Христианская психология – К.М. Романов (учебное пособие)

Под  эгидой Национального исследовательского государственного мордовского университета  имени Н.П. Огарёва  в  2019 г. вышло  учебное пособие “Христианская психология”.  Автор – Романов Константин  Михайлович.

В пособии представлены теоретические основы курса религиозной (православной) психологии и система практических заданий.

Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология и теология», психологов, философов, преподавателей психологии. Пособие  может быть полезно также для слушателей духовных семинарий и священнослужителей.

Содержание:

Введение
Глава 1. Предмет христианской психологии
1.1. Человек как объект христианской психологии
1.2. Предмет христианской психологии
1.3. Общая характеристика души
1.4. Проблема отношений души и тела
1.5. Задачи христианской психологии
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 2. Психология личности
2.1. Соотношение индивидного и личностного поведения
2.2. Понятие о личности
2.3. Структура личности
2.4. Православная концепция личности
2.5. Личностные свойства
2.6. Условия и предпосылки развития личности
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 3. Психология человеческого бытия
3.1. Общая характеристика человеческого бытия
3.2. Предметная деятельность как форма бытия
3.3. Общение как форма человеческого бытия
3.4. Функции общения
3.5. Некоторые особенности общения с Богом
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 4. Потребности и мотивы человека
4.1. Понятие о потребностях и мотивах
4.2. Классификация потребностей и мотивов
4.3. Структура потребностно-мотивационной сферы человека
4.4. Закономерности мотивации
4.5. Воля в структуре мотивации
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 5. Познавательная сфера человека
5.1. Общая характеристика познавательной сферы
5.2. Понятие об ощущении
5.3. Восприятие
5.4. Свойства восприятия
5.5. Мышление
5.6. Операции мышления
5.7. Воображение
5.8. Функции воображения
5.9. Память
5.10. Процессы памяти
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 6. Эмоциональная жизнь человека
6.1. Понятие об эмоциях
6.2. Значение эмоций для человека
6.3. Свойства и виды эмоций
6.4. Характеристика основных эмоций
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 7. Сознание и самосознание
7.1. Психологическая характеристика сознания
7.2. Свойства сознания
7.3. Самосознание
7.4. Структура самосознания
7.5. Бессознательная область души
7.6. Способы психологической защиты личности
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Глава 8. Человек как индивидуальность
8.1. Общая характеристика индивидуальности
8.2. Способности
8.3. Чувства
8.4. Характер
8.5. Темперамент
Контрольные вопросы
Практические задания
Контрольные тесты
Список рекомендуемой литературы

Скачать пособие в  формате PDF >>>

 

Наш комментарий:  В полку пособий по “Христианской психологии” пополнение, но пособие не  сильно впечатлило, а скорее разочаровало и прежде всего светским и сугубо рациональным подходом  к  пониманию христианства  и  характером изложения материала.   По  большому счёту  данное  пособие  представляет собой  очередную  попытку изложить христианскую психологию не по модели согласного учения святых отцов  о  душе,  а  по  модели  и парадигме  академической психологии понимания человека и личности,  только расширив  академическую  концепцию личности  категориями морали и души.

К слову в пособии вообще не даётся  святоотеческого взгляда на тричастное устройство души (ум, чувство, воля),  внутренне  кстроение души,  а рассматривается классическая  модель псхики  и психологии личности в свете парадигмы рациональной психологии.  Также в  пособии отсутствует  целый  ряд  разделов  (о сердце, совести, ступенях  духовного  роста  и др.) из  учения  отцов  о  душе,  изложенных  святителем  Феофаном Затворником, как  основателем  христианской  психологии.  

Раздел православной концепции личности  в  пособии изложен  через призму понятий  “Греховное Я,  Реальное Я, Духовное Я”, которые  больше соотвествуют  Фрейдовской  модели  психического  бытия “Я,  Оно, Сверх Я”,  чем  святоотеческой  и  христианской.  В пособии практически нет цитат  святых отцов  о  душе,  что  говорит о тяготении автора к  парадигме академической  психологии.

С  грустью  приходится  констатировать,  что учение отцов о душе медленно, но уверенно уходит из поля зрения и религии и психологии,  включая  даже  христианскую,  оставаясь уделом очень узкой группы специалистов, введённых в святоотеческое знание и согласное учение святых отцов о душе.

Приводим для ознакомления  главу из пособия:

2.4. Православная концепция личности

Богословская концепция личности возникла гораздо раньше других и многие из известных научных теорий в той или иной степени повторяют ее. Согласно богословского учения человек изначально был сотворен Богом как личность. Его поведение было подчинено установленным Богом нормам, которые в последствие были переданы на землю. Личность несет в себе образ и подобие своего творца – Бога. Будучи личностью, первый человек осознавал факт собственного существования, т. е. имел чувство Я. Именно через это чувство человек субъективно ощущает факт существования себя как личности. Природа личности (из какой субстанции она сконструировано) до сих пор остается непонятной для современной психологии. Личность – это не телесный, а нематериальный феномен. Физическое тело является лишь инструментом связи личности с материальным миром и людьми, инструментом развития и самореализации. Личность представляется самоорганизующейся системой. Это выражается в способности человека быть источником и движущей силой собственной активности: ставить жизненные цели, конструировать и претворять в жизнь способы их реализации, принимать решения, осуществлять самоконтроль и самооценку, нести перед самим собой ответственность за собственные деяния. Личность как сложная система состоит из трех структурных компонентов: греховного Я, реального Я и духовного Я.

Греховное Я – это носитель греховного начала личности. Именно оно является источником порочных образов, фантазий, воспоминаний, помыслов, желаний, страстей, влечений и т. п., а в конечном итоге – греховных деяний. В содержание греховного Я входят также греховные душевные состояния (злость, презрение, недоверие и т. п.), личностные свойства (завистливость, злопамятство, хитрость, лживость, упрямство, эгоизм и т. п.), чувства, ценности, интересы. Все эти греховные личностные образования не соответствуют Божьим заповедям. Если с ними не бороться, то, рано или поздно, они превращаются в греховные деяния, от которых будут страдать другие люди и сам человек. Надо сказать, что содержание греховного Я не обязательно сопряжено с телом. «Весь человек получил Благословение Божие, поэтому в его телесной природе нет ничего дурного или греховного… Как душе, так и телу принадлежат добродетели и пороки, поскольку тело служит потребностям души» [2, с. 211]. В состав греховного компонента личности входит огромное количество не связанных с телом порочных
желаний, помыслов, влечений, образов, чувств, фантазий, личностных качеств, эмоций и других образований. Человек осознает факт собственной греховности и считает ее частью самого себя. Вместе с тем он довольно плохо ориентируется в содержимом своего греховного Я, поскольку это порочит его в собственных глазах и становится источником внутри личностной напряженности. Греховный компонент личности представлен человеку в предельно ограниченном и искаженном виде. Даже на исповеди у священника он вольно или невольно утаивает какие-то свои прегрешения. В этом отношении очень показательным является опыт построения исповеди И. Крестьянкина [16]. В действительности, греховный компонент личности представляется очень масштабным и неисчерпаемым. Он обладает огромной энергией, постоянно стремиться к реализации, поглощению личности и расширению масштаба ее греховности. Греховное Я является довольно автономным компонентом личности, живет по своим законам и правилам и почти не подчиняется человеку. Поэтому, считая греховность частью самого себя, человек в то же время воспринимает ее как нечто чужеродное, обременительное, довлеющее над ним, негативное и опасное образование. Греховное Я должно находиться под постоянным контролем со стороны духовного Я. Вне этого контроля оно превращает человека в настоящего дьявола. Главная задача человека – постоянная борьба со своим греховным Я. Она начинается с осознания своих пороков, а заканчивается избавлением от них. Это приводит к личностному росту и духовному совершенствованию. Греховное Я является дьявольским по своему происхождению и сущности Можно сказать, что это частица дьявола. Оно зависимо от дьявола и находится под его постоянным контролем и влиянием. Человек обременен греховностью, но пробуждается и возникает она не в момент рождения, а прижизненно. Она передается ему через других людей – носителей греховного начала: родителей, педагогов, сверстников. Но собственную греховность порождает сам человек. Другие лишь содействуют этому (вольно или невольно). Модель грехопадения человека представлена на первых страницах Библии. Там показано, что первородный грех совершил сам человек, хотя и при содействии змея.

Реальное Я – это то, каким человек считает себя. В содержание этого структурного компонента личности входят потребности, интересы, увлечения, цели, планы, мечты, всевозможные личностные свойства, эмоции, чувства, воля, познавательные способности и процессы (мысли, образы, фантазии, ощущения), различные душевные состояния и др. Общим для всех этих элементов является то, что человек достаточно хорошо осознает их, полностью или с определенными оговорками принимает для себя и, самое главное, идентифицирует (отождествляет) себя с ними. Иначе говоря, это осознаваемое Я, принимаемое Я, тождественное себе Я. Отвечая на вопрос, кто я есть, человек имеет в виду, прежде всего, именно эту часть своей личности. Поэтому все исходящие от реального Я желания, помыслы, решения, действия и поступки субъективно воспринимаются человеком как свои собственные. Например, если у человека возникает какое-то желание, то он воспринимает его как свое – «Я хочу». Реальное Я является самоуправляемым. Именно это Я ставит жизненные цели и задачи, принимает решения, планирует, совершает поступки, осуществляет самоконтроль и самооценку. Ни один жизненный акт (действие, поступок) не может совершиться в обход реального Я. Именно поэтому человек должен нести полную ответственность за совершенные им поступки и проступки. В большей своей часть реальное Я соответствует духовно-нравственным нормам и Божьим заповедям. Вместе с тем оно содержит в себе элементы греховности (порочные желания, страсти, помыслы, образы, фантазии, воспоминания и др.), которые рано или поздно могут вылиться в порочные поступки. Человек может тяготиться ими и бороться с ними, оправдывать и допускать возможность существования их у себя, принимать их, а в некоторых случаях даже гордиться ими. Источники порочности реального Я находятся в греховном Я, которое, так или иначе, проникает в него. Все дело в том, что греховное Я обладает удивительными способностями к своеобразной маскировке. В научной психологии они называются защитными механизмами. С их помощью собственные греховные поступки представляются человеку благородными, порочные желания – безобидными и допустимыми, злые намерения – оправданными и т. д. Поэтому реальное Я (а значит и сам человек) не всегда распознает проникающие в него греховные элементы. Только мудрый и опытный священник может помочь в этом.

Духовное Я – это частица Бога в человеке, т. е. его природа Божественна. По мнению Феофана Затворника, «Дух – это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его… Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чувством дух человеческий чувствует свою полную от Бога зависимость и осознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» [35, с. 31–32]. В психологическом плане – это система усвоенных человеком духовно-нравственных ценностей, основой которых являются Божьи заповеди. Главное в них – это любовь к Богу и к людям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего как самого себя» (Лк. 10, 25–27). В результате у человека возникают соответствующие личностные образования (ценности, убеждения, установки), которые являются реальными носителями духовности. Тем самым он приближается к Богу и оказывается в пространстве влияния духа. Важнейшим элементом и признаком духовности является совесть. Именно она удерживает человека от порочных желаний, помыслов и поступков. Духовное Я – это высшая инстанция личности, под контролем которой находится весь человек в целом: его душа и тело, желания и чувства, помыслы и поступки. Оно задает нравственные координаты, в соответствие с которыми выстраивается траектория жизненного пути человека. Любые отклонения от нее пробуждают совесть и требуют покаяния и исповеди перед Богом. Это очищает человека и делает его более совершенным и сильным. Человек осознает факт наличия у себя духовного начала, т. е. считает его частью самого себя. Но он не в полной мере осознает его в содержательном
плане. Субъективно духовное Я может являться человеку в форме значимых и нравственно совершенных людей (идеалов): родителей, святых, литературных персонажей. Вместе с тем, духовное Я не подчинено человеку, т. е. является относительно автономным образованием. Скорее, наоборот, человек подчинен ему. Считая его частью себя, человек в тоже время находит его в какой-то мере чужеродным для своего реального Я: более совершенным и могущественным. Особенно это хорошо проявляется в ситуациях искушения, когда на пути греховных желаний встают довольно жесткие и непримиримые запреты со стороны духовного Я. По мнению Феофана Затворника существуют три формы действия Духа в человеке: страх Божий, совесть и жажда Бога.
Духовное Я представляет собой системообразующую основу и высшую инстанцию личности. Без него человек перестает быть человеком и личностью. Он превращается в очень умное, коварное и безжалостное существо, руководимое греховным Я. Духовное Я является носителем таких функций как контроль, оценка, санкционирование (разрешение – запрет), поощрение, наказание. Все эти функции характеризуются специфическими и трудно объяснимыми особенностями. Рассмотрим их более подробно. Контроль является всеобъемлющим, вездесущим, тотальным, неусыпным и безграничным по своим возможностям, т. е. супер контролем. От него невозможно укрыться ни в чем, никогда и нигде. Ему подвергаются практические действия, поступки, речь, мимика, жесты, желания, мысли, эмоции, чувства, решения, образы, воспоминания, мечты, намерения, черты характера и т. п. Он является одновременно и внутренним, т. е. самоконтролем, и внешним – сторонним (чьим-то) и потому беспристрастным контролем. То же можно сказать и обо всех остальных функциях духовного Я. Оценка себя является одновременно и внутренней (собственной) и внешней (чужой). Критерием для нее выступают Божьи заповеди: добро – зло, благо – вред. Субъективно самооценка представлена человеку в форме чувств: удовлетворенности – неудовлетворенности собой, стыда – гордости, презрения к себе – восхищения собой и др. Духовное Я обладает способностью блокировать те формы жизненной активности человека, которые не соответствуют духовно-нравственным критериям и порочат его в собственных глазах. Субъективно эти запреты ощущаются одновременно и внутренними (идущими от себя) и внешними (идущими от другого).
Духовное Я, скорее всего, не является врожденным. Новорожденный ребенок обладает только предрасположенностью к его возникновению. Но возникнуть оно может только в процессе духовного воспитания. Важно подчеркнуть, что это может произойти только при условии, если воспитатели сами имеют его. Духовное воспитание – это трансляция от поколения к поколению Божественного по происхождению духовного начала личности. Следует подчеркнуть, что элементы духовности не вкладываются в ребенка как вещи в чемодан. Совершая Богоугодные поступки, ребенок сам порождает его у себя. Другие люди лишь содействуют этому. Мастерство
духовного воспитания заключается в умелой и психологически грамотной организации духовного поведения ребенка и формирование на этой основе духовных привычек и устойчивых личностных свойств. Духовное развитие личности идет по пути движения реального Я от греховного Я к духовному Я. Сущность этого процесса – постоянная борьба с собственным греховным Я. Проблема духовного воспитания является очень актуальной в наше время.
В заключение еще раз отметим, что выделенные структурные компоненты личности существуют и функционируют не отдельно и автономно друг от друга. Они являются элементами целостной системы – личности. Субъективно они представлены человеку не как отдельные части самого себя, а как единое и целостное Я. Поэтому изменение хотя бы какого-то одного структурного компонента личности приводит к изменению всех остальных и личности, в целом. Например, если человек имеет слабое духовное Я, то это приводит к немедленному усилению греховного Я и к духовному падению реального Я. Любой порочный поступок приводит к усилению греховного Я и ослаблению духовного начала личности.

Автор: admin

Добавить комментарий