Этапы жизни тела и души по согласному учению отцов церкви в разрезе трёх базовых состояний: телесное, душевное, духовное

 

На данной  схеме отражена общая  динамика изменения состояния  тела  и  души  в процессе христианского подвижничества через призму последовательного  душевно-духовного роста  и   прохождения трёх  базовых состояний  по согласному  учению  отцов церкви:  телесное,  душевное,  духовное, включая  два промежуточных  состояния –  телесно-душевное и  душевно  духовное.

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.»  (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная.

Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

Красная диаграмма на схеме  отражает основные  этапы жизни  тела  (ветхого человека). Чёрная  диаграмма отражает  основные  этапы жизни души (нового человека).

Не сложно заметить, что  сразу  после  крещения  (на  символической отметке 30 лет), график роста  души идёт  вниз, что соответствует  периоду неофитства  и  начала покаяния.  В  этот период  сознание новообращённого испытывает болезненный процесс  расщепления  с  неизбежным  помрачением  и   утратой прежней  ясности  мышления. 

Данный период,  отмеченный  на  схеме  раздвоенным  участком между двумя синими точками  (брожение ума)  и есть период религиозного помрачения сознания, именуемый прелестью.  В  этот сложный  период  в  сознании  происходит  создание  новой  доминанты  ценностей,  когда сознание как бы расщепляется в самом себе на мирское и религиозное.  Этот период  может  длится   довольно продолжительное  время  (до  20  лет)  и  у отцов  церкви  именуется периодом брожения ума или внутренней бранью, связанной с переосмыслением  прежних  взглядов  на  жизнь.   Данный  период  именуется периодом душевности  и включает в  себя  этапы  неофитства  и  воцерковления.

«Душевно живущие и потому называемые душевными суть какие-то полоумные и как бы параличом разбитые. Никакого никогда не имеют они усердия потрудиться в делах добродетели и исполнения заповедей Божиих, и только славы ради человеческой избегают явных укоризненных дел. Одержимы будучи самолюбием, сею питательницей пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти, от всякой же скорби, от всякого труда и всякого злострадания из-за добродетели оказываются, паче надлежащего питая и грея враждебное нам тело. Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятью мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли, и вся устремляется к мысленным небесам. Это страждут они, потому что обладаемы еще суть вещественным духом, по коему любят свои души и исполнение своих желаний всему предпочитают. – Будучи чужды Духа Святого, они непричастны и даров его; почему и плодов божественных не увидишь в них, – не только любви к Богу и ближнему, радости в нищете и скорбях, мира душевного, искренней веры и всестороннего воздержания, но и сокрушения, слез, смирения и сострадания: все в них полно надмения и гордости. В глубины Духа входить не имеют они сил: ибо нет в них света, который руководил бы их к тому и отверзал их ум к уразумению писаний, а других, когда они вещают о том, слушать неохочи они. Праведно потому и о них изрек Св. Апостол: «Душевный человек не принимает того, чтó от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).»  (Добротолюбие,  Никита Стифат, Т.5, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Где-то к 45 – 50 годам период  душевности  заканчивается,  после  чего  сознание полностью перебраживает, т.е.  полностью  меняет прежнюю  систему  ценностей  и  создаёт  новую  систему  духовных  ориентиров.   При  этом  ум снова  просветляется  и   становится  ясным,   получая  монаду  духовного расширения.  С этого момента  (как правило  около 60  лет)   начинает развиваться уже духовный ум  нового  духовного   человека.  Данному периду  соотвествуют состояния  зрелости  и мудрости.

«Духом ходящие и духовную всецело восприявшие жизнь благоугодны Богу, как Ему, яко Назореи, себя посвятившие, и всегда об одном заботящиеся, чтоб очищать души свои трудами подвижническими и соблюдать заповеди Господни. Готовые и кровь свою пролить за любовь к Господу, они плоть свою истощают постами и бдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже на земли умерщвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвою и богомыслием ум исполняют света и светлым его делают, отвержением своих пожеланий освобождают души свои от пристрастия к телу и становятся совершенно духовными; почему духовными не только признаются, но и именуются от всех праведно. Они, идя к бесстрастью и любви, окрыляются к созерцанию творения, и оттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную в Боге премудрость, одним тем даваемую, которые стали выше тела уничиженного. Прешедши таким образом всякое чувство мирское и мыслью просвещенной став выше чувства, они светлы бывают разумом, и посреди церкви и многочисленного собрания верных отрыгают благие словеса из чистого сердца, и бывают для людей соль и свет, как и Господь изрек об них: «вы свет мiра; вы соль земли» (Мф. 5:13. 14).» (Добротолюбие,  Никита Стифат, Т.5, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Таким образом, от нуля  до  момента  крещения  (первой синей точки)  человек проходит  фазу  телесного развития.  От момента  крещения  до  момента  полного  изменения  мышления  (второй  синей  точки) –  следует   фаза душевного развития.   И  от  момента  завершения  воцерковления    до исхода  души  из тела   следует  фаза духовного роста и развития.

Не сложно заметить, что данная трёхфазная схема  соотнесения  этапов  роста  и развития  тела  и  души,  имеет  две  фазы  разрыва – телесно-душевный  переход и  душевно-духовный  переход.  Телесно-душевный переход  (на  отметке  30 лет)  есть  не  что  иное, как  акт  крещения.   В  этой связи возникает  вопрос  о  том, а  чем  же  является  второй  когнитивный переход душевно-духовный,  отмеченный второй  синей  точкой ?

С  точки зрения святоотеческой православной психологии  и согласного  учения   второй когнитивный переход (душевно-духовный)  есть не  что  иное, как  выход в монашество  для  обретения веры  совершенной.  Данный переход  не  касается  основной массы  простых  верующих, а  касается  той  ограниченной части  подвижников, которые  осознанно выбирают путь иночества  и монашества  своим  высшим  смыслом  жизни. 

Святые  отцы  Восточной Церкви рекомендуют  инокам и  подвижникам не застревать  на  этапах  телесности и  душевности, а  стараться  по  возможности чем  быстрее  достигать  состояния   и уровня  духовной  осознанности как  бы перелетая  через два предшествующих состояния.

«Духовное же устроение – то,  когда не изволяют иметь ничего из первых двух (телесного и душевного)  и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

По  материалам  курса “Теоретические  основы христианской психологии”, 2014 г. Минск

 

 

Автор: admin

Добавить комментарий