Сновидения ничем не отличаются от образов бодрствования за исключением того, что они не встречают немедленного корректирования текущим восприятием и впечатлениями. «Действительность» бодрственного сознания есть тот же образ, синтезированный из прошлого, что и в сновидении, но который вместе с тем сейчас же испытывает на себе переинтегрирования вплетающимися в него по его поводу впечатлениями новой реальности.
В том случае, когда впечатления новой реальности его не тревожат и не мешают его проведению, они его и не изменяют так же, как сновидения. Это касается чисто абстрактных и общих образов, относительно которых возможно ведь открытие теории во сне или сформирование музыкальных арий. Это касается и таких проективных образов, которые не подлежат немедленной проверке, а ждут будущего. (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 290)
Возможно, что иногда во сне человек увидит интегрированно и выпукло то, что бродило в его душе, но было смешено с прочими переживаниями и ощущениями, занимавшими его бодрственное сознание! Сон может помогать человеку осознать новое, нарождающееся в его душе. (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 244)
Мое учение о доминантах в центрально-нервной деятельности приносит его в высшие этажи нервной системы, совпадает с учением о «психических комплексах» [1]. <…> Здесь доминанты связываются и индивидуализируются именно эмотивным тоном, которым предопределяется до известной степени и идейное содержание жизни, и общий склад деятельности при данном одностороннем возбуждении человека.
Доминанты могут продолжать свое влияние на психику и жизнь и тогда, когда они сами спустились ниже порога сознания. При истерии особенно ярко сказывается вытеснение одного комплекса другим из поля сознания. «Ущемленные комплексы», попросту — заторможенные психофизиологические содержания, продолжают еще подсознательно действовать на всю психику и очень патогенны. <…>
По Freud’y, расшифровать подсознательное на кроющиеся в нем патогенные комплексы возможно лишь при полном отвлечении сознания от внешних впечатлений и при тщательном изучении того, как будет заявлять себя при этом подсознательное. <…> Это исполняется лучше всего, ибо серьезнее всего, при молитвенном сосредоточении внимания, при молитвенном чтении своей души. Рассматривая себя в зеркале, переводи тайных внутренних врагов своих в свет сознания, вплетай их в его оздоровляющую, регенерирующую ткань! (Доминанта. Изд. Питер. Спб. 2002. с. 297-299)
В нормальной нервной системе трудно представить себе вполне бездоминантное состояние. Вероятно, оно было бы более или менее равномерное, очень слабое возбуждение, разлитое более или менее по всем центрам. Из нашего личного опыта более всего к нему приближается, вероятно, состояние бессонницы с ее слабо бродящими, неопределенными впечатлениями. (Доминанта. Изд. Питер. Спб. 2002. с. 104)
Безынтегральное и бездоминантное отношение к среде переживается нами как бесформенный поток ощущений, в котором не разберешь, что тут вносится нашими внутренними процессами, что приходит в самом деле извне. Такое состояние бесформенного душевного переживания бывает в нас, когда мы иногда проснемся темною ночью и прислушиваемся к неясному трепетанью приходящих впечатлений, как будто совсем новых, каких ранее, в шуме дня, мы не замечали. И тут, быть может, реальнее, чем где-либо, улавливается одно невозвратное утекание времени, жизни и бытия!
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Темный твой язык учу…
(Пушкин. «Бессонница»)
И тут же начинается улавливание известного порядка, смысла, значения в этом темном языке утекающих ощущений! Зерна Истины тут уже есть! (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 388)
Опять-таки доминанта — как формообразователь интегрального образа. Отсутствие доминанты в себе влечет неспособность организовать опыт с различением главного и частей, а стало быть, и неспособность усмотреть в опыте организованное единство. Это и есть закон заслуженного Собеседника. Но анализ и дифференцировка совершенно немыслимы без одновременного синтеза. Синтеза и интегрирования. Доминанта интегрирует и тем самым ведет к анализу и дифференцировке. (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 276)
Доминанты, тяжелые и инертные по природе, постепенно замещаются своими кортикальными компонентами, которые могут возобновить соответствующую доминанту целиком, но чаще ограничиваются экономическими эскизами или символами доминант, допускающими гораздо более быстрые переживания и подвижные сочетания с другими переживаниями. И вот характерно, что эти кортикальные компоненты доминант (чисто внутренних переживаний) будут регистрироваться <…> преимущественно по вещным данным внешней среды, — по зрительным, слуховым, обонятельным восприятиям, связавшимися с переживаниями доминант. А ведь кортикальный компонент и есть по преимуществу то, что привязалось к данной доминанте из высших рецепций на расстоянии! (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 259)
Подсознательное воспринимает более точные отпечатки от действительности, чем высшее сознание, и это оттого, что последнее несравненно активнее несет на себе высшие задачи, ему некогда заниматься частностями и деталями, оно интерполирует наскоро, дополняя от себя то, что не успело рассмотреть! <…>
Образы и представления, строящиеся нашим сознанием, оказываются всегда гипотетическими законченностями кусков действительности через интерполяцию, гипотетическими проектами действительности! Гипотетичность и условность происходят оттого, что они всегда интерполированы самим сознанием, так что в них столько же объективной действительности, от меня не зависящей, сколько и моей проектирующей и интерполирующей деятельности! Проективный характер происходит оттого, что мои образы и представления всегда имеют практическое значение, — они имеют в виду ту или иную деятельность и воздействие на реальность с моей стороны, то или иное взаимодействие с реальностью. (Доминанта. Изд. Питер. Спб. 2002. с. 295-296)
Из-под порогов суммации, возбуждения и сознания, из сложных глубин подсознательного предопределяется человек в своих поступках, переживаниях и восприятиях. Если у него является пожелание овладеть своим поведением, то сначала он должен овладеть теми глубинами подсознательного, т. е. течением физиологических событий в себе, дабы через них овладеть и предопределить затем свое поведение, свои восприятия, свой statement of life [2] в среде. Здесь повсюду требуется большая постепенность подготовки самовоспитания, долгие систематические труды над собою, дабы в урочный час можно было срочно ответить должным решением на очередную задачу. (Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997. с. 238)
Антифизиологическая точка зрения: подсознательное и физиологическое не играет роли, воспитание и переработка его не требуется, — достаточно сразу сообщить абстрактную истину, которая и дает свободу тому, кто ее услышал. (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 240)
Мудрость нашего «досознательного» — это главная загадка и интерес физиологии. Какое удивительное наследие предков с их страданиями, трудом, исканиями и смертью! И как она обязывает нас, в качестве «сознательных» деятелей,— в том, чтобы наше «сознательное» управление этим наследием было достойно ее — тою сугубою мудростью, которая не расточала бы, а приумножала древнюю мудрость рода для тех, кто будет еще после нас! (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 414)
У Гарина, среди его превосходных психологических очерков, описывается процесс созревания идей у натуры «непосредственной и впечатлительной».
«Процесс мышления, результатом которого получалось такое с виду неожиданное решение, несомненно, существовал, но происходил, так сказать, без сознательного участия с ее стороны. Факты накоплялись, и, когда их собиралось достаточно для данного вывода,— довольно было ничтожного толчка, чтобы запутанное до того времени положение вещей освещалось сразу, с готовым уже выводом» (Н. Гарин. «Детство Темы»).
Это тип того, как образуются душевные интегралы в подсознательной жизнедеятельности человека… (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 354)
Подсознательное воспринимает более точные отпечатки от действительности, чем высшее сознание, и это оттого, что последнее несравненно активнее несет на себе высшие задачи, ему некогда заниматься частностями и деталями, оно интерполирует наскоро, дополняя от себя то, что не успело рассмотреть! <…>
Образы и представления, строящиеся нашим сознанием, оказываются всегда гипотетическими законченностями кусков действительности через интерполяцию, гипотетическими проектами действительности! Гипотетичность и условность происходят оттого, что они всегда интерполированы самим сознанием, так что в них столько же объективной действительности, от меня не зависящей, сколько и моей проектирующей и интерполирующей деятельности! Проективный характер происходит оттого, что мои образы и представления всегда имеют практическое значение,— они имеют в виду ту или иную деятельность и воздействие на реальность с моей стороны, то или иное взаимодействие с реальностью. (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 357)
Творчество возникает в подсознательном. Человек вдруг открывает, что в нем поет мотив, складывается числовой ритм, достигают решения давно назревшие задачи.
Дело «сознания» и волевого «намерения» будет тут лишь в том, чтобы повторить в раздельной и проанализированной форме, в шаблоне, то, что было дано явочно в досознательном творчестве. Что творчество не есть дело логического построения, дискурсии, это подчеркнуто было Кантом в том, что был признан примат «слепого синтеза» в организации мысли и сознания и наличие «синтетических суждений» обязательного значения Явочным порядком возникала математика, астрономия, физика — все поле естественной науки. Логическому и систематическому сознанию предстояло учиться у этих явочных фактов, уяснить их возможность и природу и использовать их для своей практики. (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 415-416)
Доминанта зацепила за хронотоп, адекватно уловила его содержание в данный момент. И это неудивительно, ибо она — его часть! И тогда получается полная адекватность желаемого и осуществляющегося — то, что мы называем чудом, ясновидением, прозрением, пророчеством.
Пока доминанта на своей высоте, хронотоп внутри и хронотоп вне некоторое время идут в непосредственном совпадении. И тогда естественно пророческое постижение и прозорливость.
Например, известен такой «закон связи», по которому истина предвидится и задается предварительно и задолго 1) до непосредственного соприкосновения с нею; 2) до развертывания ее в исторической картине. Поэтому предваряющее высказывание о ней всегда и неизбежно оказывается «убеждением», «уверенностью», «проектом». У участников в процессе развертывания истины это «вера».
Это и есть «интуиция» или «ясновидение реальности»: дискурсивного оправдания истинности нет, а эмпирическое оправдание целиком впереди т. е. для текущего момента требуется решение воли, действие, решимость, «строительство». (Доминанта души. Рыбинск. 2001. с. 269)
«Интуицией» мы называем именно ту, быстро убегающую, мысль в ее естественном состоянии, которая пробегает еще до слов. Она всегда в нас первая. Дальнейший ход нашей работы в том, чтобы воплотить, отпрепарировать эту интуитивную мысль, неизвестно откуда происходящую и куда-то уходящую, почти всегда мудрую «мудростью кошки»,— в медлительные и инертные символы речи с ее «логикой», «аргументацией», «сознательной оценкой». <…>
Но логика и аргументация лишь поспевают вдогонку за интуицией, хотят восстановить, проверить, оправдать ее смысл.
Смысл же и мудрость ее не в логике, не в аргументации, не в дальнейшем ее истолковании, а в той досознательной опытности приметливости, в той игре доминант, которыми наделило нас предание рода! (Интуиция совести. Спб. 1996. с. 414)
Ночь 13/14 ноября. Видал во сне Николая Николаевича Мелентьева, с которым куда-то шел и который так высказывался мне в своих вопросах жизни, что открылся мне его светлый, плачущий внутренний человек, это дитя, которого мы всю жизнь хотим всячески скрыть и спрятать в себе; и я глубоко сочувствовал этому внутреннему человеку, потому что мог встать в его положение и понять, как ему было трудно. (Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997. с. 79)
1/2. II. 10. Видел во сне тетю Анну. Она и я спали в нашей комнате, как было в старину до 1890-1 года. Кажется, сначала она сказала, что дом наш пропускает ветер, так что бывает холодно спать с той стороны, откуда дует в этот день ветер…
Вот шли мы по Выгонной улице домой от Александровского училища. В том немощеном переходе (второй квартал от Александровского училища), где постоянно стоит грязь, оказалась глубокая топь. Туда забрались и бродили по воде коровы. Дойдя до середины квартала, мы увидали, что идти дальше нельзя, вода была до плеч и волновавшиеся коровы не давали пройти далее. Мы повернули, чтобы обойти кругом с Лесной улицы. В это время одна корова хотела боднуть тетю слева; но обошлось, кажется, благополучно. А я попал на очень глубокое место, вода доходила до горла, крайне стесняла грудь и я двигался ужасно медленно, дивясь сам своей медленности; грудь страшно теснило.
Квартира, на которой приходиться ночевать. Кошки, сначала 4, потом много. Едят какую-то падаль. Потом все это, постепенно, заменяется виноградом и фруктами.
Я в Восломе и в Рыбинском доме. Рано утром куда-то собираюсь, надеваю армяк и зачем-то беру саблю. В комнате холодно и еще темно: чуть светит из восточных стен белый утренний свет. Иду куда-то на Лесную улицу, закутавшись в армяк: там ждут меня люди, с Петей Дмитриевым во главе.
Вижу себя в какой-то уютной квартире, где вспоминает какой-то хороший человек о смерти жены. Вспоминает, как она что-то хотела сказать ему в последние минуты: «Подойди, я тебе скажу, я скажу тебе!..» Ее поддерживали 3 женщины, сердобольные, незнакомые, — между ними моя тетя. Но женщина не успела сказать, что хотела, повторила совсем ослабевающим тоном: «Скажу-у», — и голова ее повисла. А муж продолжал ходить из угла в угол по комнате.
Старики-монахи на послушании: жалуются, что молодежь стали скоро пускать на церковные должности. Нужна суровая и долгая жизнь в труде, чтобы душа стала крепкой, как добрый грунт спокойной плодородной земли. Тогда все эти духовные дары и роды духовной деятельности будут добры, действительно добры для данного человека и его окружающих.
А у молодежи все это ненадежно, все это — случайный закон семени, которое, дав росток, скоро заглохнет …
Какие-то древние виды, потом древний русский, полусказочный, город. Потом римский Колизей, в котором я иду по местам зрителей, оглядываясь на арену. Почему-то все трогательно до слез… Теплое, грустное чувство… Конец.
9/10 янв. Сон: в Ярославле за всенощной, где-то в монастыре; потом на Волжском откосе, на пристани, с попыткой уехать: не удалось уехать; иду с больными ногами по откосу, по съезду. Встречаю человека, видевшего меня за всенощной в монастыре, — сочувствует моей болезни ног.
Откос ночью; река, как стальная, видна внизу широкой лентой. Стоим на темном, сыром горбыле гористого берега. Под ногами доски и стружки, опилки. Должно быть — лесопильня на Волжском берегу. Недалеко сторожка. Какой-то славный знакомый мужик около… Вдруг тревожный, очень громкий звук, — не то пароходный гудок, не то — гудок на сторожевой вышке. Бежим по горе: вдали, на завороте с реки в затон какое-то судно с разгорающимся пламенем на задней части палубы. Другие суда стоят безмолвно. Горящее судно как будто двигается: это небольшой, жалкий пароходик идет в затон, все быстрее и быстрее приближаясь к нам. Наконец, он в нашем траверзе, мчится с необычной быстротой, объятый пламенем: каково-то команде и, особенно машинной команде, на нем! Большой казенный пароход, завернувший полным ходом с реки в затон, идет параллельно горящему пароходику, ближе к берегу, как бы стремясь изолировать его от берега. Пока не видно, чтобы действовали брандспойтами. Горящий отчаянно свистит и начинает заворачивать налево к отмели. Казенный пароход начинает заливать… Потом, как будто, заливаю уже я сам, брандспойтом из моих рук. Пароходик спасен и, кажется все благополучно. Но пароходик молчалив и пуст. (Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997. c. 116-117)
Примечания
[1] Имеется в виду учение Зигмунда Фрейда.
[2] Утверждение образа жизни (англ.).