
Если попытаться определить самую сложную психологическую проблему для абсолютного большинства верующих, то этот вопрос многих введёт изначально в состояние ступора и непонимания того о чём идёт речь.
Многие подумают о том, что самой сложной проблемой является проблема принятия факта существования Бога Троицы, как творца всего тварного мира или проблема принятия Христа и Евангелия, как благой вести (знания) о воскресении и возможности спасения души.
Всё это будут по-своему верные ответы, но верные только религиозно, метафорически, теологически, символически или философски, а не психологически. Психология же – это наука о душе по определению, которая объясняет в первую очередь те процессы, которые происходят на уровне души и психики.
Именно поэтому с психологической точки зрения самой сложной проблемой веры является сама психология процесса изменения мышления человека под действием его веры, которая буквально двигает ум человека в направлении Бога и по ходу этого движения ум претерпевает глубокие изменения, которые и отражаются на изменении мировоззрения.
Проще говоря, принятие человеком Бога Троицы, принятие Христа и принятие Евангелия – это не что иное, как процессы принятия умом человека новых смыслов (логосов), которые отличаются от уже имеющихся в рациональном мышлении, а потому принятие новых логосов вызовет когнитивный конфликт, связанный с перестройкой ума и изменением мышления в направлении познания Бога.
Таким образом, главной психологической проблемой веры является проблема принятия умом человека (сетью сознания) новых духовных смыслов, ценностей и целей в жизни, которые вызовут самое глубокое изменение ума, возможный внутренний конфликт (диссонанс) и последующее расширение сети духовного сознания в сторону Бога (сердца).
Данную проблему принятия умом новых смыслов и ценностей с точки зрения когнитивной психологии можно определить как проблему встраивания в систему рационального (мирского) ума и мышления иррационального нравственно-религиозного (христианского) сознания и самосознания с постепенным его развитием и усилением не в ущерб повседневной адекватности и трезвости.
Проще говоря, суть психологии веры в том, чтобы изменить или «подвинуть» иерархически мышление адепта в направлении нравственно-религиозных и высших духовных ценностей не в ущерб повседневной трезвости, ясности и адекватности, что напоминает смену операционной системы на работающем компьютере без потери работоспособности.
Возможно ли решение этой задачи в принципе ?
Как ни странно, но это возможно при знании психологии и устройства мозга, разума и сознания, как операционной и сетевой среды.
Из христианского душепопечения известно, что сам переход ума к вере почти всегда сопровождается чрезмерным уклоном или резким “сдвигом” в сторону религиозного мышления с некоторой потерей состояния трезвости и ясности повседневного (мирского) ума и мышления, что обычно замечают близкие, негативно воспринимая подобные перемены, как резкое обуславливание религией в ущерб светской жизни.
Возможно ли избежание этого эффекта утраты ясности рационального мышления после обращения к вере?
Возможно. Для избежания эффекта утраты ясности и целостности повседневного мышления, встраивание нравственно-религиозного христианского сознания в систему рационального (мирского) мышления должно идти не резко, а экологично и адаптивно.
Экологичность и адаптивность, означают плавность и поступательность перетекания (перестройки) мышления и мировоззрения из одной системы ценностей, координат и ориентиров в другую.
При таком адаптивном переходе психика человека как бы успевает адаптироваться к изменениям мышления и мироззрения и взамен утраченным когнитивным связям и рациональным смыслам успевает создавать новые связи, смыслы и опоры нравственно-религиозного характера.
При этом утрачиваемое при обращении мирское как бы постоянно находит для себя компенсацию и объяснение в новом нравственно-религиозном и духовном.
Такой поступательный и экологичный подход к изменению мышления в сторону религии позволяет в наше время вполне экологично, не теряя полностью рационального ума и мышления, создавать со временем мощную систему нравственно-религиозного, а позднее и духовного сознания, как бы поступательно и адаптивно перенося целостность и полноту личности из мирской плоскости ценностей в духовную плоскость.
В чём же состоит стратегия изменения мышления и перехода от системы рациональных смыслов и ценностей к нравственно-религиозным и духовным ценностям ?
С точки зрения психологии (святоотеческой, а не светской) стратегия изменения мышления при обращении к вере состоит не столько в отказе от рационального мышления и ума, как такового, сколько в его расширении в сторону нравственно-религиозных ценностей и духовных смыслов.
Что это значит ?
Это значит приобрести новое нравственно-религиозное и духовное познание и понимание смысла жизни, не потеряв при этом рациональной составляющей мышления, которая и отвечает за повседневную жизнь и повседневные отношения с миром и людьми.
Что значит не потерять рациональной составляющей мышления ?
Это значит обрести веру и понимание духовного смысла бытия сохранив ясный и трезвый ум, который одинаково хорошо ориентируется и в мирских вопросах и в религиозных (духовных).
Разве это возможно при обращении ума (сети сознания) от мира к религии и Богу ?
Это возможно в принципе с точки зрения когнитивной психологии (психологии познания). Для этого нужно всего лишь не обусловить ум религией на все 100%, оставить в сознании часть ума, отвечающую за связь с миром и социумом, обратив при этом только чуть более половины ума.
Для чего это нужно ?
Это нужно для того, чтобы не весь ум одновременно изменил систему векторов и ориентиров, а только одна часть ума (сети сознания) стала расширяться в направлении нравственно-религиозных и духовных смыслов и ценностей..
Что это даёт сознанию ?
Это даёт сознанию когнитивный манёвр, когда изменение (расширение) ума в сторону сердца происходит без серьёзного ущерба для рационального мышления, часть которого всегда остаётся на связи с миром.
Проще говоря, данная стратегия изменения мышления предполагает как бы постепенное и адаптивное расширение сети сознания в сторону духовного сердца, когда новое религиозное мировоззрение не отменяет прежнее мирское, а как бы постепенно замещает его и вытесняет из конитивной сферы.
В чём состоит суть данной стратегии ?
Суть данной стратегии состоит в постепенном расширении и наращивании нравственно-религиозного и духовного сознания не теряя связи с миром практически до самой смерти, сколько позволяет жизнь и её продолжительность.
Существуют ли при таком способе обращения ума риски помрачения и ухудшения сознания ?
При таком подходе процессы «брожения ума», обострения «помыслов» и «внутренней брани» также имеют место, но они протекают в очень мягкой форме без помрачения ума и кризисных состояний (панических атак, неврозов, психозов на религиозной почве).
Это происходит более экологично именно потому, что значительная часть ума (сети сознания) всегда остаётся в поле рациональности и не теряет трезвости и контроля за психикой.
Названние когнитивные риски «брожение ума», «внутренняя брань», «панические атаки», «состояние прострации» и др. имеют место именно при резком переходе и обращении всего ума, когда сеть сознания адепта целиком «поворачивается» (сдвигается) в сторону религии и религиозных ценностей, не оставляя даже малой части рациональности для осуществления контроля.
Но ведь согласно душепопечения изменение ума при обращении к вере должно быть полным. Почему данная стратегия предполагает не полное обращение ?
Данная стратегите также предполагает полное обращение, но не единовременное, как это было а первые века, а адаптивное и постепенное.
Чем вызвана данная адаптивность и почему сегодня нельзя обращаться к вере по древней схеме ?
Адаптивность вызвана новыми условиями жизни и необходимостью обращения к вере без оставления мира.
Резкий переход ума и мыщления от мирских ценностей к религиозным был возможен только в прошлом и в основном в условиях монастырей, где отречение от мира носило радикальный и физический характер ухода в монастырь или пустыню, а потому не было смысла в сохранении части рационального ума. Кроме этого уход в пустыню означал для ученика полноем вверение себя в руки духовного учителя, который и осуществлял трансформацию сознания.
В наше время ситуация с обращением к вере радикально изменилась и полное отречение от мира сегодня практически невозможно. Кроме того духовных учителей, владеющих знанием о переходе и глубоком изменении мышления сегодня практически нет.
Почему в наше время невозможно полное отречение от мира ?
Полное отречение от мира с оставлением мира сегодня невозможно потому, что это равнозначно клиническому безумию (делирию) и асоциальности, приводящей в итоге к болезням и смерти, а не духовному и когнитивному совершенству.
Именно поэтому стратегия и тактика современного отречения от мира и обретения веры с точки зрения когнитивной психологии уже не предполагает прежней радикальности, резкости и полноты одномоментного отречения от мира, а предполагает адаптивный переход от одной системы ценностей к другой на протяжении всей жизни.
Может ли данная стратегия обеспечить достижение высших духовных целей и задач спасения души ?
Всё зависит от глубины когнитивных изменений и степени достижения духовного совершенства в виде безстрастия и смирения. Экологичный подход к достижению совершенной веры предполагает те же ступени изменения ума и других сил души, что и обычный церковный похдход.
Именно по этой причине при поступательном обращении к вере ум проходит те же стадии развития – стадию душевности (нравственно-религиозного разума) и стадию духовности (духовного сознания).
Стадия духовного сознания – это и есть стадия совершества, которой человек может достигать в миру в зрелом возрасте (после м 60 лет) не оставляя мира.
Таким образом, данная психологическая стратегия экологичного изменения мышления как бы избавлена от акта резкого отречения (отказа) от мира и мирских ценностей в пользу религиозных, поскольку отречение при этом происходит медленно и поступательно.
Нет ли при таком расщеплении сети сознания риска шизофрении ?
При экологичном и поступательном обращении части сознания к вере риск шизофрении минимален, по сравнению с резким обращением и обвалом почти всей прежней системы мышления.
Минимальность риска связана с тем, что часть ума всегда остаётся в системе рационального мышления (трезвости), а расширение касается другой части, которая расширяется поступательно и иерархически.
Что означает иерерхичность расширения сети сознания ?
Иерархичность означает то, что расширение касается не всей сети одновременно, а только её крайней части, которая буквально растёт как дерево или строительная конструкция.
При этом нижняя часть (фундамент или корневая система) не меняется, что и обеспечивает целостность и сохранность ума и мышления в процессе иерархического роста.
При каких случаях есть риск шизофрении ?
Риск шизофрении имеет место тогда, когда сознание расщепляется не иерархично (по вертикали), а равнозначно (по горизонтали).
При таком не иерархичном расщеплении в сети создаются создаются две равнозначных области сети (субперсональности), которые и начинают вести внутренний диалог и конкурировать на внимание личности. Это и создаёт эффект мозаичности сознания.
Что в итоге происходит с оставшейся и не обращённой сразу частью сознания, она остаётся неизменной ?
Эта часть сознания, отвечающая за рациональность, со временем также изменяется и встраивается в новую систему мышления, но это также происходит постепенно и по мере укрепления новой системы мышления.
Иными словами сеть сознания в любом случае обращается и переструктурируется в итоге полностью ?
В итоге новая система нравственно-религиозных и духовных ценностей, смыслов и целей полностью изменяет вся сеть прежней системы рационального мышления.
Просто акт символичного умирания и самораспятия при таком подходе не переживается очень остро и болезненно, а протекает как откровение и инсайт о том, что ум изменился и человек сам не заметил того, как это произошло.
Проще говоря, момент отмирания эго (рацио) при таком преходе происходит как бы незаметно.
Что при таком переходе чувствует человек ?
При этом переходе человек, работающий со своим умом и эго, как бы не замечает резких перемен в системе ценностей, но чувствует, что они идут в нём постоянно и поступательно осознание за осознанием меняя его отношение к жизни и себе.
Что является самым главным в данной стратегии изменения мышления ?
Главным при такой стратегии изменения мышления является постоянство процесса расширения сознания в направлении духовного сердца, которое связано с усвоением всё нового духовного знания и открытием новых духовных смыслов и связей, приближающих ум к сердцу.
Данный процесс и есть процесс развития духовной осознанности через расширение сети духовного сознания.
Нет ли при таком подходе и стратегии риска, что оставленная часть рационального мышления для взаимодействия с миром, остановит расширение ума вовнутрь и снова повернёт сознание в сторону мира и повседневных (мирских) ценностей?
Такой риск возврата системы сознания назад к рациональному мышлению в определённой мере существует, как страх изменений и бегство ума на твёрдую почву.
Успех расширения определяют два фактора:
- – доля оставленного в рациональном состоянии (не обращённого) сознания и
- – поступательность (стабилбность) процесса изменения сознания
- Если к вере и нравственно-религиозным ценностям обращается большая часть сети сознания, то оставшейся части рационального ума будет сложно повернуть обратно в сторону мира всю сеть сознания и при расширении сети к сердцу удельный вес мирской доли будет постоянно уменьшаться до нуля.
- Если процесс расширения ума к сердцу идёт поступательно, то оставленной части рационального мышления также будет сложно остановить этот процесс, заставив ум полностью вернуться в плоскость рациональности.
Таким образом, с точки зрения христианской психологии можно выделить два фактора, обеспечивающие успех изменения мышления и перехода от рациональных ценностей и смыслов к нравственно-религиозным и духовным:
- Доля обращённого к вере (к Богу) сознания при первичном обращении
- Поступательность процесса расширения ума к сердцу (сила веры)



