Методология духовного спасения по св. Макарию Египетскому

*   *   *

У многих верующих по совершенно естественным причинам, связанным с одной   стороны  с  отсутствием соответствующего знания святоотеческой традиции и первоисточников, а  с  другой  стороны  в  связи с  отсутствием  опытных наставников  и духовников,  имеет место  ограниченное  или  упрощённое (катехизически) представление о спасении без  глубокого  понимания  всей   последовательности,  а  точнее  методологии  и психологии  внутреннего преображения личности.

Можно сказать, что  при этом  упрощённом  обрядово-формализованном  подходе к  вере  отсутствует практически  самое главное, а именно целостное понимание всей  системы  изменения личности   и   соотвествующей  последовательности шагов  верующего на пути духовного спасения, как своего рода методологии  подвижничества  и  работы  по   трансформации  “ветхого”  эго  человека, без чего нет и не может быть раскрытия и  формирования потенциала “нового”  человека –   духовного.

Это  общая   проблема  т.н.  схоластического  богословия  и  вытекающего  из  него  формализованного  подхода к вере, не требующего  понуждения,  подвига  и  обстоятельной работы со страстями тела, души и духа.  Данный  подход  к  вере,  как  правило, не  приводит  к  каким-либо   ощутимым   изменениям  в  душе  и   жизни.

В отличие от  формального  обрядоверия,  существует  иной  более основательный  методологически   и  деятельностный   подход к  вере, который   требует  основательного знания  всей  методологии и психологии  изменения   личности  посредством  максимально  полного искоренения всех  страстей и замены их соответствующими  качествами  добродетелями.

Данный   подход  накладывает  горазду  большую  отвественность и  нагрузку  на  верующего, а  потому  требует  самопонуждения  и  постоянной   работы  с  телом,  душой  и умом  через покаяние и освоения  молитвенной  практики (практики  умного делания).

Знание всей последовательности этой  систематической  духовной   работы и составляет  в  настоящее  время  наибольшую трудность для большинства верующих, концентрирующихся исключительно на ритуальной стороне веры, связанной с регулярным посещением церкви для исповеди и причастия, но не  утруждающих  себя  внутренним  подвигом, который   и есть  основа  и залог спасения.

В данной  связи  многим  верующим  будет  полезно ознакомиться с  концентрированным  изложением методологии духовного спасения по трудам одного из выдающихся подвижников и основателей монашества первых веков христианства преп. Макария Египетского (300 — 391), Египет, Птинапор.

Преп. Макарий является автором многочисленных Духовных бесед и аскетических наставлений о христианской жизни, почитаемым в лике преподобного, память которого совершается в Православной церкви 19 января. Именно ему принадлежит одно из первых наиболее целостных систематизированных изложений методологических основ святоотеческой психологии с точки зрения описания основных качественных состояний человеческого естества в процессе обожения и преображения на пути духовного спасения.

Духовной и психологической ценностью трудов преподобного Макария Великого является то, что в своих Наставлениях о христианской жизни он, пожалуй, одним из первых дал  целостное описание трёх базовых состояний человеческого естества (естественного, падшего и сверхъестественного), как вех духовного пути  именно с психологической точки зрения  и  детальным   описание всех тех изменений, которые имеют место в душе и сознании подвижника на каждом из этапов.

Составители Добротолюбия  – св. Никодим Святогорец и св. Макарий Нотарас  частично  упростили  эту  задачу  и выделили  по тесту наставлений Макария Египетского   8 разделов или глав, которые можно в полной мере считать методологическими основами святоотеческой психологии:

  1. Светлое состояние первого человека.
  2. Мрачное состояние падшего.
  3. Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.
  4. Образование твердой решимости последовать Господу.
  5. Состояние трудничества.
  6. Состояние принявших ощущение благодати.
  7. Возможное христианское совершенство на земле.
  8. Будущее состояние* по смерти и воскресении    (Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской  жизни, выбранные  из его бесед)

Предлагаем вашему  вниманию  более подробную расшифровку содержания  всех  восьми  разделов:

1. Светлое первобытное состояние

– Высшая цель и благо человека в Богообщении.
– Человек был приспособлен к этой цели в самом сотворении.
– Первые люди были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.
– Человек был свободен быть с Богом или отделиться. Он отделился и пал, как пали и духи.

2. Мрачное состояние падшего

– Адам продал себя лукавому, а тот, завладев им, наполнил его всяким злом.
– Сожаление Бога и Ангелов о падшем.
– Состояние падшего – оставленность запустелого дома.
– Вследствие падения вся тварь и весь род человеческий подвергся действию страстей.
– Следствие падения – всюду в мире царствующее смятение.
– Все испытывали это, считая падшее состояние естественным.
– Зло не совсем умертвило человека, остались в нем проявления духовной жизни.

3. Господь устроитель спасения

– Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего.
– Господь хочет, чтобы желающие спастись – спасались, но никого не принуждает.

4. Образование твёрдой решимости спасаться в Господе

– Пробуждение от Бога.
– Борьба с собой для склонения воли на призыв Господа.
– Представления и убеждения, действующие на склонение воли.
– Обретение душой готовности склониться на призвание последовать Господу.
– Последние искушения перед обретением решимости спасаться.
– Образование крепкой решимости работать Господу для совершения своего спасения.
– Крепкая решимость подобна жертве всесожжения.
– Все неудачи на пути спасения от отсутствия крепкой и твёрдой решимости.

5. Состояние трудничества

– Цель спасения в том, чтобы достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа.
– Обращение к Богу в покаянии, – залог начальной благодати по принятии таинства. Но не во всех она одинаково обнаруживается и проявляется.
– Постепенность проявления благодати Святого Духа в душе.
– Трудничество – это понуждение себя на всякое дело доброе и сдерживание себя от всего не одобряемого совестью.
– Вторая сторона трудничества – противиться себе в злом. Это есть брань духовная.
– Рассудительность, внимание и осмотрительность – необходимые составляющие трудничества.
– Надежда и непоколебимая уверенность, что Господь увидит, сколь усерден труд, удостоверится в верности души, и даст ей Духа Святого и Сам сочетается с нею.
– Пост, бдение, уединение, телесный труд, послушание, взаимопомощь, терпение – обязательные элементы трудничества.
– Не ограничивание себя одной только внешней стороной трудничества.
– Не застревание в теории спасения и голом знании, лишённом деятельностной практики.
– Забота о стяжании Духа благодати.

6. Состояние принявших действенность духа

– У добросовестно, без саможаления ведущего труды подвижничества, наконец открывается сила и действенность благодати.
– Опасность принятия первой благодати Духа за совершенство духовное.
– Вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.
– Смирение и нищета духа – строго необходимые условие и всякого дальнейшего преуспеяния.
– Самомнение, превозношение, осуждение – главные опасности на этом отрезке пути, ибо за них отступает благодать, а без благодати – тотчас падение.
– С радостью обретения духовного сокровища, нужно иметь и страх его потери, чтобы не оскорбить Духа благодати, и Он не отошел.
– Хранение ума в Господе и трезвое руководство на пути спасения.
– Непрекращаемая борьба с помыслами и утончёнными движениями сердца.
– Усиление по мере обнаружения благодати Духа внешней брани от других людей.
– Увеличение действия благодати Святого Духа в душе в виде озарений ума по мере борьбы с врагом.

7. Высшая степень совершенства христиан

– Совершенное просвещение души с созерцанием Господа в Его Славе.

8. Жизнь будущего века…

(Добротолюбие, Т.1.  Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед)

   * Обращение к  трудам  преподобного Макария Египетского для  нас  важно потому, что он  относится  к  плеяде  Великих  духоносных отцов  церкви,  как  основателей  православного  монашества, достигших  высочайших  добродетелей  и даров  Святого Духа  во  всей   полноте состояния   святости, как  совершенного безстрастия, за   что  ещё  при  жизни был наречён  живым богом…

Автор: admin

Добавить комментарий