Основы христианско-психологического консультирования

 

       «Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их.»  (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 2, 1070).

Говоря о теоретических основах христианской  психологии, просто невозможно обойти стороной основ христианского психологического консультирования и психотерапии.  Собственно, сам процесс консультирования  в  христанской  парадигме подчиняется общим  принципам классической  психотерапии,  описанным через модель КТП (клиент – терапевт – проблема).  Об  этой  модели  психотерапии  в её нравственно-ориентированной  форме  т.н. понимающей  психотерапии в своё  время  много  написал   известный российский  психолог  Ф.Е. Василюк.  В то же   время,  сам  метод  консультирования  в   христианском  подходе  к  психотерапии  имеет  целый  ряд  принципиальных  отличий,  связанных со  спецификой  христианской   антропологии, парадигмы, особенностями  методологии  и теми  инструментами, которые  используются в  данном процессе.

Принципиальным  отличием христианского консультирования  в  самом  широком смысле  можно считать принцип  стирания  или  «растворения»  личностных границ в процессе  психотерапии, которые  так  важны  в академическом  подходе.  Говоря  другими  словами,  если  в  академическом  подходе   процесс   терапии  связан  с  общением  через  некую  обозначенную  и устойчивую  границу  личности, которая  подобно фильтру   закрывает   ценностную область  личности  (сердце),  то  в  христианской  психотерапии изначальным  условием работы   является снятие  этих  когнитивных  «фильтиров»   и «защит»  и у  терапевта  и  у  клиента  для  возможности работы  непосредственно  от сердца.

Связано  это  с  тем, что в  христианском консультировании  упор  изначально делается  на  работу  от  сердца, как  «ядра»  личности,  причём,  методом  «правдотерапии»,  а   потому  нет необходимости  в  защите  «сердца»  и  границ  личности, которые  являются  по  существу  границами  человеческого  эгоизма.  Дело  в  том,  что  при сердечном  подходе   от личности  требуется прямо противоположное  эгоизму  – предельная  открытость,  правдивость  и доверие сердца.

В данной  связи  вся терапевтическая система христианской  психологии  и психотерапии, включая её методологию, имеет целый  ряд принципиальных отличий.  Что  же  это за  отличия?

Данные  отличия  касаются,  прежде  всего  самой  ценностной  основы  метода и их  можно  кратко  изложить  в  следующем  виде:

  1. Наличие чёткой  мировоззренческой  позиции  у  христианского  психолога,  которая  не  скрывается от консультируемого,
  2. Присутствие личности психолога  в  консультативном  процессе и  его системы ценностей, а  также  их  влияние  на консультируемого,
  3. Нравственная оценка  поступков  и суждений  консультируемого  в свете духовно-нравственного закона  без  осуждения  личности,
  4. Опора на  христианскую  систему  ценностей, как  методологический базис практической работы,
  5. Принцип уважения свободы выбора клиента и не  навязывания  ему своей   системы ценностей,
  6. Обязательное наличие личного опыта духовной  (церковной) жизни  у  христианского  психолога  и его  воцерковлённость,
  7. Приоритет в  обозначении  и  решении  сущностных  (онтологических) проблем клиента, а  не конъюнктурных  и второстепенных,
  8. Принцип субъектности взаимоотношений терапевта  и  клиента  в процессе консультирования  и терапии,
  9. Активное использование в  процессе  оказания консультативной  помощи доверительного  диалога,  через  призму  совести  и нравственности,
  10. Допущение наличия высшей воли (промысла Божьего) в  процессе оказания  помощи.

Названные  отличия  делают  христианский  подход к  консультированию уникальным  терапевтическим методом,  эффективность  которого  определяется  тем,  что  он  направлен  на  внутреннюю и причинную  сторону  проблемы, как  определяющую.  При  этом в  процессе  христианского  консультирования  и терапии  реализуется совершенно уникальный принцип  и  механизм, который  можно назвать диалогом  от сердца к  сердцу  или  «сердечным диалогом».

Этот принцип  и механизм  имеет  место и  реализуется  преимущественно в  христианской  парадигме, которая изначально  ориентирована на  установление  связи   ума  с «духовным  сердцем». Использование в процессе  консультирования  и терапии   «сердечных  инструментов» (совести и нравственности) участинков процесса  и делает христианско-психологическое  консультирование совершенно уникальным методом нравственно-ориентированной психотерапии, который  с  одной   стороны  исключает манипулирование, а с  другой  позволяет  достигать высоких результатов. Многие из  тех, кто пользовались  услугами  христианских психологов-консультантов,  стремятся в  будущем  обращаться  за  помощью  именно к  христианским психологам.

В данной   связи  сделаем  расшифровку тех  принципиальных отличий,  которые  лежат в  основе христианского подхода  к  консультированию:

  1. Наличие чёткой  мировоззренческой  позиции  у  христианского  психолога,  которая  не  скрывается от консультируемого.

В то время, как современная психотерапия стремится в  своём  подходе  к  мировоззренческой  «стерильности»  и «чистоте»  специалиста, который  якобы не  должен быть обусловлен  той   или  иной системой ценностей (религиозных, нравственных, культурологических и т.д.), исключая  их влияние на консультируемого, христианская психология использует  прямо противоположный принцип манифестации  специалистом своей  системы  ценностей (христианских).  Для   чего  это нужно ?

Это нужно, прежде  всего, для  чёткого  определения  норм  и  критериев  того закона, который  можно назвать высшим  духовно-нравственным законом  (Законом Божьим), который  неотвратимо  регулирует  все  процессы, протекающие в  душевно-духовной  (когнитивной)  сфере  и  вытекающие  из них  отношения.  Говоря  другими  словами,  христианский  психолог  изначально  не  маскирует  свою систему  ценностей от клиента,  надевая  маску «стерильного»  специалиста, а  открыто заявляет о своей   мировоззренческой позиции,  изначально утверждая  принципы правды,  открытости и доверия  в  отношениях.  Что  побуждает  его это  делать  или  почему  это важно ?

Это принципиально важно  по  той причине, что  не  существует  способа  ухода  от влияния  на   клиента  системы  внутренних  ценностей  специалиста,  какие  бы  приёмы  и маски он при  этом не  использовал.  Кроме  того  это важно  для  избежания  в  процессе терапии манипулирования  и  чрезмерной  объектности  (субъективности  оценок).

«Kонсультанту недостаточно владеть только конкретной теоретической системой и  обучиться соответствующей этой системе процессуальной модели, как это часто представляется устроителям и участникам поспешно организованных курсов обучения психотерапии. Kаждая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использование метода обращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования и помощи» (Гулина, 2001, Терапевтическая и консультативная психология. СПб, 2001, c. 35).

  1. Присутствие личности психолога  в  консультативном  процессе и  его системы ценностей, а  также  их  влияние  на консультируемого.

В настоящее  время в  академической психологии  существует  устойчивое представление  о том, что любая  психокоррекционная  работа  должна  строиться  на  основании неких «идеальных»  коррекционных моделей,  процессов  или  технологий,  которые  должны  быть  свободны  от влияния  личности  терапевта.  Под влиянием личности  подразумевается  возможность привнесения в  «идеальный»  процесс  (технологию)  коррекции  тех  или  иных субъективных компонентов   или  искажений, которые  именуются  переносами.

В  то же время, в  христианском консультировании  имеет  место  прямо  противоположная  ситуация  изначального постулирования принципа  присутствия  и  более  того  – участия  личности  терапевта  в консультативном процессе.  Для   чего  это делается ?

Это делается  опять  же исходя  из специфики  парадигмы  христианской  психологии, которая  определяет  личность  изначально,  как Образ и Подобие  Бога,  суть которой  просто  отделена  от своего проявления  и  задача  специалиста –  это сознавать  внутренний  потенциал  личности и его использовать  в  работе.  Проще  говоря, именно межличностное  взаимодействие  и есть  основа подлинной  терапии.

«…Сущность личности и сущность человека отделены друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, и, значит, первое получает смысл и оправдание во втором, тогда как второе в самом себе несет свое высшее оправдание. Действует, любит, ненавидит, борется не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, особым, только ему присущим образом организующий свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.»   (Б.С. Братусь, Психология  личности, Курс  лекций, 2017 г.)

Другой   причиной,  по которой  личности  в  христианской  психологии  придаётся  принципиальное  значение,  является  то, что именно  через  личность  работает  высший  духовно-нравственный  закон  (Закон Божий), а  значит,  именно  личность  является  главным действующим  началом  в  процессе  терапии  и проводником  духовно-нравственного  закона, а  не  технология  или процесс.

  1. Нравственная оценка  поступков  и суждений  консультируемого  в свете духовно-нравственного закона  без  осуждения  личности

Нравственная оценка тех  или   иных поступков  и суждений в  процессе  христианского  консультирования  и  терапии  не является  элементом  «технологии», а вытекает из  самого принципа работы  высшего духовно-нравственного закона  и совести, как  инструмента данного  закона. В  отличие  от светского (академического), христианский  подход  к  терапии зиждется на использовании в  процессе  терапии не  только ума,  как «центра осознанности головного мозга»,  но и сердца, как «центра  осознанности духовного сердца».  Именно  по этой причине в процессе христианского консультирования,  наряду с умом,  в  процессе  терапии  активное  участие  принимает совесть, как инструмент «духовного сердца»,  выполняющий функции внутреннего  сознания  добра  и зла.

В.И. Даль  определяет совесть, как  «нравственное сознание, нравственное чутье  или чувство в человеке» (Даль В.И. Совесть, Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4,  СПб.; М, 1909,  с. 351)

Будучи  нравственным  чувством  и сознанием, совесть наряду с  разумом  играет ключевую роль в  процессе христианской  терапии, поскольку выступает тем самым беспристрастным  внутренним  арбитром  и  свидетелем, который  работает от лица  не личности, а  высшего духовно-нравственного закона.

«Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их.  По занятиям или действиям в совести видят законодателя, свидетеля, или судию, и воздаятеля (исполнителя).»  (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской  психологии, О совести, с 366)

Принцип  использования в  процессе  терапии  ума  и  совести  известен, как  взаимодействие  «Я-функционального» (профессиональные  навыки) и «Я-экзистенциального» (ценностные структуры  личности).  Принципиальной  особенностью  христианского  психолога  является  то, что  «Я-функциональное»  и  «Я-экзистенциальное»  образуют  практически  единую и  целостную  структуру,  тогда  как у  обычного  светского  психолога  между  ними   имеется  значительная  дистанция, что  и создаёт  эффект  раздвоенности.  (Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический  журнал. 1993. № 1.)

Данная  раздвоенность  есть  не   что  иное,  как  наличие  в  когнитивной   сфере  клиента  и специалиста  двух  мнений:  мнения  рассудка,  как «Я-функционального»   и  мнения совести,  как «Я-экзистенциального».  Целью  христианской  психотерапии как  раз и является устранение или  осознание тех противоречий, которые  разделяют мнение рассудка и  мнение совести.

  1. Опора на  христианскую  систему  ценностей, как  методологический базис практической работы

Христианская система  ценностей, манифестируемая специалистом  перед началом и в процессе христианского  консультирования,  выступает не чем  иным, как той   системой морально-нравственных ориентиров  и координат, которая  и  выступает  «калькой»  или  «матрицей»  терапевтического  процесса,  задавая  чёткую  системную   логику  исследования  мышления  и  поведения  с  точки зрения не  произвольного,  а   нравственного понимания  поступков  и  последствий. Иными  словами,  причинно-следственные  связи,  исследуемые в  процессе  терапии,  оцениваются  не  произвольно, а  через  призму высшей  логики  духовно-нравственного закона  и  Евангелия, как  неизменного критерия  и  ориентира.

Данный  принцип  возможен именно тогда,   когда  духовно-нравственный  закон является как  бы  принадлежностью  сердца  и ума  специалиста и  работает совершенно автоматически  через совесть и  нравственность.

Таким  образом, становясь  на  твёрдую  почву христианских и евангельских  ценностей,   специалист  уходит  от  любого  произвола  и  субъективизма,  а  входит  в  поле  действия нравственного закона,  который  по  своей   сути непреложен.  Говоря  другими  словами, христианский  психолог использует в  своей  работе  два  ума  одновременно:  рассудок  и ум сердца, что  способствует  более  точному  фиксированию проблем и  исследованию причиннол-следственных связей.

«Непреложен нравственный закон, по которому люди должны неизбежно пожать то, что они посеяли произвольно. Но всемогущество Божие и неограниченная милость Божия могут изменить или смягчить и законную, логичную последовательность твердого нравственного закона.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Письма, 66, О нравственном законе и неизбежности воздаяния, 22  июня 1862 г.)

Принцип  нравственного закона  очень хорошо  объясняется  с  точки зрения теории систем,  когда  любое нарушение, возникающее на  низших уровнях  системы, может быть устранено  только при регулирующем воздействии с более высокого системного уровня.  Принцип непреложности  нравственного закона, выступающего  ценностной  основой   в  процессе  терапии,  очень  сближает христианское консультирование  с  гештальт-терапией, только  более  определённой  в  ценностном  отношении.

  1. Принцип уважения свободы  выбора клиента и не  навязывания  ему своей  системы  ценностей

Принцип  уважения свободы  выбора клиента  также   является  отражением  системы  христианских  ценностей  и  на  самом деле не связан с либеральностью  или  толерантностью, как  это  может  показаться на  первый   взгляд.  За  этим  принципом  стоит  один  из важнейших  духовных  законов,  известных  как закон  добровольности  и свободы  личного  выбора  человека,  который  не  нарушает и  соблюдает  Сам Бог.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.» (Откр. 3; 20)

При  этом  есть и  совершенно  объективные  причины для использования  этого принципа, связанные  с  тем, что к  христианскому  психологу   могут  обращаться за  помощью  люди, имеющие  разный религиозный  и духовный  опыт –  от  склоняющихся  к  вере  и неофитов,  до  глубоко  воцерковлённых.  При  этом возможны  и обращения  людей, имеющих отрицательный  духовный  опыт.

В своей   книге  «Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии», СПб, 2009  г.  доктор  психологических  наук, профессор  кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии  Лариса Филипповна Шеховцова  выделяет  следующие  категории  клиентов,  которые  могут  обращаться  за  помощью к  христианскому  психологу:

  • не имеющими религиозного опыта и не ищущими его;
  • не имеющими религиозного опыта, но ищущими его;
  • имеющими отрицательный духовный опыт (оккультный);
  • имеющими духовный опыт в иных конфессиях;
  • имеющими духовный опыт внутри Православной Церкви.

Очевидно, что  пятый  тип  клиентов  из  числа  имеющих  духовный  опыт  внутри Православной Церкви, является  для  христианского  психолога  наиболее желанным,   поскольку  в  данном  случае  имеет  место  практически  полное  совпадение  ценностных  и экзистенциальных  основ.   В  то же  время  для  первых четырёх  типов клиентов христианский  психолог (психотерапевт)  также   может  быть весьма   полезен  тем,  что помимо решения психологических проблем,  он  сможет  задать  им  более  правильный  вектор  жизненных смыслов,  как  ноэтическое  измерение  по  В. Франклу.

В данном   случае  нет подмены религии  психотерапией, поскольку «целью  психотерапии является  исцеление  души, а  целью  религии – спасение души»  (Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990).

  1. Обязательное наличие личного опыта духовной  (церковной) жизни  у  христианского  психолога  и его  воцерковлённость

Данный  принцип уже  частично  рассматривался в  разделе «О состоянии и методологии  христианской  психологии». Тем не   менее, о нём  ещё  раз  следует  сказать,   поскольку у   многих,  интересующихся  христианской  психологией,  имеют  место  иллюзии  по  поводу принципиальной  важности  для  христианского психолога сформированного  христианского мировоззрения,  основанного на  глубокой  православной  вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте единой, Соборной и Апостольской Церкви.

В этой  связи  стоит  ещё  раз  напомнить  о том, что  принцип  соборности,  используемый  в  процессе  христианского  консультирования,  и выражаемый  словами «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»  (Мф 18: 20),  работает   только по  отношению к  членам  единой, Соборной и Апостольской Церкви,   пребывающим  в  духовном  единстве.  Игноририование принципов духовной  жизни христианскими  психологами приводит к  утрате этого  духовного  единства  и духа  соборности в сторону  довления  произвола  и  отдельных  страстей.

Практика   открытия  первых  православно-психологических школ,  клубов  и кружков  убедительно показала, что без соборного единства и духовного  окормления, которое  можно считать «душевной   супервизией», у  большинства  подобных  самочинных  инициатив  есть высокая  вероятность  уклона  в  сторону сектантства  или  модернизма.

  1. Приоритет в  обозначении  и  решении  сущностных  (онтологических) проблем  клиента, а  не конъюнктурных  и второстепенных

Принципиальной особенностью христианского подхода к  консультированию является   восприятие  проблемы  клиента  не  поверхностно  по «горизонтали»,  а  в  глубину  по  духовно-нравственной  «вертикали», т.е. в  разрезе  всей  тримерии тело – душа – дух.

Данный  подход, который   можно  считать  онтологическим  (онтология  – наука  о  бытии)  и  интегральным,  всегда  даёт  более  обильную  пищу  для  размышлений  и понимания  жизненных  проблем  клиента не  только  в  светском,  но и  душевно-духовном  ракурсе  через  призму  соотношения эгоизма  и  нравственности  или  «страстей»  и  «добродетелей»  души.   Онтологичность (жизненность)  подхода  в  данном  случае  объясняется  не  только  «трансперсональным»  выходом  за  рамки  тела (психофизиологии)  и рассмотрением проблем на  более глубоких  уровнях личности  – душевном  и  духовном,  но и  системностью, которая  связана  с  непреложностью работы  духовно-нравственного закона.  И  хотя  духовные  аспекты  является  в  большей  мере прерогативой  священства,  но душевная  плоскость –  это ещё  уровень компетенции  христианского психолога, который  по  существу работает на  границе естественной науки  и  религии.

Данный  подход  можно с  известной  долей  допущения  считать  интегральным,  т.е. соединяющим в  себе  психологические  аспекты  и духовные. Интегральный подход  к  пониманию  и  оценке  состояния  человека  через  призму телесно-душевно-духовного восприятия  особенно  важен для тех верующих  и воцерковляющихся, у  кого по  тем или  иным причинам нет постоянного  духовного  наставника (духовника), руководящего  духовным  возрастанием. Христианский  психолог  в  этой связи  может помочь своему клиенту, а  точнее  брату / cестре во Христе, лучше понять то или иное душевное   состояние, причины его вызывающие и найти действенные средства  для  терапии.

Особенностью данного подхода  и является понимание принципа  иерархии и приоритета духовного над  душевным, а  душевного над  телесным. Таким  образом,  христианский  психолог,  в  отличие  от светского,  всегда  ориентирован на приоритет в  обозначении  сущностных (онтологических)  проблем  клиента.

  1. Принцип субъектности взаимоотношений терапевта  и  клиента в процессе консультирования  и терапии

В  соответствии  с  типологией  уровней  (режимов)  функционирования   сознания, в   академической  психотерапии  различают  две  фигуры:  наблюдателя  и наблюдаемого, которые  могут  находиться в субъектном (активном) состоянии, и в объектном (пассивном).  При  этом  и Наблюдаемое – может находиться в субъектном, активном, или объектном, пассивном состоянии.  Традиционный  режим функционирования сознания через  осознавание  предполагает  активность  Наблюдателя  (консультанта), как  субъекта  и пассивность Наблюдаемого, как объекта (клиента).

Христианский  подход  к  психотерапии  несколько  меняет  эту традиционную  схему,  делая  и  консультанта  и  клиента в  равной  мере  и  субъектами  и  объектами  одновременно, поскольку  в процессе духовно-ориентированного диалога  может  происходить  взаимное  озарение  через  то или   иное «слово-высказывание».

Любопытно  то, что  это  ключевое  «слово-высказывание»,  которое  проясняет  и разруливает  критическую ситуацию  клиента рождается не в сфере «Я» психолога, а в сфере  «Мы»  диалога,  сопровождаясь  чувством  радостного согласия.

«Не во всяком общении   происходит речевое  «попадание  в  цель»: «При поверхностном, формальном, деловом, закрытом, манипулятивном общении, когда собеседник — «объект воздействия», этого не наблюдается. Рождение слова происходит лишь в субъект-субъектном общении, где собеседник становится центром внимания  как неповторимая индивидуальность» (Т.А. Флоренская, Диалог в практической психологии. М.: Владос, 2001).

Вторым  отличительным  моментом,  характеризующим  субъектность  отношений  в  процессе христианской  психотерапии,  является  возможность  взаимо-психотерапии,  когда  сам  специалист  оказывается  в  «пассивном»  положении  клиента.

Это возможно по  той причине, что в  соответствии с  парадигмой  христианской психологии  консультант  и  клиент,  несмотря  на различия  в  терапевтическом  статусе,  оба  находятся  в  равных  условиях  перед  высшим духовно-нравственным  законом (Богом),  а  потому,  будучи  субъектом  (активной  стороной)  для   клиента, сам  консультант  является  объектом  (пассивной стороной) для Бога.  Проще  говоря,  оказывая  помощь  клиенту,  специалист  помогает  и  себе  самому  по  закону обратной  связи.

«…уча  другого,  не  учишь  ли себя  самого ?»  (Рим. 2; 21)

Данное обстоятельство делает христианскую психологию и психотерапию не  только  формой  помощи нуждающимся,  но  прекрасным  инструментом  социального служения  и  самопомощи, когда  через  помощь  ближним  сам  специалист (консультант) получает  соответствующую  духовную  помощь,  которая способствует  его личностному  и духовному  росту.

  1. Активное использование в  процессе  оказания  консультативной  помощи доверительного  диалога,  через  призму  совести  и нравственности

Одним  из наиболее действенных инструментов и методов христианского консультирования,  вне сомнения,  является диалог, а  точнее  совершенно особый  способ коммуникации, который можно назвать глубоко доверительным  диалогом  между  клиентом и  консультантом. Особенность этого  терапевтического  диалога состоит  в  том, что он протекает  по особой  схеме  и  сценарию, который  далеко не  всегда  зависит  от  двух  его  участников, поскольку  в  этом  диалоге  незримо присутствует  и  некоторая третья  сторона, в  силу  чего  это  диалог  подчиняется  неким высшим законам  и закономерностям.

Принцип диалогического взаимодействия был  не  плохо  в  своё  время  освещён Kопьевым А.Ф.  в  статье   Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники (Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.).  В  тоже  время  принцип  диалога в христианском  консультировании  и психотерапии наиболее  глубоко  и  полно  был  раскрыт Т.А. Флоренской  в  её  диссертации  «Диалог в  практической  психологии»  (1993 г.)  и  вышедшей   позднее  книге «Мир дома твоего» (2007 г.).

Развивая  концепцию двух «Я» (внешнего  и   внутреннего, телесного и духовного, рационального и  сердечного, функционального  и  экзистенциального, инструментального и  ценностного и т.д.)  Т.А. Флоренская  формулирует  ключевой  принцип  соединения  этих  двух  «Я»   через  понятие  соединения в  процессе  терапии  ума с  сердцем  или  «Я»  наличного  с  «Я»  духовным.  Этот принцип  тесно  перекликается с принципом  нравственной  оценки, отмеченным  ранее.

По существу –  это и  есть  ключевой  принцип  достижения  целостности сознания,  который  составляет  основу  метода  христианской  психологии  и который  был  блестяще  сформулирован  и  обоснован  Т.А. Флоренской  через  призму научного мировоззрения.

«Основной принцип диалога – доминанта на собеседнике. Если у человека доминирует свое «Я», он видит в других людях свою проекцию, по словам Ухтомского, судит  по  себе.

…если стараться отодвигать себя на второй план, а на первый ставить другого человека, то постепенно вырабатывается «доминанта на другом» или «доминанта на Собеседнике», как называет ее Ухтомский.»  (Т.А. Флоренская, Слово  и  молчание в  диалоге,  Диалог. Хронотоп1996 2)

Ещё  одной  заслугой Т.А. Флоренской  в  разработке  основ  христианского  консультирования  можно считать обозначение принципа «вненаходимости», как  способности  понимать другого без потери  своей индивидуальности,  что свойственно обычной   эмпатии.

«Чтобы понять эту «другость» другого, нужна «вненаходимость» собеседников в диалоге. Это означает, что эмпатическое слияние, вчувствование не ведет к такому пониманию: оно приводит к удвоению одного и того же: «Продуктивность события не в слиянии всех воедино, но в напряжении своей вненаходимости и неслиянности…»

В работе психотерапевта позиция вненаходимости дает столь важные качества, как объективность в восприятии и оценке людей, свободу от личных симпатий и антипатий при глубоком расположении к каждому человеку.» (Т.А. Флоренская, Слово  и  молчание в  диалоге, Диалог. Хронотоп1996 2)

Таким  образом, принцип  терапевтического диалога, сформулированный  Т.А. Флоренской,  есть  по  существу  практический  способ  или точнее  попытка  соединения  в  терапевтическом  процессе  ума с  сердцем, что и способствует глубокому  пониманию  и   раскаянию – катарсису,  подтверждая не  свою  правоту, а  правоту  и мудрость  сердца,  т.е.  Бога.  В  этом  принципиальное отличие православной  психотерапии  от любой  другой.

  1. Допущение наличия  высшей воли (промысла Божьего) в  процессе оказания  помощи

Данное отличие,  вне  сомнений, методологически  можно считать самым главным отличием  христианского подхода к  консультированию, которое  и делает  данный  подход  совершенно уникальным методом  т.н. «сердечной»  психотерапии.

Сердечность в  данном  случае не  имеет прямого  отношения к чувственности и эмоциональности, а имеет отношение к  центру «духовного сердца», которое  и есть  центр духовной  осознанности  или  то самое глубинное  духовное  «Я», о котором  и говорила Т.А. Флоренская.   Именно это духовное  «Я», в котором  сосредоточены   человеческая   совесть  и нравственность, и  есть «центр Бога»  в  человеке или  тот  орган сознания, который  непосредственно контактирует с  Богом.

Именно  поэтому задействование в  терапевтическом  процессе «духовного сердца»  открывает  доступ  духу (высшему  уму)  и делает  возможным участие в  терапевтическом  процессе Бога (Духа), как  незримого участника  терапии, говорящего  голосом  сердца  и  совести от лица  высшего духовно-нравственного  закона.  Это и есть  своего  рода  главное  «ноу  хау» христианского консультирования, которого  нет ни в  одном  другом  психологическом подходе  и методе,   поскольку  дух  действует только  через центр «духовного сердца»,  а  не  «головного мозга».

«Недоступный дня всякого ума (Бог) входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо — маю для пяди Его, а сердце — обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства — жилище Его. Если распрострется — вся тварь не заключит Его в пределы свои; но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа — храм Его, а сердце — святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там»  (Прп. Ефрем Сирин, Творения, Ч. 4, 350)

Таким  образом, процесс  диалога   в  христианском  консультировании,  основанном  на  использовании  потенциала  сердца, не  является  по  своей природе произвольным,  а  подчиняется  принципам и правилам духовно-нравственного закона (Закона Божьего).  Иными  словами,  сам  процесс  христианской  психотерапии  изначально   допускает  наличие  высшей  воли  (промысла),  которая  может  проявлять себя  в  процессе  терапии  в  разной  форме  в  зависимости  от  силы  запроса  и  силы  веры  клиента.  При  этом   консультант  может  выступать  в  процессе  терапии  только в  роли  связующего  звена и инструмента  для  связи  сердца  и  сознания  клиента  с  высшей  волей (промыслом).

В  дополнение к  выше  названным  отличиям  христианского  подхода к  консультированию   можно  назвать ещё  два:

  • Отсутствие прямой  корыстной заинтересованности христианского  консультанта  в  процессе оказания  помощи и по  её результату.
  • Изначальное уважение к  клиенту, как личности,  созданной  по образу  и  подобию через  призму безусловной  христианской  любви.

Говоря  о принципиальных  отличиях  христианских   основ  консультирования,  нельзя  обойти стороной  и основные принципы христианской психотерапии, которые были  обозначены Л.Ф. Шеховцовой  в   книге «Христианское мировоззрение как основа психологического  консультирования и психотерапии»:

  • христоцентричность — принцип, определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип, призывающий во всем соотноситься с Господом Иисусом Христом — непреложной  Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин. 1: 16); .
  • экклезиоцентричность — принцип, определяющий отношение к Церкви; только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: «Kак ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4);
  • антропоцентричность — принцип, определяющий отношение к человеку; человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении;
  • духовно-нравственного взаимоединства — принцип, определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати и при условии воцерковления их обоих;
  • личностно-нравственного аскетизма — принцип, определяющий отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к духовному возрастанию через стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями. Постижение аскетического опыта психотерапевтом возможно только через личное воцерковление.

В  христианском  подходе к  консультированию  весьма любопытным образом трансформируется принцип  эмпатии.  Большинство начинающих христианских психологов и консультантов  наверняка исходят из убеждения о том, что христианский подход к консультированию, как  нравственно-  и сердечно-ориентированный,  является наиболее  эмпативным  из  всех  или со-чувственным.  В действительности это не совсем  так.

Принцип  эмпатии (эмоциональной, когнитивной и др.),  вне сомнений, имеет место в христианском консультировании,  но при  этом  эмпатия приобретает здесь несколько иной  смысл. Из  эмпатии  классической, как  умения  специалиста смотреть  на  мир  «глазами», т.е.  чувствами  и эмоциями  человека  нуждающегося в  помощи, эмпатия  христианская  становится  инструментом трезвого  нравственного  контроля,  который  далеко  не  так  пластичен  и  податлив, как  обычная  эмпатия.

Проще  говоря, христианская  эмпатия,  при  всей  её  сердечности, сочувственности и сострадательности,  имеет  внутри  себя  твёрдый  и несгибаемый  стержень  духа  трезвости и нравственности.  Данный  стержень  и  делаёт христианскую эмпатию  не  пластичной, а  беспристрастной  и  даже  скупой  на  чрезмерную эмоциональность, как  форму  страстности.

Связано  это с  тем, что  само понятие  эмпатия  происходит  от  греческих ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство». Т.е. буквально эм-патиос  значит  в страстность, а   эмпатия –  умение погружаться в  чью-то страсть (страдание).

По  той  причине, что в  основе   духовно-нравственного   совершенствования  личности  в  христианской  парадигме  является борьба со  страстями,  а  не  их  обыгрывание,   отсюда  и вытекает принцип  эмпатийной  трезвости, а   также  эмоциональной  и  чувственной  сдержанности, а  не  распущенности.

«Тот, кто смог увести чувства от страстей и отделить душу от привязанности к чувствам, становится достаточно сильным для того, чтобы оградить стеной ум от вторжения диавола, осуществляемого посредством чувств.» (Преп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, Вопрос XLVIII)

Вторым  принципиальным  моментом христианской  эмпатии  является оценка специалистом  глубины  страдания  клиента  «не  от  себя  лично»,  а   от лица  высшего  духовно-нравственного  закона  (Закона Божьего), который  априори  объективен  и  справедлив, а  потому  не  допускает  страданий  без  причин.  Таким  образом,  сострадая  и сочувствуя,  христианская  эмпатия  совершенно  трезво  понимает обоснованность  любого страдания, как  вынужденный  способ  призывания  души  к  покаянию и смирению.

Есть и  третий  принципиальный  момент христианской  эмпатии,  который   связан  с  неизбежным  влиянием  повышенной  эмоциональности  клиента  на  эмоциональность  специалиста.  Особенностью христианской психотерапии в  этом  отношении  является  важность  пребывания специалиста в  состоянии  сердечной трезвости и невозмутимости, как  главного условия  присутствия духа.

Из  общих принципов организации консультативного  процесса в  рамках христианского подхода, можно  отметить:

  1. Важность молитвы  перед началом и в  конце консультации, как способа создания правильной  атмосферы  консультативного процесса.
  2. Важность проведения консультации в  отдельном  помещении (кабинете), имеющем  самый  минимум удобств (стол и  два – три стула) для не  рассеивания внимания в  ходе консультации.
  3. Важность наличия иконы в консультативном помещении и предметов культа (Евангелие, молитвослов,  святоотеческая  литература, лампадка и т.п.) для использования при  необходимости.
  4. Важность расположения консультативного помещения при храме или  духовном  учреждении для  его  освящения.
  5. Важность наличия скарбонки для пожертвований  за  оказанную  консультативную  помощь, поскольку в  христианском  консультировании не  рекомендуется установление жёстких  расценок  и клиент, как  правило, сам  оценивает работу  консультанта  через  соответствующее  пожертвование.

Как показывает практика  христианской психологической  помощи,  обращающиеся  к  христианскому   психологу   люди  в своей   массе  всегда очень доброжелательны  и  объективны, а  потому  всегда  находят  способ отблагодарить  специалиста. Вместе   с  тем, всем  специалистам очень полезно пройти школу милосердия,   послушания и работы  во  Славу Божью.

*   *   *

 | >>>