Особенности православной психотерапии и консультирования Л.Ф. Шеховцова

Предлагаем  Вашему вниманию эссе (концентрированное изложение)  книги  “Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии”, СПб, 2009  г.  доктора  психологических  наук, профессора  кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председателя  Епархиального Общества  православных психологов  Санкт-Петербурга –  Ларисы Филипповны Шеховцовой  в  виде  научной   статьи “Особенности православной психотерапии и консультирования”, которая была  опубликована в   Московском психотерапевтическом журнале  № 3  за 2009 г., но в   силу своей значимости и основательности  до сих  пор не потеряла  актуальности.

В этой  статье  Л.ф. Шеховцова  не  только  обозначает  контуры   такого направления, как  православная  психотерапия,  но  и  говорит  о принципиальных отличиях православного подхода к  консультированию от всех существующих именно своей  уникальной ценностной  основой, а  также неизменной  жизненной позицией консультанта, исключающей манипуляцию  и  утверждающей  не  объектный, а  субъектный подход,  при  котором и консультируемый  и консультант являются  составляющими некой  единой системы. 

«Kонсультанту недостаточно владеть только конкретной теоретической системой и  обучиться соответствующей этой системе процессуальной модели, как это часто представляется устроителям и участникам поспешно организованных курсов обучения психотерапии. Kаждая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использование метода обращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования и помощи» (Гулина, 2001, Терапевтическая и консультативная психология. СПб, 2001, c. 35).

Л.Ф. Шеховцова  в  этой статье  вопреки  представлениям  академической  психотерапии  об отсутствии мировоззренческой позиции у  психотерапевта, которая якобы позволяет рассматривать проблемы клиента в  наиболее  “чистом” ракурсе  и свете,  без  привнесения  влияния личностных  ценностей,  говорит  о принципиальной важности наличия чёткой мировоззренческой позиции, формулируя следующие отличия  православной  психотерапии  от любой  другой:

  • наличие   чёткой мировоззренческой   позиции  у терапевта,
  • присутствие  личности терапевта, его системы ценностей и  их  влияние  на консультируемого,
  • нравственная  оценка поступков и суждений в свете духовно-нравственного закона,
  • христианская  система  ценностей, как  методологический  базис для практической работы,
  • принцип ненасилия (не  навязывания   ценностей)  и уважения свободы выбора клиента,
  • личный опыт духовной жизни психотерапевта, осуществляющего консультирование,
  • приоритет в  решении сущностных  (онтологических) проблем клиента,
  • принцип субъектности взаимоотношений  терапевта  и  клиента, именуемый соборностью, 
  • допущение наличия  высшей воли (промысла Божьего) в  процессе оказания  помощи.

Ключевой мыслью в статье  и  книге является  мысль о том, что  согласно теории систем,  любое нарушение, возникающее на одном
из уровней системы, может быть устранено “только при регулирующем воздействии с более высокого иерархического уровня”.

Иными  словами, здесь  утверждается  глубочайшая  мысль  о том, что  православно-психологический  подход  к консультированию как  бы  изначально предполагает  в  качестве  неотъемлемого  участника  любой  терапевтической  работы  Бога,  как  высший  ум.  Именно поэтому  человеку  в  одиночку и без  помощи свыше  так трудно и даже невозможно, изменить самого себя. В  то же  время,  в  со-работничестве с Богом это становится достижимым  и  православный психотерапевт  и  является тем особым специалистом,  который знает  механизм  этого со-работничества  и может им  пользоваться  практически  посредством сердца  и  совести.

Данный  принцип использования  потенциала  сердца и совести в  консультативной  православно-психологической  практике, именуется принципом  использования  двух “Я” – “Я”  функционального  (рассудочного и  инструментального) и “Я” экзистенциального (сердечного  и  ценностного).  По существу –  это и  есть  реализация  принципа  соединения в  процессе    терапии  ума с  сердцем  или  “Я”  рационального  с  “Я”  духовным,  о чём  и писала  Т.А. Флоренская. 

Принципы духовно-ориентированного диалога, сформулированные Т.А. Флоренской, как  раз и  базируются на представлении о наличии у человека «духовного Я» и «наличного Я». «Духовное Я» – это голос  совести  и самого Бога   в человеке, его нравственная и творческая интуиция, способность к самопожертвованию.  «Наличное Я»   – это  более  поверхностное рассудочное самооправдание, «защитные механизмы».

Таким  образом, суть православно-психологического подхода к  консультированию  состоит  в  том, что  в диалоге с психотерапевтом клиент научается слышать внешний  голос  своего наличного “Я”  и  внутренний  голос  своего духовного “Я”, получая опыт осознания и принятия  приоритета  своего духовного “Я”.   Иными  словами,  через  обращение  к  духовному “Я” клиента,  православный  психотерапевт не  просто  успокаивает или  утешает клиента, страдающего от чувства своей неправоты  и виновности, а способствует глубокому  пониманию  и   раскаянию — катарсису,  подтверждая не  свою  правоту, а  правоту  и мудрость  сердца  и  духа, т.е.  Бога.  В  этом  принципиальное отличие православной  психотерапии  от любой  другой.

Одной   из  заслуг Л.Ф. Шеховцовой можно считать формулирование в  статье основных принципов православной психотерапии

  •  христоцентричность — принцип, определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целео-
    бразущий принцип, 
  • экклезиоцентричность — принцип, определяющий отношение к Церкви; только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить
    единение человека со Христом.
  • антропоцентричность — принцип, определяющий отношение к человеку; человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении;
  • духовно-нравственного единства — принцип, определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу
    в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати;
  • личностный аскетизм  — принцип, определяющий  нравственный  облик  и  отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к  духовному возрастанию через стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями.

Скачать статью в  формате PDF >>>

Автор: admin

Добавить комментарий