Курсы по святоотеческой православной психологии

Дорогие коллеги, друзья, братья  и сестры!

Мы  рады приветствовать Вас на  сайте  учебного курса «Христианская  психология».

Основная   часть материалов курса  является результатом  коллективного труда  актива и членов  Минской  школы христианской психологии, созданной в  августе  2012 г..   

Данный учебный курс  ориентирован   исключительно  на  святоотеческую  православную психологию  через  призму  согласного учения  святых отцов  Восточной Церкви  о  душе.  Курс  является авторским и потому в своём  роде  уникальным, включающим в  себя  четыре  направления  и  ступени, которые выделены в  отдельные курсы  и  обучающие  модули:

  1. Теоретические основы христианской психологии 
  2. Основы согласного учения святых отцов о душе
  3. Направления практической христианской психологии
  4. Психология Логоса

По  данному   курсу  было выпущено  несколько  учебно-методических  пособий  и  дополнений.  Основное пособие  курса  “Теоретические  основы  христианской  психологии”   было рецензировано специалистами государственного  учреждения образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла»  Белорусского государственного университета, Отделением  медицины Национальной   академии  наук  Беларуси и доктором психологических наук, профессором  кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии  Л.Ф. Шеховцовой.

Модуль  курса  «Теоретические  основы христианской  психологии»  успешно  преподавался  в  Минском  духовном  училище  в  2014 – 2015 гг  на  отделении  катехизаторов и был включен в  программу  повышения   квалификации  психологов  Минского городского института развития образования (МГИРО) по  теме «Кризисная нравственно-ориентированная психология».

Курсы рассчитаны  на широкий  круг  интересующихся  христианской  психологией  и  всеми  её  направлениями,  включая  как  уже  имеющих базовое психологическое образование, так  и  не  имеющих психологического образования.  Курс  Психология Логоса  является  высшим и рассчитан на  специалистов и  имеющих  богословское  и  заинтересованных  в  изучении  христианской  психологии  через призму  учения  святых отцов о  душе.  

 ДИСТАНТНОЕ  ОБУЧЕНИЕ НА  РАЗНЫХ  ПЛАТФОРМАХ:

1  Курс «Теоретические  основы  христианской  психологии»

На платформе  psyheo.by >>>

На платформе  Udemi >>> (есть  санкционные ограничения для региона Россия)

 

2. Курс «Основы согласного учения святых отцов о душе»

    На платформе  psyheo.by >>> 

 

 

3  Курс «Направления практической  христианской  психологии»

На платформе  psyheo.by >>>

На платформе  Udemi >>> (есть  санкционные ограничения для региона Россия)

 

4. Курс  «Психология Логоса» 

На платформе  Udemi >>> (есть  санкционные ограничения для региона Россия)

 

Заявку на обучение направить  info@psyheo.by

Перейти на страницу  ознакомления  с  учебным курсом 1 >>>

Рецензии  на  пособие курса:

 

Что  такое Святоотеческая православная  психология

Святоотеческая православная психология, как и само Евангелие, имеет четыре ступени восхождения к вершине духовного знания согласно древнего Тетраморфа (Человек, Вол, Лев, Орёл), которые моно определить как:
 
  • Православная психология ТЕЛЕСНОГО состояния человека, имеющего рациональный эго ум и эго мышление, обращающегося к вере и исповедании Иисуса Христа, как совершенного Богочеловека и олицетворения Логоса.
  • Православная психология ДУШЕВНОГО состояния человека, принявшего символ веры и ставшего на тернистый путь трансформации рационального эго ума и мышления в нравственно-религиозный разум посредством послушания, воцерковления и соблюдения заповедей Евангелия.
  • Православная психология ДУХОВНОГО состояния человека, который после воцерковления и достижения нравственно-религиозного разума становится на путь совершенной веры посредством монашества и иночества для достижения духовного сознания и полного безстрастия посредством внутреннего (умного) делания.
  • Православная психология СОВЕРШЕННОГО (интегрального) состояния человека, который пройдя все три ступени духовного роста (Человек, Вол, Лев) “ветхого” человека, готов к рождению и постижению природы “нового” человека во Христе, синергийного Логосу.
Каждая из названных 4-х ступеней парадигмы Святоотеческой православной психологии представляет собой по существу отдельную психологию: неофитства, воцерковления, иночества, исихии со своими целями, задачами и мировоззрением, которое будучи ПРАВОСЛАВНЫМ на всех 4-х ступенях, тем не менее разительно отличается на каждой из ступеней.
 
При этом освоивший психологию телесного состояния человека, обращающегося к вере, ещё не понимает в полной мере психологии воцерковлённого человека. А воцерковлённый человек, освоивший психологию душевного воцерковления, ещё не понимает в полной мере психологии совершенной веры того, кто становится на путь иночества и монашества. Соответственно освоивший духовную психологию иночества и монашества ещё не понимает в полной мере психологии Логоса, как высшего духовного совершенства.
 
Таким образом особенностью святоотеческой православной психологии является то, что это не какая-то одна дисциплина с одной моделью и парадигмой, а целый КОМПЛЕКС телесно-душевно-духовного знания, которое усваивается постепенно и на протяжении многих (около 10) лет.
 
Соответственно и объёмы телесно-душевно-духовного знания, которое необходимо усвоить изучающему святоотеческую православную психологию измеряются не несколькими книгами и хрестоматиями, а десятками и сотнями книг и хрестоматий, включая практически всё святоотеческое наследие и предание от самых ранних отцов церкви и основателей православного монашества.
 
Это связано с тем, что в настоящее время в силу целого ряда субъективных и объективных причин, как во Вселенском православии, так и в русском уже отсутствует ПОЛНЫЙ СВОД оригинального учения святых отцов Восточной Церкви о душе.
 
Именно поэтому оригинальное учение святых отцов в настоящее время РАСПЫЛЕНО по всему святоотеческому наследию и преданию, включающему много сотен томов, из которых учащимся приходится практически самостоятельно выстраивать целостную мозаику святоотеческого духовного знания, состоящего из целого ряда отдельных учений святых отцов, не сведённых в одну систему:
  • Святоотеческое учение о тричастном устроении души, её происхождении, природе и силах (ум, чувство, воля)
  • Святоотеческое учение о грехе и видах греха (первородный, родовой, личный)
  • Святоотеческое учение о страстях и добродетелях души, включая 4 высших божественных добродетели
  • Святоотеческое учение о покаянии (метанойи), как универсальном инструменте исправления души
  • Святоотеческое учение о трёх состояниях бытия (телесный, душевный, духовный) “ветхого” человека
  • Святоотеческое учение об отречении от мира и трёх ступенях отречения
  • Православная аскетика как наука об исцелении и достижении совершенства. изменения состояния души
  • Лествица духовная Иоанна как универсальная методология достижения совершенства и психология иночества
  • Святоотеческое учение о духовном сердце, как месте сосредоточения всех сил и энергий души
  • Святоотеческое учение о соединении ума и духовного сердца
  • Святоотеческое учение о «ветхом» и «новом» человеке
  • Святоотеческое учение об умной молитве и умном делании
  • Святоотеческое учение о сновидении и ночном бдении
  • Святоотеческое учение о смерти, мытарствах души и будущем состоянии человека и т.д.
 
Одним из первых, кто попытался сформулировать общую модель и методологию святоотеческой православной психологии был преподобный Макарий Великий (Египетский). Вот как его святоотеческую модель психологии изложили составители Добротолюбия св. Никодим Святогорец и св. Макарий Нотарас:
 
1. Светлое первобытное состояние (естественное)
– Высшая цель и благо человека в Богообщении.
– Человек был приспособлен к этой цели в самом сотворении.
– Первые люди были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
– Человек был свободен быть с Богом или отделиться. Он отделился и пал, как пали и духи.
 
2. Мрачное состояние падшего (ниже естественное)
– Адам продал себя лукавому, а тот, завладев им, наполнил его всяким злом.
– Сожаление Бога и Ангелов о падшем.
– Состояние падшего – оставленность запустелого дома.
– Вследствие падения вся тварь и весь род человеческий подвергся действию страстей.
– Следствие падения – всюду в мире царствующее смятение.
– Все испытывали это, считая падшее состояние естественным.
– Зло не совсем умертвило человека, остались в нем проявления духовной жизни.
 
3. Господь устроитель спасения
– Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего.
– Господь хочет, чтобы желающие спастись – спасались, но никого не принуждает.
 
4. Образование твёрдой решимости спасаться в Господе
– Пробуждение от Бога.
– Борьба с собой для склонения воли на призыв Господа.
– Представления и убеждения, действующие на склонение воли.
– Обретение душой готовности склониться на призвание последовать Господу.
– Последние искушения перед обретением решимости спасаться.
– Образование крепкой решимости работать Господу для совершения своего спасения.
– Крепкая решимость подобна жертве всесожжения.
– Все неудачи на пути спасения от отсутствия крепкой и твёрдой решимости.
 
5. Состояние трудничества
– Цель спасения в том, чтобы достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа.
– Обращение к Богу в покаянии, – залог начальной благодати по принятии таинства. Но не во всех она одинаково обнаруживается и проявляется.
– Постепенность проявления благодати Святого Духа в душе.
– Трудничество – это понуждение себя на всякое дело доброе и сдерживание себя от всего не одобряемого совестью.
– Вторая сторона трудничества – противиться себе в злом. Это есть брань духовная.
– Рассудительность, внимание и осмотрительность – необходимые составляющие трудничества.
– Надежда и непоколебимая уверенность, что Господь увидит, сколь усерден труд, удостоверится в верности души, и даст ей Духа Святого и Сам сочетается с нею.
– Пост, бдение, уединение, телесный труд, послушание, взаимопомощь, терпение – обязательные элементы трудничества.
– Не ограничивание себя одной только внешней стороной трудничества.
– Не застревание в теории спасения и голом знании, лишённом деятельностной практики.
– Забота о стяжании Духа благодати.
 
6. Состояние принявших действенность духа (сверхъестественное)
– У добросовестно, без саможаления ведущего труды подвижничества, наконец открывается сила и действенность благодати.
– Опасность принятия первой благодати Духа за совершенство духовное.
– Вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.
– Смирение и нищета духа – строго необходимые условие и всякого дальнейшего преуспеяния.
– Самомнение, превозношение, осуждение – главные опасности на этом отрезке пути, ибо за них отступает благодать, а без благодати – тотчас падение.
– С радостью обретения духовного сокровища, нужно иметь и страх его потери, чтобы не оскорбить Духа благодати, и Он не отошел.
– Хранение ума в Господе и трезвое руководство на пути спасения.
– Непрекращаемая борьба с помыслами и утончёнными движениями сердца.
– Усиление по мере обнаружения благодати Духа внешней брани от других людей.
– Увеличение действия благодати Святого Духа в душе в виде озарений ума по мере борьбы с врагом.
 
7. Высшая степень совершенства христиан (сверхъестественное)
– Совершенное просвещение души с созерцанием Господа в Его Славе.
 
8 Жизнь будущего века…

Автор: admin

Добавить комментарий

Все права защищены © 2025 psyheo.by
Внимание, конкурс!

 


Внимание, открыт набор на учебный курс

“Основы христианской психологии” – 2017 – 2018 уч. год.


 

Курс рассчитан, как на специалистов, уже имеющих базовое психологическое образования, так и на интересующихся христианской психологией и не имеющих психологического образования. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю по адресу Логойский тракт 22А, корп. 2, ауд .314. В соответствии с утверждённым учебным планом и программой курс рассчитан на календарный год, имеет объём 300 учебных часов и предусматривает 3 экзамена и 3 зачёта.

 

Программа курса:

История психологии.

Методологические основы христианской психологии.

Основы психологического консультирования.

Основы возрастной, педагогической и социальной психологии.

Кризисная христианская психология.

Практическая христианская психология.

Пропедевтика аскетики.

 

Дополнительная информация по тел. 8-029 (624-04-44)

 

×