидат философских наук специальности социальная философия по теме: Духовные угрозы функционированию семьи в современном российском обществе: социально-философский анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с функционированием которого связано утверждение духовных ценностей, необходимых для продолжения человеческого рода. Семья дает укорененность в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел, но нигде не может найти душевного покоя. Семья же делает человека самодостаточным, испытывающим всю полноту бытия членом социума. Семья помогает раскрыться созидательному потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. Непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение заключается в наделении людей социальной полноценностью. Только семья имеет возможность поставлять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь и привязанность к своим близким, а также содействует формированию качественно новых, гармоничных социальных субъектов.
Современной кризисное состояние общества, ведущее к его саморазрушению, не может не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства являются благодатной почвой для распространения духовных идеологий, которые оказывают деструктивное воздействие на семью.
В качестве вывода по всему исследованию необходимо отметить следующее.
1. Исследование сущности российской семьи как объекта воздействия духовных угроз показало, что она являет собой форму совместного проживания людей, предоставляющую наиболее полные возможности удовлетворения их физиологических, материальных и духовных потребностей, транслирующую новым поколениям традиции, ценности, мировоззренческие основания, а также формирующую у них социальные качества, необходимые для жизни в социуме, находящуюся сегодня в силу определенной трансформации своих функций в состоянии незащищенности, повышенной открытости для негативного духовного влияния.
В содержательном плане современная российская семья как социальное явление может рассматриваться как совокупность трех взаимосвязанных элементов — организационного, деятельностного и духовно-нравственного. Организационный элемент семьи представляет собой совокупность различных семейных институтов: брачного, супружеского, репродукционного и др.; деятельностный элемент включает в себя функциональные основания семейной жизни; духовно-нравственный -содержит нравственные нормы, духовные ценности и принципы, на которых базируются семейные отношения. В структуру семейного потенциала входит много разноплановых ценностей, которые историчны, динамичны и образуют следующие группы: онтологические ценности, как данные изначально каждому члену общества; социологические ценности, которые приняты как основополагающие в конкретном обществе в тот или иной период исторического развития страны; антропологические ценности, которые детерминированы личностными предпочтениями и установками индивида.
Функции семьи отражают конкретно-исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Неизменными, и в этом смысле традиционными являются хозяйственно-экономическая, регенеративная, рекреативная, репродуктивная и воспитательная функции. Ряд функций, укреплявших ее в прошлом, современная семья утратила. К ним можно отнести производственную, охранительную, образовательную функции. В функциональной структуре современной семьи меняется приоритетность и иерархичность функций. Сегодня мы можем констатировать отход функции деторождения на задний план, тогда как доминирующими становятся функции гедонистическая, эротическая.
2. Причинами кризисного состояния функционирования семейных отношений являются противоречия в развитии современной семьи, ведущие к ее нестабильному существованию: экономического характера – между необходимыми для нормального существования и реальными доходами семей; между распространяющейся бедностью семей и укрепляющимися позициями богатых и сверх богатых семей; между уровнем потребления продуктов, качеством питания в семьях с детьми (особенно многодетных) и в целом по российским домохозяйствам; между принимаемыми мерами по обеспечению доступных жилищных условий и реальной возможностью их получения; политического — между целесообразностью рассмотрения института семьи как субъекта и объекта государственной деятельности и не принятием мер в этом направлении; необходимостью установления партнерских отношений между государством и семьей и отсутствием таковых; целенаправленным учетом интересов семьи и их реализацией в деятельности политических и общественных организаций; должной внутренней политикой, направленной на защиту интересов российской семьи и реально существующими шагами по расширению миграционных потоков в Россию; необходимостью взаимодействия государственных, политических органов, структур гражданского общества и слабой реализацией семейной политики по вопросам финансирования, предоставления социальных услуг; социальные причины — возможность воспроизводства отдельного человека вне семьи, требования людей к семье как к месту, где достигается сексуально-эротическое и душевное счастье; духовные противоречия — целесообразно представить через совокупность сложно взаимодействующих моральных, религиозных, эстетических, психологических, идеологических и иных факторов, которые кардинально воздействуют на трансформацию семьи.
В общем к таковым мы можем отнести противоречия между: традиционно культивируемыми ценностями российской семьи и навязываемыми ценностями извне; ценностными ориентациями старшего и подрастающего поколений; социализацией в масштабах страны и процессом воспитания в семье; архетипичным, передаваемым в соответствии с социокультурным кодом знанием, и насаждаемой СМИдуховно враждебной информацией.
3. Российская семья на современном этапе развития находится в состоянии кризиса, что означает прерыв постепенности в нормальной ее жизнедеятельности и требует организационных, содержательных и духовно-оценочных изменений в ее функционировании, данная ситуация характеризуется наличием по меньшей мере трех аспектов: онтологического, аксиологического и социального.
В онтологическом аспекте выделяются две стороны: функциональная и структурно-организационная. Функциональная выражается в возрастании противоречий между потребностями общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и подготовке исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции – репродуктивную и социализационную; структурно-организационная сторона являет себя в нуклеаризации (сокращении членов семьи), сокращении продолжительности жизни, росте смертности, сокращении числа желающих вступить в брак, распространении типа семьи с неофициально оформленным браком.
В аксиологическом аспекте кризисное состояние семьи проявляется в ценностном сдвиге: подорвана вера в святость семейного очага, становятся привычными неверность, внебрачные сексуальные связи, как следствие роста степени свободы супругов, увеличение разрыва в межпоколенных ценностных системах, приоритетность гедонистических, а не духовных ценностей, увеличение срока между началом половой жизни и вступлением в брак, рост детской девиации: увеличение случаев злоупотребления алкоголем, наркотиками, насилия в семье, в том числе и сексуального.
Социальный аспект кризиса семьи характеризуется изменением традиционного ролевого поведения членов семьи — отчужденность супругов, снижение роли родителей в воспитании детей, трансформация экономического статуса женщины и другие.
4. Семья в своем развитии прошла различные стадии и на каждой из них была относительно стабильна и нормально функционировала. Вместе с тем следует признать, что современный этап развития семьи достаточно сложен и противоречив, а в будущем прогнозируются еще большие испытания на прочность сложившейся в результате эволюции формы семьи, как основания для совместного бытия людей.
Эволюция семьи проходит в своем развитии несколько этапов. На первом этапе – первобытной семьи утверждалась экзогамия и происходил постепенный отказ от групповых форм брака. На втором этапе — архаичной большой семьи утверждались патриархальные традиции, неограниченная власть старших, коллективная или групповая собственность. На третьем этапе семья трансформировалась в более крупное объединение — общину, внутри которой возникали обособленные семейные ячейки. На четвертом этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. На пятом этапе уже сегодня прослеживаются тенденции создания серийных браков, многообразия семейных форм и значительные изменения в отношениях в семьях между мужем, женой и детьми.
5. Духовные угрозы бытию российской семьи представляют собой особые обстоятельства деструктивного характера, возникающие в процессе эволюции духовных противоречий, которые реально создают и стимулируют возможности негативного исхода в развитии социального института семьи.
Содержание духовных угроз функционирования семьи прослеживается в двух аспектах – внутреннем и внешнем.
К числу основных внутрисемейных противоречий, которые представляют собой реальную опасность непосредственно самому социальному явлению «семья» и российскому обществу в целом, необходимо отнести: духовную эмансипацию современной российской женщины; нарастание в семье гедонистической ментальности; принятие и укоренение идеологии антиматеринства и антидеторождения; усиление аморализма, который выражается в сексуальной раскрепощенности; рост конфликтности между членами семьи из-за нежелания согласовывать свои и чужие интересы; рассогласование семейных и внесемейных ценностей; наличие внутрисемейных противоречий на религиозной почве.
Угрозы жизнедеятельности современной семьи можно классифицировать по различным основаниям: по степени опасности (iвысокоопасные, имеющие среднюю степень опасности и низкоопасные), по способам воздействия (деструктивные и организующие), по сферам проявления (экономические, политические, социальные и духовные). К экономическим угрозам относятся материальные проблемы семьи, высвобождение в результате НТП огромное количество социальной энергии, безработица и др. В социальной сфере наличествуют: слабая социальная защищенность; увеличение количества неполных семей; дезертирство одного из супругов; усиливающаяся заброшенность семьи; существование семьи как «пустой оболочки» и др. В политической сфере представляет определенный риск для функционирования семьи, навязываемые либеральными институтами, вестернизация семейных отношений, меркантилизация близких отношений, приоритет личного благополучия перед семейным долгом, проблема власти в семье.
6. К деструктивно воздействующим факторам на существование современной семьи относятся, прежде всего, духовные угрозы, под которыми следует понимать обстоятельства деструктивного характера, возникающие в процессе эволюции духовных противоречий, реально создающие и стимулирующие возможность негативного исхода в развитии социального института семьи.
В качестве субъектов угроз стабильности семьи выступают: враждебно настроенное государство, его институты, международные или национальные общественные организации, политические течения, группы граждан и отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей воздействуя на первичную ячейку общества — семью.
Объектами угроз становятся также жизненно важные для современной цивилизации элементы – межпоколенческие связи (разрушение сотрудничества и взаимопомощи близких людей), духовные ценности семьи (разрушение системы обычаев, которые регулируют отношения мужчины и женщины), культурный механизм трансляции традиций (разрушение связующего звена между поколениями рода).
Внедрение в жизнь российского социума суррогатной духовности, культа крайнего индивидуализма изменяют образ жизни современного человека в лоне семьи, способствуя социальной атомизации. Функционируя в условиях лишения духовности и традиционной культуры, потери семейных ценностей, семья программируется на ведение сугубо нездорового образа жизни и полежит медленной деформации и разрушению.
7. Технологии воздействия на стабильное функционирование современной семьи имеют информационную природу и включают в себя распространение массовой литературы; производство кино- и телепродукции (фильмов, передач, сериалов, мультфильмов); деятельность медиаканалов; создание изделий компьютерной индустрии; доступ к соответствующим ресурсам сети Интернет, которые вырабатывают симулятивный образ современной семьи, пример негативных и позитивных семейных отношений, которые становится неким подсознательным образцом поведения в семейной жизни.
8. Содержание духовных угроз функционирования семьи прослеживается в двух аспектах – внутреннем и внешнем. К числу основных внутрисемейных противоречий, которые представляют собой реальную опасность непосредственно социальному явлению «семья» и российскому обществу в целом, необходимо отнести: духовную эмансипацию современной российской женщины; нарастание в семье гедонистической ментальности; принятие и укоренение идеологии антиматеринства и антидеторождения; усиление аморализма, который выражается в сексуальной раскрепощенности; рост конфликтности между членами семьи из-за нежелания согласовывать свои и чужие интересы; рассогласование семейных и внесемейных ценностей; наличие внутрисемейных противоречий на религиозной почве.
9. Наиболее опасными внешними духовными вызовами и угрозами функционированию современной семьи следует считать идеологию радикального феминизма, распространение идей гей-культуры, пропаганду эротизма, навязывание российской семье эгоистических ценностей, рыночных консюмеристских идеалов, которые являются в свою очередь духовной основой, плодотворным полем для укоренения в российской почве указанных вызовов и угроз.
Радикальный феминизм ратует за уничтожение традиционных семейных отношений как инструмента «угнетения женщин», тормозит восприятие семейного кризиса как острой социальной проблемы и не способствует переходу к активной просемейной политике со стороны государства и поддержке полной семьи с несколькими детьми.
Вызов гей-культуры современному обществу состоит в принуждении признания им сексуальной инаковости геев, преследования и дискриминации этой группы, которая противопоставляет себя «натуралам», формирует привлекательный для части молодежи имидж бунтаря против существующего порядка и не оставляет попыток осуществления планов создания альтернативных семей и завоевания ими права воспитания детей.
Угроза реализации доктрины эротизма — погони за чувственным наслаждением может способствовать краху семейных отношений, основанных на верности, доверии между мужем и женой.
Опасность идеологии консюмеризма состоит в утверждении в обществе принципа «каждый за себя», проявляющийся в борьбе с окружающими за свое материальное благополучие, что приводит на индивидуальном уровне большинство людей к поражению и одиночеству, а на социальном – к разрыву семейных связей, оборачивающемуся общей деструкцией социального организма.
10. Сложившаяся в настоящее время ситуация с положением семьи в современной России объективно вызывает к жизни ряд направлений противодействия духовным угрозам ее функционирования: сосредоточение внимания на пробуждении в народе стремления к борьбе за самосохранение; разоблачение деятельности зарубежных «миссионеров» и их апологетов в России, что разрушает семейный уклад и развращает молодежь и детей; ориентация молодежи и родителей на создание многодетных семей; борьба с растлением детей и подростков как одной из главных причин демографического спада; утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни как традиционной ценностной ориентации в семье. Противодействие непосредственно духовным угрозам семьи может включать в себя различные уровни: международный, государственный, региональный, общественный и личностный уровни. Среди основных направлений противодействия следует считать устранение противоречий общественной жизни, являющихся в свою очередь причинами возникновения указанных опасностей для бытия семьи. Ключевая роль во всех направлениях борьбы с антидуховным влиянием на семью принадлежит государственным органам.
Пропаганда фамилистических ценностей и контрпропаганда деструктивных духовных идеологий должна строиться под контролем государства, и оказывать влияние на СМИ с целью организации поддержки действий властей со стороны населения, а также формирования негативного общественного мнения в отношении информационных технологий, которые оказывают пагубное воздействие на семью, разрушая ее устои. Важна нацеленность на построение взвешенных, взаимоинтересных отношений между полами, между поколениями, способствующих преодолению одиночества и изоляции членов семьи друг от друга.
Главным местом отпора деструктивной идеологии является личностный уровень функционирования семьи, поскольку основная сила удара духовных угроз направлена именно на него. И в этой связи предлагается основное внимание сосредоточить уяснении личностью необходимости дальнейшего существования семьи как социального пространства для ее всесторонней самореализации.
Только семейные отношения, построенные на чувстве любви, нежности, взаимного уважения между личностями, объединившимися в семью, могут преодолеть все опасности, которым она ныне подвергается и сохранить эту основу социального бытия.
В ходе проведения диссертационного исследования, автором сделан ряд теоретических выводов, которые имеют практическое значение, заключающихся в формулировке ряда рекомендаций организационно-практического и теоретико-методологического характера.
Группа рекомендаций, касающихся дальнейшей теоретической разработки исследуемой проблемы, составляют:
– разработка научно обоснованной системы взаимодействия различных субъектов противодействия антисемейной и антидуховной деятельности; социально-философский анализ источников и причин духовных вызовов и угроз современной семье;
– изучение возникновения, видоизменения, динамики и тенденций развития современной семьи как объекта воздействия духовных вызовов и угроз; критический анализ концепций, обосновывающих необходимость кардинальной трансформации или ликвидации семьи как общественной структуры;
– разработка новых подходов к проблеме противодействия деструктивному воздействию на семью духовных вызовов и угроз; критическое исследование методологических основ духовных вызовов и угроз обществу и его основе — семье;
– определение подходов к классификации различных проявлений духовных вызовов и угроз нормальной жизнедеятельности семьи;
– изучение механизмов взаимовлияния духовных, политических, экономических и социальных вызовов и угроз на изменения в динамике развития семейных отношений.
Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения их учеными, государственными органами и общественными организациями в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Рекомендации непосредственно практического характера: а) обществоведам, ученым, педагогам ВУЗов специалистам в области СМИ предлагается использовать материал диссертации в следующих целях:
– для проведения занятий по социальной философии, истории, психологии, социологии, культурологии и другим предметам;
– для разработки и включения в тематический план по философии тем: «Философия радикального феминизма», «Духовные вызовы и угрозы функционированию современной российской семьи»;
– для подготовки и издания учебных пособий для студентов: «Духовные вызовы и угрозы современной российской семье, их агрессивный характер и возрастающая опасность», «Духовные идеологии разрушения семьи: сущность и особенности проявления в России».
– для разработки методик изучения особенностей проявления духовных вызовов и угроз в различных сферах жизнедеятельности общества;
– в тематических передачах средств массовой информации и публикациях по проблемам развития российского общества, государственных институтов, содержания и особенностей направлений противодействия духовному разрушению семьи в российском обществе; б) для активизации практически-прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются: специалистам социологической, правовой и службы социштьной защиты, различных государственных органов и общественных организаций России для разработки частных методик исследований по изучению состояния и мер противодействия духовному разрушению семьи;
– для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам антидуховного воздействия на семью и его последствий.
Содержание диссертации, сделанные в ней выводы создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности и специфики духовных вызовов и угроз функционированию семьи в России и направлений противодействия данному явлению.
Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, но их учет в деятельности общественных организаций, учебных заведений, в понимании имеющихся источников и причин возникновения и развития духовных вызовов и угроз современной семье, выявление особенностей проявления, основных тенденций видоизменения, поможет определить степень их опасности для социума в целом и для семьи в частности, определить основные пути противодействия вызовам и угрозам семье в современной России с участием различных субъектов общественной жизни, действующих совместно по единой программе сохранения и упрочения семьи.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бокша, Екатерина Александровна, 2008 год
1. Аксючиц В. От великих потрясений к Великой России. М.: МАКС Пресс, 2004.-176 с.
2. Альтернативная культура: Энциклопедия /Сост. Д.Десятерик.- Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. 240 с.
3. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. I. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Под ред. Г. Ю. Семигина и др. -М.: Мысль, 1997.-832 с.
4. Антонов А. И. Микросоциология семьи. М.: ИНФРА-М, 2005. – 368 с. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов. -М., 1995. С. 21.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: МГУ; Межд. университет бизнеса и управления, 1996. – 304 с.
6. Арсан Э. Эммануэль. М.: Книжная Лавка – РТР; Терра-Книжный клуб, 1998.- 162 с.
7. Артюхов A.B. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. 2002. – №7. С. 108-109.
8. Бард А., Зодерквист Я. Netokpatra. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге,2004.-253 с.
9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.-384 с.
10. Баскина А. Л. Повседневная жизнь американской семьи. — М.: Мол. гвардия, 2003.-281 с.
11. Бердяев Н. Эрос и личность, философия пола и любви. М.: Азбука-классика, 2006. – 221 с.
12. Бутовская М. Л. Власть, пол и репродуктивный успех. Фрязино: «Век 2»,2005.-64 с.
13. Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. — М.: ACT: Астрель, 2007. 542 с.
14. Вебер М. История хозяйства. Город. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 576 с.
15. Вейнингер О. Пол и характер. — М.: Форум, 1991. 192 с.
16. Воронина O.A. Феминизм и тендерное равенство. — М.: Едиториал УРСС,2004. 204 с.
17. Вудман М. Опустошенный жених. Женская маскулинность. Аналитическаяпсихология. М.: Инфра-М, 2001. 175 с.
18. Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1994. С. 131.
19. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С.268
20. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. — М.:
21. Издательство «Весь Мир», 2004. 120 с.
22. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. – 208 с. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 461
23. Гоббс Т. Избранные произведения. -М.: Мысль, 1965. С.292-293.
24. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО
25. ТК «Перополис», 1998. С. 91.
26. Голофраст В. Социология семьи. — СПб.: Алетейя, 2006. — 432 с.
27. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. -М., 1965.
28. Дворкин А. Порнография: мужчины обладают женщинами // Тендерныеисследования. -№ 4 (1/2000).
29. Де Грааф Дж. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: Ультра.Культура, 2003. – 392 с.
30. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
31. Джекобе Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. — М.: Издательство «Европа», 2007. 264 с.
32. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы // Социология. -М.: МГУ, 2000. С.293. Домострой. СПб.: Наука, 1994. С. 168.
33. Ильин В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни. — М.: Независимая фирма «Класс», 2002. — 208 с.
34. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-912 с.
35. Иенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. – 272 с.
36. Кайдаш С. О женской культуре // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993. С.199-200.
37. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. — М.,1966. Т.6. С.8.
38. Кантор П. Симпсоны: Атомистическая политика и нуклеарная семья //«Симпсоны» как философия: Эссе. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. -232 с.
39. Капто А. С. Профессиональная этика. — М.; Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. 800 с.
40. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейногоконсультирования. М.: Гардарики, 2007. — 320 с.
41. Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Алгоритм, 2007. 320 с.
42. Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. М.: ООО «Из-во Добраякнига», 2005.-624 с.
43. Ковалевский М. М. Сочинения: В 2-х т.; Т. 1: Социология. СПб.: Алетейя, 1997.-287 с.
44. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филол. ф-т Санкт-Петербургского госуниверситета, 2000. – 326 с. Колесов Д. В. Пол и секс в современном обществе: Книга для учителя. — М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
45. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 496 с.
46. Кучерская М. Убежища не существует: Американский писатель Майкл Каннингем рассказал читателям три истории — в одном романе // Ведомости. 26.06.2007, №115 (1889).
47. Кэйдис Л.Б., МакКлендон Р. Супружеская и семейная терапия. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. 208 с. Ладыкина Т. Феминизм в культуре постмодерна. — Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2004. — 91 с.
48. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.
49. Лем С. Приложение. Фантастика? // Молох. М: ACT: Транзит-книга, 2005. -781 с.
50. Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме. — «Владимир Даль», СПб. 2001. С. 236.
51. Лукман Т. Герменевтика как социологическая парадигма? // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. -М.: МГИМО, 2000.
52. Макаренко В.П. Феминизм // Главные идеологии современности. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 480 с.
53. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. — СПб: Издательство «Алетейя», 1999. — 304 с.
54. Маркова Е. Культуринтервенция. М.: Интернет-издание Вэб-Центра «Омега», 2002.
55. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: ACT, 2003. 528 с.
56. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: ИздатО группа «Евразия», 1997.-430 с.
57. Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека. М. НЦЭНАС, 2006.-256 с.
58. Оруэлл Дж. 1984. -М.: Из-во Азбука, 2004. 217-218.
59. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://www.patriarchia.ru/ db/text/141422.html
60. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 328 с. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. — М., 1991.
61. Райх В. Сексуальная революция. М.: ACT, 1998. 350 с.
62. Рашкофф Д. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура, 2003. – 368 с.
63. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 г. -М.: Academia, 1999. -272 с. Рормозер П., Френкин А. А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996. С. 51.
64. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. и др.; Авт. кол.: А. Л.Андреев и др. -М.: Республика, 2001. 544 с.
65. Ружже Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп.-М., 1983.
66. Рябов О. В. «Матушка-Русь»: Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. -М.: Ладомир, 2001. 202 с.
67. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Из-во: «Педагогика-Пресс», 1992.-432 с.
68. Семья православного христианина. Сборник проповедей, размышлений рассказов, стихотворений / Сост. священник А.Рождественский. — СПб.: Типо-Лит. А.Э. Винеке, 1900. 850 с.
69. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. М.: Политиздат, 1991. – 345 с.
70. Соланс В. Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин. Электронная библиотека Либрарий. http://lib.proza.com.ua/book/1817
71. Сорокин П. Кризис современной семьи // Вестн. Моск. университета. Сер. Социология и политология. 1997. № 3. С. 73.
72. Стайте Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 616с.
73. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 560 с. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение. – Новосибирск: СибУПК, 2002. -215 с.
74. Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997. С.70-71.
75. Филлипс Ч.Т. Феминизм и семья: историко-социологический анализ. — М.: Грааль, 2002. С.15.
76. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. С. 31.
77. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. – 588 с.
78. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. -М.,1938. С. 174 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб.: Наука, 2000. 293 с.
79. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. -М.: Академический Проект; Культура, 2005. 865 с.
80. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. – С. 75. Хюбнер К. Критика научного разума. – М.: ИФ РАН, 1994. – 326с. Черняк Е.М. Социология семьи. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. -238 с.
81. Шиффер Р. Феминизм — благородная ложь // Фри Инквайер, 1995. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. -М.: ЭКСМО, 2000. С.132. Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб.: Азбука, 2001. -448 с.
82. Энгельс Ф. Диалектика природы // К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения — М., 1961. Т.20. С. 540-544;
83. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. – М.: Политиздат, 1986. С. 24-25.
84. Эпштейн М. Поэтика близости. Введение в эротологию // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. — М: Новое литературное обозрение, 2004. -864 с.
85. Allen J. Motherhood: The Annihilation of Women. L. Trebilot. 1984.
86. Bernard J. The Future of Marriage. — N.Y.: World Publishing, 1972.
87. Delphy Ch. Close to Home: A Materialist Analysis of Women’s Oppression.1.ndon: Hutchinson, 1984.
88. Farestone S. The Dialectic of Sex. -N.Y. 1970.
89. Human Ethology. Cambridge, 1979.
90. MacKinnon C. Toward Feminist Theory of the State. Cambridge, 1989. P.l 13. Mitchell J. Women’s Estate. – Harmondsworth: Penguin, 1971. P.45. Oakley A. Housewife. – Harmondsworth: Penguin, 1976.
91. Sisterhood is Powerful. An Anthology of Writings from the Women’s Liberation
92. Movement. N.Y.: Bantam Books, 1970.
93. Toskany O. Gay Pride: l’Histoire. Paris: Editions Scali, 2005.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dukhovnye-ugrozy-funktsionirovaniyu-semi-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve-sotsialno-filo#ixzz4sGmM2CHo