Копролалия ( от греч. κόπρος – кал, грязь + λαλία – речь) или навязчиво-непреодолимое влечение к нецензурной брани вслух, как наедине, так и в общественных местах, в последнее время всё чаще отмечается специалистами, как явление глубокого психического и душевного расстройства.
В своём классическом виде данная патология проявляется наиболее часто в виде громко ругающихся нецензурной бранью брутального вида женщин или мужчин, которые намеренно громко и очень эмоционально поносят отборной и крайне грубой нецензурной бранью каких-то конкретных людей (соседей, знакомых, родственников и т.д.), к которым у них имеется та или иная неприязнь.
Проявления копролалии могут носить как скрытый, так и открытый (публичный) характер. В последнем случае нецензурная брань намеренно выражается публично через открытые окна или в общественных местах.
Копролалия имеет тенденцию к прогрессии, по этой причине страдающие данным душевно-психическим пороком со временем становятся совершенно невыносимыми, делая при этом невыносимой и жизнь соседей, постоянно досаждая им своей громкой и усиливающейся раз от раза бранью на протяжении многих лет.
Что характерно для копролалии, соответствующее медицинское и психиатрическое освидетельствование, в большинстве случаев никакой явной психопатологии не выявляет, за исключением наличия неприязни к тому или иному человеку, становящемуся мишенью копролалии.
Говоря другими словами, проявление копролалии не имеет прямой и выраженной связи с психопатологией или слабоумием и бывает свойственно и людям с сохранной когнитивной сферой, не считая отдельных случаев проявления её в пожилом возрасте у геронтологических пациентов, имеющих первичные признаки деменции или старческого слабоумия.
Большинство специалистов связывают порок копролалии с синдромом Жиля де ла Туретта (расстройство центральной нервной системы), отягощённого органическим расстройством личности со снижением уровня её функциональности через неспособность контролирования эмоций и агрессии, что на поверхностном уровне примерно так и просматривается. В то же время у копролалии кроме поверхностного уровня (психического), есть и более глубокий уровень (душевно-духовный).
Наиболее часто явление копролалии встречается у одиноких женщин, причём, достаточно зрелого возраста и косвенно является характерным признаком глубокой духовно-нравственной деградации личности, связанным с инфернализацией (демонизацией) или начальным проявлением одержимости. Любопытно то, что содержание копролалической нецензурной брани очень часто имеет под собой т.н. страстную основу, за которой стоят те или иные человеческие страсти (похоть, сребролюбие, гнев, ревность, зависть, ехидство, соперничество, нетерпимость, ненависть и т.д.). На внешем уровне проявление копролалии чаще всего бывает связано якобы с оскорблением или ущемлением личных прав бранящегося или общественных норм и правил к которым он аппелирует.
Изредка копролалия проявляется в такой специфической форме, как публичная брань по телефону (мобильному или в телефоне автомате). Со стороны это может выглядеть как чересчур эмоциональное общение в котором якобы выясняются личные отношения и потому не скупясь используются наиболее откровенные бранные слова и в т.ч. матерные.
Но при внимательном наблюдении за подобными случаями телефонной копролалии становится очевидно, что бранящийся ни с кем в действительности по телефону не разговаривает, а лишь эмоционально имитирует такое бранное общение, как правило циклично, т.е. по одному и тому же кругу проигрывая «сюжет», наслаивая и сдабривая его всё новыми порциями эмоциональной грязи, входя, тем самым в состояние глубокого аффекта.
Зачастую многие из страдающих копролалией, делают это явно демонстративно, как бы намеренно привлекая к себе внимание окружающих. Большинство специалистов тесно связывают явление копролалии с первичными признаками шизофрении, а также циклотимией и маниакальными состояниями.
По той причине, что проявления копролалии в большинстве случаев не связаны с выраженной психопатологией, она не считается большинством специалистов явным клиническим расстройством, а потому относится чаще всего к невоспитанности, пошлости, вульгарности, эмоциональной несдержанности, бескультурью и т.д. Проще говоря, чаще всего копролалию связывают с человеческой безнравственностью и невоспитанностью.
В качестве мер воздействия к копролалам чаще всего рекомендуются успокаивающие средства, а в особых случаях меры общественного порицания или административного воздействия. Таков взгляд на порок капролалии современной рациональной психологии и психотерапии.
Вместе с тем, следует отметить, что данный взгляд, по существу является поверхностным и не даёт всей полноты картины того, чем в действительности является копролалия и каковы её истинные душевно-духовные причины.
Ответ на этот вопрос даёт парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии, которая связывает копролалию не с чем иным, как с одержимостью человека грязным духом, который через укоренившиеся порочные качества души (страсти) проявляет свою порочную сущность. В некоторых случаях наиболее выраженной копролалии можно говорить даже о том, что за данным пороком может стоять соответствующая демоническая сущность (бес), питающаяся энергиями данных низменных эмоций и намеренно провоцирующая личность человека (душу) на соответствующее проявление данных низменных чувств и эмоций посредством сквернословия.
Проще говоря, с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии явление копролалии является одной из форм одержимости (бесовской), связанной с удовлетворением эмоциональных потребностей не человека, а манипулирующего им беса, как управляющей сущности.
Данный порок с точки зрения христианской парадигмы связан с тем, что в ходе него имеет место не верное использование логоса, т.е. слова, речи и смысла посредством порождения лжи в виде нецензурной брани.
По той причине, что человек является Образом и Подобием Бога Троицы по святоотеческому учению, в котором:
- человеческий ум является образом Бога Отца,
- человеческое слово и мысль является образом Бога Сына (Слова – Логоса), а
- нрав человека (дух) является образом Бога Святого Духа,
при копролалии имеет место порок неправильного использования ума и слова (логоса).
Таким образом, явление копролалии с точки зрения нравственно-ориентированной христианской психологии является, отнюдь, не безобидным пороком матерной брани, а очень серьёзным духовно-нравственным нарушением и проступком, который через брань и постоянно отравляет душу человека, подпитывая соответствующие страсти и делая душу всё более подчинённой управляющей ей демонической сущности (беса).
Опасность копролалии с духовно-нравственной точки зрения состоит в том, что постоянно практикуемая нецензурная брань, может в конечном счёте настолько отравить и очернить душу человека через соответствующие страсти, что ей полностью и целиком завладеет демоническая сущность (бес).
Проще говоря, печальным итогом копролалии может стать полная одержимость человека бесом с необратимой потерей человеческого облика и самой когнитивной (душевной) сферы. В отдельных случаях конечным проявлением копролалии может быть суицид или внезапная смерть, за которой также стоит соответствующая демоническая сущность.
В данной связи людям, у которых имеет место порок копролалии, кроме сугубо психологической и психотерапевтической помощи, обязательно требуется соответствующая душевно-духовная помощь, связанная с исповеданием греха сквернословия посредством покаяния и обращения к совести, как голосу нравственности в сердце человека.
Из практики работы службы кризисной православно-психологической помощи К.В. Яцкевич.