В предыдущих статьях мы познакомились с намерением, как внутренней силой, являющейся высшим проявлением желания и воли, задающей и определяющей направленность движения ума, чувства и воли в процессе обожения, т.е. достижения состояния богоподобия посредством работы со страстями.
Как уже говорилось ранее, понятие намерения использовалось в трудах многих отцов первых веков и прежде всего у Макария Великого (Египетского), иногда самостоятельно, а иногда как аналог понятия твёрдой (несгибаемой) внутренней решимости, которая есть, не что иное, как высший аспект воли.
Как мы уже говорили ранее, о решимости в аспекте намерения писал и святитель Феофан Затворник во многих своих трудах, применительно к христианской психологии.
Любопытным открытием является то, что в труде «Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии» святитель Феофан впервые в святоотеческой практике берёт на себя смелость попытаться описать сам механизм работы воли в аспекте намерения (решимости) психологическим языком.
Решимость или намерение жить по вере святитель ставит ни много, ни мало, а в сам фундамент духовного домостроительства, т.е. в основание храма души «нового» человека.
«Основание храма духовного в сердце составляют вера и твердая решимость жить по вере. Только вера, сочетаваясь с решимостию, делает внутреннее здания непоколебимым и даже недоступным ни для сомнения и недоумений, ни для неудобств, противлений и скорбей. Решившийся жить по вере не страшится уже ни скорбей, ни самой смерти: вот почему таковой и почитается ничем неодолимым или стоящим на несокрушимом основании.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 104)
В этом же труде святитель совершенно точно определяет то, чем решимость (намерение) отличается от желания.
«От желания еще одною чертою отличается решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения ее входит уверенность в возможности и видение средств.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 154)
Как видно из цитаты, в основе решимости (намерения), лежит внутренняя уверенность в возможности достижения цели и осознание средств для её достижения.
Далее, делая подробный разбор механизма работы воли, святитель выделяет три важнейших элемента, взаимодействующих между собой: выбор, решение, действие.
«В сей деятельности воли различают три части: выбор, решимость и самое дело. В выборе ищут, на чем остановиться; в решимости колебание желаний утверждается на едином, которое, по открытии средств, и приводится в исполнение на деле. Во всех сих моментах есть новые немалые разности у грешника с ищущим правды» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 413)
И уже от этого механизма работы воли через выбор – решение – действие святитель переходит к анализу отдельных составляющих через призму сравнительного анализа того, как этот механизм действует у грешника и у праведника.
Говоря о первом элементе системы – выборе и проблеме выбора, святитель совершенно чётко показывает, что выбор не обращённого к Богу (грешника) всегда зиждется на множественности и хаосе, порождаемом самолюбием и страстями. Отсюда и проблема выбора – как выбрать лучшее из многого ? В то же время у обращённого к Богу (праведника) нет проблемы выбора по той причине, что его выбор всегда зиждется на единстве божественного порядка. Отсюда отсутствие большого числа суеты и метаний при любом выборе.
«Как один к тому только и обращается, что питает самолюбие, то есть или к утехам, или к интересам, или к отличиям: так, напротив, у другого все намерения устремляются единственно и исключительно к богоугождению»
«Можно сказать, что сумма дел во всех видах у первого вся страстного и самостного свойства, тогда как дела другого все проникнуты самоотверженным стремлением к Богу.» (Там же)
Далее святитель Феофан, пожалуй, впервые для святоотеческой психологии показывает специфику работы внутреннего выбора в душе, не обращённой к Богу и обращённой. Отличительной особенностью выбора не обращённой души является то, что выбор делается между схожими или одинаковыми предметами, не требуя при этом самоотвержения, внутреннего борения и сопротивления, а из расчёта что лучше.
В то же время духовный выбор и концентрация на едином (Боге) требует неизмеримо больше внутренних сил, поскольку этот выбор связан с самоотвержением и преодолением силы страсти и эгоизма.
«Но здесь же основание различия и в форме избрания; ибо, тогда как один избирает между двумя предметами, из коих угоден тот и другой, избирает без напряжения и спора с собою,- другой, напротив, избирает не только одно добро из двух, но еще и наперекор восстающим страстным пожеланиям и помыслам; посему его выбор всегда есть плод борьбы и победы или сопровождается ими в большей или меньшей мере.» (Там же)
В то время как не обращённый, ведомый собственным личным желанием (эгоизмом и страстями), колеблется между тем, что лучше и выгоднее, обращённый, руководимый намерением, вопреки притяжению (гравитации) эгоизма самоотверженно простирается к Богу, согласуя свою волю с высшей волей.
«Тот часто предается влечению желания и делает то, куда падет его воля сама собою. Этот зоркою мыслию всегда устремляется вперед и из предлежащего избирает только то, на чем видит отражение воли Божией.» (Там же)
В итоге не обращённая к Богу душа, мечущаяся между многочисленными выборами, почти постоянно пребывает в состоянии смятения и внутреннего хаоса, тогда как обращённая и устремлённая твёрдым намерением к Богу, пребывает в состоянии внутренней неизменности и стабильности чувств и помыслов.
При этом не обращённая к Богу душа посредством личных выборов укрепляет самость и эгоизм, т.е. своеволие и своенравие, тогда как обращённая и имеющая твёрдое намерение в Боге, укрепляет самоотверженность, послушание и покорность высшей воле.
«От этого как тот воспитывает своими выборами или безвыборностию своенравие и непокорность, так этот образует в себе разумное послушание и охотную покорность воле Божией» (Там же)
Вторым элементом механизма воли в системе выбор – решение – действие, является, собственно, решимость или намерение в чистом его виде. Святитель Феофан определяет решимость (намерение), как мгновенный акт воли.
«Решимость – это внутренний акт воли мгновенный, измеряемый непоколебимостию желания, а не длительностию или направлением; почему одинаков, можно сказать, к какому бы роду дел ни относился.» (Там же)
В этой цитате святитель говорит об универсальности действия силы намерения (решимости) в любом направлении, куда бы ни был направлен выбор человека. Проще говоря, любой выбор человека, как выбор цели, использует силу намерения, как целеуказатель. Просто цели бывают многообразными и не у каждого человека есть правильное представление о высшей цели, каковой и является Бог.
Вот почему крайне важно использовать в жизни силу намерения (решимости) для достижения не мелких или частных, т.е. материальных и меркантильных целей, а для достижения высшей и заветной цели спасения души через установление связи с Богом и через сонастройку (синергию) сил души с Богом.
Как показывает далее святитель, решимость (намерение), согласуясь с умом, всегда наталкивается на сопротивление сердца, которое не всегда принимает позицию ума и воли. На первых порах сердце, как срединная сила, стоящая между умом и волей, испытывает многочисленные колебания, измены и страдания, отказываясь от эго выбора в пользу самоотвержения к Богу. И только многочисленные повторения и закрепления божественного выбора, успокаивают сердце, которое окончательно делает выбор в пользу Бога.
«Эта покорность и гибкость сердца приобретается продолжительными потовыми трудами.» (Там же)
Далее святитель Феофан делает анализ самой силы решимости (намерения), исследуя причины различной твёрдости намерения, среди которых важнейшая – это твёрдость (несгибаемость) духа.
«Решимость есть акт мгновенный, внутренний, однако ж имеет разные степени силы и твердости. Сия твердость не может быть определяема мерою предшествующего желания. Она есть плод всецелой твердости духа, а не кипучести одной силы,— воли или сердца.» (Там же)
Таким образом, святитель Феофан делает важнейший духовный вывод о том, что достижение любой цели в жизни, включая и высшую цель обожения, определяется только одним – твёрдостью духа и непоколебимостью (несгибаемостью) решимости (намерения).
«Можно сказать утвердительно, что у первого решимость всегда бывает колеблющеюся, у второго, напротив, она непоколебима, ибо от чего иного у первого, как вообще, так и в частности, есть робость, неустойчивость, особенно — когда в исполнении требований или предприятий нужно бывает потревожить его чувствительнейшие стороны. Последний идет мужественно пред царей и владык, на муки и смерть,— отчего? От твердой решимости, ибо она у него есть сила непоколебимая.» (Там же)
Таким образом, вовсе не Карлосу Кастанеде принадлежит одно из первых исследований категории намерения, как движущей духовной силы души, а святителю Феофану Затворинку.
Далее святитель касается третьего элемента системы (выбор-решение-действие) самого действия или дела, как плода выбора и решимости. И на этом уже завершающем этапе оказывается, что опять-таки, имеющий несгибаемое намерение, имеет преимущество перед тем, кто его не имеет, поскольку несгибаемость намерения обеспечивает стабильность, т.е. неспешность, законность и поступательность достижения высшей цели.
В то же время, не имеющий духовного намерения, действует из корысти (расчёта), лукавства и не духовной мудрости, а самости и эгоизма.
«Без отуманивающего жара желания, при нехолодном намерении, по разумном избрании, с ожиданием препятствий и опасностей внутри и вне, степенно, без самонадеянности приступают к делу, напрягая все свои силы, но благоуспешности ожидая единственно от помощи и благословения Вышнего.» (там же)
«..первый не раздумывает пользоваться и законным и незаконным, второй — только законным; тот прибегает и к хитростям, последний действует всегда открыто и искренно; у того внимание обращено более ко внешним отношениям, у сего — ко внутренним; у того политика, у сего духовная мудрость; тот отстаивает более себя, сей — славу Божию, святую веру и спасение вечное; у того в виду только дело, у сего и многоплодность его; у того средства только положительные, очевидные, у сего нередко таинственные, внушаемые верою; тот страшлив, сомнителен,— сей, уповая, ходит и прочее.» (Там же)
«Следствия дел: у первого вместе с делом кончается всякая радость и веселие, у последнего она здесь или начинается, или возвышается; там сделанное дело вкореняет страсть или навык к подобным же делам, здесь оно укрепляет намерение, не связывая свободы» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, с. 417)
Данный анализ со всей очевидностью показывает насколько важную роль играет сила намерения в деле спасения духовного.
По материалам курса “Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии”, 2014 г. Минск