Об основных вехах крушения “корабля” духовности и веры и о спасении на “шлюпках” душевности

Особенность любой правды в  том, что она  шокирует неподготовленное  восприятие, вступая в  конфликт с  установками  и  ожиданиями сознания,   которые  всегда стремятся  к благости и  позитивности, но сермяжная  правда –  это чаще  горькое  лекарство, которое  как  и  «кнут»  любви, вовсе не  предполагает удовольствия от её  вкушения, а  в   точности  наоборот – предполагает когнитивный  дискомфорт и  болезненное разрушение благостных иллюзий позитивизма. 

Именно за  это горькое послевкусие сермяжную  правду и  не  любят,  стремясь  любым  способом  уйти в  иллюзии  позитива,  но  иногда  сермяжная  правда становится  уже  настолько  явной и очевидной, что от неё  уже не  уйти,  не  убежать  и  не спрятаться, даже если  эта правда  касается самого  светлого и обнадёживающего для  души – веры,  облечённой в  благовестие.

Говоря о состоянии современного  православия  и  особенно  русского, с  болью в сердце  нельзя  не признать очевидного плачевного состояния  веры, церкви и самого православия, как мировой религии, а  точнее конфессии,  претендующей  на роль истинной выразительницы  сути  христианства, как  учения Иисуса  Христа о спасении души  любовью.

И  речь идёт в  первую очередь даже не  столько о  многочисленных противоречиях и схоластических  искажениях  самого православия, которое,  вне всяких  сомнений, верно по  своей  богооткровенной  сути, которая была  доказана тысячами  подвижников благочестия,  иноков  и святых отцов,  достигавших на  этом  пути высшего совершенства  ума  и  духа и воплощённого бессмертия, т.е. наличия  видимого  духовного тела ещё  при  жизни.

Речь  идёт  о  другом  –  о  той  гибельной  склонности  массового православия  скатываться  со  временем  до  уровня  идеологии  морализма  и  большевизма  посредством  принципиальной  подмены  духовного  знания  пустым  обрядом,  подмены  аскетизма  и  веры  голым  морализаторством,  подмены  сакрального  знания  профанным  и  тех  скудных и  кислых  плодах  веры,  которых по  сути  давно  уже  нет  в  благом  качестве.

Это  очевидное  отсутствие  «плодов»  веры  говорит  о  том, что  в  церкви  имеет  место  глубокий  разрыв  и искажение  святоотеческой традиции духовного  делания, которое   в  угоду  массовой  невежественности  превратилось в профанацию,  поскольку  только  по плодам  и  познаётся  подлинность  всякого  делания – «по  плодам  их узнаете  их» (Мф. 7; 16)

Под «плодами» в  данном случае понимается  итог  веры  и конкретное  изменение  души и духа (ума)  в  виде  обретённых  подвижником  веры  духовных  качеств  и  совершенств,   связанных  с  тем,  ради чего и  существует  вера –  преображением  человека  на  духовном  пути  из несовершенного  («падшего» ) в  совершенного («искупленного»).

Для   чего  нужна  вера, которая десятилетиями не  только  не меняет человека,  но подчас  делает  состояние сознания  даже  гораздо  хуже того, каким  человек  был  до принятия  веры,  погружая  ум  в  состояние  религиозной  прелести,  как состояние  ложного самосознания,  и  сужая  осознанность до уровня  религиозного  окаянства,  радикальности,  сказочности  и  озабоченности  сплошным  морализмом  и  обрядоверием.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

*  *  *

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.»  (1Кор. 12:7-11)

Член Синодальной комиссии по канонизации святых, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове,  протоиерей  Кирилл Каледа  прямым  текстом сказал, цитируя митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия  – «без свидетельств о рождении в Церкви новых святых она жить не может. Если нет новых святых ― значит, Церковь умерла, а процесс канонизации является подтверждением того, что Она жива.» 

Оскудение  в последние  годы  числа канонизированных святых, являвших  собой   ещё при  жизни артефакты  подлинной святости,  говорит  о  том, что процесс  умирания церковного  организма идёт  довольно активными темпами.

Как  же  так случилось, что  русское  православие, да  и «вселенское»,  за  несколько  последних десятилетий  оказалась  в совершенно безблагодатном,  ущербном  и  глубоко кризисном  состоянии, очевидными  для  всех «плодами»  которого стали  не  добродетели, а  коррупция,  бюрократизм, формализм, омирщение, скандалы  и  разоблачения, активная коммерческая  деятельность  на фоне  недопустимости критики священноначалия  и  гонений на критикующих?

Как так  случилось,  что  из  «Дома  Молитвы»  Церковь  Христова (с  большой  и малой   букв)  превратилась в мощнейшую идеологическую «империю» и  «бизнес  корпорацию» по социально-религиозному  обслуживанию населения  ?

Говоря  другими  словами, как  случилось, что  цели  и  задачи исконного христианства и святоотеческого православия, как  учения  и методологии   изменения  личности,  так  радикально разошлись с  целями и  задачами  нынешнего  церковного руководства,  заведя в  глубокий  тупик  современное русское православие  и  поставив  его  в  те же  условия, в  которых оно  было накануне  революции  1917 г.?

Ответ  на  этот вопрос крайне  не прост и  требует знания тех исторических  предпосылок, которые к  этому подводили  православие  не  одно  столетие.  

Начало  этого гибельного  процесса схоластики, формализации и омирщения  религии,  было положено  ещё  до  первого  большого  раскола  между  Восточной  и Западной  церквями  в  11-м  веке,  который  только закрепил начало формализации религии  и  превращения  сакрального и сущностного  (духовного)  в  профанное  и  формальное  (душевное).

Можно  сказать, что  уже  сама  по  себе  попытка сделать высшее  сакральное знание и учение  о достижении  духовного совершенства достоянием самых  широких народных  масс, глубоко  утопична в своей  сути и  идее,   поскольку  достижение  совершенства, как  и  достижение  культуры, – это  тяжелейший  труд  над собой  по  чёткой  системе  и методологии,   что  во  все  времена  было уделом очень  ограниченной части  человечества,  но  ни  массовым  трендом  и явлением, как массовая  религия.

Попытка искусственно внедрить высокую духовную культуру в  невежественные массы  подобна попытке взращивать  высоко культурные  растения,  требующие  особого  оранжерейного  ухода, лишь  бы  где  и как.

Итогом  подобных благих намерений  власти  (мирской  и церковной)   быстро просветить  духовно  и  «окультурить» с  помощью массовой  религии  широкие  слои  населения  является неизбежный  внутренний  конфликт  между образованным  меньшинством и невежественным  большинством, который  решается в пользу невежественного  большинства.

К  большому  сожалению именно это невежественное большинство и устанавливает  само себе  собственные  планки, уровни и критерии  всего и вся,  включая  духовности,  с точки зрения уровня  этого  большинства, который  всегда  ниже плинтуса.  Из  этого  вечного  противоречия между  меньшинством  и  большинством, знанием  и невежеством, культурой и  бескультурьем, воспитанностью и невоспитанностью, готовностью  и не  готовностью и  берёт начало процесс  профанации  массовой  религиозности упрощения  (схоластики)  высшего  знания до уровня  понимания толпы.

«Глупый не любит умного, необразованный образованного, невоспитанный воспитанного и т. д.  И все это прикрываясь какой-нибудь фразой: „Я человек простой…“, „я не люблю мудрствований“, „я прожил свою жизнь и без этого“, „все это от лукавого“ и т. д.   А в душе ненависть, зависть, чувство собственной неполноценности».  (Академик Д. С. Лихачев)

Данный  процесс  начался  по  сути  уже  с  первых  веков  христианства, когда  ещё  не  было  понятия  «православие» и «церковь Христова», а  существовала  только  древняя  духовно-аскетическая  (магическая)  традиция  и  традиция   религиозной  общинности  в  рамках иудаизма.  При  этом нарождающийся церковный институт  христианства  взял на себя  великую  миссию широкого распространения  по всему миру  учения Христа в  аспекте  соединения в  одно –  древней  аскетической традиции,  традиции  иудейской  общинности  и  заповедей  самого Иисуса Христа.

Сегодня  уже  ни  для  кого не секрет, что  первоапостольская  община  относилась  к иудео-христианству,  поскольку  и Иоанн Предтеча и  Христос и Дева  Мария и Иосиф и  все 12  апостолов  были иудеями, как  и абсолютное  большинство  первых христиан,  т.е. представителями  традиционного ветхозаветного иудаизма, существенно  обновлённого в  нравственном  отношении  Четвероевангелием, которое  писалось  также иудеями – евангелистами (Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном).

Итогом такого совмещения традиций  аскетики (волхвизма), ветхозаветного иудаизма  и  традиционной  иудейской  общинности  стало  то, что нарождающейся  христианской  церковью был  взят  за  основу   самый простой  и понятный широким  массам подход к  религиозности.  Этим  походом и  оказалась не  аскетика,  требовавшая специального  знания  и колоссальных усилий, а  упрощённая  социальная общинность с  набором  традиционных  таинств.

Фактически  уже  изначально сакральное и  глубинное духовное  знание  о  духовном  делании,  передававшееся только  через  посвящение  от учителя  к  ученику,  было  отвержено  на  уровне массовой религии, а  взято за  основу более  упрощённое и морально ориентированное.

Данный  раскол в  целостном  и едином  духовно знании на сакральное (магическое, аскетическое) и профанное  (общинное, социальное)  и стал основой разделения церкви  на  Восточную и  Западную.  При  этом  Восточная Церковь осталась  более  верна  древней  сакральной  традиции,  тяготеющей  к  магии и аскетике, а  Западная  Церковь пошла  по более общинному и социальному пути,  делавшему опору  на мораль.

Данные  вектора,  собственно,  и породили  все  отличия двух  церквей  и к началу  второго  тысячелетия  христианства Западная Церковь, став  на  путь  колаборационизма  (заигрывания)  с  властью,  добилась  больших  успехов в  укреплении  своего  авторитета  и  массовом обращении Европы  в  христианство,   чему в  немалой  степени способствовали крестовые  походы  и  святая  инквизиция.

Восточная  Церковь  к  этому времени,  не имевшая  такой широкой  популярности  в  Западной  Европе,  но  имевшая  целую плеяду  великих  святых, уже значительно уступала  Западной.  Данное  обстоятельство по  существу  и вынудило  руководство  Русской Православной  Церкви  и   царя  пойти  по  пути  Западной  Церкви, как  более  «успешной»  в массовом смысле.  

Данный  западный  вектор  и стал  основой второго крупного раскола,  известного, как  никоновский.  Данный  раскол  очень хорошо отражает  эпохальный  спор двух  великих подвижников,  проставленных в чине преподобных,  –  Нила  Сорского и Иосифа Волоцкого.

Полное  поражение  на  церковном соборе  Русской  Православной Церкви  в  1503 г.  принципиальной  позиции  Нила  Сорского,  ратовавшего  за  аскетичную  «Церковь – пустыню»,  позиции  Иосифа Волоцкого,  ратовавшего  за  богатую  и державную «Церковь – Империю», предопределило  все  последующие  трагические  события.

Последующий  никоновский  раскол в Русской православной церкви в 17-м  веке, начавшийся в 1650-х годах в Москве и  связанный с  церковной  реформой патриарха Никона, как  раз  и  был  направлен  на   единообразие  форм  вероисповедания  и  сближение обрядов и  богослужений  в  Русской Православной Церкви  с  греческими.

Последовавшие  церковные реформы Петра Первого в начале 18-го века  в  ещё  большей степени  усилили  процесс  сближения  Церкви и  государства   через  унификацию  религиозности по  западному образцу и   активную  борьбу с нецерковными формами вероисповедания (старчеством, отшельничеством, странничеством, исихией,  юродством  и т.п.)

Крушение  института  церкви  в  начале 20-го века в  результате  революции стало вполне  закономерным  итогом  данной  имперской  церковно-государственной  политики, основанной  на  схоластике (упрощении),  морализации и  срастании  с  властью,  поскольку  Церковь  к  тому  времени  у наиболее  прогрессивной  части  общества  стала  символом  застоя, необразованности, коррупции,  лицемерия  и  утраты  роли  социального  авангарда.

Данные события наглядно свидетельствуют  о  том, какие  гибельные последствия  для  церкви, как духовного института,  имели  заигрывание  с  властью  и  утрата  церковью  своего сакрального  и  аскетического  статуса,   связанного с  обособленность  от  государства (отречённостью от мира),  и  свободой разных форм вероисповедания (преемственностью живой  традиции старчества).

Для  любого думающего  человека  понятно, что  «заигрывание» и «срастание»  церковных структур  с  государственными  привело к  тому, что большинство пороков государственной  системы, а  именно взяточничество карьеризм,  бюрократизм,  формализм,  коррупция  и  т.д.  из   разлагающейся  государственной системы перекочевали в  церковную, поставив казённую  церковь на  одну чашу весов с государственной системой.

Именно  поэтому Октябрьская  революция 1917 г. уничтожила оба  института – и  государственный  и церковный, поскольку  по  обилию  пороков  они стали  по  сути  одним  целым  и глубоко порочным.  При  этом  самое парадоксальное то, что  своего  «могильщика»  в  лице пролетариата  и  большевиков,  как  носителей  идей  марксизма-ленинизма,  породил  фактически  сам  церковный  институт  своей  имперской  позицией,  формализмом  и  двуличием, о чём  точно сказал преп.  Варсонофий  Оптинский  – «революция   вышла – можно вздрогнуть  даже  – из  семинарии».

Перед  самой  революций  церковное  разложение  и формализм  достигли чудовищных масштабов, когда семинаристы, как  будущие  священники,  стали  полной  противоположностью духовности,  аскетики  и  внутренней  дисциплины.  Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков) писал:

«У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий… Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными».  (Митрополит Вениамин (Федченков), О вере,  неверии и сомнении)

Иными  словами,  в первых рядах революционеров, которые  и сокрушили церковный институт,  были именно семинаристы, впитавшие глубоко  ложного, выхолощенного и  искажённого голым  морализмом  христианства  и  православия,  из  которого  была  изъята вся  сакральная, мистическая и  духовная  основа.

Вот что  далее пишет  митрополит Вениамин (Федченков) после  своего назначения в Санкт-Петербургскую  духовную семинарию:

«Я по вступлении в должность захотел вывести, чтобы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт, и утром я увидел следы этого бунта. Ручки из дверей были вывернуты, лампады разбиты, все прокурено. На обеде семинаристы устроили мне демонстрации, кричали, свистели, мычали, блеяли, остановить их я не мог». (Митрополит Вениамин (Федченков), О вере,  неверии и сомнении)


(Студенты Московской духовной академии за домашними учебными занятиями)

Аналогичное  описывает в  своих  воспоминаниях и  митрополит Евлогий:

«К вере и церкви семинаристы (за некоторым исключением) относились, в общем, довольно равнодушно, а иногда и вызывающе небрежно. К обедне, ко всенощной ходили, но в задних рядах, в углу, иногда читали романы; нередко своим юным атеизмом бравировали. Не пойти на исповедь или к причастию, обманно получить записку, что говел, – такие случаи бывали. Один семинарист предпочел пролежать в пыли и грязи под партой всю обедню, лишь бы не пойти в церковь. К церковным книгам относились без малейшей бережливости: ими швырялись, на них спали…»  (Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Т. Манохиной. – М.: Московский рабочий, 1994. – С. 23.)

Таким  образом,  нет ничего  удивительного в  крушении  церковного института  в  начале  20-го века,  поскольку к  этому времени церковный  институт находился в состоянии глубочайшего внутреннего  кризиса и  разложения, вызванного  сращиванием  с  государством и  отходом от подлинного духа  аскетики,  соборности,  подвижничества  и общинности.

         Говоря о  вехах  утраты  русским  православием духовных  скреп, нельзя не сказать  и о  вехе  т.н.  возрождения  РПЦ  и  восстановления Московского патриархата  в  1943 г.  по  поручению  Сталина.


(Архивный документ о создании Московского патриархата)

Речь об  эпохальном  воссоздании в  1943 г.  Московского патриархата на  соборе  епископов Русской Православной Церкви  по  поручению  Сталина  с  введением в состав  высшего церковного руководства законспирированных сотрудников и  агентов НКВД  для  осуществления  внутреннего государственного контроля  за работой церковного института,  призванного  стать оплотом гражданской нравственности, морали и  законопослушности  в  форме  религиозности.

Данный акт,  с  одной стороны  способствовавший  делу возрождения православия   и Православной  Церкви  в  России,   в  действительности  нёс  в  себе  глубокое противоречие,  поскольку  восстанавливал  не  корневую  и  давно  забытую  святоотеческую  традицию, а   ту  нежизнеспособную  и глубоко искажённую  схоластикой,  демагогией  и морализмом церковную  систему,  которая  практически  полностью  утратила  к  концу 19-го века  свою  сущностную  (духовную) основу,  сохранив  отчасти  лишь поверхностную  моральную (душевную).

Говоря другими  словами, в  1943 г. была искусственно реанимирована  фактически   безжизненная  и  уже  умершая  по сути   голая  «форма»  церковного  организма,  которая  в  итоге  в  ещё  большей степени оказалась под   «каблуком» власти  и государства.   Очевидно, что скрытое влияние  государства на  церковь  не могло  не  отразиться  на целях и  задачах церковного института, которые из  духовно-аскетической плоскости  ниспали в  плоскость моральную  и  душевную,   а  позднее и  откровенно  идеологическую.

В  итоге  сугубо  духовная (сакральная  и мистическая)  составляющая христианства  и православия  и в  советский  период и  перестроечный  оказалась  под  полным  запретом,  тогда  как  душевная   (моральная и идеологическая)  стала всеобъемлющей,  особенно в период  перестройки   и крушения базовых советских ценностей.

Именно  этот  постперестроечный  период   «дикого  рынка»  и  «бандитского  беспредела»  и  придал  Русской Православной Церкви  импульс  к  развитию  и  популярности, как  главному  институту  сохранения  и укрепления  морали.  Именно  этим  обстоятельством  и  объясняется  то, что  с  конца 1980 г. до  2000 г.  церковный  институт переживал  период  активного социального подъёма и возрождения,  но  не духовного, а  душевного, т.е.  морально-нравственного.

Именно  в  это время в  Церковь  пришло много активистов  и  подлинно неравнодушных людей, стало  популярно волонтёрство и миссионерство.  В  это время получили  подъём и  развитие многие прогрессивные  инициативы   создания  гражданского  общества, как  олицетворения  христианской   морали  и  нравственности. В  это  же  самое  время  получило наиболее   активное  развитие  и направление христианской психологии, которое  позднее  попало  в опалу  и  было  свёрнуто церковным руководством, как  чрезмерно  «свободное»  и «прогрессивное»,   вместе  с  другими начинаниями.

Причина  такого  отхода   церкви   от  стояния  в  истине и  поддержке  прогрессивных  начинаний  и  мирских  инициатив  стара  как мир и  заключается всё в  том  же пресловутом  и   порочном влиянии  на  церковь  государственной машины  и  её  олигархической  системы,  которой  церковный  институт нужен   сугубо как  инструмент  массовой  социальной  морали  и  идеологии  покорности и  непротивления  власти, которая  должна  оправдывать   административный  и  олигархический  беспредел.

Именно поэтому  институту  казённой  церкви  стала  не  нужна сермяжная  правда  жизни  с  критикой  общественных и  церковных   пороков, а  именно  взяточничества (подношения),  коррупции,  карьеризма,  бюрократизма,  формализма, угодничества  и др.,   которые  снова  пышным  цветом расцвели  и в  государстве  и в  казённой  церкви.

В  итоге  уже  к 2010 г.  церковный  институт  вновь  стал в значительной  мере  олицетворением  тех  же  самых пороков  и  проблем, какие  имели место  в РПЦ  в  конце 19-го века накануне революции. В  настоящее время  кризисная  ситуация, складывающаяся  в РПЦ,  отличается от той, что  была  100  лет назад  тем,  что  проблемная  ситуация  в  церкви  не  отдана стихии, а  опирается мощь и силу тоталитарного государства,  а  потому  ситуация  искусственно сдерживается  силой  государственной  власти и  ужесточением внутрицерковной дисциплины.

Долго  ли продержится это искусственное сдерживание без  кардинальных изменений ?

Ответить  на  этот вопрос сложно,  но многим  людям,  включая  глубоко верующих и  безгранично преданных  Церкви,   уже  становится понятно  и  очевидно, что  социальный  институт  церкви  находятся в  глубочайшем  кризисе и  стагнации,  поскольку потерял правильный вектор  своего развития,  оторвался  от корней  святоотеческой  и  аскетической традиции,   ушёл  от правды  с  критикой  и передовой социальных  проблем. 

Что  грустнее  всего,  подконтрольный  государству  церковный  институт  вывел за  штат  всех  активистов и  неравнодушных  священников, которые  стремились к  переменам  и  хотели  изменений  в  церковной  политике,  позволяя  себе критику  складывающейся  порочной ситуации.

Подводя  некоторый предварительный  итог, можно сказать  о  том, что  одной  из  главных  причин  нынешнего  печального  состояния  РПЦ, как  социального института,   можно  считать  усиливающийся  разрыв между сакральным  содержанием  православия  и  его современной  профанной  формой.

   В  основе  этого  глубокого  разрыва  лежит  та самая несовместимость   позиций    компетентного  и  духовного  меньшинства  с  позицией  некомпетентного  душевного  большинства,  за которой   лежит  принципиальная  нестыковка  между  исконным (аскетическим)  святоотеческим  православием  и православием постсоветским  (светским), как  омирщённым  и  формализованным, в  котором  нарушен принцип духовного водительства  и  соборности.

Слова  же  о  том, что «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18)   для   всех  духовно  зрячих  означают  создание  не  социального института  мирской  церкви,  подконтрольной государству,  а  создание Церкви Христовой Небесной,  как  незримой  Лествицы  в  Небо, по  которой  подвижники  во  все  времена независимо от  власти и  существующей  политики  восходили, восходят и будут  восходить от  земли на Небо..

Поиск  пустыни  духа  в своём собственном  духовном  сердце  это и есть  способ спасения  сегодня  в дни большого хаоса,  смятения  и лжи…

По материалам  книги “Заметки  о христианской  психологии”, 2019 г. 

Автор: admin

Добавить комментарий