* * *
У многих верующих по совершенно естественным причинам, связанным с одной стороны с отсутствием соответствующего знания святоотеческой традиции и первоисточников, а с другой стороны в связи с отсутствием опытных наставников и духовников, имеет место ограниченное или упрощённое (катехизически) представление о спасении без глубокого понимания всей последовательности, а точнее методологии и психологии внутреннего преображения личности.
Можно сказать, что при этом упрощённом обрядово-формализованном подходе к вере отсутствует практически самое главное, а именно целостное понимание всей системы изменения личности и соотвествующей последовательности шагов верующего на пути духовного спасения, как своего рода методологии подвижничества и работы по трансформации “ветхого” эго человека, без чего нет и не может быть раскрытия и формирования потенциала “нового” человека – духовного.
Это общая проблема т.н. схоластического богословия и вытекающего из него формализованного подхода к вере, не требующего понуждения, подвига и обстоятельной работы со страстями тела, души и духа. Данный подход к вере, как правило, не приводит к каким-либо ощутимым изменениям в душе и жизни.
В отличие от формального обрядоверия, существует иной более основательный методологически и деятельностный подход к вере, который требует основательного знания всей методологии и психологии изменения личности посредством максимально полного искоренения всех страстей и замены их соответствующими качествами добродетелями.
Данный подход накладывает горазду большую отвественность и нагрузку на верующего, а потому требует самопонуждения и постоянной работы с телом, душой и умом через покаяние и освоения молитвенной практики (практики умного делания).
Знание всей последовательности этой систематической духовной работы и составляет в настоящее время наибольшую трудность для большинства верующих, концентрирующихся исключительно на ритуальной стороне веры, связанной с регулярным посещением церкви для исповеди и причастия, но не утруждающих себя внутренним подвигом, который и есть основа и залог спасения.
В данной связи многим верующим будет полезно ознакомиться с концентрированным изложением методологии духовного спасения по трудам одного из выдающихся подвижников и основателей монашества первых веков христианства преп. Макария Египетского (300 — 391), Египет, Птинапор.
Преп. Макарий является автором многочисленных Духовных бесед и аскетических наставлений о христианской жизни, почитаемым в лике преподобного, память которого совершается в Православной церкви 19 января. Именно ему принадлежит одно из первых наиболее целостных систематизированных изложений методологических основ святоотеческой психологии с точки зрения описания основных качественных состояний человеческого естества в процессе обожения и преображения на пути духовного спасения.
Духовной и психологической ценностью трудов преподобного Макария Великого является то, что в своих Наставлениях о христианской жизни он, пожалуй, одним из первых дал целостное описание трёх базовых состояний человеческого естества (естественного, падшего и сверхъестественного), как вех духовного пути именно с психологической точки зрения и детальным описание всех тех изменений, которые имеют место в душе и сознании подвижника на каждом из этапов.
Составители Добротолюбия – св. Никодим Святогорец и св. Макарий Нотарас частично упростили эту задачу и выделили по тесту наставлений Макария Египетского 8 разделов или глав, которые можно в полной мере считать методологическими основами святоотеческой психологии:
- Светлое состояние первого человека.
- Мрачное состояние падшего.
- Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.
- Образование твердой решимости последовать Господу.
- Состояние трудничества.
- Состояние принявших ощущение благодати.
- Возможное христианское совершенство на земле.
- Будущее состояние* по смерти и воскресении (Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед)
Предлагаем вашему вниманию более подробную расшифровку содержания всех восьми разделов:
1. Светлое первобытное состояние
– Высшая цель и благо человека в Богообщении.
– Человек был приспособлен к этой цели в самом сотворении.
– Первые люди были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
– Человек был свободен быть с Богом или отделиться. Он отделился и пал, как пали и духи.
2. Мрачное состояние падшего
– Адам продал себя лукавому, а тот, завладев им, наполнил его всяким злом.
– Сожаление Бога и Ангелов о падшем.
– Состояние падшего – оставленность запустелого дома.
– Вследствие падения вся тварь и весь род человеческий подвергся действию страстей.
– Следствие падения – всюду в мире царствующее смятение.
– Все испытывали это, считая падшее состояние естественным.
– Зло не совсем умертвило человека, остались в нем проявления духовной жизни.
3. Господь устроитель спасения
– Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего.
– Господь хочет, чтобы желающие спастись – спасались, но никого не принуждает.
4. Образование твёрдой решимости спасаться в Господе
– Пробуждение от Бога.
– Борьба с собой для склонения воли на призыв Господа.
– Представления и убеждения, действующие на склонение воли.
– Обретение душой готовности склониться на призвание последовать Господу.
– Последние искушения перед обретением решимости спасаться.
– Образование крепкой решимости работать Господу для совершения своего спасения.
– Крепкая решимость подобна жертве всесожжения.
– Все неудачи на пути спасения от отсутствия крепкой и твёрдой решимости.
5. Состояние трудничества
– Цель спасения в том, чтобы достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа.
– Обращение к Богу в покаянии, – залог начальной благодати по принятии таинства. Но не во всех она одинаково обнаруживается и проявляется.
– Постепенность проявления благодати Святого Духа в душе.
– Трудничество – это понуждение себя на всякое дело доброе и сдерживание себя от всего не одобряемого совестью.
– Вторая сторона трудничества – противиться себе в злом. Это есть брань духовная.
– Рассудительность, внимание и осмотрительность – необходимые составляющие трудничества.
– Надежда и непоколебимая уверенность, что Господь увидит, сколь усерден труд, удостоверится в верности души, и даст ей Духа Святого и Сам сочетается с нею.
– Пост, бдение, уединение, телесный труд, послушание, взаимопомощь, терпение – обязательные элементы трудничества.
– Не ограничивание себя одной только внешней стороной трудничества.
– Не застревание в теории спасения и голом знании, лишённом деятельностной практики.
– Забота о стяжании Духа благодати.
6. Состояние принявших действенность духа
– У добросовестно, без саможаления ведущего труды подвижничества, наконец открывается сила и действенность благодати.
– Опасность принятия первой благодати Духа за совершенство духовное.
– Вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.
– Смирение и нищета духа – строго необходимые условие и всякого дальнейшего преуспеяния.
– Самомнение, превозношение, осуждение – главные опасности на этом отрезке пути, ибо за них отступает благодать, а без благодати – тотчас падение.
– С радостью обретения духовного сокровища, нужно иметь и страх его потери, чтобы не оскорбить Духа благодати, и Он не отошел.
– Хранение ума в Господе и трезвое руководство на пути спасения.
– Непрекращаемая борьба с помыслами и утончёнными движениями сердца.
– Усиление по мере обнаружения благодати Духа внешней брани от других людей.
– Увеличение действия благодати Святого Духа в душе в виде озарений ума по мере борьбы с врагом.
7. Высшая степень совершенства христиан
– Совершенное просвещение души с созерцанием Господа в Его Славе.
8. Жизнь будущего века…
(Добротолюбие, Т.1. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед)
* Обращение к трудам преподобного Макария Египетского для нас важно потому, что он относится к плеяде Великих духоносных отцов церкви, как основателей православного монашества, достигших высочайших добродетелей и даров Святого Духа во всей полноте состояния святости, как совершенного безстрастия, за что ещё при жизни был наречён живым богом…