Горькое и отрезвляющее послевкусие после случившейся трагедии…
Многие знают цитату из Евангелия от Матфея «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7;6), которая у многих вызывает недопонимание своей резкостью и даже оскорбительностью, определения слушающих (проповедь или откровение), как «свиней и собак».
Эта цитата Спасителя у особо душевных и чувственных людей вызывает отторжение и неприятие своей грубостью, которая не вяжется с христианским миролюбием, милосердием, кротостью, смирением и любовью к каждому человеку.
В чём же тут нонсенс и противоречие ? Нет ли здесь какой ошибки ?
Ошибки тут никакой нет, поскольку в Евангелие по существу вообще нет ошибок, ибо это прямое богооткровенное знание, которое содержит три уровня глубины:
- знание телесное (рациональное),
- знание душевное (нравственное) и
- знание духовное (сущностное).
Данная цитата Спасителя вызывает противоречие именно по той причине , что в ней прямым текстом даётся сущностное знание (духовное), которое на порядок превосходит основной контекст Евангелия, как нравственный (душевный).
Проще говоря, эта цитата на порядок глубже всего предшествовавшего контекста. Именно потому она и не ложится сразу на ум. И только много позднее, когда читатель наберётся жизненного опыта, её смысл становится понятен. Если перевести эту цитату на язык христианской психологии, то она может звучать так: «Не давайте аудитории (людям) знания, которое превосходит их возможности к его правильному пониманию и усвоению, дабы они не набросились на вас, как на сумасшедшего или еретика».
В чём же состоит этот смысл и можно ли его расшифровать языком современной психологии ? Да, можно, но не всякой психологии, а только психологии нравственно-ориентированной и христианской, которая в отличие от светской, имеет полное представление о тримерном «телесно-душевно-духовном» устройстве человека и трёх состояниях когнитивной сферы:
- – телесном (рациональном или эгоцентричном) – повседневном,
- – душевном (нравственном или жертвенном) – обращённом,
- – духовном (сущностном или совершенном) – святости.
С духовно-нравственной точки зрения разнородность любого человеческого общества связана с тем, что в нём представлены люди разных типов с точки зрения уровня их духовно-нравственного (ценностного) и когнитивного (онтологического) развития.
Говоря другими словами, в любом обществе и социуме есть люди совершенно разных типов (телесные, душевные и духовные) и различной внутренней ценностной ориентации – от откровенных эгоистов, т.е. «хищников» до высоко нравственных, т.е. «травоядных». К сожалению, по понятным причинам «людей – хищников», как носителей выраженного прагматичного и эгоцентричного мышления и мировоззрения в жизни всегда больше, чем «людей – травоядных», как носителей жертвенного и духовно-нравственного мышления и мировоззрения.
Именно несовместимость ценностных основ «хищников», т.е. прагматиков-рационалистов и «травоядных», как жертвенников-сердечников и создаёт большинство существующих сегодня проблем и противоречий. Глядя на усиливающуюся в мире напряжённость и падение нравственности, можно утверждать, что «травоядные» жертвенники проигрывают «хищникам» эгоистам, коих сегодня среди людей абсолютное большинство.
Как же разрешается эта дилемма взаимоотношения одних и других ?
Это и есть главный вопрос данной темы и самого Евангелия, как Благовестия. Данная дилемма разрешается миссионерством, катехизацией и проповедью Евангелия или духовно-нравственным просвещением «хищного» (т.е. эгоцентричного) большинства с целью приведения его к нравственности (жертвенности), как более высоким душевным ценностям, нежели потребительские и эгоистические телесные.
В этой не лёгкой просветительской работе с «хищниками», которая и составляет основу миссионерства и катехизации (первичного просвещения) ключевую роль играет миссионерская проповедь или духовно-просветительская беседа с людьми с целью изменения мышления и мировоззрения, т.е ценностной основы – с эгоцентрической на нравственную или с телесной на душевно-духовную.
Именно в этой духовно-просветительской работе по изменению мышления и мировоззрения существуют некоторые закономерности высших психологических порядков о которых и говорил Спаситель в своей цитате
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями»…
С точки зрения парадигмы православной психологии, под «псами» и «свиньями» Спаситель как раз и подразумевал «хищников» и «незрелых» душевно, которые не готовы к прямым духовным откровениям, а потому, услышав духовное откровение, могут его ложно понять, возмутиться и наброситься на миссионера, проповедника и катехизатора, который ломает сложившуюся систему их ценностей.
Есть ли выход из данной ситуации ?
Несомненно, такой выход существует, и он описывается принципом интегрально-иерархического распределения информации и знания в соответствии с однородностью и готовностью слушателей (аудитории) к той или иной информации душевно-духовного характера.
Как это работает на практике ?
Довольно просто. По той причине, что существует три качественных состояния человека (телесное, душевное и духовное) и два промежуточных (телесно-душевное и душевно-духовное), всех уровней душевно-духовного познания существует 5 и об этом говорил св. Феофан Затворник:
- – духовный (высший),
- – душевно-духовный (промежуточный),
- – душевный (средний),
- – телесно-душевный (промежуточный),
- – телесный (низший).
Чем эти уровни отличаются ?
Они отличаются степенью духовно-нравственного совершенства и приближенности к Богу, как духу. Т.е. самый далёкий от Бога и «хищный» (алчный и низменный) – это телесный уровень, а самый приближенный к Богу и «травоядный» (добродетельный и возвышенный) – это духовный уровень.
Если попытаться экстраполировать данные пять уровней иерархии на социальный состав населения, то к телесному уровню можно отнести большинство современной молодёжи, бизнесменов и предпринимателей, как рационально мыслящих; к телесно-душевному уровню, как более онтологически зрелому, можно отнести гуманитариев, психологов, педагогов, социальных работников, журналистов и т.д.; к душевному уровню, как ещё более зрелому в духовно-нравственном отношении, можно отнести культурологов, литераторов, библиотекарей, учёных, большинство верующих и священство. Как ни странно это будет звучать, но священнослужители являются отражением не духовного, а только душевного уровня развития.
Истины ради, следует сказать, что людей высших уровней совершенства (душевно-духовного и духовного) встретить сегодня в жизни крайне сложно по ряду причин и прежде всего потому, что они умеют себя скрывать от любых досужих глаз и тому же они весьма малочисленны. К душевно-духовному уровню можно отнести современных подвижников, аскетов и монашествующих. К духовному уровню относятся те единицы уединённых отшельников, которые полностью порвали все отношения с миром и живут исключительно духовной жизнью, ничем не выдавая и не афишируя себя, к которым применимо понятие духоносных старцев. Есть они и в наше время, но по ряду причин они совершенно недоступны для мира.
Именно по этой причине основная масса тех, кто нуждается в катехизации и духовно-нравственном просвещении – это люди более низких уровней познания – телесного, телесно-душевного и душевного.
Именно они и есть фронт духовно-просветительской и катехизической работы на основе некоторого высшего закона, который можно определить, как закон интегрально-иерархического распределения информации и духовного знания.
С точки зрения этого закона давать информацию нужно с того уровня знания, который соответствует состоянию большинства аудитории и немного её превосходит (как планка возможностей к усвоению), но не более того Соответствие уровня знания большинству аудитории и наличие планки возможностей к усвоению, собственно, и вызывает интерес аудитории к той или иной душевно-духовной информации.
Если большинство аудитории «телесное» (т.е. прагматично-рациональное), – необходимо давать информацию телесно-душевного уровня, который выше и гармоничнее телесного.
Если большинство аудитории более подготовленное «телесно-душевное», следует давать информацию и создавать атмосферу более высокого «душевного» уровня, который выше и гармоничнее «телесно-душевного».
Если же большинство аудитории «душевное», – то тут уже нужно давать информацию и стараться создавать «душевно-духовную» атмосферу, которая выше и гармоничнее «душевной».
Примечание: О душевно-духовном и духовном уровнях говорить нет смысла, поскольку это уже не уровни катехизиса, а уровни духовного совершенства, намного превышающие обычный катехизический уровень, как душевный.
Если же этот принцип интегрально-иерархического распределения информации нарушается по ошибке или не знанию, то возникает та самая печальная ситуация, когда «псы» и «свиньи», не приемля информации более высокого уровня знания, попросту отвергают её и обесценивают («попирают ногами своими») и, обратившись против проповедника или катехизатора, могут его «растерзать» за «ересь» и «безумие».
К большому сожалению, возможности человеческого сознания к принятию (усвоению) информации и знания более высокого уровня весьма ограничены. Вот почему любое знание (информация, атмосфера) которая превышает возможности аудитории к её усвоению, – попросту отвергается большинством, а тот, кто её пытается доносить, оценивается или как чересчур «гордый» (зазнавшийся) или «безумный» (сумасшедший).
Именно об этом и были сказаны слова Апостола:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1 Кор. 2:14 – 15)
Таким образом, смысл цитаты Спасителя:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7;6)
– имеет под собой совершенно чёткую православно-психологическую основу и опирается на закономерности высшей интегральной психологии.
P.S. Данная информация даётся в помощь современным миссионерам, которые берут на себя эту не простую миссию катехизации, проповедничества и приведения к вере современного человека, как носителя преимущественно рационального мышления и мировоззрения, чтобы они знали о принципах подачи и донесения духовного знания и не пополняли печальный список жертв гнева и возмущения со стороны опекаемых и обращаемых к вере…
К.В. Яцкевич по материалам книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» 2014 г.