Объядение, лакомство, чревоугодие или духовное учение Евагрия Понтийского о еде и посте – схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Картинки по запросу Объядение, лакомство, чревоугодиеПредлагаем Вашему вниманию замечательный труд известного патролога схиархимандрита Гавриила (Бунге) по теме святоотеческой православной психологии, которая рассказывает о способах борьбы со страстью объядения  и чревоугодия на основании бесценного опыта «отца-пустынника» Евагрия Понтийского и его  духовного  учения о  еде  и посте.  Перевод с немецкого А. Фролова,  издание Сретенского монастыря 2014 г.

Введение  

ЕДА ИЛИ ОТКАЗ ОТ НЕЁ ? 

Кому-то на первый взгляд может показаться неуместным посвящать целую книгу процессу еды и воздержанию в ней, то есть посту. Не слишком ли естественное это дело — употребление пищи, чтобы заслуживать столь серьезного внимания? Однако нет ничего загадочней повседневности. Если речь идет о человеке, то еда означает не просто наполнение организма необходимой пищей. Также и пост — нечто большее и даже иное, чем просто отказ от пищи или ограничение в ней.

Если бы человек не был человеком, то еда или отказ от нее, разумеется, не заслуживали бы такого внимания. Поедает животное пищу или нет, оно действует в соответствии с инстинктом. Человек же — удивительное существо, которое обеими ногами крепко стоит на земле, но головой возвышается к небу, соединяя в себе инстинкт и дух. Поэтому для него еда и отказ от нее — это то, чему он просто обязан уделить внимание. Как и все естественные жизненные процессы, питание становится для человека задачей непростой во многих отношениях.

Человек должен свободно интегрировать этот процесс в свое личностное бытие: ведь становление личности не в последнюю очередь заключается в сознательной и свободной интеграции самих по себе естественных процессов. Решение этой задачи сопровождается определенным риском. Оно может быть успешным, но может и не удаться. Чаще всего приходится потратить целую жизнь на то, чтобы в действительности стать человеком. Если же эта интеграция естественных процессов не удается, то они, трансформируясь и приобретая особое существование, становятся тем, что святые отцы называют пороками или страстями (pathos) *.

В силу этого еда и пост являются для человека в высшей степени проблематичными процессами. Эти процессы ставят под вопрос его человечность, подвергают его испытанию на прочность. Чтобы не пасть их жертвой, человек должен отнестись к ним осознанно. По большому счету, об этом хорошо знает каждый. Можно было бы перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». Задаваясь этим вопросом, мы можем узнать кое-что не только о еде и посте, но и о самом человеке, то есть о нас самих. Причем это касается сферы, в которой мы все — как скоро выяснится — в высшей степени уязвимы, насквозь подвержены «человеческому, слишком человеческому».

Пусть читателя не удивляет, что значительная часть книги (а именно глава 2) будет посвящена связанным с едой отклонениям.
В точных науках нередко бывает так, что некий процесс исследуется в его сущности либо просто регистрируется только после того, как удалось проследить его отклонения. Так, по заболеванию некоторого органа ученые судят, как должен функционировать здоровый орган.
Подобным же образом, знакомясь в ходе изложения со всевозможными аномалиями, связанными с едой, а также с методами их преодоления, попытаемся уяснить, что именно еда и пост значат для человека. При посредстве оттеняющих контрастов в конце концов должно еще отчетливее выявиться, что же такое благословение пищи (см. главу 5).

 Русские слова «страдать» и «страсть» имеют общий корень (то же и в немецком: leidеп — Leidenschaft). Греческое слово pathos соединяет в себе оба значения. — Примеч. пер.

Скачать книгу в  формате PDF >>>

Автор: admin

Добавить комментарий