Предлагаем Вашему вниманию интересную методику диагностики ценностных уровней в отношениях по Мэрилин Мюррей, которая может быть использована и в христианском подходе при наполнении её соответствующим ценностным содержанием, отвечающим ценностям христианским.
Данная методика основана на концентрической схеме устройства когнитивной сферы и психического бытия, которая по сути верно отражает общий принцип установления приоритетов во взаимоотношениях с точки зрения выбора самого главного (приоритетного) и системы уровней удаления от главного.
По существу данный принцип отражает систему иерархии внутренних ценностей личности применительно к отношениям с ближними, а потому позволяет диагностировать те или иные отклонения в приоритетах и взаимоотношениях. И хотя М. Мэррей не брала в расчёт именно христианские ценности, тем не менее, данный принцип может быть использован и в христианском подходе для диагностики системы приоритетов, если в центре всех приоритетов будет поставлен Бог, а прочие приоритеты будут исследоваться в свете принципа “семья, как малая церковь”.
Для диагностики нужен следующий шаблон:
Тестируемому предлагается расположить свои отношения с окружающими, включая Бога, начиная от центра в порядке убывания важности и значимости. Эими отношениями могут быть не только отношения с людьми, но и отношения с животными, а также работа, хобби и т.д.
Данная схема диагностики может применяться, как к верующим людям, так и атеистам. Атеистам предлагается поместить в 1-й центральный круг именно то, что важнее всего в жизни человека. Это может быть собственное “Я” (эго), совесть, наука, человечество, земля, вселенная и т.д.
Для верующих людей 1-й центральный круг, как правило отдаётся Богу. Бог присутствует в центральном круге безоценочно, как основа и Мета-родительская фигура.
2-й а круг отводится самому близкому человеку в жизни. Для семейных людей – это, вне сомнения, муж/жена. Родители и дети, попадающие в этот круг у семейных людей говорят о проблемах, связанных с психологическим инцестом. Если супруга нет – это место должно быть пустым и не занятым. Тогда рано или поздно в него может войти партнер.
2-ой б круг – здесь должны быть несовершеннолетние дети, которые живут с вами.
3-й круг – для взрослых детей и родителей. Проблемы сепарации решены.
4, 5, 6 круги – это круги для вторичных отношений, т.е. друзей, работы, хобби, домашних питомцев еще множества всяких вещей, которыми заполнена ваша жизнь.
Диагностика может производиться с помощью Опросника, который помогает в работе с данной моделью.
Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3.
1. Отношения с этим человеком безопасны?
2. Готов(а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
3. Доверяю ли я этому человеку?
4. Честен ли со мною этот человек?
5. Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
6. Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
7. Уважаем ли мы друг друга?
8. Заботимся ли друг о друге?
9. Идут ли эти отношения на пользу обоим?
10. Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
11. Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
12. Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
13. Могу ли я рядом с ним оставаться «Естественным ребенком»?
14. Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) «Естественным ребенком»?
15. Рядом с этим человеком я доволен(а)/расслаблен(а) или ощущаю напряжение/тревогу?
16. Интересны ли мы друг для друга?
17. Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/грусть/интересы?
18. Какие у нас есть общие интересы?
19. Есть ли у нас общие ценности?
20. Как часто мы общаемся?
Один из вариантов заполнения диаграммы:
О чём говорит эта модель?
- Жена не присутствует в собственной жизни, в семье нет места Богу. Это светский тип отношений, где отношения строятся на основе игр или партнёрства.
- Это модель созависимых отношений в семье, где всё вращается вокруг мужа.
- Если дочь совершеннолетняя, то она занимает не свое место, а место мужа. Здесь возможен “психологический инцест”, такие дочки могут навсегда остаться в родительской семье или сбежать из нее в замуж.
- Работа находится на не предназначенном для нее месте, занимая позицию несовершеннолетнего ребенка. Иногда в такой ситуации детей нет вообще, ибо им есть замена – работа.
- Мать занимает правильное место в жизни женщины.
Идеальная модель отношений:
Данный тест каждый человек может без особого труда применить к самому себе, исследовав личную систему приоритетов в отношениях.
Благодарность психологу Л.Колобовской за статью на сайте econet
Рекомендуем к использованию.