Любой верующий человек, как «Отче наш» знает о том, что покаяние в христианской традиции – это едва ли не основное священнодействие, к которому призывали верующих в соответствии с Евангелием Иоанн Креститель, Христос и Апостолы.
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3;1-2)
«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (Деян. 17;30)
Само понятие покаяние происходит от древне-греческого метанойя (μετάνοια), что обозначает «сожаление, раскаяние», а буквально «изменение мыслей» от μετα- «изменение, перемена» + νόος «мысль, ум, разум; мнение».
Иными словами, покаяние – это богословский термин, означающий в христианстве осознание своих «грехов», а точнее собственной порочности и повреждённости (эгоизмом и страстями) перед Богом для исправления.
В православии под покаянием чаще всего понимается самое глубокое раскаяние и сокрушение человека о своих грехах, которое характеризуется, как правило, печалью и скорбью, вызванных уязвлением совести. В более широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальное изменение и образа мышления и образа жизни от произвольно-греховной, т.е. эгоистично-самодостаточной – к жизни по заповедям и принципам высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего).
Таким образом, покаяние или метанойя выступает своего рода высшим духовно-психологическим инструментом самого глубокого изменения человеческой личности и её направленности в жизни от эгоизма к нравственности и духовности.
Говоря о трансформации, т.е. изменении и преображении человеческой природы посредством покаяния, нельзя не коснуться вопроса психологии данного процесса и отправной точки, которая служит «стартером» или пускателем процесса внутренних изменений.
К сожалению академическая или научная психология не владеет пониманием механизма данного процесса применительно к когнитивной сфере, тогда как парадигма христианской психологии этим пониманием обладает.
С точки зрения парадигмы христианской психологии первичным действием, а точнее священнодействием, с которого и начинается весь многосложный процесс духовно-нравственного преображения человеческого существа является сакральный акт (таинство) кардинального изменения человеком направленности мышления.
Данное изменение мышления и последующего образа жизни в христианской традиции именуется таинством по той причине, что осуществляется оно не одним только человеком по его собственной воле, но при помощи и содействии Бога, а точнее Духа Святого.
«Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия [самого] человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в [полную] меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа.» (Преп. Макарий Великий, Великое послание, III, 1)
С точки зрения парадигмы христианской психологии в основе покаяния лежит действие и работа совести, как инструмента высшего духовно-нравственного закона.
Именно совесть, как беспристрастный свидетель и как внутреннее духовно-нравственное сознание добра и зла даёт человеческому уму ясное осознание всей глубины собственной порочности от повреждения души эгоизмом и страстями (корневыми: чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость)
Данное осознание собственной «греховности» (повреждённости), как сакральный Акт духовного откровения, и вызывает глубокое сокрушение в душе с искренним желанием изменить себя и свою жизнь в соответствии с духовно-нравственным законом, как высшим законом правды и Истины с большой буквы.
Именно с этого сакрального осознания при содействии Святого Духа, как своего рода с первичной «закваски праведности», и начинаются все процессы переупорядочивания и реструктуризации когнитивных связей.
Таким образом, принцип покаяния или «метанойи» является по существу ключевым во всём механизме изменения мышления в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии.
Вот как говорит о покаянии, как об универсальном «лекарстве», подходящем каждому человеку, преподобный Исаак Сирин.
«Поскольку знал Бог Своим милосердным знанием, что если бы абсолютная праведность требовалась от людей, тогда только один из десяти тысяч нашелся бы, кто мог бы войти в Царство Небесное, Он дал им лекарство, подходящее для каждого, а именно покаяние, так, чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние.
Велико это средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего, уготовал ради нашей вечной жизни, ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялись и представали в добродетельном изменении воли и обновлении разума.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Слово 40, 8, с.284)
Как понимается принцип покаяния с точки зрения парадигмы христианской психологии и структуры психического бытия ?
Принцип покаяния с точки зрения структуры психического бытия понимается, как кардинальная переориентация всей системы мышления и мировоззрения при которой сознание, ранее ориентированное во внешний мир, через покаяние меняет направление своей ориентации и обращается на себя, т.е. внутрь сердца и человеческой души. При этом соответствующим образом меняется и направленность мышления и всех вновь создаваемых когнитивных связей.
Принцип покаяния применительно к сознанию можно в полной мере соотнести с принципом работы человеческого глаза, который будучи направлен только во внешний мир, получает уникальную возможность обратить взор на самого себя.
«Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо, не видит солнца, освещающего всю землю и море, не может наслаждаться светом его; так и душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа: – не ведает и не славит Бога, Творца и Благодетеля всех (тварей), и войти в наслаждение Его нетлением и вечными благами не может.» (Антоний Великий, Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах, Гл. 118)
С точки зрения когнитивной психологии за таинством покаяния стоит не что иное, как новое направление для образования когнитивных связей, направленных через канал сердца внутрь человеческой души (индивидуального и коллективного бессознательного). Таким образом, покаяние с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии – это познание сердца и содержания пространства души, которое прежде было закрыто для доступа рассудка и рационального мышления.
Таким образом, ключевым моментом таинства покаяния является раскрытие сердца*.
* Раскрытие сердца – это ключевое понятие и категория святоотеческой православной психологии и практики умного делания в основе которой лежит деятельное соединение ума с сердцем или особое умение концентрировать внимание и чувство на сердце с последующим изменением качества сознания. Данное изменение проявляется в повышении осознанности, за счёт активизация глубинного сознания сердца, как внутреннего сознания добра и зла. Раскрытие сердца происходит не сразу, а как бы постепенно. Вначале посредством многократных попыток человек учится только сводить (концентрировать) ум в сердце, который там не задерживается (не собирается). Но в результате многочисленных практик постепенно нарабатывается умение сводить и удерживать ум в сердце вначале на длительное время, а затем и постоянно.
Процесс изменения направленности локуса внимания в процессе покаяния (обращения ума), можно отобразить визуально.
Как видно из рисунка, отражающего не обращённое состояние, ум человека, символизирующий зрение, как и глаза, направлен сугубо во внешний мир, а не во внутренний. При этом ум и сердце остаются полностью закрытыми для веры, поскольку Бог для ума как бы не существует.
На втором рисунке, отражающем обращённое состояние, ситуация кардинально меняется. При этом ум, который ранее был направлен во внешний мир, как бы обращается внутрь самого себя через канал сердца (совесть) и открывает для себя Бога.
Как видно из третьего рисунка, итогом покаяния (обращения ума), является расширение сознания в направлении Бога и умение удерживать два локуса внимания одновременно (мирской и духовный). В святоотеческой психологии данное состояние двух локусов восприятия одновременно посредством ума (интеллекта) и сердца (совести), именуется раскрытием потенциала сердца и умением удерживать ум в сердце.
Данный феномен является основанием для практики умного делания и умной молитвы.
Таким образом, сам факт кардинального изменения (обращения) мышления в процессе покаяния и является основанием для того, чтобы считать покаяние актом обращения души к вере.
Вот почему с момента покаяния (обращения) по существу и начинается весь процесс последовательного освоения умом внутреннего пространства души (сферы психического бытия) с постепенной проработкой всех уровней психического бытия от внешнего уровня ощущений до глубоко внутреннего индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного).
Данная схема обращения ума через покаяние может быть отражена в структурной схеме трёх когнитивных состояний (эго, жертвы, святости или телесного, душевного, духовного) по К.Г. Юнгу следующим образом:
В силу того, что покаяние – это не единовременный акт обращения, а непрерывный процесс познания внутреннего пространства души, который продолжается до самой смерти, в святоотеческой традиции покаяние понимается в двух смыслах:
- – единовременного акта, связанного с первоначальным обращением сознания и
- – постоянного действия по самоисследованию внутреннего пространства души.
По той причине, что процесс покаяния сопряжён с действием Святого Духа, в православной традиции он считается духовным таинством. Вместе с тем, с точки зрения психологии в процессе покаяния происходит концентрация внимания на душевном состоянии человека с осмыслением и оценкой состояния души через призму совести.
Иными словами, в ходе покаяния происходит познание человеком содержания и реального состояния своей собственной души. В процессе этого познания содержания своей души, происходит глубокое осмысление человеком своего внутреннего душевно-духовного устройства и что самое важное – объективная оценка качественного состояния души на предмет соотношения основных качеств, т.е. страстей и добродетелей.
Главным итогом покаяния можно считать осознание человеком (подчас шокирующим), всей глубины своей повреждённости эгоизмом и страстями, которые буквально насквозь пронизывают тело, душу и дух (ум) человека в виде многочисленных порочных качеств, реакций, наклонностей, зависимостей, слабостей, пристрастий, привязанностей, вредных привычек и т.п., подчиняя себе всё человеческое существо.
Говоря о качествах, обнаруживаемых умом в процессе покаяния, как самоисследования, можно выделить следующие наиболее характерные для состояния эгоизма: неискренность, лукавство, хитрость, надменность, высокомерие, раздражение, нетерпимость, бессердечность, гнев, злоба, ярость, ненависть, насилие, корысть, скупость, алчность, жадность, жестокость, зависть, ревность, пренебрежение, презрение, кощунство, самоуспокоение, самооправдание, самообман, самоуверенность, цинизм, пошлость, хамство, наглость, упрямство, неприятие, отрицание, сопротивление, соперничество, раздражительность, агрессивность, лицемерие, коварство, тщеславие, честолюбие, гордость, трусость, лесть, злорадство, мстительность, скепсис, неверие, осуждение, клевета, подлость, одиночество, скука, тоска, скорбь, отчаяние, безутешность, безысходность, страдание и др.
Священномученик Пётр Дамаскин выделяет следующие страсти, обнаруживаемые в душе в процессе покаяния:
«Лютость, коварство, лукавство, злой образ мыслей, беспорядочность, невоздержность, обольщение, грубость, невежество, праздность, холодность, окаменение, ласкательство, глупость, беспорядочный крик, выхождение из себя, помешательство, неучтивость, дерзость, боязнь, ожесточение, леность к доброму, законопреступная прибыль, корыстолюбие, скудость (от лености), неведение, безумие, лжеименное знание, забвение, нерассудительность, бесчувствие, неправда, худое произволение, бессовестность души, медленность, болтливость, незаконность, преткновение, грех, беззаконие, законопреступление, страсть, пленение, лукавое согласие (с мыслью), беспорядочное сочетание (с мыслью), бесовский прилог (помысла), замедление, телесный покой сверх должного, злоба, падение, недуг души, изнеможение, немощь ума, небрежность, леность, малодушное порицание, презрение Бога, превращение, преступление, неверие, неудобоверие, зловерие, маловерие, ересь, соединение с ересью, многобожие, идолопоклонство, неведение Бога, нечестие, волшебство, подглядывание, догадки из соображений, чародейство, отрицание, идолонеистовство, невоздержание, мотовство, любознательность (суетная), нерадение, самолюбие, невнимание, непреуспевание, обман, заблуждение, отважность, отравление, осквернение, ядение скверного, роскошь, нецеломудрие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, скука, беспечность, тщеславие, гордость, самомнение, возношение, чванство, обезумление, гнусность, насыщение, сонливость, тяжесть головы (от вина), наслаждение, ненасытимость, гортаноугодие, ненасыщение, тайноедение, объедение, уединенноедение, небрежение, легкость (удобство во всем), самосоветие, бессоветие, самоугодие, человекоугодие, неопытность в добром, невразумление, необучение, легкомыслие, (невежественная) простота, нелюдимость, противоречие, спорливость, злословие, вопль, смущение, борьба, раздражительность, беспорядочная похоть, желчность, раздражение, соблазн, вражда, вмешательство в чужие дела, клевета, горечь, оговаривание, порицание, обвинение, осуждение, жалоба, ненависть, злословие, досаждение, бесчестие, свирепость, неистовство, жестокость, сплетение зла, клятвопреступление, проклинание, немилосердие, братоненавидение, неравенство, отцеубийство, матереубийство, расстройство, расслабление, принимание даров, воровство, грабеж, ревность, состязание, зависть, непристойность, насмешка, поношение, поругание, ругательство, подкуп, угнетение, презрение ближнего, биение жезлом, осмеивание, удавление, задушение, неприязнь, непримирение, вероломство, несознательность, зложелательность, бесчеловечность, бесстыдство, наглость, пленение помыслов, омрачение, слепота, ослепление, пристрастие к временному, страстность, суета, неповиновение, отягощение головы, дремание души, многоспание, мечтание, многопитие, пьянство, непотребство, распутство, беспорядочное увеселение, привязанность к наслаждениям, сластолюбие, сквернословие, женоподобие, необузданное неистовство, разжжение, рукоблудие, женопрельщение на блуд, прелюбодейство, мужеложство, скотосмешение, – осквернение, похотливость, нечистота души, кровосмешение, нечистота, сквернение, частное содружество, смех, играние, плясание, хлопанье (руками), неприличные песни, пляски, игра на инструментах, смелость, многочиние, неподчинение, непостоянство, порочное согласие, злоумышление, битва, убийство, разбойничество, святотатство, бесчестный прибыток, рост (проценты), обман, раскапывание гробов, жестокосердие, злое ославление (ближнего), роптание, хула, недовольство своею участию, неблагодарность, злое советование, пренебрежение, малодушие, смущение, ложь, болтовня, пустословие, неразумная радость, легкомыслие, неразумное содружество, злонравие, шутки, глупые речи, многословие, скряжничество, отягощение других, злость, неблагоприятство, негодование, многостяжание, злопамятность, злоупотребление, навык в зле, любовь к жизни, тщеславие, надменность, властолюбие, лицемерие, подсмеивание, тайные козни, изворотливость, побеждение (худым), сатанинская любовь, любопытство, приражение к (ближнему), бесстрашие Бога, непослушание, неразумие, высокоумие, хвастовство, напыщенность, уничижение ближнего, немилосердие, нечувствительность, безнадежность, оставление, ненависть к Богу, отчаяние, самоубийство, – и всеми отпадение от Бога, и совершенная погибель, – всех вместе двести девяносто восемь. Эти страсти нашел я упоминаемыми в Божественных Писаниях и поместил их вместе, как и книги (прочитанные мною) в начале слова; в порядке же не мог расположить, да не покушался на это, как превышающее мои силы, по слову Лествичника, поищешь в злых разума и не найдешь, ибо беспорядочны все бесовские (действия) и имеют одно только намерение, в котором равняются между собою – неравные и нечестивые – губить души принимающих их злейший совет. Хотя некоторым иным людям и бывают они причиною венцов, когда побеждаемы бывают верою и терпением уповающих на Господа, и деланием доброго и сопротивлением помыслам, борющимся с ними и молящимся на них.»
Именно это шокирующее осознание человеком власти страстей над добродетелями и является основанием для глубокого изменения всей основы и содержания психического бытия с заменой одних качеств (страстей) и соответствующих им нетварных энергий на другие качества (добродетели).
Собственно, сам процесс покаяния с точки зрения парадигмы христианской психологии есть не что иное, как отслеживание и искоренение основных страстей, паразитирующих на уровне тела, души и духа подобно сорнякам.
Этот процесс постоянной работы со страстями (постоянное покаяние) при должной последовательности и правильности приводит к удивительным переменам в душевном и психическом состоянии человека. Смысл этих перемен состоит в том, что отдельные страсти души постепенно заменяются качествами добродетели, в результате чего всё состояние человека в процессе покаяния претерпевает качественное изменение.
Как говорят святые отцы все страсти и добродетели, как энергии души, имеют особую систему взаимной связи и зависимости:
«Что же касается внутренней стороны подвижничества и того, какое из благих занятий является лучшим и первым, то знайте, возлюбленные [братия], что все добродетели связаны друг с другом и зависят друг от друга, нанизываясь одна на другую, словно в некой священной и духовной цепи. Ибо молитва [зависит] от любви, любовь — от радости, радость — от кротости, кротость — от смирения, смирение — от служения, служение — от надежды, надежда — от веры, вера — от послушания, а послушание — от простоты.
Равным образом, но по противоположности [различные] пороки связаны друг с другом: ненависть [зависит] от ярости, ярость — от гордыни, тщеславие — от неверия, неверие — от жестокосердия, жестокосердие — от нерадения, нерадение — от праздности, праздность — от пренебрежения, пренебрежение — от уныния, уныние — от нетерпения, нетерпение — от любви к наслаждениям. И [все] остальные виды зла зависят друг от друга так же, как в уделе блага добродетели связаны между собой.» (Преп. Макарий Египетский, Великое послание, VIII. 1-2)

Как видно из представленной схемы, в процессе постоянного покаяния мышление поступательно уровень за уровнем углубляется в пространство души в направлении индивидуального и коллективного бессознательного, т.е. душевного и духовного. При этом совершенно очевидно, что символом духовного является Христос, как Логос и Истина.
Таким образом, начавшись на поверхностном уровне ощущений и мышления, в процесс анализа и познания в ходе покаяния постепенно вовлекаются все внутренние структуры психического бытия: чувство, интуиция, память, субъективные компоненты, аффекты и вторжения, вплоть до индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного).
В итоге под действием покаяния глубоко и основательно исследуется и прорабатывается вся когнитивная сфера человека с заменой одних качеств и энергий на другие. Таким образом, покаяние в свете парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии есть процесс глубокой трансформации когнитивной сферы за счёт освобождения от влияния страстей, составляющих основу «ветхого» человека в направлении раскрытия потенциала человека «нового», как искупленного.
Плодами покаяния являются новые качества, которые постепенно приходят на смену прежним, в результате чего обновляется и преображается вся природа человека.
Среди качеств глубоко раскаявшейся личности можно выделить такие, как: искренность, мужество, , бесхитростность, послушание, покорность, принятие, терпимость, милосердие, сострадание, доброта, нежность, внимание, ненасилие, бескорыстие, щедрость, служение, помощь, заботливость, великодушие, сердечность, сознательность, скромность, сотрудничество, уважение, братство, товарищество, коллективизм, самопознание, самокритика, честность, самоотверженность, храбрость, мужество, тактичность, благородство, податливость, содействие, взаимопомощь, миролюбие, доброжелательность, совестливость, справедливость, смирение, кротость, любовь, бесстрашие, подвижничество, сопереживание, прощение, доверие, вера, участие, неосуждение, честность, принципиальность, устремлённость, вдохновение, творчество, перспектива, ученичество, смекалка, радость и др.
По слову того же Петра Дамаскина, среди добродетелей, проявляющихся в человеческой природе в ходе глубокого покаяния, можно выделить следующие:
«Мудрость, целомудрие, мужество, праведность, вера, надежда, любовь, страх, благочестие, ведение, совет, крепость, разум, премудрость, сокрушение, плач, кротость, исследование Божественных Писаний, милостыня, чистота сердца, мир, терпение, воздержание, постоянство (твердое выдерживание), благое произволение, решимость, чувство, прилежание, утверждение себя в Боге, горячность, бодрость, теплота духа, поучение, старание, трезвенность, памятование, собранность мыслей, благоговение, стыд, стыдливость, раскаяние, удаление от злого, покаяние, обращение к Богу, сочетание со Христом, отречение от диавола, соблюдение заповедей, хранение души, чистота совести, память о смерти, болезнование душою, делание добра, труд, злострадание, пребывание в суровом, пост, бдение, алкание, жажда, довольство малым, довольство собою (то есть неутруждение других), соблюдение порядка, благоприличие, почтительность, нехвастливость, презрение имений, несребролюбие, отвержение житейского, подчинение, повиновение, благопокорливость, нищета, нестяжание, удаление от мира, отсечение хотений, отречение от себя самого, советование, великодушие, упразднение по Богу, безмолвие, обучение, лежание на голой земле, неумовение, предстояние, подвиг, внимание, сухоядение, нагота, изнурение тела, уединение, жизнь в пустыне, тихость, благодушие, смелость, благое дерзновение, Божественная ревность, горение, преуспеяние, юродство ради Христа, хранение ума, устроение нравственности, преподобие, девство, освящение, чистота тела, очищение души, чтение ради Христа, попечение о Божественном, познание, приспособительность, истинность, нелюбопытство, неосуждение, прощение долгов, управление, искусство (в обхождении), остроумие (в добре), уступчивость, правильное употребление вещей, понимание, быстрота ума (в добром), опытность, псалмопение, молитва, благодарение, исповедание, мольба, коленопреклонение, призывание, моление, прошение, ходатайство, песнопение, славословие, сознание, попечение, сетование, скорбение, печаль (по Богу), сожаление, рыдание, стенание, оплакивание, прискорбные слезы, умиление, молчание, взыскание Бога, плачевный вопль, беспопечение о всем, незлобие, нетщеславие, неславолюбие, простота души, сострадание, нелюбовь к выказыванию себя, благонравие, дела по естеству, дела превыше естества, братолюбие, единомыслие, общение о Боге, приятность, духовное устроение, тихость, прямота, незлобие, сговорчивость, неподдельность, простота, приветливость, благое беседование, благое делание, предпочитание ближнего, привязанность о Боге, добродетельный навык, беспрерывное прилежание, укорение (в добродетели), благоразумие, смирение, беспристрастие, щедрость, терпение, долготерпение, благость, доброта, рассуждение, удободоступность, обходительность, несмущение, ведение (духовное), наставление, твердое укрепление, прозрение, бесстрастие, духовная радость, твердое стояние, слезы разума, душевная слеза, Божественное желание, сострадание, милосердие, человеколюбие, чистота души, чистота ума, прозорливость, чистая молитва, неплененный помысл, твердость, укрепление души и тела, просвещение, восстановление души, ненавидение жизни, должное учение, благое желание смерти, младенчество во Христе, утверждение (ближнего), поучение (его), и увещание соразмерное и понудительное, похвальное изменение, восторг о Боге, совершенство во Христе, неложное просияние, Божественная любовь, восхищение ума, Божие вселение, боголюбие, внутреннее любомудрие, богословие, исповедничество, презрение смерти, святыня, исправление, совершенное здравие души, доброта ее, похвала от Бога, благодать, царство, сыноположение и чрез все двести двадцать восемь вместе усыновление (Пс. 81, 6; Ин. 1, 12–13)»
Говоря о страстях, как порочных навыках тела, души и духа, ставших составной частью падшего человека, нельзя не коснуться вопроса их природы, связанной с грехопадением первого человека. И хотя в религиозной литературе по сей день можно встретить упоминания о трёх разновидностях греха, имеющих разную природу и глубину (первородный, родовой, личный), тем не менее, правильнее говорить о повреждении естественной природы человека и последствиях этого повреждения, которые по-разному проявляются на разных уровнях человеческого естества:
- – первородное повреждение, связанное с утратой первозданным человеком изначальной и неразрывной связи с Богом, вне сомнений, можно считать самым глубоким. Характерной особенностью первородного повреждения стала утрата человеком изначально присущих ему духовных качеств бесстрастия, нетления и бессмертия с приобретением страстности, тленности и смертности, причём, наследуемыми, т.е. передаваемыми по наследству через генетический аппарат.
- – родовое повреждение, связанное с возможностью наследственной передачи не только первородного повреждения, но и прочих пороков, наклонностей и даже заболеваний родового характера, можно считать менее глубоким в сравнении с первородным. Особенностью родового повреждения является характер родовой преемственности или свойственности только одному роду, как наследственной линии.
- – личную повреждённость, которую в наибольшей степени правомерно именовать грехом, можно считать наименее глубокой и потому наиболее доступной для осмысления и исповедания. Особенность личной повреждённости связана со свободой воли человека и состоит в нарушении конкретным человеком высшего духовно-нравственного закона через совершение тех или иных нравственных проступков и преступлений, фиксируемых совестью. В просторечии личный грех именуется нарушением заповедей.
Правомерность использования определений повреждение и грех связано с тем, что грехом правомерно называть лишь то, что является результатом действия человеческого произволения, т.е. свободного личного выбора. По отношению к тому, что не является результатом личного выбора человека и что он не в силах изменить, понятие греха не может быть использовано и потому используется понятие повреждения (первородного и родового).
Следует понимать, что естественные потребности человека дыхание, голод, жажда, ощущение боли, а также подверженность болезням и смертность ни один человек не в силах исключить полностью, как базовые факторы природы человека после грехопадения.
Аналогично обстоит ситуация и с родовыми, т.е. наследственными заболеваниями и предрасположенностями, которые неправомерно вменять в вину человеку, получившему их по родовой линии, как своего рода «эстафету».
В то же время за личные духовно-нравственные проступки и преступления перед совестью каждый человек несёт личную ответственность и поэтому они уже могут в полной мере именоваться личным грехом.
«На вопрос, вменяется ли человеку в вину это расстройство его природы, с которым он является на свет, мы должны ответить безусловно отрицательно на основании всего, что сказано о грехе. Понятие вменения в Писании постоянно самым решительным образом связывается с свободным нравственным деянием; где нет свободы и сознания, там не может быть вины.» (Кремлёвский А.М., Православная богословская энциклопедия. Том 4, Грех первородный)
Исходя из разной глубины залегания данных трёх видов повреждений понятно, что легче всего поддаётся осмыслению и осознанию для исповедования и искоренения т.н. личный грех.
Гораздо сложнее поддаётся осмыслению и исповедованию родовое повреждение. И, наконец, сложнее всего поддаётся осмыслению и исповеданию первородное повреждение, связанное с искажением самой основы и энергийной структуры души.
Любытна этимология слова грех. Дело в том, что в переводе с греческого грех или амартиа (αμαρτια) буквально означает непопадание в цель или промах.
Концентрическая схема психического бытия, напоминающая «мишень», в центре которой Сам Господь, наглядно показывает, что целью ума, расположенного на самой периферии когнитивной сферы и является Бог, как духовное начало, расположенное глубоко внутри и цель жизни каждого человека – это прийти умом и сердцем к Богу.
Таким образом, начинаясь с поверхностного уровня осмысления личного греха, покаяние по мере внутренней душевно-духовной работы распространяется на более глубокие уровни залегания родовых повреждений, и в конечном счёте переходит к самому глубокому уровню первородных.
В процессе столь глубокого покаяния и исповедания всех видов повреждённости, качественно меняется вся человеческая природа, причём, не просто меняется, но преображается и возвращает себе своё утраченное некогда достоинство и совершенство.
В этой связи можно уверенно говорить о том, что осознание человеком своей изначальной повреждённости и есть основание для начала духовно-нравственного оздоровления, исцеления и преображения человека во Христе. До осознания и понимания человеком всей глубины повреждения страстями у него практически нет оснований становиться на путь искупления и спасения.
Вот почему на пути духовного спасения принципиально важно постоянство процесса покаяния, как поступательность движения к Богу на основе ключевых христианских добродетелей: очищение ума, молитвы и аскезы, поскольку остановка в этом движении чревата откатом назад к исходному состоянию страстности.
«Полагаю, что покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения находящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным деланием: этим добродетелям предназначено доставлять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стяжут навык в них» (Марк Подвижник, Св. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству, Т.5, С. 183).
Сегодня с точки зрения последних открытий в области когнитивной психологии и нейронных сетей сознания, можно говорить о том, что процесс покаяния есть процесс перегруппировки всех когнитивных связей души в направлении Бога и по существу строительство «новой» когнитивной сети, связывающей душу с Богом. Данная когнитивная сеть связи и есть та самая метафорическая «Лествица» в Небо.
Таким образом, под результатом покаяния следует понимать степень очищения пространства человеческой души от страстности и всех форм эгоизма для проявления христианской нравственности, добродетели и благодати Святого Духа.
Говоря другими словами, покаяние – это тот внутренний «стартер и двигатель», благодаря которому человеческое естество из телесного состояния (падшего) входит в душевное (нравственное), а из душевного состояния переходит к благодатному (искупленному), конечным отражением чего является состояние обо̀жения или святости, как состояние исцеления от эгоизма.
Вот, собственно, почему первыми словами проповеди Иоанна Предтечи, Спасителя, Апостолов Петра и Павла были слова о покаянии.