
-
ческим феноменом или патопсихологическим расстройством?» (Выделено нами ‒ И.З.) Таким образом, авторы пытаются рассмотреть опреде-лённый тип исторического поведения, «втиснув» егов рамки простой дихотомии: феномен психоло-гический vs. психическое расстройство. И далее: «К таким труднообъяснимым и не подходящим ни под одну международную классификацию болезней относится и феномен “Юродство Христа ради”». В связи с этим хочется спросить: почему эти явления вообще должны подходить под какую-то психиатрическую классификацию и измеряться психиатрическим метром? Причём здесь психиатрия? Желание психиатров рассмотреть любые явления с точки зрения клиники не новы, ноочень редко оправданы. Многие, да пожалуй, все психологические/житейские явления, взятые сами по себе, никоим образом нельзя поместитьи помещать прокрустово ложе психиатрии – любовь, жадность, заботу о ближнем, убийство, людоедство, веру в пришельцев. Да, мы наблюдаем все их и в клинике, но не как психологические, а как патологические. Такими они становятся не сами по себе, а как выражение некоего душевного слома и оказываются в другом качестве и с другим смыслом именно в рамках болезни. С самого начала авторы ограничивают себя рамками, которые в ходе работы сами же пытаются развенчать, но попытка эта оказывается малопродуктивной. Причина такой непродуктив-ности кроется в том, что рамки эти фальшивые. Применяя их, любое явление, о котором мы говорили выше, автоматически, лишь по прихоти исследователя, характеризуется как «норма» или «патология». Это мы и постараемся доказать, анализируя текст настоящей статьи.-
Зислин И. Три лика психиатрии: этнографический, транскультуральный, антропологический. Часть 1 //
-
Независимый психиатрический журнал. 2018. No1. С. 26‒32.2. Зислин И. Три лика психиатрии: этнографический, транскультуральный, антропологический. Часть 2. //
-
Независимый психиатрический журнал. 2018. No2. С. 13‒17.3. Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М., 2005. 448 с.4. Панченко А. А.
-
Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. 544 с.5.
-
Zislin Y. et al. Male Genital Self-Mutilation in the Context of Religious Belief: The Jerusalem Syndrom // Transcultural Psychiatry. 2002. Vol. 2. Р. 257‒26
_________________________________________________
Оригинальная статья Ларских – «Феномен «Юродство Христа ради» ‒ редкий психологический феномен или психическое расстройство?» Марина Владимировна Ларских, Сергей Васильевич Ларских. Неврологический вестник. – 2019 г.
__________________________________________________
Наш комментарий:
В целом очень не плохой в сущностном плане и объективный отзыв И. Зислина на статью «Феномен «Юродство Христа ради» ‒ редкий психологический феномен или психическое расстройство?» М.В. Ларских, С.В. Ларских, которые попытались рассмотреть феномен юродства сугубо с академической точки зрения современной психологии и психиатрии. Для сведущих и посвящённых людей совершенно ясно и понятно, что феномен юродства в принципе не может быть оценен инструментами, моделью и понятийным аппаратом академической психологии и психиатрии, поскольку связан с актуализацией безинтерпретативного (созерцательного) восприятия второго уровня, именуемого священным безумием, которое выходит за рамки любой психологии и психиатрии и может рассматриваться только в рамках духовно-аскетической традиции как антропологический феномен, относящийся к высшим трансцендентным и трансперсональным возможностям духовного сознания…(имхо)