Новая парадигма человека в свете православной психологии – Л.Ф. Шеховцова

  • Вышла многорафия доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Шеховцовой – “Новая парадигма человека
    в свете  православной психологии” – 2022 г. Рецензенты:

              • Протоиерей Вадим Алексеевич Леонов — кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой богословских дисциплин, и. о. ректора Сретен- ской духовной академии
              • Андрей Андреевич Гостев — доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник института психологии российской академии наук.

В монографии доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии Ларисы Филипповны Шеховцовой рассматривается феномен «целостного человека» как онтологическая антиномия телесного и духовного, земного и небесного. В контексте интеграции христианского учения и современного научного знания осмысляются проблемы психической причинности и ипостасного трансцендентного начала, предлагается критика естественно-научной позитивистской парадигмы сознания, альтернативой которой выступает концепция психики (души) как невещественной духовной субстанции. Человек как ипостасно-природная целостность представлен в энерго-информационных координатах, общих как для науки, так и для христианского учения. Энерго-информационные преобразования в иерархическом устроении осуществляются ипостасью-личностью, управляющей природой «тела-души-духа» в целостности «человек».

Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, антропологам и психологам, а также всем интересующимся проблемами христианской антропологии и современной православной психологии.

Введение

Наша книга — о человеке. Целостном человеке.

Сегодня человек «растаскан» по разным научным «ведомствам»: им занимается биология, медицина, психология, социология, философия, богословие, религия, а также искусство и культура.  в каждой из этих наук накоплен огромный массив знаний о человеке, но нет науки, интегрирующей все знание о чело- веке в систему человекознания, хотя это является актуальной проблемой и для теории, и особенно для практики.

Позитивистская наука, владея огромным эмпирическим знанием о человеке и не обладая теоретическим целостным его видением, признает тайну человека. кроме психологии, в которой накопилось достаточное ко- личество необъяснимых в рамках материалистической пози- тивистской науки фактов, современная физика и космология с возникновением теории относительности и квантовой ме- ханики тоже никак не могут вписать накопленную фактологию в позитивистскую картину мира. Современные физики и философы сомневаются даже в наличии материи — фундаментального понятия всей позитивистской науки. материя была дематериализована, и не просто как понятие философ- ской реальности, но теперь и как идея современной физики: для очевидности наличия материи не осталось никакой науч- ной основы, полагают они. если в рамках позитивистской картины мира нельзя объ- яснить добытые наукой эмпирические факты, то, может быть, надо попытаться объяснить их в другой картине мира?

Во всех религиях мира есть представления об устройстве мира и учение о человеке.

В философии и богословии выражалась многократно идея единства мира и человека, а также триединства бытия: бог — человек — космос. Человек есть микрокосм, а по григо- рию богослову, человек — великий мир, а космос — малый.

Бог, творец, обладая высшим разумом и вечным- бытием, который всегда был и всегда будет, сотворил этот мир, космос не из Себя, Своего бытия, «ткани вечности», а из ничего. кроме бытия бога, никакого бытия, ничего не было до момента тво- рения. момент творения — начало мира: возникновение про- странства и времени.

Богословская мысль утверждает, что земной мир — символ горнего. Принцип подобия, изоморфизма — это принцип устро- ения тварного бытия.
христианские богословы говорят: земной мир создан для человека, он есть колыбель для его возрастания. ученые говорят об антропном принципе. могла ли бессознательная материя так эволюционировать, чтобы быть «подогнанной» под человека? или опять господин Случай?

В христианском богословии учение о человеке представлено христианской антропологией. господь бог, создавший тварный мир, наполняет его тварной энергией и как венец этого мира создает человека. Заповедано же человеку стать богочеловеком и сотворцом. единство мира, всеединство определяется логос- ной «скрепой» — умозрительным краем бытия. мир своей ло- госной, информационной составляющей опрокинут в человека, человек интериоризует чувственный мир в форме психиче- ских образов и преобразовывает его в логосно- ноуменальный. Человек — тварь, как индивидуальное бытие сотворен богом как преобразователь, «транслятор» вещественного (чувствен- ного края бытия, по прп. максиму исповеднику) в ноуменаль- ное, умозрительное субъективное бытие. может быть, один из контекстов Замысла бога о человеке тот, что человек должен создать свой «тварный умопостигаемый мир» — картину мира как плод человеческой культуры и цивилизации? может быть, это мир, где человечество будет жить в другом измерении? тот рай или ад, который мы создадим сами?

Если человек вписан в мир, в единство с миром и творцом, то, вероятно, творец дал ему такую возможность.

Как человек- тварь, созданный богом, может исполнить его Замысел о себе?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять: что (или кто) есть человек? как он «устроен»?

По Замыслу бога человек может существовать только в неразрывной связи с богом. несмотря на разрыв отношений с богом, человек без бога — понимает он это или нет — суще- ствовать не может. Секулярная мысль не говорит о единстве человека и бога. может ли он, способен ли выполнить возло- женную на него творцом задачу?

Попытке представить концепцию целостного человека в рамках православной психологии, интегрирующей христиан- ское учение о человеке и современное психологическое знание, и ответам на эти вопросы посвящена эта книга.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Часть первая.
Богословско-философские аспекты Картины мира          

Глава 1. Картина мира     

1.1 Пути познания мира     

1.2 Термин «Картина мира»

1.3 Взаимоотношения научного и религиозного познания мира        

Глава 2. Картина мира с позиции христианского богословия. Виды бытия       

2.1 Откровение Священного Писания о Боге    

2.2 Домостроительство. Тварное бытие  

Глава 3. Богословское учение о логосах           

3.1. Логос – Слово  

3.2 Тварные логосы

Глава 4. Богословское понятие «энергии»       

4.1 Богословие о Божественных энергиях          

4.2 Энергия тварного бытия         

4.3 О взаимоотношении сущности и энергии в тварном бытии         

Глава 5. Современная наука об «энергии», «информации» и их соотнесении с богословским контекстом  

5.1 Энергия  

5.2 Информация      

5.3 Взаимосвязь информации и энергии 

5.4 Информация как субъективное отражение логоса  

Глава 6. Использование категорий «энергия», «информация» в христианской антропологии и психологии  

6.1 Психология        

6.2 Представления об «энергии» и «информации» в христианской антропологии 
 

Часть вторая.
Православная психология        

Глава 1. Человек – предмет православной психологии        

1.1 Целостность человека  

1.2 Человек – тварь, созданная Богом      

1.3 Замысел Бога о человеке         

1.4 Логос человека  

Глава 2. Феномен человека         

2.1 Человек как онтологическая антиномия       

2.2 Тайна человека  

Глава 3. Концепция личности в православной психологии

3.1 Богословское понятие «личности»    

3.2 Свобода, общение, любовь как способы бытия личности  

3.3 Категория «личность» в секулярной и православной психологии          

Глава 4. Личность и самосознание        

4.1. Психологи о самосознании    

4.2 Философско-богословский взгляд на феномен самосознания       

Глава 5. Дух 

5.1 Представления о духе в Библии и догматическом богословии     

5.2 Богословы и философы о духе человеческом          

5.3 Дух как сознание

Глава 6. Исследование сознания в психологической науке 

6.1 Феномен сознания        

6.2. Гуманитарное направление исследования сознания в психологии и философии        

6.3 Представления о сознании в православной психологии

Глава 7. Душа и психика  

7.1 Категория «душА» в христианской антропологии 

7.2 Душа как субстанция   

7.3 Психика как предмет науки психологии      

7.4 Причинность душевных психических явлений       

7.5 Взаимоотношения души и духа

7.6 Психическая энергия как энтелехия духовной субстанции

Глава 8. Душа и тело         

8.1 Душа объемлет тело     

8.2. Представление о теле в христианской антропологии       

8.3 Тело и индивид 

Глава 9. Целостность души         

9.1 Представления о целостности души в христианской антропологии       

9.2 «Индивидуальность» как категория «целостности» в современной психологии          

Глава 10. Эмоции и чувства как раздражительная сила души      

10.1 Экзистенциальное введение 

10.2 Что такое эмоция?      

10.3 Эмоция и активация   

10.4 Эмоция и мотивация  

10.5 Православная психология об эмоциях и мотивации как раздражительной силе души          

Глава 11. Желательная или волительная сила души. Воля

11.1 Мотивация и воля как регуляторы поведения       

11.2 Воля разумная и сознательная

11.3 Воля – «инструмент» духа – сознания        

11.4 Целостность феномена воли 

Глава 12. Умственная сила души          

12.1 Святоотеческое понимание ума       

12.2 Понимание интеллекта в современной психологии         

12.3 Энерго-информационный механизм восприятия и мышления        

12.4 Концепция ума в православной психологии в рамках энерго-информационного подхода

Заключение  

Литература

Книга отсутствует в  электронном  виде. Заказать  печатный  экземпляр  можно  здесь >>>

Автор: admin

Добавить комментарий