Душепопечение и пастырская психология – соперничество или союз ?

Развенчивать  мифы, прочно укоренившиеся в современном  т.н.  постперестроечном православии, восстановленном по образцу конца 19-го века дело неблагодарное, но  в ряде случаев  этого бывает  не  избежать, когда  речь  заходит о принципиальных вопросах.

Одним  из таких  вопросов, а  точнее  мифов, прочно укоренённых  в массовом сознании верующих,  является   миф  о  душепопечении, как единственно  возможной форме взаимодействия пастыря  и пасомого. При этом под душепопечением большинство верующих  подразумевают не   что иное, как  духовничество, т.е. духовное наставничество. 

В общем-то, всё верно, если вести  речь о взращивании  души  христианина  в  соответствии  с идеалом  Христовым.  Так   в  чём же  подвох  и  вопрос ?  А  вопрос в  том,  что душа  и психика  – это не  одно и  то же.  Душа  –  это сущность  внутреннего человека душевно-духовного,  а  психика  набор свойств  внешнего психического.   Если  пастырь  отвечает за  работу  с  душой  с  точки  зрения высшей   цели  и  стратегии,  то  кто  в  таком  случае  бывает  ответственным  за  работу с рассудком  и  психикой  верующего с  точки зрения  каждодневной  тактики  ?

Это далеко не  праздный  вопрос с  точки  зрения святоотеческой  православной  психологии, т.е.  предания  и  учения  о душе. Дело в  том, что  духовничество  и  душепопечение  изначально  имели отношение к монашеству и старчеству, когда  речь шла  о  внутреннем  делании  и  взаимодействии  пастыря  и пасомого в  условиях  реального  подвижничества, требующего  отречения  от мира, аскезы  и умного делания.

К  вере  «ритуально-формализованной»  (по  выходным)  душепопечение  в  полной  мере, как сопровождение  и наставничество практически  неприменимо, поскольку  в  т.н. «повседневной»   вере  отсутствует  самое  главное для  душепопечения  – умное  делание, аскеза  и умная  молитва.  При этом  нужно учитывать, что  в  условиях  современного информационного общества  с  высочайшим  темпом  жизни,  требующим  социальной  и финансовой   состоятельности, верующий уже  не  имеет  даже  физической  возможности удаления  и  отречения от мира, а  вынужден  идти  к  Богу  из  самого  мира, оставаясь  при  этом  в  миру, как  сборище  страстей  по  слову  преп. Исаака Сирина.

«Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти.» (Слова  подвижнические, Слово 2)

  Возможен ли такой  манёвр в  наше  время  на  основе  одного лишь душепопечения  образца  18-го века, рассчитанного  на  набожного  и простодушного человека  18-го века ?  Возможность  такая  есть, несомненно,  но  какова  её  цена  в  наше  время ?

 Ведь нужно  учитывать то  обстоятельство,  что большинству  верующих  сегодня,    приходится  работать  фактически  на   два  фронта  одновременно, поскольку  одной  частью  человеку  нужно  быть реализованным  в  мире, а  другой своей частью  нужно двигаться к  Богу, наращивая усилия в покаянии и совлечении «ветхого» человека. 

С точки зрения психологии  это неизбежно  накладывает  двойные  нагрузки на  душу  и  психику  верующего, поскольку  при  этом  усиливается  конфликт  между  ценностями  мирскими  и  ценностями  духовными.  С психологической  точки  зрения  данная  ситуация  подобна внутреннему  разрыву между  «рацио»  (умом головы), обращённым к  миру, и «совестью»  (умом  сердца), обращённым к  Богу.  

В этих  условиях  внутреннего  разрыва, как   показывает  практика  практической   православной  психологии, одного  лишь душепопечения  оказывается явно недостаточно и  в  большинстве   случаев  стоит  вопрос  о соответствующей  психологической помощи верующему, связанной с  необходимостью уменьшения  последствий  внутреннего конфликта  ценностей.

С точки зрения  святоотеческой  мысли  в  этом  конфликте ценностей  «ветхого» и «нового»   человека  нет ничего неестественного, поскольку процесс «брожения» ума  от изменения  системы   ценностей задан в Евангелие по  умолчанию:

«чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.»  (Лк. 13:20-21)

«Вскисание»  (теста), в  данном   случае  и есть то самое  «брожение» ума при  переходе с   парадигмы рациональной (“ветхой”)  на парадигму духовно-нравственную (“новую”).

Вместе   с  тем с  точки зрения психологии данного процесса обновления сознания, он  чем-то напоминает  что-то подобное  «схождению»  с  ума  (“ветхого”)  с  полным  изменением системы   ценностей  и картины   мира.

Пикантность этой  ситуации  обращения  ума  состоит в  том, что человек  на  время неизбежно погружается  в  помрачённое состояние сознания в  связи с утратой прежних мирских  ценностей и ориентиров, а  потому неизбежно нуждается кроме  душепопечения  и  в  психологической  помощи и поддержке.

Но сложность  заключается  в  том, что  не   каждый  психолог может работать с проблемой  обращения  ума  по  отношению  к  верующему. В данной   ситуации может  правильно  разобраться только верующий  и обращённый  психолог, т.е. психолог православный, который  знает  Евангелие и  понимает  природу  внутреннего  конфликта  в  сознании верующего.

Именно  в  этом  и состоит  ограниченность  современного душепопечения, поскольку  православно-психологическая   составляющая  вероучения  сегодня  в  православии попросту отсутствует, как  категория  и как дисциплина.  

Говоря  другими  словами,  в  церкви  сегодня  нет направления  психологии и  православно-психологического консультирования.

Для   многих  практиков  и  консультантов, работающих в  христианской  парадигме,  отсутствие  в  современном  православии  психологии  процесса  обращения  и воцерковления  с пониманием  того, что  происходит  в  сознании и  психике обращённого на  разных  этапах  обращения, является  нонсенсом  и  элементом  архаики. 

Данная   ситуация  в  последнее  время, изобилующее  конфликтами,  становится   всё  более  настораживающей, поскольку число запросов от верующих  к  православным психологам неуклонно растёт, а  системы  подготовки  психологов  и  кризисной   помощи  в  церкви  сегодня  нет. Большинство  практиков  из числа  работающих  сегодня  в  этом  направлении, достигают мастерства,  как  правило, путём самообразования, поскольку курсов  и пособий по данному  направлению пока  нет.

А каково отношение  к  христианской  психологии  церкви  и священства ?

Отношение  скептическое, если говорить честно.  Связано это с  тем, что  в  церковной  среде  основательно укоренилось  представление  о том, что  «христианская  психология» –  это разновидность  сектантства, а  «психолог»  является  едва  ли не  главным  «конкурентом»  пастыря, отбирая  у  того  его «хлеб».

Любые   попытки  доказать  священству и церковному  руководству  важность и значимость  направления  христианской  психологии  чаще   всего наталкиваются  на  неприятие  и  тот  аргумент, что  психология  никогда  не  входила  в  практику  работы  священнослужителя, поскольку  эти задачи  решает «душепопечение».  Во  всяком  случае  именно так  обстоит  ситуация в БПЦ.

Такой  вот получается  замкнутый  круг в  то время, когда психология  давно  уже  стала научно-практической  дисциплиной  и  наиболее универсальным  языком понимания и объяснения психических  процессов  и явлений.

У церковных скептиков по  этому есть в  запасе  дежурный аргумент о том, что психология  якобы  не  знает души, а  также  антропологии  и  высшего  предназначения человека.  Но это относится только к  парадигме  светской  психологии  (академической), а  не   святоотеческой, которая как-раз и исследует изменение природы  человека в  процессе  обращения  и обожения.

Таким  образом, направление  православной  психологии,  наряду  с  душепопечением,  является в  наше   время очень  мощным  инструментом  помощи верующим, который  призван  помогать   человеку  в  смене  системы  ценностей и образа  мышления, как психологически сложных  манёврах, требующих  знания  психологии обращения  и воцерковления.   

Таким  образом,  психология обращения  и воцерковления, которую  можно назвать в  полном  смысле   слова  православной  психологией,  – это  такая  же  необходимая  сегодня дисциплина, как  и душепопечение.

Можно ли дать определение православной  психологии?  Да, вполне.

Православную психологию  можно определить, как  область  интегрированного  знания, базирующуюся  на   христианской  антропологии  и святоотеческой традиции,  исследующую  через призму антропологической  катастрофы  все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств  и состояний человеческой личности в  разрезе  трёх состояний (телесного, душевного и духовного).

А как  в  этом   случае  можно  определить  предмет  православной  психологии ? 

Предметом  православной психологии  является человек в  полноте  его тримерии  (тело, душа, дух)  и его  уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и  направленности,  в связи с её духовно-нравственным  состоянием через  призму тех же  трёх состояний  (телесного, душевного и духовного).

Иными  словами, православная психология – это  по  сути  современное  интегрированное  знание  об изменениях, происходящих в   когнитивной   сфере (психике)  верующего  в  процессе обращения к Богу  и движения по духовной  лестнице спасения от телесного состояния  к  душевному, а  от душевного к  духовному.  

Православную  психологию можно в  полном  смысле слова  назвать  сегодня  дополнительным  к  душепопечению инструментом   помощи воцерковляющемуся в  сохранении  сложного  динамического  равновесия между миром  и  Богом, т.е.  между  умом  и  сердцем. 

Речь  при  этом конечно же   не  идёт об умном  делании, а   идёт  о сохранении верующим своего  нормального когнитивного и психологического статуса, позволяющего эффективно решать стоящие задачи.

А как  же  тогда  быть  с  традиционным  душепопечением, его  подходами,  понятийным  аппаратом и соответствующими  категориями: дух,  душа,   сердце,  грех, страсти,  добродетели, дары  духа, таинства, молитва, исповедь, причастие, благодать, обожение  и т.д.?  

Нужно просто  сделать разграничение между  компетенцией священника  и психолога  и предоставить каждому свой  фронт работы, одному душевно-духовной, а  другому – психологической.   С этой  точки зрения  интегративная  роль  «православной  психологии»  заключается  ещё  и  в  том, что  она  как  бы  соединяет  в  одно  целое  душу  и психику, помогая  расшифровывать  сущностные  церковно-славянские  понятия  и категории, переводя  их  на  более  универсальный  и  понятный каждому язык психологии. 

Таким образом, православная  психология  может  выступать  в  роли «переводчика»  и  «моста», связывающего  святоотеческое  предание  и  церковное  учение  о  душе  с  современным  психологическим  знанием  и  понятийным  аппаратом  современной  психологии.    

Вот почему  отсутствие  в  наше   время  у  церкви  инструмента  и направления   христианской  психологии  выглядит  нелепо,  поскольку  процесс  воцерковления  во  многом  схож  с  процессом  смены  «операционной  системы», причём,  на  работающем  «компьютере». Только сегодня  в  православии  этот  сложный  процесс  осуществляется как  бы по  «наитию»  и «вслепую»  без  мануала  и  чёткого  методологического  руководства  по  обновлению. 

Наверно пришло время  прямым  и открытым  текстом   сказать о том, что  обращение  когнитивной   сферы  (сферы сознания)  от мира  к   Богу  с  полной   сменой системы   ценностей  и  последующей  интеграцией  двух  типов  мышления  в  одно  (духовно-нравственное) –  это  сложнейший психологический  процесс  для   которого нужно соответствующее душевное и психологическое  руководство.

В настоящее  время  описание  этого процесса  есть  только  в  святоотеческом  предании, а  также  отдельных  трудах  по  исихазму  и  умному  деланию. Именно  спецификой  данного  знания  можно объяснить то, что до сих  пор  оно  не  приведено  в  единую  систему  и  курс  по  основам  святоотеческой  православной  психологии.

К сведению, попытки  создания  такого  курса  и пособия  предпринимались  ещё  с  конца 18-го века.  Одно из  первых учебных  пособий было создано Иваном  Михайловичем Кандорским  в  1796 г. и называлось «Наука о душе или ясное изображение ее совершенства».  Позднее и другие авторы и в т.ч. О.М. Новицкий, Н.А. Зубовский, П.А. Авсеньев и др. внесли свой  вклад в изложение  учения  о душе в  виде отдельных  разделов  христианской психологии.

В конце 19-го века  святителем Феофаном Затворником была предпринята, пожалуй, одна  из  последних попыток создания  направления  христианской  психологии  и  соответствующего пособия.  Заготовки  для  будущего курса были изложены  святителем Феофаном в  собраниях  писем, изданных в  виде   книг:  «Воплощённое домостроительство. Опыт христианской  психологии», «Начертание христианского нравоучения» и «Что есть духовная  жизнь и как  на  неё  настроиться». К сожалению, смерть святителя  в  1894 г. не   позволила ему  свести все свои труды в  единое  пособие, чтобы  создать курс. По этому   поводу  архиепископ Никон (Рождественский)  писал в  своих дневниках:

«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить?  — в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого» (Архиепископ Никон (Рождественский). Дневники. Козни врагов наших сокруши… 1910 — 1917 г.).

Таким  образом,  при  самой  возможности  совмещения  традиционного душепопечения с  православно-психологической   помощью, этот вопрос  остаётся,  по  сей  день открытым  и не  решённым.

В настоящее  время  в  душепопечительской  деятельности  абсолютное  большинство  священства  продолжает  уповать на  благодать  и промысел Божий, как  на  «чудо»,  но  после  каждой  встречи  со  священником  пасомому  нужно возвращаться  в  мир страстей  и проблем, а  священнику в  свой  храм.  К тому  же  постоянная  занятость священника  на  богослужениях  и  требах  не   позволяют  тому  даже   физически  при  всём желании  основательно  погружаться  в  психологические   проблемы  пасомого, когда  к  священнику  стоит очередь  страждущих.

И всё-таки  ведь  кто-то же  должен  помогать  верующему  разрешать те   или  иные  проблемные   ситуации, возникающие  в  повседневной  жизни,  и  справляться с  помрачением  сознания,  внутренней  бранью, тревожностью,  паническими  атаками, навязчивыми  помыслами,  кризисами, проблемами в  личной и семейной жизни и т.д. 

Данное  методологическое упущение, связанное   с  отсутствием  предмета  психологии  воцерковления,  можно считать весьма серьёзным  и стратегическим  пробелом системы  современного  религиозного образования  и душепопечения, который  дискредитирует православие  в  глазах  образованных  людей  до уровня  «театрально-сказочной»  религии  для  бабушек  и умственно  отсталых. 

И дело здесь вовсе  не в  том, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 19), а  в  том, что с  образованным  и  обращённым  к Богу   человеком современному  священнику  на   порядок   сложнее иметь дело, чем с бабушкой или когнитивно слабым, благоговейно  смотрящим  на  священника, как  на бога. 

Отсюда   вытекает  не   менее  важный  в  психологическом  отношении аспект  душевно-духовного «переноса» или  влияния  когнитивного уровня  паствы  на   священство.  Чем ниже в  плане  образованности, интеллектуальности и культуры состав паствы, тем ниже и  уровень требовательности и компетентности  самого духовенства  и наоборот.

Вот почему  чрезмерное  сосредоточение вокруг церкви  и приходов преимущественно  граждан  из  социально неблагополучных  категорий  населения,  а  также  лиц БОМЖ,  вышедших  из  мест  заключения,  беженцев,  одиноких,  душевно и психически больных (болящих) и т.д.  чревато для любой религии превращением её  из дома   молитвы  в сферу «социального обслуживания»  населения.

В данной  связи  сужение  образованной (интеллектуальной)  и культурной  прослойки  верующих весьма  пагубно  сказывается  на  дисциплине, требовательности  и ответственности священства, которое буквально привыкает работать с  паствой  в  императиве   непререкаемого  «довления», т.е. чрезмерной  директивности  и  невозможности  критики , а  не  «товарищества» и соборности, по  слову – «Я уже  не  называю вас рабами, ибо раб не  знает, что делает господин его,  но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.» (Ин.15;15)

Цитата «сказал вам всё, что слышал от Отца  Моего» буквально означает – не имею  от вас никаких  секретов  в  плане посвящения  вас  в высшее знание и  духовные тайны.

 К сожалению сегодня  имеет  место в  корне  иная  ситуация, когда  духовное знание  едва ли не  намеренно разделено  на «официальное»  и «неофициальное» или  формализованное  и  сущностное, что  также  создаёт почву  для манипуляций и злоупотреблений  с паствой.

 Говоря  о  трудностях  воцерковления  в  наше   время,  уже  нет  никакого смысла  замалчивать те  проблемы, которые  стали  очевидны  для  всех.  И речь  здесь не  только  о  манипуляциях  со  стороны  священства, но и о  целом  ряде  случаев  буквально  травмирования  и повреждения (зачастую необратимого)  молодыми и неопытными   пастырями  когнитивной   сферы   новообращённых  из-за  элементарного  незнания  основ  психологии  обращения (святоотеческой  психологии).

В числе   прочих  негативных  явлений,  связанных  с  душепопечением  «вслепую»  можно выделить:

  • – устойчивая   «привязанность»  обращённого  к  священнику  и  приходу  посредством  эксплуатации  чувства  «вины»   (грешности),
  • – сформированное состояние ложного самосознания (душевной  прелести)   на  почве  мистических  иллюзий  и эйфорических  ожиданий  «чудесности»  и  «божественности»  всего происходящего «промыслительно» вне  зависимости от сознания  и воли обращённого,
  • – усиление социальной  неадаптированности  обращённого  и  трудности  в  решении личных  вопросов  (самореализации)  по  причине  устойчивой  расщеплённости  сознания  и не   целостности когнитивной сферы,
  • – нарастание внутреннего дискомфорта и тревожности (вегето-сосудистых явлений) из-за некорректного обращения  и  усвоения  духовного знания без  толкований, т.е. соответствующего  психологического разъяснения.
  • – возникновение ряда психопатологических состояний  сугубо  религиозного характера (религиозной  психопатологии)  в  виде религиозного радикализма, религиозной  психопатии, одержимости,  видений, делирия и т.д.

Очень  часто  в  подобных  случаях неопытный   священник, коих  сегодня  не   мало,   вынужден  просто  расписываться  в  своей  психологической  беспомощности и некомпетентности  с оставлением  неофита фактически  наедине со своими  личными  трудностями и психологическими  проблемами, что и создаёт ту   самую  массу обиженных  и недовольных  современным  православием. 

Данная   ситуация требует своего разрешения, поскольку процесс  корректного воцерковления  в  наше  время, как  процесс  кардинального изменения   мышления  и мировоззрения, настоятельно  требует участия   в  этом процессе не  одного  только духовника,  работающего  с  душой и духом,  но и психолога  (православного), который  мог бы работать с  рассудком  и психикой. Честно говоря, очень  хотелось бы  видеть наряду со  сказочно-театрализованным и мифологическим  и т.н. умное православие.

Чего таить греха  в  современном  инфернальном  мире   связка  духовник  и  православный психолог – это очень мощная  защита в противостоянии  любому злу и искушению,  которая  защищает одновременно  и ум  и душу обращённого, а  трезвый  ум в  наше  время  тотального  безумия –  это едва  ли не главная   ценность человеческой  личности.

О парадигме православной  психологии >>>

Автор: admin

Добавить комментарий