
Проще говоря, человек с телесным (рациональным) умом и ЭГО мышлением может всю жизнь пребывать в плоскости рационального эго ума, расширяя его только по горизонтали научного и естественного познания, достигая высочайшего уровня рационального эго интеллекта, но так никогда и не переходя к программе ЖЕРТВЫ и СВЯТОСТИ, как религиозному (моральному) или духовному (энергийному) познанию.
Аналогично и человек с душевным (нравственно-религиозным) умом, перешедший от программы ЭГО к программе ЖЕРТВЫ, может всю жизнь пребывать только в плоскости религиозного разума, расширяя его только по горизонтали морально-нравственного познания жертвенности, достигая высочайшего богословского и духовно-философского мышления и благочестия, но так никогда и не переходя к программе СВЯТОСТИ, как духовному (энергийному) познанию, а оставаясь в поле религиозной философии, жертвенности и морали.
Аналогично и человек, достигающий программы СВЯТОСТИ, достигающий духовного (сущностного и энергийного) мышления может всю жизнь пребывать только в плоскости священнобезумия, расширяя его только по горизонтали энергийного познания сил, духов и сущностей и не опускаясь к религиозному и рациональному мышлению.
В чём же заключается совершенство сознания человека в соответствии с устройством Логоса, если все три плоскости и программы полностью автономны?
Это и есть ЦЕЛОСТНОСТЬ духовного сознания и понимания телесно-душевно-духовного единства. Пребывание только на одной из плоскостей и программ – форма ограниченности ума и мышления, пойманного только одной из трёх орбит и струн – рациональной, религиозной, духовной…
Вот как об этом говорят отцы:
«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный.
Плотское устроение жизни то, когда всецело предаются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или духовного устроения, и даже не желая стяжать то.
Душевное стоит в средине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольстве и здоровье тела, и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели, по причине несладости ее для них и притрудности, а греху, из за страха лишиться человеческих похвал.
Духовное же устроение – то, когда не изволяют иметь ничего из первых двух и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного».
(Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)



