Большинство людей и психологов зачастую особо не задумываются над смыслом такого термина, как намерение. По смыслу намерение происходит от на + мерить или нацелить.
Близкими намерению по смыслу являются такие понятия, как: умысел, замысел, промысел, задумка, план, проект, стратегия и т.д.
Энциклопедический словарь определяет намерение, как осознанную цель, направленную решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости.
Намерение можно считать высшей формой желания и воли, которое в отличие от потребности или инстинкта чётко осознано и неизменно. Если само по себе желание определяет в большей мере то к чему человек стремится, то намерение определяет более высокий смысл (логос) того зачем, для чего человек к этому стремится.
В психологии намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно или усложнено и потому требует неизменной последовательности действий по некому плану или стратегии. Т.е. намерение даёт возможность (и мотивацию) не терять конечной цели (нити Ариадны) и достигать её стратегически и по отдельности для каждого из действий, как ступеней, не застревая на ступенях и не отклоняясь.
Проще говоря, если ставится цель взобраться на самый верх высокой лестницы, нужно иметь намерение (силу устремления) достигнуть высшей её ступеньки, не останавливаясь на отдельных ступеньках; или если ставится цель стать чемпионом олимпийских игр, нужно иметь несгибаемое намерение (силу устремления) не остановиться на чемпионстве меньшего уровня (регионального); или если ставится цель духовного совершенствования (спасения во Христе), нужно также иметь твёрдое и решительное намерение, как силу неизменного устремления души (ума, чувства и воли) к обожению.
Вот как определяет намерение психологический словарь:
Намерение – мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля.
О духовном смысле категории намерения известно из произведений К.Кастанеды, где намерение является ключевой категорией, определяющей любые действия духовного война.
“Намерение – это всепроникающая сила, вовлеченная в любой аспект времени и пространства. Это та абстрактная движущая сила, что кроется за всем сущим.”
Проще говоря, по мнению людей знания намерение – это некая всеобъемлющая сила, отвечающая за всё, что происходит в мире. Иными словами, не только человек, но даже Бог использует силу намерения для управления мирозданием и существует божественное намерение.
Любопытно, что по сложившейся традиции в христианской духовной культуре такое понятие и категория, как намерение, практически не используется и прежде всего потому, что выражает как бы аспект личной (частной) воли человека, как повреждённой самостью (эгоизмом), а потому являющейся ложной и искаженной. Вместо категории намерения в христианской литературе чаще используется более привычное понятие воли и как высшей (Божьей) и как частной (человеческой).
В то же время у ряда святых отцов, применительно к аспектам духовного делания, именно понятие намерения используется при выражении воли в высшем, т.е. духовном её аспекте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что намерение – это высшая или духовная форма проявления воли и желания, как более низших форм.
Именно это духовно-психологическое открытие по существу и сделал св. Феофан Затворник в конце 18-го века, разложив вожделевательную силу души (волю) на три уровня:
- – телесный аспект воли – эго желания,
- – душевный аспект воли – нравственная воля,
- – духовный аспект воли – духовное намерение.
Таким образом, нет совершенно никаких предубеждений для использования понятия намерение в христианской и православной психологии, как науки именно о душе в силовом понимании, а не о психике в физиологическом.
«Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом.» (Св. Серапион Тмуитский, Послание к монашествующим, 1)
* * *
«Что касается веков, предопределенных на осуществление того, чтобы Он стал Человеком, то концы их достигли нас, поскольку божественное намерение получило реальное осуществление в Воплощении [Бога Слова]..» (Преп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XXII)
* * *
«Даже первые и великие в отношении к совершенству тоже, что низший чиновник пред главным начальником, или малый ручей пред рекою Евфратом. Кто имеет намерение идти в город, отстоящий на тридцать переходов, тот, если отойдет на два, или на три перехода, не подумает, что пришел уже в город.» (Преп. Макарий Египетский, Семь слов, Слово 1 О хранении сердца)
* * *
«Но если кто с минуты негодования на страсть примет твердое и решительное намерение преследовать ее и, не жалея себя, искоренять, то такое устремление против страсти есть истинное начало исправления; а благонадежность исправления зависит от постоянства и неизменности намерения и действования против страсти, ибо конец венчает дело.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 171)
* * *
«Чем больше растет вера, тем более вкореняется в нем уверенность в возможности и благоплодности усилий исполнять закон с помощию Божиею, вместе с тем образуется и укрепляется благое намерение определить себя решительно на служение Богу хождением в Его законе.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, С. 279)
* * *
«В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие за дело.» (Св. Феофан Затворник, О молитве и духовной жизни, С. 137)
* * *
«После того как в покаянии положено твердое намерение работать Господу и не оскорблять Его грехами, — для успеха в этом и для дальнейшего движения по степеням совершенства христианской жизни, требуется изменить внешний образ жизни и внешние свои отношения по требованию данного обета.» (Св. Феофан Затворник, О молитве и духовной жизни, С. 317)
* * *
Очень часто у святых отцов первых веков понятие намерения выражается термином решимости, твёрдым, как сама смерть:
«Когда все противные мысли отстранены, борьба с собой для склонения воли кончается и образуется решимость работать Господу для совершения своего спасения, решимость крепкая*, как смерть. Выражение её: хоть умереть, а не стану более поблажать греху.
* Святой Макарий говорит о душе, в которой есть истинная решимость [намерение], что бы ни было ей нанесено, среди тысячи искушений, все претерпевая, она говорит: если и умру, не оставлю Его (то есть Господа, в угоду греху и врагу). (26,8).» (Преп. Макарий Египетский, Наставления святого Макария, Добротолюбие, Т.1. 102)
* * *
«Положим, возжелали.Будто все уже этим и сделано? Нет еще. Мало ли желаний остается неисполненными от недостатка энергии или напряжения сил к исполнению их. Чтобы желание исполнилось, надо возвести его в непременное намерение или решимость,
надо, чтобы душа так в себе сказала: во что бы то ни стало достану такую-то вещь или сделаю такое-то дело. (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь
желанием, С. 162)
* * *
В данной цитате святитель Феофан уже под категорию намерение подводит силовой фактор или фактор наличия и мобилизации внутренней энергии души. У святителя Феофана Затворника вместе с понятием намерения, также используется понятие внутренней “готовности” и “особой ревности” (духовной), как своего рода оттенков силы намерения:
«Сведем итог: раскаялся, возжелал спасения в Господе и благонадежие в том возымел – эти действия суть действия покоющиеся, внутри происходящие и тамошним проявлением довольствующиеся. А последнее действие: готовность делать все, что потребуется, – есть настоящая деятельная сила во спасение, поелику оно от нас зависит, – источник спасительной деятельности и жизни спасенной. Эта готовность, пока нами одними изъявляется, слаба бывает, а когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильной, незнающей препон, все преодолевающей. Она есть ненасытимая ревность о богоугождении и всеусердном исполнении воли Божией, при всей вере в Господа и благонадежии спасения в Нем Едином. Она исполняет предвечное определение Божие быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф.1:4), для чего и делает нас Господь ревнителями добрых дел (Тит.2:14).
Я нарочно останавливаю внимание ваше на сей ревности, чтоб вы возревновали о ней. Ибо когда она есть с нашей стороны, то благодать Божия со своей стороны не пропустит делать все с преизбытком, так что, когда есть ревность сия – в области веры и искания спасения, – тогда все есть и содеевание нашего спасения несомненно бывает в ходу и идет к своему концу; а когда нет ее, то и ничего уже нет: не ревнующий о спасении непричастен спасения.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 99)
Далее святитель Феофан расшифровывает понятие духовной ревности, как действенной силы намерения в её тесной связи с действием Святого Духа :
«…ревность, о коей была речь, – ревность действенная, живая, горящая, неутомимая, – и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святаго Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет – и погасла. Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 100)
Исходя из вышеприведенных святоотеческих цитат, категорию намерения применительно к христианской психологии, можно определить как способ фиксации силы воли, силы чувственности и силы ума двигаться в неизменном направлении (к Богу). В соответствии с тремя состояниями человеческого естества (телесным, душевным, духовным), не сложно понять, что сила намерения (ревности) может быть телесного, душевного и духовного характера.
«Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная — и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем, житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную. Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая — порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют. Вот сколько бывает ревностей!» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной, С. 101)
Фактически святитель Феофан в данном фрагменте перечисляет все типы намерений, которые могут возникать в душе у человека – от духовного, как наиболее высокого, – до душевного, телесного и даже откровенно порочного. По существу это и есть набор различных жизненных целей и устремлений души, как “стрел”, исходящих из сердца и направленных на цель.
В данной связи становится более понятно, почему слово грех (с греческого амартиа – αμαρτία) буквально переводится как промах или непопадание в духовную цель в силу слабости силы намерения или ложности цели.
К.В. Яцкевич из книги “Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии” 2014 г.