В настоящее время направление христианской психологии, получившее наиболее активное развитие в России, находится ещё только в самом начале своего становления, утверждая свою жизнеспособность и право на существование. Данное обстоятельство и определяет то, что сегодня существует множество различных взглядов на определение, предмет и структуру христианской психологии, среди которых есть и скептические и даже весьма критические.
Так, до сих пор ещё нет чёткого разграничения между понятиями христианская, святоотеческая и православная психология и ряд священнослужителей категорически отрицательно относятся к данному направлению, считая его разновидностью нового «сектантства» или «модернизма», выступающего в роли «конкурента» институту пастырства и вносящего смуту в традиционное душепопечение и структуру церковных дисциплин.
Именно по этой причине, наряду с интересом к направлению христианской психологии, существует целый ряд проблем клерикально-догматического и административного характера, которые препятствую развитию данного направления. Отдельного внимания требует вопрос определения статуса направления христианской психологии и целевой аудитории, поскольку курс христианской психологии для мирян и священства должен по идее учитывать различия в уровне катехизической грамотности, хотя автор не склонен к схоластическому упрощению курса для мирян из того же евангельского принципа целостности духовно-нравственного знания для всех. С другой стороны общественный и внецерковный статус для данного направления вызывает известные опасения в его секуляризации и обмирщении.
Первый опыт открытия энтузиастами в России и Беларуси соответствующих учебных курсов по христианской психологии при ряде православных образовательных учреждений выявил серьёзную проблему не готовности епархиальных структур и самого священства к полноценному принятию и развитию данного направления под эгидой церкви. Речь идёт об отсутствии у епрархиальных структур соответствующего опыта взаимодействия и какой-либо нормативной базы по этому направлению, а главное – самих специалистов – психологов из числа священнослужителей, разбирающихся в общей и современной христианской психологии. Итог этого – трудности во взаимодействии с епархиальными структурами и закрытие соответствующих пилотных курсов при ряде учебных заведений в России и Беларуси.
Одной из наиболее серьёзных методологических проблем, стоящих перед направлением христианской психологии в настоящее время, является проблема отсутствия соответствующей учебной программы и учебного пособия для курса. Опыт преподавания пилотного курса «Основы православной психологии» в рамках Минского духовного училища в 2015 – 2016 гг. группой энтузиастов и специалистов показал, что наиболее целесообразным было бы включение в программу следующих модулей:
- Исторический обзор психологических концепций в свете христианской антропологии.
- Методологические основы христианской психологии в свете святоотеческого наследия.
- Святитель Феофан Затворник – основатель направления христианской психологии.
- Основы христианского психологического консультирования в свете диалога по Флоренской.
- Основы возрастной, педагогической и социальной психологии через призму христианского мировосприятия.
- Основы кризисной психологии и религиозной девиантологии.
- Основы пастырской и миссионерской психологии.
Если рассматривать структуру направления христианской психологии в общем и укрупнённом ракурсе, в ней можно выделить три базовых психологических блока или ступени повышения квалификации спрециалистов:
- – психология подготовки к воцерковлению (катехизический уровень),
- – психология воцерковления на 3-х этапах (пастырский уровень),
- – психология кризисных ситуаций, возникающих по ходу воцерковления (магистерский уровень).
В данной связи методологический базис христианской психологии предполагает с одной стороны глубокое знание основ психологии святоотеческой, а с другой стороны психологии социальной, кризисной и экзистенциальной, рассматривающей соответствующие когнитивные изменения в ходе онтологического роста личности.
Таким образом, программа курса и категориальный аппарат христианской психологии должны, как минимум, включать в себя разделы и категории, связанные с пониманием природы «ветхого» (падшего) состояния человека, «нового» (искупленного), «метанойи», как акта обращения сознания, а также глубокое понимание сути категории нравственности через призму христологии, как базовой и связующей, выступающей красной нитью во всей парадигме. Кроме того, в базисе должны быть отражены аспекты кризисной и практической христианской психологии, а также аспекты психологии воцерковления, миссионерской работы и психологии внутрицерковных отношений.
На наш взгляд, программа и категориальный аппарат курса основ христианской психологи должны включать в себя следующие базовые понятия:
- Представление об образе и подобии человека Богу
- Представление о Четвероевангелии и его символах
- Представление о тримерии человека (тело, душа дух)
- Представление о душе через призму святоотеческого учения
- Представление о себялюбии (эгоизме)
- Представление о жертвенности (самоотвержении)
- Представление о святости (совершенстве)
- Представление о повреждении человеческой природы (первородном, родовом, личном)
- Представление о страстях (тела, души, духа)
- Представление о покаянии (метанойе)
- Представление о сердце (телесном и духовном), как сосредоточии сил души
- Представление о познавательной силе души (уме)
- Представление о раздражительной силе души (чувстве)
- Представление о вожделевательной силе души (воле)
- Представление о девятерной схеме разложения трёх сил души на трёх уровнях (телесном, душевном, духовном)
- Представление о трёх состояния человека (естественном, падшем, искупленном)
- Представление о телесном состоянии естества
- Представление о душевном состоянии естества
- Представление о духовном состоянии естества
- Представление о нравственности
- Представление о молитве, психология молитвы
- Представление о смерти и вехах души
- Представление о Воскресении
- Представление о будущем состоянии
Данный категориальный базис, по сути не имеющий аналогов, позволяет не просто заглянуть в человеческую душу, как сакральное пространство, закрытое для рационального понимания, но позволяет работать с душой в плане целенаправленного изменения её базовых свойств и качеств.
Ядром или стержнем курса, вне сомнения, должны быть «Методологические основы христианской психологии». Данный раздел должен включать святоотеческое понимание природы человека через призму трёх базовых состояний (телесного, душевного, духовного), святоотеческое учение о душе и её тричастной структуре (ум, чувство, воля), а также святоотеческое учение о страстях и Лествице духовной.
С практической точки зрения наибольший интерес представляет собой именно разделы практической и кризисной христианской психологии, поскольку данные направления в настоящее время наиболее всего востребованы и при этом менее всего проработаны методологически.
Примерная структура раздела практическая православная психология
- Любовь, как качество, её обретение и утрата
- Актуальные вопросы подготовки к семейной жизни
- Аддикции (зависимости) и профилактика аддиктивного поведения
- Противоречия, связанные с пониманием пола (ЛГБТ)
- Ювенальные технологии, как инструмент разрушения семьи
- Доабортное женское консультирование
- Насилие, его разновидности и профилактика
- Психологическая помощь при тяжёлом соматическом заболевании
- Онкопсихология
- Работа в пенитенциарной системе и особыми социальными категориями
- Работа с жертвами тоталитарных и деструктивных сект
- Суицидальное поведение и его профилактика
- Психология горя и горевания
- Психология воцерковления
- Психология миссионерской работы
- Пропедевтика аскетики
Говоря о методологии православной психологии, хочется заострить внимание на психологии воцерковления, как особом разделе, имеющем, если можно так выразиться духовно-психологической характер тесного взаимодействия с церковью и духовником.
Данный раздел носит особо деликатный характер, поскольку должен учитывать разграничение компетенции священника и психолога. Дело в том, что в практическом руководстве по спасению сегодня нуждается основная масса воцерковляющихся. В этой связи работа православного психолога не должна идти вразрез работе священника.
К сожалению, в силу неразвитости института монашества, а также отсутствия традиции старчества и духовного наставничества в их должном уровне, огромное число людей воцерковляется в наше время и двигается к Богу самостоятельно, т.е. самочинно без душепопечения и руководства на свой страх и риск.
В итоге, как показывает практика оказания практической православно-психологической помощи, очень высок процент серьёзных ошибок при самочинном воцерковлении с неизбежными расстройствами и душевными отклонениями, вплоть до серьёзной психопатологии.
В этой связи особую актуальность имеет направление «Кризисной христианской психологии» через призму религиозной психопатологии (девиантологии), которая имеет свою особую специфику.
Отдельного внимания и рассмотрения заслуживает вопрос профессиональной этики христианского психолога и требований, предъявляемых к специалисту, позиционирующему себя таковым. Практический опыт убедительно говорит о том, что невозможно работать в рамках парадигмы христианской психологии специалисту, который сам не воцерковлен, не владеет в полной мере основами катехизиса, христианской антропологии и не придерживается церковной жизни, владея лишь основами общей психологии.
Таким образом, парадигма христианской психологии предъявляет весьма высокие духовно-нравственные требования к специалистам, работающим в данном направлении, в сравнении с аналогичными требованиями, предъявляемыми к светским психологам.
Опыт практической работы минского «Клуба и школы православной психологии» при Духовно-просветительском центре Доме православной книги, говорит о том, что из всех проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе христианским психологам, главными являются семейные проблемы, возникающие в период воцерковления.
Говоря о методах работы христианского психолога, нельзя не сказать о том, что эти методы принципиально отличаются от методов и модели светской психологии. Отличия заключаются не только в методологии нравственности и этическом кодексе, но и в характере отношений, в построении и ведении терапевтической беседы, в используемых техниках и ответственности за результат терапии.
По существу, многие подходы и методы академической психологии, основанные на сугубо рациональном подходе, в настоящее время нуждаются в духовно-нравственной трансформации и глубокой переработке через призму нравственности. Создание соответствующих методов и инструментов на основе уже имеющихся в психологии подходов (гештальт, системные расстановки, транзактный анализ, психодрама, психоанализ и др.) – серьёзнейшая проблема и перспективная тема в христианской психологии. Говоря о самой возможности использования христианскими психологами тех или иных методов, инструментов и технологий рациональной психологии, можно сказать, что это возможно в принципе, но только при условии творческого наполнения соответствующего метода принципиально иным содержанием – христианским и духовно-нравственным, а это в высшей степени не простой и творческий процесс.
В целом, оценивая возможности направления христианской психологии, хочется сказать, что это идеальный метод для работы именно с кризисными ситуациями и экзистенциальными проблемами, где в настоящее время имеется теоретический, методологический и практический вакуум. Вот, собственно, почему практически вся современная кризисная психология и психотерапия являются полем деятельности преимущественно христианских психологов, как нравственно ориентированных.
Вопрос разработки профессионального этического кодекса христианского психолога – это особый вопрос, требующий самого пристального внимания. Попытки его создания для специалистов, работающих в рамках нравственно-ориентированной парадигмы, предпринимались уже неоднократно, но следует признать, что до настоящего времени единого и общепризнанного варианта пока не существует.
К.В. Яцкевич по материалам курса “Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии”, г. Минск, 2014 г.
Ссылка на оригинальную статью >>>
Как церковь относится к психологии:
Нужна ли христианская психология: