Кажется ещё совсем недавно в сентябре 2015 г. на портале sobor.by была размещена информация об открытии на отделении катехизаторов Минского духовного училища первого в нашей республике профессионально-ориентированного модуля «Православная психология» и вот в июле 2016 г. был первый выпуск. Что показал первый год обучения на курсе и каковы итоги ?
Начать, наверно, следует с того, что основная программа курса была выполнена в полном объёме, хотя не все из тех, кто был на самой первой встрече и кто подавал заявления, дошли до финиша. В итоговый список тех, кто успешно прошёл обучение, сдав все зачёты и экзамены, вошло 35 человек из 47 написавших заявления. Что же – это нормальное явление в любом учебном процессе, а тем более для пилотного курса. Причины ухода самые разные – от несоответствия ожиданий, до тех или иных личных обстоятельств (переезд, декретный отпуск, изменение режима работы и т.д.). Как этого и следовало ожидать, наибольший интерес к курсу проявила прекрасная и слабая половина человечества – 26 человек, тогда как представителей сильного пола было только 9 человек, тем не менее, недостатка в мужественности на курсе не ощущалось.
Что любопытно, не оправдались опасения организаторов курса по поводу того, что не все слушатели будут в равной мере готовы к усвоению столь специфического материала, как теория и практика православной психологии. Следует отметить, что слушатели курса имели разный уровень подготовки в вопросах катехизиса и психологии, включая и тех, кто вообще не имел специального образования и пришёл на курс для решения личных проблем. Как показала практика, если в группе создаётся атмосфера соборности, то усвоение материала всеми идёт очень успешно, а те или иные сложные моменты проясняются через вопросы из зала.
Говоря об атмосфере соборности, нельзя не отметить и ещё одного важного фактора, созидающего рабочую атмосферу, – это присутствие на занятиях и взаимодействие между собой основных преподавателей курса (Яцкевича К.В., Куницкой С.А., Краснова Ю.Э., Петрунниковой Р.В., Поповой Е.Л.). Именно дискуссионная форма подачи материала с диалогами между учащимися и преподавателями, вопросами из зала, а также примерами и дополнениями из личного опыта, не могла никого оставить равнодушным .
Таким образом, практика убедительно доказала востребованность не столько лекционного, сколько динамичного и интерактивного формата работы с аудиторией в сочетании с практическими занятиями, которые также блестяще проходили под руководством кандидата богословия, кандидата философских наук, практикующего психолога и руководителя центра «Кинония» протоиерея Юрия Залоско.
Подводя итоги первого курса, следует отметить, что из всех обучающихся претендентами на диплом «Православный психолог» было только 3 специалиста, имеющих полноценное катехизическое и высшее психологическое образование: Полещук С.М., Батуро М.В., Слуцкая И.В.
В этом отношении полностью себя оправдала изначальная установка директора Минского духовного училища протоиерея Иоанна Задорожина о том, чтобы на диплом православного психолога могли претендовать только те, кто кроме высшего психологического образования, имеют и соответствующее катехизическое (духовное) образование или готовы получить его позднее. Для всех остальных, успешно выполнивших требования курса (3 зачёта и 3 экзамена), было предусмотрено официальное свидетельство, дающее преимущественное право трудоустройства в приходские, социальные и паломнические службы, где нужно активно работать с людьми и где требуются высокие коммуникативные навыки со знанием основ православной психологии.
Как показал первый год обучения, наилучшие результаты в овладении специализацией православного психолога, продемонстрировали имевшие высшее психологическое образование с основами православного катехизиса. В этой связи, установка на наличие изначального духовного фундамента для получающих специализацию по православной психологии, остаётся приоритетной и на следующий год.
Говоря об итогах первого года обучения, нельзя не отметить важную роль духовенства в задании правильного духовного настроя и создании атмосферы соборности с обязательной молитвой перед началом занятия, перед трапезой (кофе-паузой) и после окончания. В этом отношении слова особой признательности и благодарности от всего курса хочется высказать иеромонаху отцу Владимиру (Стукачу) и протоиерею Юрию Залоско, которые фактически окормляли курс и всех слушателей на протяжении всего учебного года.
Особым словом хочется отметить всех дежурных, готовивших столы для трапез (кофе-пауз). И хотя ответственной за эту работу была преподаватель курса Петрунникова Р.В., тем не менее, назначаемые дежурные проявляли просто чудеса изобретательности, талантливости и трудолюбия в подготовке трапез , которые иногда становились шедеврами кулинарного мастерства. Как ни странно, но в этом по-своему проявлялось и служение учащихся и благодарность Богу, Церкви, руководству курса и всем учащимся.
Говоря о направленности и содержании курса «Православная психология», нельзя не отметить как промахов, так и находок. Из промахов можно отметить излишне большой (40 уч. часов) раздел общей психологии, даваемый в самом начале в классическом академическом ключе, который возможно и не оправдал надежд многих поступивших на православную психологию. На собрании педагогического совета курса принято решение об изменении данного раздела, его сокращении и преподнесении через призму конструктивной критики тех или иных направлений общей психологии (психоанализ, трансактный анализ, гештальт, расстановки и т.д.). Нельзя не отметить высокого интереса учащихся к святоотеческой психологии и в частности трудам таких отцов, как: св. Игнатий (Брянчанинов), св. Феофан Затворник, Лосский В.Н., Зарин С.М, Муретов М.Д. и др. Не менее удивительно и то, что такие глубокие аскетические авторы, как св. Макарий Египетский, авва Дорофей, преп. Исаак Сирин, преп. Иоанн Лествичник и др., полноценно отраженные в содержании курса, нашли более-менее адекватное понимание у слушателей.
Вызывавшая изначальное опасение из-за своей глубины и сложности «Лествица» духовная преп. Иоанна – раскрытая и интерпретируемая через призму православно-психологического понимания, не создала проблем и трудностей в понимании, но наоборот, вызвала едва ли не наибольший интерес из всех методологически ёмких материалов курса. Связано это, по всей видимости, именно с тем, что «Лествица» преп. Иоанна является своего рода концентрированным базисом святоотеческой психологии, без усвоения которого не может быть полноценного понимания парадигмы всей православной психологии.
Очень хорошо зарекомендовали себя на курсе практические занятия по приходскому консультированию и кризисной православной психологии под руководством протоиерея Юрия Залоско и кризисного психолога К.В. Яцкевича, на которых всей группой проигрывались и отрабатывались наиболее распространённые жизненные ситуации из практики православного приходского консультирования и кризисной помощи.
Отдельная благодарность от курса – ведущим специалистам республики, приглашённым для освещения отдельных тем и направлений православной психологии, таких как: православная психотерапия (Протько Н.Н.), сектоведение (Воропай С.Ю.), проблемы воцерковления (Васин А.), психология семьи, материнства, детства (Шевелёва Е.Н.) и др.
Итак, первый выпуск на курсе православной психологии сделан, заложен фундамент подготовки православно-психологического «спецназа», готового к работе с наиболее сложными человеческими проблемами и ситуациями, связанными с вызовами времени, воцерковлением и душепопечением, практически в любых «походных» условиях. Возникает логичный вопрос: а что же дальше и каковы перспективы этого направления ?
А вот это самый сложный вопрос. Как известно, любой талант и навык нельзя зарывать в землю, его нужно использовать и приумножать во благо людям и Отечеству, Богу и своей душе. Как уже говорилось, часть учащихся, которые были целенаправленно посланы на курс от приходов в помощь настоятелям, вернутся в приходы в качестве подготовленных психологически приходских консультантов, а вот части выпускников придётся искать место для приложения своих сил, и хотелось бы, чтобы это было связано с социальным или педагогическим служением, помощью воцерковляющимся.
По большому счёту речь идёт об обновлении и усилении душепопечительной миссии православия – через формирование православной нравственно-ориентированной психологии и укрепление ее роли в современном «секулярно-психологизированном» обществе, испытывающем не себе всю глубину и полноту духовно-нравственного и социально-экономического кризиса. Белорусская Православная Церковь может стать инициатором создания фактически республиканской системы социально-психологической и кризисной помощи страждующим, на базе святоотеческой парадигмы душепопечения и нравственно-ориентированной православной психологии. Реализацией этого направления может быть организация в каждой епархии и при крупных приходах консультативных православно-психологических служб или консультантов.
В условиях кризиса веры, многие специалисты усматривают в развитии такого направления как «православная психология» – современный миссионерский шаг православия в форме не просто волонтёрского, а профессионального подхода к социальному служению и работе с кризисными и наиболее острыми социальными проблемами. Иными словами в обществе уже создаётся ситуация, когда кроме помощи священника, требуется и помощь подготовленного православного психолога – профессионала или приходского консультанта.
Опыт курса показал, что на перспективу и с учётом нарастания кризисных тенденций, многие священнослужители уже не теоретически, а практически и всерьёз задумываются о наличии при приходах кризисных и реабилитационных центров, а также православно-психологических служб приходского консультирования. В решении этой важнейшей духовно-нравственной и социальной задачи и сможет помочь такое новое направление в работе Школы катехизаторов Минского духовного училища, как курс «Основы православной психологии».
К слову в России направление православной психологии уже достаточно развито и в настоящее уже несколько высших учебных заведений имеют соответствующие кафедры и курсы, включая и магистерские.
Подводя итог, можно сказать, что в целом начало такому направлению, как «Православная психология», в республике положено и первый блин не оказался комом, о чём свидетельствуют отзывы самих учащихся >>>
Говоря же о православной психологии вообще, как новом направлении социальной работы, хочется отметить, что все существующие сегодня программы коррелируют по объёму, содержанию и соотношению теоретической и практической частей. Из некоторых явных недоработок, бросающихся в глаза, можно выделить всё же недостаточное внимание разработчиков программ к христианской антропологии, истории христианской психологии с 16-го по 19-й века, а также святоотеческой психологии и в частности учению святых отцов о душе, движущих силах души, страстях души и трёх состояниях (падшего, первозданного и искупленного).
В остальном же совместное движение священства и психологов в развитии такого нового направления социального служения и миссии Церкви как «православная психология» достаточно уверенное и поступательное.
Приглашаем всех желающих, психологов, педагогов, в целом гуманитариев к обучению на курсе «Православная психология» отделения катехизаторов Минского духовного училища и практическом развитии и становлении в Беларуси приходского православного психологического консультирования.
Руководитель курса «Православная психология», кризисный психолог, зам. главного редактора рецензируемого научно-практического журнала «Медицина» Белорусской ассоциации врачей – К.В. Яцкевич