«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4;16-17)
Говоря о религиозной психопатологии и кризисной православной психологи, мы касаемся по существу самого важного в практическом отношении раздела христианской психологии, который непосредственно связан с теми особыми изменениями прежде всего, умственного и психического характера, которые неизбежно возникают в процессе воцерковления и совлечения «ветхого» человека.
На языке современной психологии, речь идёт о тех аномалиях психофизиологического характера, которые имеют под собой религиозную основу и связаны с процессом изменения ценностной основы (базовых установок), влекущей за собой реструктуризацию всей когнитивной сферы верующего человека.
Иными словами, речь идёт о глубокой трансформации всей системы мышления и мировоззрения человека посредством изменения системы базовых ценностей – потребительских (эгоцентрических) на ценности христианские (духовно-нравственные).
Собственно, сам процесс глубокого изменения и обновления когнитивной сферы в святоотеческой психологии, аскетической и монашеской традиции носит название «умного делания» или «внутреннего делания». Умное делание буквально означает делание духовного ума «нового человека», т.е. глубокое преобразование мышления и восприятия, связанное с открытием потенциала «духовного сердца», как второго центра духовного осознания и восприятия, который был до этого закрытым.
И хотя многие верующие под умным деланием понимают исключительно молитву Иисусову, в действительности, она является только одним из инструментов процесса умного или внутреннего делания.
Таким образом, сам процесс воцерковления и обращения сознания к вере является в высшей степени сложным и потому ответственным психологическим манёвром, который связан с потерей одной системы ценностей, ориентиров и координат для прихода к другой и более совершенной системе ценностей и жизненных ориентиров, которой является христианская модель и парадигма.
Данный процесс можно условно соотнести со сменой на работающем компьютере не утилиты, а самой операционной системы, при которой меняется весь характер работы информационной системы. Нечто похожее происходит и в сознании верующего и новообращённого, только «компьютером» выступает его сознание и психика, меняющая всю систему ценностей, приоритетов и смыслов бытия.
Следует сказать, что данный процесс смены «операционной системы» сложен и не прост и в информатике и в психике, но сфера сознания в этом отношении сложнее тем, что смену «системы» нужно производить как бы не отключая прежней и действующей «ветхой» системы, а постепенно формируя «новое» мышление на действующей основе, которая должна быть для этого адекватной.
Вот эта самая адекватность в ходе смены системы ценностей, формы её отклонений и способы её обеспечения и составляют предмет кризисной христианской психологии и религиозной психопатологии.
Говоря о воцерковлении в наши дни, следует честно признаться, что опытных духовников сегодня уже практически не стало и сама традиция умного делания, старчества и духовного наставничества пришла в глубокий упадок, о чём ещё в середине 19-го века писал святитель Игнатий.
«Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 48)
В данной связи с потерей опыта и практики «умного делания» в его подлинно аскетическом виде, теряются не только сами духовники, как практики «умного делания», руководимые не рассудком, а Духом Святым, но теряется сама традиция и преемственность наставничества, как наиболее корректного подхода к воцерковлению.
В итоге, воцерковление превращается в фарс и имитацию, связанную с ритуальным обрядоверием, касающимся сугубо внешних форм и атрибутов формального благочестия, не касаясь глубин сердца и ума и не затрагивая глубинных основ личности.
Следствием этого с одной стороны является абсолютная бесплодность душевных усилий многих верующих на протяжении десятков лет остающихся в неизменном состоянии «младенчества», механически повторяющих одни и те же заученные ритуалы и священнодейства без каких-либо внутренних изменений, а с другой стороны – это может приводить к развитию различных видов религиозной психопатологии, вплоть до потери адекватного и здравого мышления.
При этом есть и третья проблема, связанная с тем, что в условиях отсутствия наставников значительная часть верующих пытается сегодня идти к Богу и заниматься умным деланием на свой страх и риск (самочинно) по многочисленным руководствам и пособиям, оказываясь в ещё более тяжком положении, рискуя стать жертвой таких изменённых состояний сознания, как одержимость, прелесть, психопатия, радикализм и т.д.
К большому сожалению в современной психиатрии пока ещё нет разделения на психопатологию религиозного и нерелигиозного характера. Т.н. пастырская психиатрия*, как и христианская психология, делает только первые шаги. Именно поэтому к имеющим религиозную психопатологию, сегодня применяются стандартные психотерапевтические подходы, которые могут не только не способствовать «лечению» и «исцелению» души, но создавать ещё большие трудности и проблемы, заканчивающиеся зачастую суицидами из-за глубочайших внутренних расколов и противоречий.
* Пастырская психиатрия – это междисциплинарный курс об основных проявлениях, закономерностях течения, причинах возникновения психических заболеваний и особенностях душепопечения страдающих ими лиц.
В настоящее время Межсоборным присутствием готовится документ о том, чтобы пастырская психиатрия стала обязательным предметом или курсом в программе подготовки будущих священников.
Задача данного курса – дать самые общие представления о симптомах психических болезней, научить распознавать основные признаки психических расстройств, очертить особенности пастырского и врачебного подхода к больным; наметить принципы пастырской тактики при тех или иных проявлениях психической патологии. Иными словами, сталкиваясь с болящим человеком, священник должен осознавать, что перед ним клиническая патология, это не сфера его компетенции, и ему необходимо обратиться за помощью к психиатру.
В Основах социальной концепции РПЦ на этот счёт содержится очень глубокая мысль:
«Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.
В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами.
В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи».
Таким образом, главной проблемой воцерковления в наше время является то, что основная масса неофитов в условиях отсутствия соответствующих опытных наставников душепопечения, рискует в той или иной мере стать жертвой такого специфического состояния ложного самосознания, которое известно, как состояние глубокой религиозной прелести или религиозного «помешательства».
«Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.1, О прелести)
И хотя весь мир и всё человечество пребывают в состоянии «прелести» по слову святителя Игнатия, тем не менее, прелесть прелести рознь.
Прежде чем мы попробуем разобраться с понятием религиозной психопатологии, следует обязательно сделать ссылку на труды известного советского психиатра Дмитрия Евгеньевича Мелехова, считающегося основоположником социальной психиатрии, который был глубоко верующим человеком. В своей книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов впервые в отечественной практике психиатрии попытался сделать классификацию всех психических аномалий, распределив все психические расстройства по трём типам:
- – заболевания, связанные с органическими повреждениями мозга, когда требуется медикаментозная помощь.
- – заболевания при которых нет никаких видимых повреждений мозга и помощь может быть немедикаментозной.
- – заболевания смешанного типа при которых имеет место проявление первого и второго.
Второй тип психических расстройств Мелехов отнёс к духовным расстройствам. Таким образом, взяв за основу классификацию Д.Е. Мелехова все виды психопатологии условно можно разделить на два вида:
- – религиозная психопатология и
- – прочая психопатология.
Под религиозной психопатологией можно понимать все виды психических аномалий, которые не имеют видимых повреждений мозга и связаны с некорректным усвоением религиозного опыта и знания и возникших вследствие этого глубоких расстройств когнитивной сферы (прелесть, кликушество, беснование, радикализм, голоса, видения сущностей и т.п.).
Под прочей психопатологией можно понимать, соответственно, все прочие виды психических аномалий врождённого или приобретённого характера, а также расстройства психики, личности и поведения, имеющие органические поражения и проявления клинического и смешанного характера (шизофрения, цклотимия, эпилепсия, психопатия, врождённое слабоумие и т.п.).
При этом всю религиозную психопатологию условно можно разделить на два типа психоаномалий:
Все виды религиозной психопатологии условно можно разделить на два вида психоаномалий:
- Аномалии естественного характера, связанные с обращением когнитивной сферы и воцерковлением, т.е. целенаправленным изменением мышления и мировоззрения при переходе от «телесного» состояния к «душевному» и далее к «духовному».
- Аномалии противоестественного характера, связанные с обращением когнитивной сферы и воцерковлением и проявляющиеся в явной психопатологии выраженного клинического характера и отклонении от традиции, как следствия некорректного усвоения религиозного знания и опыта.
Аномалии естественного характера, как правило, отражают процесс естественного изменения когнитивной сферы неофита в ходе воцерковления и подвижничества, который закономерен и неизбежен в данной религиозной культуре и традиции, хорошо известен и изучен на большом числе подвизающихся и имеет характер временной аномалии периода новоначалия.
Аномалии противоестественного характера, как правило, отражают процесс противоестественного изменение состояния когнитивной сферы неофита, который в значительной мере выходит за рамки религиозной традиции, а потому требует специальной коррекции, а в ряде случаев принудительного лечения. Речь о явных случаях религиозного помешательства и утраты адекватности.
Таким образом, если в первом случае религиозных аномалий мы имеем дело с отклонением и изменением когнитивной сферы в рамках некой внутренней «нормы» традиции, то во втором случае мы имеем дело с очевидной психопатологией и выходом за рамки всех норм.
Умение чётко различать те и другие аномалии (естественного и противоестевенного характера) и является задачей пастыря (душепопечителя) и христианского психолога.
Говоря о грани, разделяющей данные аномалии естественного и противоестественного характера, следует сказать, что провести эту грань зачастую бывает довольно сложно, поскольку процесс изменения сознания носит нелинейный характер и многие «естественные» аномалии могут относительно быстро переходить в «противоестественные» и наоборот. Очень многое здесь зависит от компетентности и опытности духовника и душепопечителя, который осуществляет духовное водительство и руководство процессом воцерковления.
В данной связи изменения, которые происходят в когнитивной сфере неофитов в ходе воцерковления, можно называть «естественно-противоестественными», понимая всю относительность точного определения как «естественности», так и «противоестественности».
К большому сожалению в настоящее время значительное число верующих и даже священнослужителей не осознают в должной степени всю глубину и сложность тех внутренних процессов, которые происходят в душе у новообращённых и связаны с потерей прежней системы ценностей и когнитивных опор «ветхого» человека. Именно из-за незнания особенностей психологии трансформации когнитивной сферы и ядра эго, как условного «Я-центра» личности, со всей системой поддерживающих его качеств и энергий (страстей) и возникает большинство проблем клинического характера, требующих усилий соответствующих специалистов.
В тех случаях, когда духовник достаточно опытен и владеет основами святоотеческой психологии и аскетики, проблем и аномалий противоестественного характера у неофитов практически не возникает.
Таким образом, неумение отличать религиозную психопатологию от не религиозной и неумение видеть различия в религиозных аномалиях (естественных и противоестественных), принесло и по сей день приносит огромный вред психологии, церкви и многим воцерковляющимся людям.
Одной из основных проблем направления кризисной христианской психологии в настоящее время можно считать его негативный стереотип в церковной среде и отсутствие практических руководств по работе с эгоизмом и страстями, как основой «ветхого» эго человека, при наличии достаточно большого числа пособий и руководств по вторичным и более внешним проблемам морально-нравственного характера – доабортное консультирование, гендерные проблемы, семейное насилие, сексуальная распущенность, зависимости, ювенальные технологии и др.
В общем-то вопрос взаимодействия пастыря и психолога в процессе воцерковления назрел уже давно. Дело в том, что в том, что душа и психика – это не одно и то же, а совершенно разные ипостаси, из которых душа – это бессмертная энергийная сущность внутреннего человека, а психика набор свойств человека внешнего. Если пастырь отвечает за работу с душой, то кто в таком случае бывает ответственным за работу с рассудком и психикой верующего ?
Это далеко не праздный вопрос с точки зрения христианской психологии и психологии вообще, поскольку в условиях современного информационного общества с высочайшим темпом жизни, требующим социальной и финансовой состоятельности, верующий человек уже не имеет физической возможности удаления и отречения от мира, как это было 100 и более лет назад, а вынужден идти к Богу из самого мира, оставаясь при этом в миру, как сборище страстей по слову преп. Исаака Сирина.
«Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти.» (Слова подвижнические, Слово 2)
Говоря о воцерковлении сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что большинству верующих сегодня, приходится работать фактически на два фронта одновременно, одной частью будучи реализованным в мире, а другой своей частью двигаясь к Богу и наращивая усилия в покаянии и совлечении «ветхого» человека.
С точки зрения кризисной психологии это неизбежно накладывает двойные нагрузки на душу и психику верующего, поскольку при этом усиливается конфликт между ценностями мирскими и ценностями духовными. С психологической точки зрения данная ситуация подобна внутреннему разрыву между «рацио» (умом головы), обращённым к миру, и «совестью» (умом сердца), обращённым к Богу.

В этих условиях внутреннего разрыва, как показывает практика практической христианской психологии, одного лишь душепопечения оказывается явно недостаточно и в большинстве случаев стоит вопрос о соответствующей психологической помощи верующему, связанной с необходимостью уменьшения последствий внутреннего конфликта ценностей. Этим, собственно, и объясняется важность связки пастырь – христианский психолог (психотерапевт), поскольку психология воцерковления – это не эвфемизм, а совершенно объективное явление и закономерность изменения когнитивной и душевной сферы обращающегося к вере.
Совершенно очевидно, что не следует смешивать с религиозной психопатологией многочисленные случаи выраженной клинической психопатологии, которая имеет врождённый, наследственный или травматический характер: шизофрении, цклотимии, эпилепсии, психопатии, последствия заболеваний головного мозга, врождённое слабоумие, аномальные психические реакции, наследственные психические заболевания и т.д.
Основные виды «естественно-противоестественных» патосостояний:
- прелесть (душевная и духовная)
- все виды беснования и одержимости (духами и сущностями)
- лжеюродство (кликушество)
- религиозный радикализм
- религиозная психопатия
- религиозная деменция и пр.
Также к религиозной психопатологии можно отнести целый ряд других патологических состояний временного помрачения ума: экзистенциальные кризисы на духовной основе, приступы панических атак, навязчивые помыслы, голоса, видения сущностей, бред и т.д., которые могут быть вызваны обострением страстных состояний.
Для специалиста, работающего в рамках парадигмы христианской психологии принципиально важно разбираться в этих видах психопатологии для того, чтобы изначально не браться за разрешение тех проблемных и кризисных ситуаций, которые требуют клинического подхода и могут быть чреваты серьёзными осложнениями.
Таким образом, полем деятельности специалиста, работающего в рамках парадигмы христианской кризисной психологии, является широкий спектр различных проблемных состояний и ситуаций, связанных с некорректным усвоением религиозного знания и опыта.
Можно кратко охарактеризовать основные патосостояния, наиболее часто встречающиеся в практике христианского психолога.
Прелесть можно смело считать одним из наиболее характерных психопатологических состояний «естественно-противоестественного» характера, связанных с религиозной психопатологией.
Прелесть (духовная) – есть по существу состояние ложного духовного самосознания, при котором действие совершенно конкретных страстей (тщеславия и гордыни), а также воздействие на душу и тело падших духов ввергает человека в изменённое состояние сознания и субъективно воспринимается им как прямое богооткровение, свершенная духовность или даже святость.
В святоотеческой традиции принято различать 3 ступени (степени) действия прелести:
- – духовные мечтания,
- – стремление к сладострастию,
- – исступление и глубокое умопомрачение вплоть до суицида или делириума.
«Вот и о прелести необходимо сказать по возможности, так как она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима. Прелесть, говорят, в двух видах является, или лучше находить, – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления.» (Добротолюбие, Т. 5, преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях,131)
Особенностью состояния прелести является то обстоятельство, что оно является всеохватывающим и тотальным для когнитивной сферы и поэтому даже будучи глубоко изменённым состоянием самосознания, самим человеком воспринимается изнутри его «Я» как совершенно «естественное» и «высоко духовное» состояние.
Можно сказать, что нет того верующего и неофита, который смог бы миновать воздействие на его ум состояния прелести (душевной и духовной) – от мечтаний и воображений духовных даров, – до видения себя «святым». Наличие опытного духовника является в этом отношении залогом не застревания в прелести и духовных мечтаниях.
В случае застревания в прелести, при отсутствии опытного духовника, она может стать причиной глубокого умопомрачения и даже полной потери ума. Отличительной чертой выраженной прелести является глубокая душевная и духовная слепота, сочетающаяся с гиперактивностью, которая совершенно не видит сама себя прелестью. Любые попытки критиковать прелесть вызывают с её стороны активное сопротивление и проявление ещё большей прелести.
Наиболее опасной формой прелести является прелесть поддерживаемая и контролируемая падшими духами (бесами), овладевшими душой. Именно поэтому в состоянии сильной духовной прелести весьма не редки трагические «случайности» и суициды, спровоцированные бесами и сущностями.
В состоянии прелести нередки случаи суицидов из-за невыносимости страдания. Чаще всего это имеет место в тех случаях, когда за состоянием глубокой прелести внезапно наступает краткосрочное прояснение рассудка и человек после самовознесения с ужасом понимает всю глубину своего заблуждения и реального падения.
Чаще всего именно невозможность вынести внутренние душевные страдания из-за самообмана и служит основанием для суицида, называемым иногда «Иудиным отчаянием».
Беснование можно считать второй по важности и значимости категорией религиозной психопатологии, как форму явной одержимости человека бесом. Беснование может выражаться как явно, так и скрытно в виде богоотстранённости, следования лжеучениям, культам, воинствующему атеизму и т.д.
Из наиболее характерных признаков бесноватости можно выделить следующие:
- Выраженная агрессивность в поведении,
- Проклятия и ругательства в адрес людей, церкви, святых и т.п.
- Периодические судороги, удары, эпилептические припадки и т.п..
- Резкие изменения настроения и поведения, сопровождающиеся столь же резким изменением эмоционального и когнитивного состояния,
- Признаки раздвоения личности и галлюцинации,
- Общение не от своего лица,
- Невозможность совершения религиозных таинств и обрядов,
- Паническая реакция на духовные артефакты и особенно святую воду,
- Обнаружение паранормальных и экстрасенсорных способностей,
- Навязчивые мысли и в т.ч. о самоубийстве и т.д.
В последнее время не редко отмечается такая специфическая форма одержимости, как публичные бранные ругательства и проклятия в адрес церкви, святых и отдельных людей. Данный порок называется копролалия (от греч. κόπρος – кал, грязь + λαλία – речь) или навязчиво-непреодолимое влечение к нецензурной брани вслух.
В своём классическом виде данная патология проявляется наиболее часто в виде открыто ругающихся нецензурной бранью брутального вида женщин или мужчин, которые намеренно громко и очень эмоционально поносят крайне грубой нецензурной бранью церковь, святых или конкретных людей (соседей, знакомых, родственников и т.д.), к которым у них имеется патологическая неприязнь.
Проявления копролалии могут носить как скрытый, так и явный (публичный) характер. В последнем случае нецензурная брань намеренно делается публичной.
Копролалия имеет тенденцию к прогрессии, по этой причине страдающие данным душевно-психическим пороком со временем становятся совершенно невыносимыми, делая при этом невыносимой и жизнь соседей, постоянно досаждая им своей громкой и усиливающейся раз от раза бранью на протяжении многих лет.
Что характерно, после соответствующего медицинского и психиатрического освидетельствования, в большинстве случаев никакой явной психопатологии не обнаруживается, за исключением наличия выраженной личной неприязни к чему-либо или кому-либо, становящемуся мишенью копролалии.
Говоря другими словами, проявление копролалии не всегда связано с явной психопатологией или слабоумием, а свойственно и людям с сохранной когнитивной сферой.
Большинство специалистов связывают проявление копролалии с синдромом Туретта (расстройства центральной нервной системы), отягощённого органическим расстройством личности со снижением уровня её функциональности через неспособность контролирования эмоций и агрессии, что на поверхностном уровне так и просматривается.
В то же время у порока копролалии кроме поверхностного уровня (психического), есть и более глубокий уровень (душевно-духовный), связанный именно с одержимостью человека сильной страстью или бесом.
Наиболее часто явление копролалии встречается у женщин, причём, зрелого возраста и косвенно является характерным признаком глубокой духовно-нравственной деградации личности.
По той причине, что проявления копролалии в большинстве случаев не связаны с выраженной психопатологией, она не считается большинством специалистов явным клиническим расстройством, а потому относится чаще всего к чрезмерной вульгарности, гипер эмоциональности, несдержанности или невоспитанности.
Вместе с тем следует отметить, что данный взгляд, по существу является поверхностным и не даёт всей полноты картины того, чем в действительности является копролалия как форма одержимости и каковы её истинные душевно-духовные причины.
Ответ на этот вопрос даёт парадигма православной психологии, которая связывает копролалию не с чем иным, как буйством или бешенством человеческих страстей (укоренившихся порочных качеств), за которыми чаще всего стоит соответствующая демоническая сущность (бес), питающаяся энергиями данных низменных эмоций и намеренно провоцирующая человека на соотвествующее проявление данных низменных чувств и эмоций.
Проще говоря, с точки зрения парадигмы православной психологии синдром копролалии является одной из форм одержимости через канал логоса (слова) в ходе него имеет место неверное использование силы ума и слова посредством плождения лжи и усиления лжи с помощью нецензурной брани.
Юродство можно считать совершенно особой, стоящей особняком формой религиозной “психопатологии”, беря последнее слово в кавычки.
Если прелесть и беснование можно считать явными формами религиозной психопатологии, то юродство можно считать прямо противопложно своего рода формой духовного подвижничества, связанной с проявлением не патологии или несовершенства когнитивной сферы, а высших состояний, которые намеренно облечены в столь экзотические формы, недоступные рациональному пониманию.
Можно сказать, что юродство в его подлинном виде – это форма контролируемого и осознанного «безумия», за которой стоит духовное сознание и восприятие, а не душевное или рациональное (телесное).
Таким образом, подлинное юродство – это духовно-аскетический подвиг, который заключается в добровольном и осознанном отказе от общепринятых норм жизни с принятием образа «безумного» человека, который таким особым образом осуществляет духовно-аскетическую практику смирения посредством терпения презрения и телесных лишений.
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18)
Юродство в действительности – это исключительный вид внутреннего делания (умного делания) и аскетической практики и очень немногие люди на него способны.
В тоже время, говоря об истинном юродстве, как аскетическом подвиге, нельзя не сказать и о лжеюродстве, которое может быть, как в виде «кликушества», т.е. актёрства и лицедейства с целью получения подаяния за «убогость», так и в виде откровенного сумасшествия за которым стоит не духовно-аскетическая практика, а реальное безумие.
Религиозный радикализм у многих специалистов в последнее время вызывает серьёзное беспокойство в связи с известным усилением религиозного противостояния и ростом терроризма.
Религиозный радикализм – это крайняя и бескомпромиссная приверженность каким-либо религиозным взглядам и верованиям, отвергающим любые другие и преследующим решительные изменения всех существующих институтов в соответствии с данными взглядами.
Религиоэный радикализм берёт свои корни в прелести (душевной и духовной) на фоне ревности и чрезмерного «разгорячения» вследствие избытка деятельностной активности, связанной с избытком энергий жертвенности.
Религиозный радикализм – это явный признак новоначалия, прелести и отсутствия смирения под действием чрезмерной обусловленности сознания душевными категориями нравственно-радикального характера.
Религиозный радикализм – это воинствующая душевная слепота, которая не имеет глубокого духовного рассуждения и понимания, а движима ревностью узкиого и слепого фанатизма, готового жертвовать как угодно и чем угодно, т.е. радикально.
Очень часто религиозный радикализм тесно соседствует с терроризмом, превращаясь из ревнителя в безжалостного палача и слепого убийцу.
Религиозный радикализм может проявляться и в виде «неуёмного миссионерства», которое рубит всем и вся правду – мать налево и направо и готово умереть за свою малую «правду» и свои малые «нравственные идеалы», которые на поверку оказываются идеями-пустышками, оторванными от реальной действительности.
Как правило, по мере душевно-духовного взросления и наработки жизненного опыта религиозный радикализм ослабевает со временем естественным путём.
Религиозная психопатия также стала очень широко распространена в последнее время и представляет собой многочисленные формы неадекватного, бессердечного, необъяснимо жестокого или антисоциального поведения, вызванного теми или иными когнитивными и душевными расстройствами на религиозной или мистической основе.
В абсолютном большинстве случаев религиозная психопатия является прямым следствием душевных срывов и расстройств психики из-за некорректного усвоения религиозного знания на фоне тех или иных личных проблем и трудностей при отсутствии должного душепопечения или потери духовника. В ряде случаев религиозная психопатия является результатом самочинного приобщения к вере вне традиции и без духовного наставничества.
Склонным к психопатическим проявлениям людям категорически не рекомендуется самостоятельно практиковать те или иные духовно-аскетические упражнения, опыты и практики и в частности молитву Иисусову без соответствующего душевно-духовного руководства во избежанbе необратимого повреждения когнитивной сферы.
Религиозная деменция – это слабоумие приобретённое в результате не корректного усвоения религиозного опыта и знания или резкого обвала когнитивной сферы со стойким снижением познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Как и религиозная психопатия, религиозная деменция в значительной мере вызвана отсутствием соответствующего душепопечения и духовного руководства и связана с глубоким и устойчивым деформированием когнитивной сферы, которое и связано с утратой прежней системы ценностей и ориентиров и невозможностью усвоения нового знания.
Во многих случаях религиозная деменция носит обратимый характер, но встречаются и ситуации необратимого повреждения и деформации когнитивной сферы.
Основные проблемные направления в которых целессобразно применение кризисной христианской психологии:
- – экзистенциальный кризис и психология пограничных состояний,
- – переживание смерти близкого (психология горевания),
- – работа с жертвами тоталитарных и деструктивных сект,
- – психология периода окончания жизни (паллиативная психология),
- – психологическая помощь при тяжелом соматическом заболевании,
- – онкопсихология,
- – конфликтология через призму нравственного понимания,
- – профилактика суицидального поведения,
- – профилактика зависимостей (аддикций) и аддиктивного поведения,
- – профилактика синдрома эмоционального выгорания,
- – профилактика детской травматизации (через призму детско-родительских отношений),
- – бытовое насилие и его профилактика,
- – помощь при разводах и расставаниях,
- – гендерные проблемы и противоречия, ювенальные технологии.
- – доабортное женское консультирование,
- – работа на телефоне доверия,
- – особенности работы с группами повышенного риска и др.
Данные направления имеют большой потенциал и перспективу при соответствующей методологической проработке через призму нравственно-ориентированной христианской парадигмы.
Как видно из классификации, на первом месте по значимости находится направление работы с экзистенциальными проблемами. Это не случайно, поскольку экзистенциальное направление можно считать базисом всей кризисной психологии, а экзистенциальный кризис её хрестоматией.
* * *