Лабиринты благочестия – арх. Савва Мажуко

В издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Саввы Мажуко – “Лабиритны благочестия”  257 стр,  © ООО ТД «Никея», 2023.
 
О чём книга ?
Собственно о самих лабиринтах церковного благочестия.
Церковная жизнь современного человека порой похожа на блуждание по запутанному лабиринту: сплошные запреты и предписания, зачастую непонятные и противоречащие друг другу. Весьма непросто бывает разобраться, что в этом бесконечном своде правил укоренено в мудрости Священного Предания, а что мы соблюдаем просто по привычке и из страха сделать что-то не так. Отец Савва со свойственной ему добротой, юмором и недюжинной эрудицией помогает найти путь в этом лабиринте и отличить благочестие страха — от благочестия свободы.
 
Оглавление:
Предисловие ……………………………………………..8
Разрешение на радость …………………………….. 13
Многогрешные коты ………………………………… 21
Церковь холопов и церковь господ ……………. 32
Сословная праведность ………………………….. 34
Как смирять жену? ……………………………….. 37
Невежество как добродетель …………………… 41
Батюшки и папиросы ……………………………. 43
Изображая веру ……………………………………46
Как вернуть епископу отцовство? ……………… 50
Схимницы и феодалы ……………………………. 53
Синдром Навуходоносора ………………………. 56
Служение нежности………………………………. 61
Мешок благодати …………………………………….. 65
Взгляд с другой планеты …………………………66
Аккумулятор благодати ………………………….69
С Монбланом на плечах …………………………. 71
Матушка-кормилица …………………………….. 74
Муха в стакане с вином ………………………….. 76
Бунт на корабле …………………………………… 78
Митра для апостола ……………………………….80
Как приручить монаха? …………………………….82
Самый редкий зверь на свете ………………….. 85
Монахи и иноки ……………………………………88
Обет скромности …………………………………..90
Младенческая грация души ……………………. 93
Приручение монашества …………………………96
Монах в сапогах …………………………………. 100
Что взять с монаха? …………………………….. 105
Церковный пролетариат ………………………….110
Первый секретарь ……………………………….. 113
Почему выгорают священники? ……………… 115
Богослов под микроскопом ……………………. 117
Грех богословия ………………………………….. 121
Богословие против благочестия ……………… 124
Старец и богослов ……………………………….. 126
Кровь короля ………………………………………… 129
Архитектор благочестия …………………………. 138
Благочестие без Бога …………………………… 140
Трепет перед Чашей ……………………………. 142
Пшеровская Пятидесятница …………………. 143
Пересобрать благочестие ……………………… 145
Доспехи пастуха …………………………………. 148
Беспокойные монашки ………………………… 149
Формула благочестия ……………………………. 154
Как увидеть веру? ………………………………….. 159
Обоняние веры……………………………………. 161
Лев в винограднике …………………………….. 163
Иссохшее сердце ………………………………… 165
Дохлая вера ………………………………………. 167
С чего начинается христианство? ……………. 172
Вера — это благодарность ………………………175
Милость Богоматери …………………………… 179
Судьба и вера ………………………………………… 182
Сирофиникисса ………………………………….. 184
Вера есть покаяние ……………………………… 186
Канон веры ……………………………………….. 188
Есть такая вера! ………………………………….. 190
Вопиющий Предтеча ……………………………… 194
Бескорыстное благочестие ……………………. 196
Гефсимания Предтечи …………………………. 199
Труба Божия ……………………………………… 201
Рождение мужа ………………………………….. 204
Краткий курс педагогики ………………………208
Икона доброты ……………………………………… 212
Первый закон благочестия ……………………. 214
Сокровище благих ………………………………. 217
Учитель воздержания ………………………….. 219
Убить за икону …………………………………… 221
Один из нас ………………………………………. 224
Голубиный шаг ……………………………………… 227
Вечный послушник …………………………….. 229
Режим деликатности …………………………… 230
Любовь в квадрате ………………………………. 233
Вскую унываеши? ……………………………….. 235
Приложить попечение …………………………. 238
Предпоследнее время …………………………….. 241
Всемирный горожанин ………………………… 245
Удобный батюшка ………………………………. 249
Благочестие свободы …………………………….251
В предпоследний раз …………………………… 253
 
Предисловие
 
Знатоки уверяют, что в солидных американских фирмах было неписаное правило: хозяин компании, каким бы состоятельным он ни был, обязательно раз в месяц целый день проводил «в зале», в сердце рабочей суеты, среди сотрудников самого низкого звена. Считалось, что это помогало руководителю не отрываться от реальности.
 
Для православного священника или епископа таким «хождением в народ» является исповедь прихожан. Ведь парение на высотах духа и обычная сословная замкнутость весьма способствуют отрыву от «широких народных масс». А я вообще человек неприлично благополучный: уже четверть века живу в монастыре на всем готовом и трудности, с которыми каждый день встречается рядовой гражданин, обходят меня стороной.
 
Люди более совестливые стыдились своего счастья. Удивительный мыслитель и писатель отец Сергий Дурылин в юности бросил гимназию, хотя был одаренным юношей. Ему было стыдно, что он получает добротное образование, в то время как этой возможности нет у большинства жителей Российской империи. Симона Вейль, тонкий философ, антиковед, яркий публицист, в свое время оставила спокойную и сытую жизнь преподавателя и ушла работать фрезеровщицей на завод «Рено», чтобы быть ближе к несчастным и обездоленным.
 
У меня нет таких нравственных сил. Видимо, я очень люблю покой и привык бездельничать. Но когда иду на исповедь или просто общаюсь с людьми, которых привела в церковь беда или забота, мое сердце сжимается от жалости. Может быть, если я еще способен к сочувствию, не такой уж я и пропащий?
 
Основная эмоция, поглощающая все душевные силы православного человека, это страх, что ты что-то делаешь не так, не по Святым Отцам, не по уставу, – а значит, ты не настоящий христианин. Во многом этот страх царствует в умах людей по причине невежества и недоразумения. Но не только поэтому. Есть еще и церковно-каноническая неразбериха, из-за которой совершенно непонятно, чего от нас хочет Бог, а чего требует Устав.
Православный человек словно находится между Богом и Уставом, причем Устав уважают больше, потому что он строже, страшнее, – значит, он и сильнее, а с силой считаются. С Типиконом не забалуешь! Это вам не какой-то Бог Любви, у Которого нет привычки заглядывать людям в тарелку. Типикон может и напугать, просто потому, что его краев и границ никто точно не знает. Законов о том, что можно, чего нельзя, как правильно, а как не по-православному, что одобряли, а что не одобряли Отцы и что об этом было сказано в последнем видении инокини-схимницы Дульсинеи, – всего этого так много и все это так противоречиво, что обычному человеку не то что выполнить, но и просто собрать воедино не представляется возможным.
 
Однако подвох состоит еще и в том, что даже соблюдение всех этих неписаных и писаных норм и правил не устраняет простого вопроса: а что, именно этого от меня хочет Бог? Такой замыслил Он жизнь Своих детей возлюбленных?
 
И видится картина последней встречи, на которой мне надо дать Богу отчет в прожитой жизни. Я стану перед Ним таким, каков есть, и честно признаюсь, на что ушли мои жизненные силы. Из чего же состояла моя религиозная жизнь? Из страха, чувства вины и растерянности! И Господь спросит:
 
– Но почему? Ведь Я этого не просил!
 
Правда, вездесущий и всеведущий Типикон предписывает Богу совсем другие вопросы и ответы. Он точно знает, как нам отольется на том свете вкушение в постные дни печенья на маргарине и ношение юбок неканонической длины. Правда, Типиконом я тут называю не церковный устав, а то коллективное и бессознательное творчество, в котором участвуют и миряне, и духовенство – и даже не понятно, кто больше и активнее. Наши страхи и недоразумения создают весьма своеобразный облик церковного благочестия, ветвящегося затейливым и непроходимым лабиринтом.

И в нем мы бродим, как по полю брани,
Хранящему следы падений, бегств, смертей,
Где полчища слепцов сошлись в борьбе своей.

Это из «Дуврского берега» Мэтью Арнольда. А вот история поближе.
В одном белорусском селе служил старенький священник, любивший проповедовать. В Неделю о Страшном суде он разразился такой страстной проповедью, так живо и ярко описал мучения грешников, что церковь не просто залилась слезами, а захлебывалась в плаче, бабульки ревели в голос. Батюшка перепугался не на шутку и принялся успокаивать заплаканных старушек:
 
– Ну чаго вы так… Можа тэта яшчэ и ня-прауда…
 
Мучения грешников – реальность. Необходимость Церкви иметь Устав и канонические нормы – бесспорна. Вместе с тем важно научиться отличать пшеницу от плевел и не налагать на себя и близких бремена неудобоносимые, – а мы, священники, очень любим это делать, оправдывая свои радикальные пастырские опыты и аскетические эксперименты фразой из послания апостола Иуды: страхом спасайте (Иуд. 1: 23).
 
Однако этой педагогической стратегии возражал еще пророк Исаия:
 
…разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? (Ис. 7: 13).
Я отказываюсь спасать страхом. Современные христиане, буквально все, умеют читать и писать, до их сердец можно достучаться словами милосердия и доброты, не запугивая, не затравливая человека, не навязывая ему вечного чувства вины и выполнения ненужных и утомительных предписаний.
 
Время от времени я говорю себе, что не стану больше писать на эти темы, займусь чем-нибудь серьезным и значительным, тем более что мои слова многих раздражают. Меня разъедают сомнения: а надо ли вообще об этом говорить? Ведь людям нравится, их всё устраивает – и священников, и мирян, и епископов. Они мучаются, мучают других, но все довольны и другого счастья себе не желают. А я, выходит, только порчу всем праздник. Но мне жалко людей. И если я смогу облегчить жизнь хотя бы десятку человек, хотя бы чуть-чуть сделаю кого-то счастливее и добрее, то всё было не напрасно. Ведь тогда мы немного ближе станем к Тому, Кто Свою проповедь начал с призыва отпустить измученных на свободу (Лк. 4: 18).
 

Автор: admin

Добавить комментарий