
Довелось поучаствовать в работе Международной научно-практической конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от homo sapiens к homo roboticus», одна из секций которой проходила в Минске с 17 февраля, посвящённая искусственному интеллекту и когнитивным исследованиям или проще говоря сплаву и стыку искусственного интеллекта с современной психологией и психологической наукой, причём, преимущественно в прикладном и практическом аспектах современного цифрового общества.
Интерес к данной конференции был вызван не столько практическими соображениями, сколько чистым любопытством и желанием просто почувствовать передний фронт современной информатики и психологии в понимании устройства психики и психического бытия человека через призму новейшей концепции сетевого устройства мозга, разума и сознания, которая перевернула многие традиционные представления об устройстве и функционировании психики.
Честно говоря, после более чем 10 лет плотной и основательной работы с христианской и святоотеческой психологией, хотелось уже традиционно в очередной раз получить подтверждение ограниченности всех потуг и усилий современной науки и IT индустрии в моделировании человеческой психики, как совершеннейшего творения и плода обоюдных усилий – эволюции и Бога.
Однако этого не случилось и конференция стала приятной неожиданностью и даже неким откровением о том, что прогресс на когнитивном фронте идёт семимильными шагами. Что же впечатлило более всего ?

Наверно самое большое впечатление произвели три доклада ведущего научного сотрудника лаборатории компьютерной графики ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси», профессора кафедры инженерной психологии и эргономики факультета компьютерного проектирования Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, профессора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка – Георгия Васильевича Лосика.
Наиболее сильным был первый доклад Г.В. Лосика, посвящённый проблеме поиска и определения принципиальных отличий между искусственным интеллектом и человеческой психикой или живым человеком. При всей сложности данной проблемы и первых экспериментах, показавших высокий уровень имитации ИИ психики реального человека, базовые критерии отличий любого машинного мышления от когнитивных процессов на уровне живого человека всё же были определены через материализацию, отсутствие смены носителей информации и онтогенез, как способность к индивидуальному росту и развитию.
Что особенно порадовало в докладе Г.В. Лосика, так это положительная оценка им реальной возможности как компьютерной оценки, так и компьютерного моделирования таких специфических и мносложных качеств как НРАВСТВЕННОСТЬ и СОВЕСТЬ. И хотя речи не идёт о полноценном моделировании сугубо компьютерной совести и нравственности, аналогичным человеческим качествам, речь идёт скорее о неких грубых аналогах качеств нравственности и совести в виде некой заданной этики и морали компьютерного мышления. Вместе с тем уже есть реальные наработки в области оценки нравственности у человека с помощью технологий ИИ.
В действительности, это реальный прорыв в области искусственного интеллекта, поскольку до недавнего времени считалось, что любое машинное мышление в форме искусственного интеллекта и даже гипер интеллекта ни при каких условиях не может иметь “машинного сердца”, которое присуще только человеку, как интуиция и внутренне сознание добра и зла, работающее автономно от рационального ума и логического мышления.
Теперь же выясняется, что использование метода двухполосных шкал в сочетании с “третьей сигнальной системой”, которую можно условно назвать “духовной”, становится возможно начинать моделирование компьютерной морали, нравственности и совести, как той промежуточной или “демпферной” основы, которая может быть отвественна за переход команды от “голого нуля” к “голой единице”.
Что порадовало, на конференции прямым текстом была озвучена озабоченность многих IT специалистов проблемой моделирования компьютерной “нравственности”, как основы цифровой этики и этики ИИ, который должен быть в известной мере “нравственным и этичным” при взаимоотношениях с человеком, как гуманным существом, руководствующимся в своих действиях не только логикой и целессобразностью, но и человеческой нравственностью и совестью.
Из выступлений участников стало понятно, что проблема компьютерного моделирования “машинной нравственности” в настоящее время далека от решения и есть только самое общее теоретическое представление о том, как в принципе может решаться данная проблема в ближайшем будущем. Трудности вызывает то, что и нравственность и совесть, как форма самосознания, интуиции и мышления не центра головного мозга, а центра сердца, должны иметь как бы альтернативное и незвисимое ядро от основного ИИ.
Откровением на конференции стало и то, что многие подходы к компьютерному моделированию человеческой психики перекликаются не столько с научной психологией, сколько с христианской и святоотеческой, о чём выступающие по понятным причинам даже не догадывались. Так сам алгоритм принятия решения ИИ построен практически по той же логике работы трёх сил души (ум, чувство, воля): “мысль – действие”, которую ещё 125 лет тому назад озвучил святитель Феофан Затворник в своих трудах по христианской психологии.
Вообще уже на середине конференции возникло такое странное ощущение, что многим IT специалистам и разработчикам систем ИИ явно не хватает базовых знаний по фундаментальной и особенно христианской (святоотеческой) психологии, как нравственно-ориентированной и более всего тяготеющей к информатике, только информатике Божественной, а не рациональной, поскольку моделирование таких категорий как нравственность и совесть обязательно предполагает ту или иную религиозную или духовно-философскую основу.
Была на конференции затронута и тема программируемых нейросетей, нейроинтерфейсов и современных подходов к компьютерному обучению с использованием систем ИИ. К моей и общей радости большинство специалистов скептически отнеслось к идее Илона Маска прямого программирования нейронов нейросети головного мозга в силу с одной стороны непостижимости природы самого восприятия, как такового, а с другой – отсутствия ясного представления о специализации нейронов и языке “нейронного общения”, который можно назвать языком духа или Бога.

Но самым приятным открытием на конференции стало то, что на ней прямым текстом прозвучала тема духовности, причём, не просто духовности, а ПСИХОЛОГИИ ДУХОВНОСТИ, которую разрабатывает ведущая данную секцию доктор психологических наук, профессор, декан социально-психологического факультета Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна) – Ильичёва Ирина Михайловна.
Тема её докторской диссертации так и называется “Психология духовности” и предполагает выработку методологических и теоретических подходов к определению духовности и построению ее теоретической модели. Данная тема без лишней скромности претендует на открытие в области отечественной фундаментальной психологии, как закладывающая теоретическую модель духовности, как ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ, а не только религиозного.
Короткий разговор в рамках конференции с И.М. Ильичёвой, которая прямым текстом сказала, что рассматривает духовность в свете концепции Г.В. Лосика, как разновидность третьей сигнальной системы, ориентированной на самосознание, ещё больше порадовал тем, что в исследовании теоретической модели духовности она исходит не из философии буддизма, как её коллеги – когнитивисты К.В. Анохин и Т.В. Черниговская, а из святоотеческой православной психологии или из согласного учения о душе святых отцов Восточной Церкви, рассматривавших человека через призму тримерии: тело – душа – дух и трёх сил души: ум, чувство, воля.
Собственно, разговор с И.М. Ильичёвой окончательно укрепил в мысли, что святоотеческая христианская психология – это самый верный и можно сказать фундаментальный психологический базис, владея которым можно знать любую психологию и понимать любые интеллектуальные системы, ведь святоотеческая психология – это психология самого Логоса или проще говоря практическая психология человеческой божественности и духовности, которой нет равных с точки зрения понимания совести и нравственности.
Единственное огорчение, которое осталось после конференции, было связано с тем, что абсолютное большинство наших отечественных специалистов, в отличие от российских коллег, стояло на твёрдых позициях материализма, атеизма и научного гностицизма, а потому любые упоминания о христианской психологии и духовности вызывали скепсис и ухмылку.
Тем не менее, это не испортило общего впечатления от конференции, ведь она стала лучшим подтверждением и доказательством верности и истинности христианской психологии, как подлинной науки о душе, пусть пока и не признанной в церкви и широким научным сообществом, а остающейся уделом пока ещё узкой группы специалистов и профессионалов психологии.
К.В. Яцкевич
Уважаемые коллеги, друзья, братья и сестры,
Наш проект существует на волонтёрской основе и за счёт пожертвований тех неравнодушных людей, кто заинтересован в развитии направления Христианская психология. Вы можете оказать поддержать нашему проекту. Мы будем Вам от всего сердца признательны за помощь нашему проекту:
Кошелёк № 4100115913945175
СпасиБо!



