О структуре  и программе  курса  христианская  психология

В  настоящее  время  направление  христианской  психологии, получившее  наиболее  активное  развитие  в  России, находится  ещё  только  в  самом начале  своего  становления,  утверждая  свою жизнеспособность и право  на   существование.  Данное  обстоятельство  и определяет  то, что  сегодня  существует  множество  различных  взглядов  на  определение, предмет и структуру  христианской  психологии, среди которых  есть и скептические  и  даже  весьма   критические.

Так,  до сих  пор ещё нет  чёткого  разграничения  между   понятиями  христианская,  святоотеческая  и  православная  психология  и ряд священнослужителей  категорически  отрицательно относятся к  данному  направлению, считая   его  разновидностью нового «сектантства» или  «модернизма», выступающего  в  роли «конкурента»  институту   пастырства   и  вносящего  смуту  в  традиционное  душепопечение  и  структуру церковных дисциплин.  

Именно по  этой   причине, наряду с интересом  к  направлению  христианской  психологии,  существует целый  ряд  проблем  клерикально-догматического  и  административного характера, которые  препятствую  развитию данного направления.   Отдельного внимания  требует  вопрос  определения   статуса  направления  христианской  психологии  и  целевой   аудитории, поскольку  курс  христианской  психологии  для   мирян  и  священства  должен  по  идее  учитывать различия  в  уровне  катехизической  грамотности, хотя  автор не  склонен  к  схоластическому  упрощению курса для  мирян  из того же  евангельского принципа  целостности духовно-нравственного знания  для  всех.  С другой   стороны  общественный  и внецерковный  статус  для  данного направления вызывает  известные опасения в  его секуляризации  и  обмирщении.

Первый  опыт открытия  энтузиастами  в  России и Беларуси  соответствующих учебных  курсов  по  христианской  психологии  при  ряде православных  образовательных учреждений выявил  серьёзную  проблему не  готовности  епархиальных  структур  и  самого  священства  к  полноценному принятию  и развитию  данного  направления под эгидой  церкви. Речь  идёт  об  отсутствии  у  епрархиальных структур  соответствующего опыта взаимодействия  и какой-либо  нормативной  базы  по  этому  направлению, а  главное  – самих специалистов – психологов  из числа священнослужителей, разбирающихся  в общей  и  современной  христианской  психологии.  Итог этого  –  трудности  во  взаимодействии  с епархиальными структурами  и  закрытие соответствующих  пилотных  курсов  при  ряде  учебных заведений  в  России  и Беларуси.

Одной  из наиболее  серьёзных  методологических  проблем, стоящих  перед направлением христианской  психологии в  настоящее  время, является  проблема  отсутствия  соответствующей  учебной  программы и  учебного пособия  для  курса.  Опыт преподавания пилотного курса «Основы  православной  психологии»  в  рамках  Минского духовного училища  в  2015 – 2016 гг.  группой  энтузиастов  и специалистов  показал, что  наиболее  целесообразным было  бы включение  в программу следующих  модулей:

  1. Исторический обзор психологических концепций в свете христианской антропологии.
  2. Методологические основы христианской психологии в  свете святоотеческого наследия.
  3. Святитель Феофан Затворник – основатель направления христианской психологии.
  4. Основы христианского психологического консультирования в  свете диалога  по  Флоренской.
  5. Основы возрастной, педагогической и социальной  психологии  через  призму христианского мировосприятия.
  6. Основы кризисной психологии и религиозной  девиантологии.
  7. Основы пастырской и миссионерской психологии.

Если рассматривать  структуру  направления  христианской  психологии  в общем  и  укрупнённом  ракурсе,  в  ней  можно выделить  три  базовых психологических   блока  или  ступени  повышения  квалификации  спрециалистов:

  • – психология подготовки к воцерковлению (катехизический   уровень),
  • – психология воцерковления на   3-х  этапах  (пастырский  уровень),
  • – психология кризисных ситуаций, возникающих по ходу воцерковления (магистерский уровень).

В данной связи методологический базис христианской психологии предполагает с одной стороны глубокое  знание  основ  психологии  святоотеческой, а  с  другой   стороны  психологии  социальной,  кризисной  и экзистенциальной, рассматривающей соответствующие когнитивные  изменения  в ходе  онтологического роста личности.

Таким образом, программа курса  и  категориальный  аппарат  христианской психологии должны, как  минимум, включать в себя  разделы  и категории, связанные  с  пониманием природы  «ветхого»  (падшего)  состояния человека, «нового»  (искупленного),  «метанойи», как  акта  обращения  сознания, а  также глубокое  понимание сути  категории нравственности  через  призму  христологии,  как базовой  и связующей, выступающей  красной  нитью во всей парадигме. Кроме  того, в базисе должны  быть отражены аспекты кризисной  и практической  христианской  психологии, а  также  аспекты психологии  воцерковления, миссионерской  работы  и психологии  внутрицерковных отношений.

На наш  взгляд,  программа  и  категориальный  аппарат  курса  основ христианской психологи  должны  включать в  себя следующие  базовые  понятия:

  • Представление об образе и подобии человека Богу
  • Представление о Четвероевангелии и его символах
  • Представление о тримерии человека (тело, душа  дух)
  • Представление о душе через  призму святоотеческого учения
  • Представление о себялюбии (эгоизме)
  • Представление о жертвенности (самоотвержении)
  • Представление о святости (совершенстве)
  • Представление о повреждении человеческой  природы  (первородном, родовом, личном)
  • Представление о страстях (тела, души, духа)
  • Представление о покаянии (метанойе)
  • Представление о сердце (телесном и духовном), как сосредоточии сил  души
  • Представление о познавательной силе души (уме)
  • Представление о раздражительной силе души (чувстве)
  • Представление о вожделевательной силе души (воле)
  • Представление о девятерной схеме разложения трёх сил  души на  трёх уровнях (телесном, душевном, духовном)
  • Представление о трёх  состояния человека (естественном, падшем, искупленном)
  • Представление о телесном состоянии естества
  • Представление о душевном состоянии естества
  • Представление о духовном состоянии естества
  • Представление о нравственности
  • Представление о молитве, психология молитвы
  • Представление о смерти и вехах  души
  • Представление о Воскресении
  • Представление о будущем состоянии

 Данный категориальный  базис,  по  сути  не  имеющий  аналогов,  позволяет  не  просто заглянуть в  человеческую душу, как сакральное  пространство,  закрытое  для рационального понимания, но позволяет  работать  с душой в плане  целенаправленного изменения её базовых свойств  и качеств. 

Ядром или стержнем курса, вне  сомнения, должны быть «Методологические  основы  христианской  психологии». Данный  раздел должен  включать святоотеческое понимание природы   человека через  призму  трёх базовых  состояний (телесного, душевного, духовного), святоотеческое   учение  о душе и её тричастной структуре (ум, чувство, воля), а  также  святоотеческое   учение о страстях и Лествице духовной.

С практической точки зрения наибольший интерес представляет собой именно разделы  практической  и кризисной христианской  психологии, поскольку  данные  направления в  настоящее  время  наиболее  всего востребованы  и при  этом  менее  всего  проработаны  методологически.  

Примерная структура раздела практическая православная  психология

  • Любовь, как качество, её обретение  и утрата
  • Актуальные вопросы подготовки к  семейной  жизни
  • Аддикции (зависимости) и профилактика аддиктивного поведения
  • Противоречия, связанные с пониманием пола (ЛГБТ)
  • Ювенальные технологии, как инструмент разрушения семьи
  • Доабортное женское консультирование
  • Насилие, его разновидности и профилактика
  • Психологическая помощь при тяжёлом соматическом заболевании
  • Онкопсихология
  • Работа в пенитенциарной  системе и особыми социальными  категориями
  • Работа с  жертвами тоталитарных и деструктивных  сект
  • Суицидальное поведение  и его профилактика
  • Психология  горя  и горевания
  • Психология воцерковления
  • Психология миссионерской работы
  • Пропедевтика аскетики

Говоря  о методологии  православной  психологии,  хочется  заострить внимание  на психологии воцерковления, как  особом  разделе, имеющем, если можно так  выразиться духовно-психологической  характер тесного взаимодействия с церковью и духовником.

Данный  раздел носит особо деликатный  характер, поскольку должен  учитывать разграничение   компетенции священника  и психолога.  Дело в  том, что в практическом  руководстве  по спасению сегодня  нуждается основная масса воцерковляющихся. В этой  связи работа   православного психолога не должна  идти вразрез работе  священника.

 К сожалению, в силу неразвитости института  монашества, а также  отсутствия традиции старчества  и духовного  наставничества в  их  должном уровне,  огромное  число людей воцерковляется в  наше  время и двигается  к Богу самостоятельно, т.е. самочинно без душепопечения и руководства на свой страх и риск.

В итоге, как показывает практика  оказания практической православно-психологической  помощи, очень высок процент серьёзных ошибок  при  самочинном  воцерковлении  с неизбежными  расстройствами  и душевными отклонениями,  вплоть до  серьёзной психопатологии.

В этой связи особую актуальность имеет направление «Кризисной христианской  психологии» через  призму религиозной психопатологии (девиантологии), которая  имеет свою особую специфику.

Отдельного внимания  и рассмотрения  заслуживает вопрос  профессиональной  этики христианского психолога и требований, предъявляемых к  специалисту, позиционирующему  себя  таковым.  Практический  опыт убедительно говорит о том, что невозможно  работать  в  рамках  парадигмы  христианской  психологии  специалисту, который  сам  не   воцерковлен,   не   владеет в   полной   мере  основами  катехизиса, христианской  антропологии  и  не придерживается церковной  жизни, владея  лишь основами  общей  психологии.

Таким  образом,  парадигма  христианской  психологии  предъявляет  весьма  высокие  духовно-нравственные  требования к  специалистам, работающим в  данном   направлении,  в сравнении  с аналогичными  требованиями, предъявляемыми к светским психологам.

Опыт практической  работы минского «Клуба и школы православной психологии»  при  Духовно-просветительском центре Доме  православной книги,  говорит  о том, что  из всех проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе  христианским  психологам, главными являются  семейные  проблемы, возникающие  в период воцерковления.

Говоря о методах  работы  христианского психолога, нельзя не сказать о том, что эти методы принципиально отличаются от методов и модели светской психологии.  Отличия  заключаются не  только в  методологии  нравственности  и  этическом  кодексе, но и в характере  отношений,  в  построении и ведении  терапевтической  беседы, в используемых техниках  и  ответственности за  результат  терапии.

По существу, многие  подходы  и методы  академической  психологии, основанные  на  сугубо  рациональном  подходе, в  настоящее  время  нуждаются  в  духовно-нравственной  трансформации и глубокой  переработке  через призму  нравственности.  Создание  соответствующих методов  и инструментов на  основе  уже   имеющихся  в  психологии подходов (гештальт, системные  расстановки, транзактный анализ, психодрама, психоанализ и др.)  – серьёзнейшая  проблема  и  перспективная  тема в  христианской  психологии.  Говоря  о  самой  возможности  использования христианскими психологами тех  или  иных методов, инструментов и технологий рациональной  психологии, можно сказать, что это возможно в  принципе, но только  при условии  творческого наполнения  соответствующего метода принципиально иным содержанием –  христианским  и  духовно-нравственным, а  это в  высшей   степени не  простой  и творческий  процесс.

В целом, оценивая  возможности  направления  христианской  психологии, хочется  сказать, что это идеальный метод  для работы именно с кризисными  ситуациями  и экзистенциальными  проблемами, где  в  настоящее  время  имеется теоретический, методологический  и практический  вакуум.  Вот, собственно, почему   практически вся современная кризисная психология и психотерапия  являются  полем деятельности преимущественно христианских психологов, как нравственно ориентированных. 

Вопрос  разработки  профессионального этического кодекса христианского психолога – это особый  вопрос, требующий самого пристального внимания. Попытки его создания для  специалистов, работающих в  рамках нравственно-ориентированной  парадигмы, предпринимались уже неоднократно, но следует  признать, что  до настоящего времени единого и общепризнанного варианта пока не существует.

К.В. Яцкевич  по материалам курса “Методологические  основы нравственно-ориентированной  христианской  психологии”, г. Минск,  2014 г. 

Ссылка на оригинальную  статью >>>

Как церковь относится к  психологии:

Нужна  ли христианская  психология:

 

Автор: admin

Добавить комментарий