Едва встав на ноги и оформившись, как направление, православная психология столкнулась в последнее время с целым рядом трудностей и проблем, среди которых и неприятие её со стороны священства и церковноначалия, как формы обновленчества, экуменизма и даже сектантства, и обвинение психологов в создании конкуренции пастырям и желание свести христианскую психологию к приходскому консультированию, загнав под рясу настоятеля и т.д.
Как можно охарактеризовать данную ситуацию и есть ли из неё выход ?
Охарактеризовать её наверно можно, как требующую более глубокого осмысления и понимания. Ситуация, складывающаяся сегодня в христианской (православной) психологии, и в самом деле довольно сложная и безрадостная, поскольку все вышеназванные явления, к сожалению, конечно, в той или иной мере имеют место.
Говоря о современном состоянии христианской (православной) психологии, приходится с грустью констатировать тот факт, что состояние её, действительно, является пока весьма неудовлетворительным и оставляющим желать лучшего, но в любом новом деле нужно уметь видеть перспективу и уметь отделять «зёрна от плевел», а «здоровые всходы от сорняков», чтобы не вырвать с корнем всё подряд.
С христианской (православной) психологией этого в очередной раз не случилось, к сожалению, и как и 125 лет назад, когда святитель Феофан Затворник уже казалось бы заложил основы парадигмы и модели христианской психологии в письмах, статьях и книгах, не успев лишь свести всё это в пособие и учебник по психологии, церковноначалие проигнорировало и не дало хода этому направлению фактически добровольно открыв дорогу западной и атеистической психологии, которая и завладела умами всего поколения.
Вот что писал тогда об этом тогда архиепископ Никон (Рождественский):
«Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника. А то ведь – что грех таить? – в наших духовных семинариях вместо психологии преподается в сущности патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого» (Архиепископ Никон (Рождественский). Дневники. Козни врагов наших сокруши… 1910 – 1917 г.).
Практически аналогичная ситуация складывается с христианской психологией и сегодня, когда после очередной волны подъёма с конца 90-х, когда христианская психология стала нравственной альтернативной психологии эгоизма, потребительства и гедонизма, уже в 2020 г. церковноначалие прямым текстом в лице митрополита Тихона (Шевкунова) назвало любую психологию под крышей церкви и православия “троянским конём”.
«Неправильно преподаваемая и неправильно употребляемая психология как инструмент в пастырской практике может стать Троянским конём и индивидуально для священника, и в целом некой проблемой для Церкви.» (Митрополит Тихон (Шевкунов), ноябрь 2021 г.)
Не является ли утверждение митрополита поспешным и ошибочным, основанным на личном заблуждении и отношении к психологии ?

Есть все основания полагать, что митрополит Тихон глубоко заблуждается и говорит не о христианской психологии, а о светской или академической (рациональной), основанной не на христианской антропологии и учении Христа, а на психофизиологии, эволюционной теории и учении о психике, а не о душе. В этом отношении он прав, поскольку модель и парадигма западной психологии, как атеистической, совершенно не стыкуется с православием, церковным учением и душепопечением, стоящим на позициях христианской антропологии.
Но когда речь заходит именно о модели христианской психологии, которую много лет в затворе разрабатывал святитель Феофан Затворник на основе святоотеческого духовного опыта, наследия и согласного учения отцов о душе, митрополит Тихон глубоко не прав, приравнивая христианскую психологию к западной и выливая с грязной водой “младенца” и святоотеческой православной психологии, который так и не успел о себе громко заявить.
В данной связи остаётся только сокрушаться о том, почему современное церковноначалие, как и церковноначалие времён святителя Феофана, так необразовано и непросвещено в вопросах именно святоотеческой православной психологии, как согласного учения святых отцов о душе и основы пастырского душепопечения. Складывается даже более крамольная мысль о том, что церковноначалие намеренно не желает иметь в церкви подлинной науки о душе в лице согласного учения отцов и святоотеческой психологии. Как ещё можно понять позицию митрополита Тихона, если святитель Феофан прямым текстом говорит следующее:
«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии)
«Задача психологии – определить значение человека и значение его способностей. Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей» (Св. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения)
Хочется думать, что митрополит Тихон просто не знаком с этими высказываниями архиепископа Никона и святителя Феофана о христианской психологии, а просто автоматически переносит свои опасения и страхи перед светской рациональной психологией на церковь. Так ли это ?
Вряд ли это так, поскольку митрополит Тихон наверняка слышал о том, что святитель Феофан является основателем направления христианской психологии, поскольку в рамках церкви проводится много ежегодных конференций по этой теме и в Москве и в Санкут-Петербурге. Не мог митрополит Тихон не слышать и выступлений профессора А.И. Осипова, который неоднократно говорил о важности христианской психологии на основе согласного учения отцов о душе и в качестве яркого примера такой психологии приводил труды Т.А. Флоренской.
Не мог митрополит Тихон не слышать и о трудах таких известных специалистов в области христианской психологии, как Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.В. Василюк, А.А. Гостин, Л.Ф. Шеховцова, М.В. Легостаева, И.Я. Медведева и др., которые по сей день популярны в сети и считаются основоположниками данного направления.
Не мог митрополит Тихон на знать о том, что единственной нравственной альтернативной нарастающей в обществе психологии рационального эгоизма, потребительства и гедонизма является именно христианская (православная) нравственно-ориентированная психология и её востребованность объясняется катастрофическим ростом иждивенческих настроений и увеличением общего числа социальных проблем и кризисных ситуаций, требующих исключительно духовно-нравственного подхода.
Не мог митрополит не знать, что такие вызовы современности и проблемы, как разрушение института традиционной семьи, зависимости, бытовое насилие, сексуальная распущенность, суррогатное материнство, стремление к бездетности, молодёжный экстрим и экстремизм, суицидальное поведение и т.д. и т.п. требуют не только душепопечения, но и профессиональной психологической помощи, причём, на христианской духовно-нравственной основе и знании души.
С чем же связана такая непросвещённость церковноначалия и мирополита Тихона в вопросах христианской психологии ? Уж не с умыслом ли и намерением держать и священство и паству в полном неведении и страхе перед вызовами и угрозами времени, надеясь только на “чудо” и государство, не прибегая к помощи проверенного веками средства – учения отцов о душе в лице святоотеческой православной психологии?

Недавняя жаркая дискуссия в сети, которая развернулась вокруг направления церковной психологии и преподавания психологии в духовных школах России между самыми авторитетными пастырями – Вадимом Леоновым, ратующим за традиционный подход к душепопечению и образованию и новым ректором Сретенской духовной семинарии Павлом Великановым, ратующим за обновления в душепопечении и подготовке пастырей через расширения поля психологии.
«С интересом и трепетом наблюдаю дискуссию по поводу развития кафедры пастырского душепопечения в Сретенской семинарии. Очень хотелось бы удержать дискуссию в сути проблемы, а именно в необходимости расширения курса психологии и ряда других предметов.»(П. Великанов)
На что протоерей Вадим Леонов отвечает:
«Уверен, что мы не получим адекватно подготовленных священников. Если ставится вопрос о взаимодействии пастырства и психологии в общем плане, то это означает, что в перспективе пастырская практика должна взаимодействовать не с ограниченным кругом избранных психологов, имеющих православное мировоззрение, а с психологией в целом, как наукой.» (В. Леонов)

Откровенно говоря, после ознакомления с позициями обоих авторитетных специалистов, исподволь возникает недвусмысленный вопрос о их обоюдном невежестве и неграмостности в отношении психологии вообще и психологии христианской в частности, поскольку один (Павел Великанов) пытается ввести в систему подготовки пастырей инструмент обычной светской (рациональной) психологии, которая не стыкуется с христиансвом и православием, а другой (Вадим Леонов) критикует эту психологию и попытку в упор не видя альтернативы в лице психологии христианской и православной.
Откуда же такая близорукость и слепота у обоих авторитетных пастырей ?
Она произрастает из той самой консервативной и невежественной обрядово-ритуальной традиции душепопечения без психологии образца 18-го века, которую и хотел немного оживить, осовременить и привести в соотвествие с согласным учением отцов о душе и святоотеческой психологией святитель Феофан Затворник в конце 19-го века, также не услышанный церковноначалием, зараженным идеологией обрядоверия. Вот что писал об этом тот же архиепископ Никон (Рождественский) в 1910 г.:
«И за что такое, можно сказать, пренебрежительное отношение наших ученых профессоров к святым отцам? Наши философы, наши психологи в их писания не заглядывают. Недаром еще в половине прошлаго столетия известный ученый И. В. Киреевский говорил, что пора нам обратиться к святоотеческой литературе и там искать новых, лучше сказать – старых забытых путей для православной философствующей мысли, которая, совершив круг, стоит ныне на том же месте, где была в V веке.» (Архиепископ Никон (Рождественский). Дневники. Козни врагов наших сокруши… 1910 – 1917 г.)
Собственно мысль архиепископа сводится к тому, что церковная профессура погрязла в пустой философии и демагогии церковгого обрядоверия и душепопечения, утратив саму суть и основу христианства и православия – согласное учение святых отцов о душе и святоотеческое предание, как основу святоотеческой психологии.
Проще говоря, большинство церковных клириков, священства и профессоров богословия – это только философы – теоретики, которые при знании многочисленных церковных дисциплин и ритуально-обрядовой стороны религиозной жизни не знают фактически самой важной и самой главной практической дисциплины – согласного учения святых отцов о душе в лице святоотеческой православной психологии.
Они не знают этой дисциплины только потому, что предмета “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе”, как святоотеческой православной психологии и пропедевтики аскетики по существу никогда и не было в церкви. Согласное учение о душе – это аспект крайне специфического теоретического и практического знания, которое всегда было уделом только аскетов и подвижников и передавалось ученикам только напрямую от живых учителей и старцев по принципу – “от сердца к сердцу”.
Письменного изложения основ согласного учения святых отцов о душе, как святоотеческой православной психологии, в церкви не было никогда. Были лишь отдельные труды святых отцов о тех или иных сторонах согласного учения, касательно природы души, её происхождения, структуры, действующих сил, состояний, предназначения и т.д. Только наличие самих институтов монашества, подвижничества, странничества, старчества, исихазма позволяло сохранять и передавать это знание.
С исчезновением данных институтов после никоновского раскола и петровских реформ, связанных со срастанием церкви с государством и учреждением державной Церкви – империи, данное знание попросту исчезло из системы церковных дисциплин и ему на смену пришло то самое формализованное и схоластическое (упрощённое) душепопечение, которое по слову профессора Осипова в угоду царю было под копирку списано с католического душепопечения.
В итоге самодержавное русское православие к 19-му веку с потерей институтов анахорества (отшельничества и уединённого подвижничества), старчества и исихазма, как институтов аскетического подвижничества, потеряло и согласное учение святых отцов о душе, как направление святоотеческой православной психологии. Именно по этой причине традиционное богословие всегда тяготело к философии и эсхатологии, а не святоотеческой психологии и знанию об устройстве души и соотношению души и психики.
Спор о роли и место психологии в системе духовных учреждений двух ведущих богсловов только обнажил этот пробел знания и глубокое невежество современных пастырей в вопросах любой психологии, как святоотеческой и христианской (православной), так и рациональной (академической).
В данной связи опасения протоиерея Вадима Леонова в сближении с рациональной психологией выглядят вполне обоснованными, но это не оправдывает его невежества в святоотеческой православной психологии и её отсутствия в рамках церковгого института и в курсе подготовки пастырей и душепопечителей.

Как говорит профессор, доктор психологических наук и руководитель епархиального общества православных психологв Санкт-Петербурга Л.Ф. Шеховцова: «душепопечение без знаний о душе невозможно». А в церкви сегодня как раз и имеет место душепопечение не только без знаний о душе, но и без знаний о психологии. К чему и куда такое душепопечение может привести не сложно догадаться с учётом открытия направления пастырской психиатрии, для работы с клинической психопатологией религиозного характера.
В этой связи по-прежнему остаётся открытым вопрос о наличии в церкви и системе подготовки пастырей направления именно христианской психологии, как формы изложения согласного учения святых отцов о душе в современном понимании на языке святоотеческой православной психологии. И хотя специалисты об этом говорят уже более 40 лет, церковный консерватизм и ортодоксия православия остаются непробиваемыми к этим призывам, просто игнорируемым церковноначалием, как и опыт работы всех специалистов данной области.
«В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека. Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф. Шеховцова, Православная психология в России, Психологическая наука и образование, 2011 г.)

Вот что говорит о христианской психологии Андрей Андреевич Госетв – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, ученик Б. Ф. Ломова, представитель Ленинградский школы психологии.
«Сегодня мы видим, что интерес к духовно-нравственной проблематике становится тенденцией развития психологии, начинает входить в ее теоретико-методологические построения. Это отрадно. Но сразу возникает вопрос, а достаточно ли современной психологии знания о природе духовности? Наверно нет, ибо видны подмены – под «духовным» понимаются достаточно разные вещи – тут по инерции вылезает и образованность и культура, как приоритет социального фактора, и «эволюционный след» и другое.
Мы исходим из того, что поскольку психология только начинает преодолевать свою секулярность, и, если так можно выразиться, «придушенность» материализмом, ей обязательно следует обращаться к знаниям о сфере человеческого духа, которыми располагает человечество. Психология, в частности, должна «врастать» в междисциплинарность изучения религиозного опыта, перестать игнорировать огромный пласт психологического знания, накопленного религиозной философией, практикой духовных традиций.
Понятно, что без изменения критериев научности, не обойтись. Духовную сферу нельзя раскрыть вне осмысления отношения человека к Высшему, Божественному, раскрываемого теологическими данными. Духовное – это онтологическая сущность человека, указывающая на высший смысл его бытия – на связь с Небом, на жажду Вечного, на искание высшего смысла человеческого бытия в богопознании. Эта «вертикаль» является главным измерением духовности, и эта «вертикаль» требует от психологии соотнесения именно с религиозным опытом человека.» (А.А. Гостев)

Вот что говорит о христианской и святоотеческой психологии известный советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, основатель и ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, президент МГППУ, директор Психологического института РАО – Виталий Владимирович Рубцов.
«Система понятий святоотеческой психологии может рассматриваться в качестве ресурса для обучения и воспитания, обеспечивающего ориентацию на духовно-нравственные человеческие цели и ценности. Святоотеческая психология сегодня может рассматриваться и расцениваться нами как ресурс современного образования.
Правомерно полагать, что святоотеческая психология представляет собой завершенную научную систему понятий о человеке, ориентированную на традиционные нравственные ценности. Эта система актуальна, она востребована при адресной работе всех участников образовательного процесса с детьми и с Детством в целом.
Для того чтобы сделать этот ресурс доступным для образования, необходимо:
- Разработать и сделать предметом специального осмысления комплект учебно-методических материалов по программе «Святоотеческая психология».
- Создать на этой основе систему повышения квалификации переподготовки и других форм подготовки педагогов, психологов, руководителей образования.
- Провести адресную апробацию эффективности учебно-методического комплекта по программе «Святоотеческая психология», уделив особое внимание оценке влияния результатов обучения слушателей этой программы на формы и методы их работы с различными контингентами детей (можно предполагать, что освоение такой системы понятий влияет на мировоззрение педагогов, психологов, управленцев, направляя их деятельность на решение проблем самого ребенка за счет овладения содержанием и смыслом высоких духовных ценностей)». (В.В. Рубцов, Святоотеческая психология и образовательная практика)
Грустно об этом говорить, но если по данным портала pravmir.ru в 2016 г. в России функционировало более 100 центров душепопечения, реабилитации и кризисной православно-психологической помощи, то к 2022 г. их число уменьшилось вдвое.
Аналогичная ситуация и в сфере образования и подготовки христианских психологов. Если в 2016 г. существовало около семи образовательных учреждений, по подготовке христианских психологов:
- Факультет психологии Российского православного университета св. Иоанна Богослова (Москва)
- Православный гуманитарный институт «Со-действие» (Москва)
- Институт психологии РАН (Москва)
- Кафедра психологии Свято-Сергиевской православной богословской академии (Москва)
- Русский православный институт культуры (Москва)
- Московский институт христианской психологии Андрея Лоргуса
- Епархиальное Общество православных психологов Санкт — Петербурга во имя св. Феофана Затворника (Санкт-Петербург)
- Минская школа православной психологии и др.
…то на 1 января 2022 г. таких учреждений в России осталось всего два . В Беларуси в настоящее время нет ни одного подобного учреждения.
Говоря о проблемах направления христианская психология, нельзя не коснуться и внутренних проблем самого направления, среди которых можно отметить следующие:
1. Отсутствие у всех школ христианской психологии единой методологической основы в лице согласного учения святых отцов о душе и как следствие отсуствие соответствующего учебного пособия по христианской (православной) психологии. Фактически каждый автор и психолог создаёт свою христианскую психологию, приспосабливая патрологию и учение отцов под своё видение психологии.
Теоретики создают сугубо теоретические модели и метапарадигмы, практики опускают теорию и делают упор на практические подходы к консультированию, не избавившиеся от влияния академической парадигмы специалисты переносят в христанскую психологию методы рациональной психологии, не владеющие согласным учением отцов о душе молодые специалисты создают полуоокультные и эзотерические модели и т.д. В итоге единой концепции как не было, так и нет, а то, что есть, трудно назвать христианской психологией.
2. Нет окончательной ясности и в названии самой дисциплины – христианская – православная – святоотеческая психология. Нерешённость данной проблемы в итоге создаёт весьма широкое поле для всевозможных спекуляций вокруг понятия и категории «православная психология» с возможностью подведения под неё чего угодно – от протестантских, католических и экуменических концепций до откровенной ереси, хотя в основе должно быть согласное учение отцов о душе.
3. Нет окончательной ясности и в отношении самой модели христианской психологии, как модели оказания именно христианской помощи именно в рамках христианского подхода к работе с клиентом. Можно сказать, что христианский подход и метод консультирования гипотетически существует в рамках диалогового метода Т.А. Флоренской, но он не приведен к единой модели работы, не разработан и не оформлен соотвествующим образом.
В итоге отсутствие метода и методологии христианской психологии позволяет фактически любой нравственно-ориентированный, гуманистический и душевный подход называть «христианской» и «православной» психологией, а ведь православная психология базируется исключительно на святоотеческом наследии и предании и ни на чём другом. Это также создаёт широкое поле для подмен, манипуляций и спекуляций с «христианской» психологией, хотя сам метод и подход существует.
4. Серьёзной проблемой направления христианской психологии является отсутствие школ и самих специалистов, которые могли бы аккумулировать и транслировать знание и опыт молодыми психологам. Все практики, попытавшиеся развивать направление христианской психологии под крышей церковного института, в один говлос говорят о том, что церковь и священноначалие враждебно и с нескрываемвым презрением относятся к данному направлению, видя в нём только конкурента, а не помощника.
В этой связи сразу встаёт вопрос статуса данного направления, которое для церкви выглядит весьма обременительным с учётом того, что в церкви попросту нет ни опыта взаимодействия с данным направлением, ни пастырей с психологическим образованием для курирования и развития данного направления.
5. Несмотря на то, что учебных и методических материалов по христианской психологии в настоящее время имеется более чем достаточно для создания не только курса, но и полноценного института с четырёхлетним сроком обучения, первый опыт создания учебных курсов и школ показал неготовность и незаинтересованность церкви в развитии данного направления, которое предполагает относительную автономность и самостоятельность.
Как ни странно, но абсолютное большинство священства под христианской (православной) психологией понимает сугубо приходское консультирование или консультирование новообращённых по основам сугубо внешней культо-обрядовой стороны христианства и православия. О решении более глубоких проблем психологического характера и психологическом консультировании речи чаще всего вообще не идёт. И только если сам настоятель прихода оказывается психологически более менее грамотным, он может позволить консультанту работать именно в модели психологического консультирования и психотерапии.
Целый ряд специалистов по христианской (православной) психологии первой волны, включая и весьма известных, попытавшиеся внедрить в церковную практику методы христианско-психологической помощи и консультирования, были методично и целенаправленно вытеснены из церковных структур по формальным поводам именно из-за расхождений в методологии душепопечения и оказания психологической помощи.
Таким образом, для внедрения в консервативный церковный институт направления христианской (православной) психологии, кроме добровольцев, нужна и соответствующая хорошо проработанная научно-методическая база по данному направлению, оформленная в соответствующую парадигму и методологию, а для этого нужны соотвествующие научно-исследовательские работы, труды и приходские центры по данной теме и проблеме. Ничего этого в настоящее время в рамках церкви нет.
К настоящему времени христианская (православнавя) психология в России уже пережила несколько волн и всплесков активности, последний из которых был в 2026 г., которые медленно сошли на нет, так и не заложив фундамента парадигмы и модели по святителю Феофану Затворнику и его трудам. На смену специалистам последней волны, таким как Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцова, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.В. Василюк, В.Х. Манеров, А.А. Гостев, М.Н. Миронова, И.Я. Медведева и др. уже проходит плеяда новых последователей и энтузиастов, среди которых много разделяющих христианские ценности, но мало профессионалов такого же уровня. Всё это создаёт почву для дилетантизма, некомпетентности, размывания и усиления неопределённости методологических основ христианской психологии.
Много проблем сегодня и в плоскости практической христианской (православной) психологии. Из основных можно выделить следующие:
- – отсутствие методик и методологии работы по целому спектру направлений помощи,
- – движение на поводу у запросов клиента или попросту клиентское угодничество, как ив светской психологии,
- – не владение большинством специалистов диалоговым подходом по Т.А. Флоренской,
- – отсутствие этического кодекса христианского (православного) психолога,
- – отсутствие катехизического уровня подготовки у многих специалистов при наличии психологического образования,
- – отсутствие специальных психологических знаний при наличии катехизического образования,
- – использование в работе не христианских подходов и методов или грубое их смешивание,
- – не умение работать в связке со священником,
- – концентрация преимущественно на конъюнктурных и поверхностных подходах,
- – отсутствие у психолога духовного наставника и окормления,
- – непроработанность организационных вопросов,
- – незнание многими специалистами основ согласного учения о душе и базиса святоотеческой психологии и т.д.
Говоря о проблемах современной хистианской психологии, нельзя не сказать о том, что в профанном обиходе «христианской или православной психологией» сегодня именуют любые психологические подходы и методы в которых используются христианские термины и понятия.
В этой связи у большинства специалистов светской психологии, не знакомых с христианской антропологией и православным вероучением, существует мнение о том, что «христианская психология» – это та же самая академическая психология в которой нужно просто использовать более гуманный, правдивый и человечный (нравственный) подход к работе с клиентом. Проще говоря, «христианскость» в психологии многими специалисты понимается как отказ от использования откровенно манипуляционных техник и технологий и употребление сугубо религиозных терминов и понятий.
Это большое заблуждение, поскольку христианская (православная) психология стоит на принципиально ином в сравненеии со светской психологией антропологическом фундаменте понимания мира, человека и его природы, как телесно-духовного существа, имеющего три состояния (телесное, душевное и духовное) и две природы (телесную и духовную).
Христианская психология – это психология высшего познания души в аспекте познания не одной только души, а и души и психики одновременно, как разных уровней утончения материи дол уровня нетварной божественной энергиии, как управляющей субстанции.
Если кто-то думает, что христианской психологии можно просто «научиться», как и любому другому предмету и знанию, поняв умозрительно и заучив те или иные концепции, – он глубоко ошибается, поскольку христианскую психологию нужно изучать очень долго, если не всю жизнь пропуская учение отцов о душе не только через ум, но и через своё сердце так, чтобы оно стало практическим руководством в собственной жизни.
Как показал опыт учебного курса «Православная психология» при Минском духовном училище, церковь в настоящее время по целому ряду объективных и субъективных причин не готова к развитию данного направления, как направления именно психологиии. Вместе с тем, церковь может значительно поспособствовать развитию этого нужного направления просто тем, что не будет его табуировать, дискредитировать и запрещать, как форму обновленчества.
Публичный спор о месте психологии в церкви Павла Великанова с Вадимом Леоновым показал некомпетентность обоих именно в вопросах святоотеческой православной психологии, что и вылилось в итоге в скептическую оценку перспектив самого направления митрополитом Тихоном Шевкуновым. В итоге одно невежество породило другое и снова христианская (православная) психология оказалась поруганной и невостребованной.
Так что же такое христианская психология и каков её предмет ?
Если кратко, то Христианская психология – это область знания, базирующаяся на христианской антропологии и святоотеческой традиции, исследующая через призму антропологической катастрофы все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного).
Предметом христианской психологии является человеческая личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного).
Личность (от слов лик, лицо, ипостась), в отличие от психики – это неповторимое и уникальное сочетание в триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей человека, духовно-нравственный образ которых определяет всю направленность человека в жизни и весь характер его витальности и мыследеятельности.
Основателем христианской психологии является святитель Феофан Затворник, который фактически сформулировал парадигму христианской психологии и сделал несколько открытий:
• Определение предмета христианской психологии
• Определение задач христианской психологии
• Открытие «пятиярусной» модели изменения состояний человека
• Открытие «девятерной схемы» иерархии сил души
• Определение природы эгоизма и отношения к эгоизму
• Создание концентрической модели психического бытия
• Разработка концепции духовного сердца и его содержания
• Разработка концепции совести через призму 3-х функций
Завершая разговор на тему проблем и перспектив современной христианской психологии, хочется сказать, что несмотря ни на что, христианская психология состоялась, как направление и имеет право на существование.
Состоялась она даже не потому, что о ней сегодня много пишут и говорят, регулярно издают книги, пытаются как-то готовить специалистов. Она состоялась, прежде всего, с точки зрения верности и неизменности её методологической основы, за которой стоит поистине незыблемое и фундаментальное святоотеческое духовно-нравственное наследие и предание, верность которого подтверждена святыми и подвижниками на протяжении более чем двух тысячелетий. Это вполне достаточный срок для проверки подлинности любого знания.
Состоялась она потому что, несмотря на все конъюнктурные веяния и тенденции последних лет, связанные с укреплением позиций гедонизма, рационального эгоизма и прагматизма, именно христианская психология стоит на неизменно прочном святоотеческом фундаменте духовности и даёт единственно верное духовно-нравственное понимание природы человека, устройства человеческой души и цели человеческого существования.
К.В. Яцкевич