«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7; 6)

Горькое и отрезвляющее послевкусие после случившейся  трагедии…

Многие знают  цитату из Евангелия  от Матфея   «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.»  (Мф. 7;6),  которая  у многих вызывает недопонимание своей  резкостью и даже оскорбительностью, определения слушающих (проповедь или  откровение), как   «свиней  и собак».

Эта   цитата Спасителя  у  особо  душевных  и  чувственных людей вызывает отторжение  и неприятие своей  грубостью, которая не   вяжется  с  христианским миролюбием, милосердием, кротостью, смирением  и любовью к  каждому   человеку.

В чём  же тут нонсенс  и противоречие ? Нет ли здесь какой  ошибки ?

Ошибки тут никакой  нет, поскольку в Евангелие  по  существу  вообще  нет ошибок, ибо это прямое  богооткровенное  знание, которое  содержит  три уровня глубины:

  • знание телесное (рациональное),
  • знание душевное (нравственное)  и
  • знание  духовное (сущностное).

Данная цитата  Спасителя  вызывает  противоречие  именно по  той   причине , что  в  ней  прямым  текстом  даётся сущностное  знание (духовное), которое  на порядок превосходит основной контекст Евангелия, как нравственный  (душевный).  

Проще  говоря, эта   цитата на   порядок глубже  всего предшествовавшего  контекста. Именно потому  она  и не  ложится  сразу на   ум.  И только  много позднее, когда   читатель наберётся  жизненного опыта, её  смысл становится  понятен.  Если перевести эту  цитату  на язык христианской  психологии, то она может  звучать так:  «Не давайте  аудитории (людям)  знания, которое превосходит  их  возможности  к  его  правильному  пониманию и  усвоению, дабы  они  не набросились на вас, как  на  сумасшедшего  или  еретика».

В чём же   состоит этот смысл и можно ли его расшифровать языком современной  психологии ?  Да, можно, но не   всякой психологии, а  только  психологии  нравственно-ориентированной и христианской, которая  в  отличие  от светской,  имеет полное   представление о тримерном  «телесно-душевно-духовном»  устройстве  человека и трёх состояниях  когнитивной   сферы:

  • – телесном (рациональном или эгоцентричном) –  повседневном,
  • – душевном (нравственном или жертвенном) – обращённом,
  • – духовном (сущностном  или совершенном) –  святости.

С  духовно-нравственной  точки зрения  разнородность любого человеческого общества  связана   с  тем, что в  нём  представлены  люди  разных типов с  точки зрения  уровня  их  духовно-нравственного (ценностного)  и когнитивного (онтологического) развития.

Говоря  другими  словами, в  любом  обществе и социуме есть люди совершенно разных  типов  (телесные, душевные  и духовные)  и  различной внутренней  ценностной  ориентации  – от  откровенных  эгоистов, т.е.  «хищников»  до  высоко нравственных, т.е. «травоядных».   К сожалению, по  понятным  причинам  «людей  – хищников», как  носителей  выраженного  прагматичного и эгоцентричного мышления и мировоззрения  в  жизни  всегда  больше, чем «людей – травоядных», как носителей жертвенного и духовно-нравственного мышления  и мировоззрения.

Именно несовместимость ценностных  основ «хищников», т.е. прагматиков-рационалистов  и «травоядных», как  жертвенников-сердечников  и создаёт большинство существующих сегодня  проблем и  противоречий.   Глядя  на  усиливающуюся  в  мире  напряжённость  и падение  нравственности,  можно утверждать, что «травоядные»  жертвенники  проигрывают «хищникам» эгоистам, коих  сегодня   среди  людей абсолютное большинство.

Как же разрешается  эта  дилемма  взаимоотношения  одних  и других ?

Это и есть главный вопрос  данной  темы и самого Евангелия, как  Благовестия. Данная дилемма  разрешается  миссионерством, катехизацией  и  проповедью  Евангелия  или  духовно-нравственным  просвещением «хищного» (т.е. эгоцентричного)  большинства с  целью приведения   его к нравственности  (жертвенности), как более  высоким  душевным  ценностям, нежели потребительские  и эгоистические телесные.

В этой  не  лёгкой  просветительской  работе с «хищниками», которая  и составляет  основу  миссионерства  и  катехизации (первичного просвещения) ключевую роль играет  миссионерская  проповедь  или  духовно-просветительская беседа  с  людьми  с  целью изменения мышления  и мировоззрения, т.е   ценностной  основы –  с эгоцентрической  на  нравственную или   с  телесной  на  душевно-духовную.

Именно в  этой  духовно-просветительской  работе  по  изменению мышления  и мировоззрения  существуют некоторые  закономерности высших  психологических  порядков о которых  и  говорил Спаситель в  своей   цитате

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями»…

С точки зрения парадигмы православной  психологии, под «псами» и «свиньями» Спаситель как  раз и подразумевал «хищников» и  «незрелых» душевно, которые не  готовы к  прямым духовным откровениям, а   потому, услышав  духовное откровение,   могут его  ложно  понять,  возмутиться  и наброситься на   миссионера,  проповедника  и катехизатора,  который  ломает  сложившуюся  систему их  ценностей.

Есть ли выход из  данной  ситуации ?

Несомненно, такой   выход существует,  и он  описывается принципом интегрально-иерархического  распределения информации  и знания  в  соответствии  с  однородностью и готовностью  слушателей (аудитории)  к  той   или   иной  информации  душевно-духовного характера.

Как это работает на   практике ?

Довольно просто.  По той   причине, что существует  три качественных  состояния человека (телесное, душевное и духовное)  и два промежуточных (телесно-душевное и душевно-духовное), всех  уровней  душевно-духовного познания   существует  5  и об  этом  говорил св. Феофан Затворник:

  • – духовный  (высший),
  • – душевно-духовный (промежуточный),
  • – душевный (средний),
  • – телесно-душевный (промежуточный),
  • – телесный (низший).

feofan2

Чем эти уровни отличаются ?

Они отличаются степенью духовно-нравственного совершенства и  приближенности к Богу, как духу.  Т.е.  самый далёкий  от Бога  и  «хищный» (алчный и низменный)  – это телесный   уровень, а   самый приближенный   к  Богу и  «травоядный» (добродетельный и возвышенный) – это духовный   уровень.

Если попытаться экстраполировать данные   пять уровней  иерархии  на  социальный  состав  населения, то  к  телесному   уровню можно отнести большинство современной   молодёжи, бизнесменов  и предпринимателей, как  рационально мыслящих;  к телесно-душевному   уровню, как  более онтологически зрелому, можно отнести гуманитариев, психологов, педагогов, социальных работников, журналистов и т.д.; к  душевному уровню, как ещё  более зрелому  в  духовно-нравственном отношении, можно отнести культурологов, литераторов, библиотекарей, учёных, большинство верующих и священство. Как ни странно это будет звучать, но священнослужители являются отражением не  духовного, а  только  душевного уровня  развития.

Истины  ради, следует  сказать, что людей высших уровней  совершенства  (душевно-духовного и духовного) встретить сегодня   в  жизни крайне   сложно по  ряду   причин и прежде   всего потому, что  они умеют себя  скрывать от  любых  досужих глаз  и  тому  же  они  весьма   малочисленны.  К душевно-духовному уровню можно отнести современных  подвижников,  аскетов  и  монашествующих. К духовному   уровню относятся  те  единицы  уединённых отшельников, которые  полностью порвали все  отношения   с  миром и живут  исключительно духовной  жизнью, ничем не  выдавая  и не   афишируя  себя, к  которым  применимо понятие  духоносных  старцев.  Есть они и в  наше время, но  по  ряду  причин они совершенно недоступны для мира.

Именно  по этой   причине основная масса  тех, кто нуждается в  катехизации и  духовно-нравственном  просвещении – это люди более  низких уровней  познания – телесного, телесно-душевного и  душевного.

Именно они и есть фронт  духовно-просветительской  и катехизической  работы на  основе некоторого  высшего  закона, который   можно определить, как   закон интегрально-иерархического распределения  информации и духовного знания.

С точки зрения  этого закона  давать информацию нужно  с  того уровня  знания,  который соответствует состоянию большинства аудитории  и немного её превосходит (как планка возможностей к усвоению), но не более того  Соответствие  уровня  знания  большинству  аудитории  и  наличие   планки  возможностей  к  усвоению,  собственно,  и вызывает интерес  аудитории к  той  или   иной  душевно-духовной  информации.

Если большинство  аудитории  «телесное» (т.е. прагматично-рациональное), – необходимо давать  информацию  телесно-душевного  уровня,  который  выше и гармоничнее телесного.

Если большинство аудитории более  подготовленное «телесно-душевное»,  следует   давать информацию  и  создавать  атмосферу  более  высокого  «душевного»  уровня,  который   выше  и гармоничнее  «телесно-душевного».

Если  же  большинство аудитории  «душевное», –  то тут  уже  нужно  давать  информацию   и стараться  создавать  «душевно-духовную»  атмосферу, которая выше и гармоничнее «душевной».

Примечание:  О душевно-духовном  и духовном   уровнях  говорить  нет  смысла, поскольку  это  уже  не   уровни катехизиса, а  уровни  духовного  совершенства, намного  превышающие   обычный   катехизический  уровень,  как  душевный.  

Если же этот принцип  интегрально-иерархического  распределения  информации  нарушается  по  ошибке   или  не  знанию,  то  возникает  та   самая   печальная  ситуация, когда   «псы»  и «свиньи», не   приемля  информации  более  высокого уровня  знания,  попросту  отвергают  её  и  обесценивают   («попирают  ногами своими») и, обратившись  против  проповедника  или  катехизатора,  могут  его  «растерзать»  за  «ересь» и «безумие».

Не мечите жемчуга вашего перед свиньями

К большому   сожалению,  возможности  человеческого сознания к  принятию  (усвоению) информации  и знания  более  высокого  уровня  весьма  ограничены. Вот почему  любое  знание  (информация,  атмосфера)  которая  превышает  возможности   аудитории  к  её  усвоению, –  попросту  отвергается  большинством, а   тот, кто её  пытается  доносить,  оценивается  или  как  чересчур   «гордый»  (зазнавшийся)  или «безумный»  (сумасшедший).

Именно  об этом   и  были   сказаны  слова Апостола:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1 Кор. 2:14 – 15)

Таким  образом, смысл  цитаты  Спасителя:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7;6)

имеет  под собой совершенно чёткую православно-психологическую основу и опирается на  закономерности высшей  интегральной  психологии.

P.S. Данная информация даётся в   помощь современным  миссионерам, которые  берут  на   себя   эту  не   простую миссию   катехизации, проповедничества и приведения  к вере  современного человека,  как  носителя  преимущественно  рационального мышления  и мировоззрения,   чтобы  они  знали   о принципах   подачи  и  донесения   духовного знания  и  не  пополняли  печальный  список жертв  гнева  и  возмущения  со стороны  опекаемых  и  обращаемых к  вере…

                     К.В. Яцкевич  по  материалам  книги «Методологические  основы нравственно-ориентированной  христианской  психологии»  2014 г.

Автор: admin

Добавить комментарий