Весьма любопытная книга под интригующим названием «Конец “христианской” психологии» американских специалистов Мартина и Дейдре Добган вышла в 2005 г. в издательстве Шандал (Санкт-Петербург). Несмотря на свой откровенно троянский, т.е. двойственный и провокативный характер, книга вызвала читательский интерес и позиционируется в настоящее время в разделах именно христианской и православной психологии на многих сайтах и интернет магазинах. О чём же эта книга в действительности, каков её главный посыл и как к ней правильно относиться в свете парадигмы христианской и православной психологии ?
Первое, что настораживает в этой книге и сразу бросается в глаза, – это откровенно светский и провокационный дизайн и оформление обложки. Дальнейшее знакомство с книгой приводит к введению к первой главе, где делается несколько обескураживающее утверждение:
«Сначала поясним название нашей книги. Заключение в кавычки эпитета “христианская” применительно к термину психология, даёт понять, что в действительности никакой “христианской” психологии не существует. Так называемая христианская психология является таким же нагромождением плохо согласованных между собой теорий и методов, что и общая психология. На самом деле профессиональные психологи и психотерапевты, исповедующие христианство, на практике руководствуются теориями и применяют методы общей психологии. Ими используется не плод безупречной комбинации психологии и христианства, а всё та же общая психология, на которую опираются нехристианские психологи и психотерапевты.»
У неискушенного читателя после столь дерзкого утверждения может сложиться представление о том, что авторы книги просто шутят таким образом, нагнетая интерес к теме, но дальнейшее знакомство с книгой говорит о том, что авторы вовсе не шутят, заключая слово “христианская” (психология) в кавычки, а говорят совершенно серьёзно о том, что задача этой книги дискредитировать христианскую психологию как направление и её парадигму, ибо за ней по мнению авторов стоят сугубо академические подходы и оккультизм, а не Священное Писание. И далее авторы уже совершенно всерьёз заявляют о главной цели этой книги:
«Мы исходим из того, что древо “христианской” психологии необходимо под корень срубить. Его крона осеняет верующих, но корни его, несомненно, мирские, и соки, текущие по его капиллярам, состоят из идеологий агностиков, атеистов и оккультистов.» (стр 46)
И после этих слов к книге просыпается уже реальный интерес с точки зрения анализа её содержания и определения того духа, который содержит эта книга и которым она написана. Наверно следует сразу сказать о том, что несмотря на то, что книга написана в духе радикального протестантизма, её авторы не преследуют двойных и скрытых целей, а совершенно искренне и с верой высказывают свою глубоко ложную точку зрения, основанную, прежде всего, на традициях радикального протестантизма, а не православия.
Первое, что режет слух и сразу бросается в глаза – это глубокая неосведомлённость авторов книги об истории христианской психологии и существовании целостной парадигмы христианской психологии, именно как научной дисциплины, сформулированной ещё святителем Феофаном Затворником в начале позапрошлого века. Вот как о важности христианской психологии писал в своих дневниках архиепископ Никон (Рождественский) в 1909 г :
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого.» (Архиепископ Никон (Рождественский), Дневники, Козни врагов наших сокруши…)
Таким образом, главный посыл данной книги ложен изначально и далёк от христианства и самой христианской психологии.
В то же время назвать данную книгу откровенно еретической и вредной для православного человека будет не совсем верно. В данной книге есть не мало и достоинств и откровенно сильных моментов. В первую очередь – это основательная критика и анализ парадигмы современной академической и преимущественно западной (американской) психологии и психотерапии через призму Священного Писания и одновременно критический разбор основных направлений и методов современной западной психотерапии и академической психологии. Именно за эту работу авторам можно поставить крепкую пятёрку! В действительности, современной христианской и православной психологии как раз и не хватает столь глубокого критического анализа существующих направлений общей психологии.
А что касается отрицания авторами самой парадигмы христианской психологии, то здесь как раз все очевидно, объяснимо и очень понятно. Как протестанты, авторы просто не смогли дойти до глубин святоотеческой православной психологии, её двухтысячелетней истории и наследия, изложенного в согласном учении о душе, природе души, силах души, состояниях души и страстях души.
В этом невежестве и заблуждении авторам можно только по-христиански посочувствовать, поскольку в протестантизме, давно утратившем аскетическую основу, попросту отсутствует и как явление и как методологический базис само святоотеческое предание, наследие и согласное учение о душе. Именно по этой причине в современном протестантизме полностью отсутствует и глубинное представление о душе и её природе, чем, собственно, и занимается психология, как наука о душе, а не о психике.
Таким образом, главный когнитивный пробел авторов книги, связанный с незнанием святоотеческого наследия, как основы святоотеческой православной психологии, – налицо.
Вместе с тем, к чести авторов книги можно отнести и объективную и вполне заслуженную критику т.н. “современной” христианской психологии, как на западе, так и в России, которая, действительно, имеет тенденцию сбиваться на оккультизм и эклектику, если не имеет под собой прочного святоотеческого базиса, Евангельского фундамента и литургической жизни.
В этом вопросе с авторами книги трудно спорить и во многом они правы, поскольку подлинно христианской и православной психологии сегодня очень и очень мало, – буквально считанные школы в России, а более 80% того, что сегодня именуется христианской или православной психологией можно действительно отнести к наносной “пене” и попыткам механического смешивания двух парадигм и подходов – светского и христианского, в результате чего получается нечто действительно химерное, оккультное и далёкое от духа Священного Писания и Евангелия.
Хочется ещё раз повторить главную мысль о том, что парадигма христианской психологии, как сугубо научной дисциплины существует, несмотря на невежество авторов книги и была сформулирована достаточно давно – более 130 лет назад святителем Феофаном Затворником на заре рождения психологии, как научной дисциплины. Более того, на протяжении почти 300 лет (с 16-го по 18-й века) шло активное противостояние двух подходов и двух взглядов на природу души – святоотеческого, т.е. тримерного и православного (тело-душа-дух) и поверхностного, т.е. академического и гностического (рефлексология, психофизиология).
Почему в итоге этого трёхвекового противоборства и противостояния представлений о душе в итоге победил пришедший с запада (из Германии) гностический и рефлексологический подход Вундта, подменивший живую душу категорией психики, оставим историкам.
Главное же состоит в том, что никому и никогда не удастся “срубить” под корень древо христианской психологии и антропологии, поскольку оно коренится вовсе не в оккультизме, как думают авторы, а в вечном и неизменном – Священном Писании, святоотеческом предании и согласном учении отцов Церкви.
* * *
А книгу рекомендуем всё же взять на заметку, ведь в ней, наряду с плевлами, есть не мало и здоровых семян знания.
Руководитель курса “Православная психология” Отделения катехизаторов Минского духовного училища, кризисный православный психолог – К.В. Яцкевич