О самой сложной психологической проблеме большинства верующих или о стратегии изменения мышления

Если попытаться определить самую  сложную психологическую проблему для абсолютного большинства  верующих,  то  этот вопрос многих введёт  изначально  в состояние  ступора и  непонимания того  о чём  идёт  речь.

Многие подумают  о  том, что самой сложной проблемой является проблема принятия факта  существования Бога  Троицы, как  творца  всего  тварного  мира  или  проблема  принятия Христа  и  Евангелия, как  благой вести  (знания)  о  воскресении  и  возможности  спасения  души.

Всё  это  будут по-своему  верные ответы,  но  верные  только  религиозно, метафорически, теологически, символически  или  философски, а  не психологически. Психология же –  это  наука  о  душе  по  определению, которая  объясняет в  первую очередь те процессы,  которые происходят  на  уровне  души и психики.

Именно  поэтому с  психологической точки зрения самой сложной  проблемой  веры  является  сама  психология  процесса изменения мышления  человека под  действием  его веры, которая буквально двигает  ум  человека в  направлении Бога  и по  ходу  этого движения ум  претерпевает глубокие  изменения, которые и  отражаются на  изменении мировоззрения.

Проще  говоря, принятие  человеком  Бога Троицы, принятие Христа и принятие Евангелия – это не  что иное, как процессы принятия  умом  человека новых смыслов (логосов),  которые  отличаются  от  уже  имеющихся  в  рациональном  мышлении, а  потому  принятие  новых   логосов  вызовет  когнитивный   конфликт, связанный  с перестройкой  ума и   изменением  мышления  в  направлении познания Бога.

Таким  образом, главной психологической проблемой веры  является проблема принятия умом человека  (сетью  сознания)  новых  духовных  смыслов,  ценностей  и целей в  жизни, которые  вызовут  самое  глубокое изменение  ума,  возможный  внутренний  конфликт (диссонанс)  и  последующее расширение  сети духовного сознания  в сторону Бога (сердца).

Данную проблему  принятия  умом  новых смыслов и ценностей  с  точки зрения  когнитивной психологии  можно определить как  проблему встраивания в систему рационального (мирского) ума и мышления иррационального нравственно-религиозного (христианского) сознания и самосознания с  постепенным  его развитием  и усилением не в ущерб повседневной адекватности и трезвости.

Проще  говоря, суть психологии  веры  в  том, чтобы  изменить  или  «подвинуть» иерархически  мышление  адепта  в  направлении  нравственно-религиозных  и   высших  духовных  ценностей не в  ущерб  повседневной  трезвости,  ясности и адекватности,   что  напоминает смену  операционной системы на  работающем компьютере без потери работоспособности.

Возможно  ли  решение  этой  задачи в принципе ?

Как ни странно,  но  это  возможно при  знании  психологии  и  устройства  мозга, разума  и сознания, как  операционной  и сетевой среды. 

Из христианского  душепопечения  известно, что  сам переход  ума  к вере почти  всегда  сопровождается чрезмерным уклоном или  резким  “сдвигом” в сторону религиозного мышления с некоторой потерей состояния трезвости и ясности повседневного (мирского) ума и мышления, что обычно замечают близкие, негативно воспринимая подобные перемены, как резкое обуславливание религией в ущерб светской жизни.

Возможно  ли  избежание этого эффекта утраты ясности  рационального мышления после  обращения к  вере?

Возможно.  Для избежания  эффекта утраты ясности и целостности повседневного мышления, встраивание нравственно-религиозного христианского сознания в систему рационального (мирского) мышления должно идти не резко, а экологично и адаптивно.

Экологичность и адаптивность, означают плавность и поступательность перетекания (перестройки) мышления и мировоззрения из одной системы ценностей, координат и ориентиров в другую.

При таком адаптивном переходе психика человека как бы успевает адаптироваться к изменениям мышления и мироззрения и взамен утраченным когнитивным связям и рациональным смыслам успевает создавать новые связи, смыслы и опоры нравственно-религиозного характера.

При этом утрачиваемое при обращении мирское как бы постоянно находит для себя компенсацию и объяснение в новом нравственно-религиозном и духовном.

Такой поступательный и экологичный подход к изменению мышления в сторону религии позволяет в наше время вполне экологично, не теряя полностью рационального ума и мышления, создавать со временем мощную систему нравственно-религиозного, а позднее и духовного сознания, как бы поступательно и адаптивно перенося целостность и полноту личности из мирской плоскости ценностей в духовную плоскость.

В чём  же состоит стратегия изменения мышления  и перехода от системы рациональных смыслов и ценностей к  нравственно-религиозным  и  духовным  ценностям ?

С точки зрения психологии (святоотеческой, а не светской) стратегия изменения мышления  при  обращении  к  вере  состоит не столько в отказе от рационального мышления и ума, как такового, сколько  в его расширении в сторону нравственно-религиозных ценностей и духовных смыслов.

Что это значит ?

Это значит приобрести новое нравственно-религиозное и духовное познание и понимание смысла жизни,  не потеряв при этом рациональной  составляющей мышления, которая и отвечает за повседневную жизнь и повседневные отношения с миром и людьми.

Что значит не потерять рациональной составляющей мышления ?

Это  значит обрести веру и понимание  духовного смысла  бытия  сохранив ясный и трезвый  ум, который   одинаково  хорошо  ориентируется  и в мирских вопросах и  в  религиозных (духовных).

Разве  это возможно при  обращении ума (сети сознания)  от мира  к  религии и  Богу ?

Это возможно в принципе с  точки зрения когнитивной  психологии (психологии  познания).  Для  этого  нужно всего  лишь  не  обусловить  ум  религией  на  все  100%,  оставить в  сознании  часть ума,  отвечающую за  связь с миром  и социумом, обратив при  этом  только чуть  более половины ума.

Для  чего  это  нужно ?

Это  нужно  для  того, чтобы не  весь  ум одновременно   изменил  систему векторов  и  ориентиров, а  только  одна  часть  ума (сети сознания)  стала  расширяться  в  направлении  нравственно-религиозных и  духовных смыслов  и ценностей..

Что  это  даёт сознанию ?

Это  даёт сознанию когнитивный  манёвр, когда изменение (расширение)  ума  в  сторону  сердца происходит  без  серьёзного ущерба для рационального мышления, часть  которого  всегда  остаётся  на  связи с миром.

Проще говоря,  данная  стратегия изменения мышления предполагает как бы постепенное и адаптивное расширение сети сознания в сторону духовного сердца, когда новое религиозное мировоззрение  не  отменяет  прежнее  мирское, а  как  бы постепенно  замещает  его и вытесняет  из  конитивной сферы.

В чём состоит  суть данной стратегии ?

Суть  данной стратегии  состоит в постепенном  расширении  и  наращивании нравственно-религиозного и духовного сознания  не  теряя связи с миром  практически до самой смерти, сколько позволяет жизнь и её продолжительность.

Существуют  ли при  таком  способе  обращения ума  риски помрачения  и  ухудшения  сознания ?

При  таком подходе процессы «брожения ума»,  обострения «помыслов» и «внутренней брани»  также имеют место, но они протекают в очень мягкой форме  без помрачения ума и кризисных состояний (панических атак, неврозов, психозов на религиозной почве).

Это происходит  более экологично именно потому, что значительная часть ума  (сети сознания)  всегда остаётся в поле рациональности и не теряет трезвости и контроля за психикой.

Названние  когнитивные  риски «брожение  ума», «внутренняя брань», «панические  атаки», «состояние прострации» и др.  имеют место  именно  при резком  переходе и  обращении  всего  ума, когда  сеть сознания  адепта   целиком  «поворачивается» (сдвигается) в сторону  религии и религиозных ценностей, не оставляя  даже  малой  части  рациональности для осуществления контроля.

Но ведь  согласно душепопечения  изменение ума  при обращении к  вере  должно  быть полным.  Почему данная  стратегия  предполагает не  полное обращение ?

Данная  стратегите  также  предполагает  полное обращение,  но не единовременное, как  это  было  а  первые  века, а  адаптивное  и постепенное.

Чем вызвана данная   адаптивность и почему сегодня  нельзя  обращаться к вере по древней  схеме ?

Адаптивность  вызвана новыми  условиями  жизни и  необходимостью обращения  к вере  без оставления   мира.

Резкий переход ума  и мыщления от мирских ценностей к религиозным был возможен только в прошлом и в основном в условиях  монастырей, где отречение от мира носило  радикальный  и  физический характер  ухода  в  монастырь  или  пустыню, а потому не было смысла в сохранении  части рационального ума.  Кроме  этого уход в пустыню  означал для  ученика полноем  вверение себя в  руки  духовного учителя, который  и осуществлял  трансформацию  сознания.

В наше время ситуация  с обращением к вере радикально изменилась и полное отречение от мира сегодня  практически невозможно. Кроме  того духовных учителей,  владеющих знанием  о переходе  и  глубоком  изменении  мышления  сегодня практически  нет.

Почему в  наше время  невозможно полное  отречение  от мира ?

Полное  отречение  от мира  с  оставлением мира  сегодня  невозможно потому, что  это  равнозначно клиническому безумию (делирию)  и асоциальности, приводящей  в  итоге  к болезням и смерти, а не духовному и когнитивному совершенству.

Именно поэтому стратегия и тактика современного отречения от мира   и  обретения  веры  с точки зрения когнитивной психологии уже не предполагает прежней радикальности, резкости и полноты одномоментного отречения  от мира,   а предполагает  адаптивный  переход  от  одной системы  ценностей к  другой  на протяжении  всей  жизни.

Может  ли  данная  стратегия обеспечить достижение  высших  духовных  целей  и  задач  спасения  души ?

Всё  зависит  от глубины  когнитивных изменений  и  степени  достижения  духовного совершенства  в  виде безстрастия и смирения.  Экологичный  подход к  достижению  совершенной веры  предполагает  те  же  ступени  изменения ума и  других  сил  души, что и  обычный  церковный  похдход.

Именно по  этой причине при поступательном  обращении к  вере ум  проходит  те же  стадии  развития –  стадию  душевности (нравственно-религиозного разума)  и  стадию  духовности  (духовного сознания).

Стадия  духовного сознания  – это  и есть стадия совершества, которой  человек  может  достигать  в миру  в  зрелом  возрасте  (после м 60 лет) не  оставляя мира.

Таким образом, данная психологическая стратегия  экологичного изменения мышления как бы  избавлена от акта резкого отречения (отказа) от мира и мирских ценностей в пользу религиозных, поскольку отречение при этом происходит  медленно и поступательно.

Нет  ли  при  таком расщеплении сети  сознания  риска  шизофрении ?

При  экологичном  и поступательном  обращении части  сознания к вере риск  шизофрении  минимален, по  сравнению с  резким  обращением  и обвалом  почти  всей  прежней  системы мышления.

Минимальность  риска  связана с  тем, что часть  ума  всегда  остаётся  в системе  рационального  мышления  (трезвости),  а  расширение касается другой  части,   которая  расширяется поступательно  и иерархически.

Что  означает иерерхичность  расширения сети сознания ?

Иерархичность  означает  то, что расширение касается не  всей  сети одновременно, а  только её  крайней  части,   которая буквально растёт как  дерево  или  строительная  конструкция.

При   этом нижняя  часть (фундамент или  корневая  система)  не  меняется, что  и   обеспечивает целостность  и сохранность  ума  и мышления  в процессе иерархического  роста.

При каких  случаях  есть  риск  шизофрении ?

Риск  шизофрении  имеет  место тогда, когда  сознание  расщепляется  не иерархично (по  вертикали), а  равнозначно (по  горизонтали).

При  таком  не  иерархичном  расщеплении  в  сети  создаются создаются  две  равнозначных  области  сети   (субперсональности), которые  и  начинают  вести  внутренний  диалог  и конкурировать  на  внимание личности.  Это и создаёт эффект  мозаичности сознания.

Что в  итоге происходит с  оставшейся  и  не  обращённой  сразу  частью  сознания,  она  остаётся неизменной ?

Эта  часть сознания,  отвечающая за  рациональность,  со  временем  также изменяется  и встраивается в  новую систему мышления,  но  это  также  происходит постепенно  и по мере  укрепления  новой  системы  мышления.

Иными  словами сеть  сознания в  любом  случае  обращается и переструктурируется  в  итоге  полностью ?

В  итоге  новая  система  нравственно-религиозных и  духовных  ценностей, смыслов  и  целей полностью  изменяет вся  сеть  прежней  системы рационального мышления.

Просто акт символичного умирания и самораспятия при таком  подходе не переживается очень  остро и  болезненно, а  протекает как  откровение  и инсайт  о том, что ум изменился  и   человек  сам  не заметил  того, как  это произошло.

Проще  говоря, момент  отмирания  эго (рацио) при таком преходе происходит  как  бы  незаметно.

Что при таком  переходе  чувствует  человек ?

При этом  переходе  человек, работающий  со  своим  умом и  эго,  как бы не замечает  резких перемен в системе ценностей, но чувствует, что они идут в нём постоянно и поступательно  осознание  за  осознанием меняя его отношение к  жизни  и себе.

Что является самым главным  в данной стратегии изменения мышления ?

Главным  при такой  стратегии изменения мышления  является постоянство процесса расширения сознания в направлении духовного сердца, которое связано с усвоением  всё нового духовного знания и открытием новых духовных смыслов и связей, приближающих ум к сердцу.

Данный процесс и есть процесс развития духовной осознанности через  расширение сети  духовного сознания.

Нет ли при таком подходе  и стратегии  риска, что оставленная часть рационального мышления для взаимодействия с миром, остановит расширение ума вовнутрь и  снова повернёт сознание в сторону мира и повседневных (мирских) ценностей?

Такой риск  возврата системы  сознания назад к рациональному мышлению в определённой мере существует, как  страх  изменений  и бегство  ума  на  твёрдую  почву.

Успех расширения определяют два фактора:

  •  – доля оставленного в рациональном состоянии (не обращённого) сознания и
  •  – поступательность (стабилбность) процесса изменения сознания
  1. Если к вере и нравственно-религиозным ценностям обращается большая часть сети сознания, то оставшейся части рационального ума будет сложно повернуть обратно в сторону мира всю сеть сознания и при расширении сети к сердцу удельный вес мирской доли будет постоянно уменьшаться до нуля.
  2. Если процесс расширения ума к сердцу идёт поступательно, то оставленной части рационального мышления также будет сложно остановить этот процесс, заставив ум полностью вернуться в плоскость рациональности.

Таким  образом, с точки зрения  христианской психологии  можно выделить два фактора, обеспечивающие успех  изменения мышления и перехода от рациональных ценностей и смыслов к нравственно-религиозным и духовным:

  1. Доля обращённого к вере (к Богу) сознания при первичном обращении
  2. Поступательность процесса расширения ума к сердцу (сила веры)
 
Из книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная пихология”, Глава 26, “Учение отцов об отречении от мира в современной адаптации”, 2020, г. Минск.

Автор: admin

Добавить комментарий