Предлагаем Вашему вниманию эссе (концентрированное изложение) книги “Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии”, СПб, 2009 г. доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председателя Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга – Ларисы Филипповны Шеховцовой в виде научной статьи “Особенности православной психотерапии и консультирования”, которая была опубликована в Московском психотерапевтическом журнале № 3 за 2009 г., но в силу своей значимости и основательности до сих пор не потеряла актуальности.
В этой статье Л.ф. Шеховцова не только обозначает контуры такого направления, как православная психотерапия, но и говорит о принципиальных отличиях православного подхода к консультированию от всех существующих именно своей уникальной ценностной основой, а также неизменной жизненной позицией консультанта, исключающей манипуляцию и утверждающей не объектный, а субъектный подход, при котором и консультируемый и консультант являются составляющими некой единой системы.
«Kонсультанту недостаточно владеть только конкретной теоретической системой и обучиться соответствующей этой системе процессуальной модели, как это часто представляется устроителям и участникам поспешно организованных курсов обучения психотерапии. Kаждая теория уже в своих терминах скрыто или открыто несет ряд ценностей, которые, собственно, и интегрируют воедино теорию и метод. Эти ценности определяют и жизненную позицию, жизненную философию консультанта, без которой механическое использование метода обращается в манипуляцию в негативном смысле этого термина, делая клиента объектом, а не субъектом консультирования и помощи» (Гулина, 2001, Терапевтическая и консультативная психология. СПб, 2001, c. 35).
Л.Ф. Шеховцова в этой статье вопреки представлениям академической психотерапии об отсутствии мировоззренческой позиции у психотерапевта, которая якобы позволяет рассматривать проблемы клиента в наиболее “чистом” ракурсе и свете, без привнесения влияния личностных ценностей, говорит о принципиальной важности наличия чёткой мировоззренческой позиции, формулируя следующие отличия православной психотерапии от любой другой:
- наличие чёткой мировоззренческой позиции у терапевта,
- присутствие личности терапевта, его системы ценностей и их влияние на консультируемого,
- нравственная оценка поступков и суждений в свете духовно-нравственного закона,
- христианская система ценностей, как методологический базис для практической работы,
- принцип ненасилия (не навязывания ценностей) и уважения свободы выбора клиента,
- личный опыт духовной жизни психотерапевта, осуществляющего консультирование,
- приоритет в решении сущностных (онтологических) проблем клиента,
- принцип субъектности взаимоотношений терапевта и клиента, именуемый соборностью,
- допущение наличия высшей воли (промысла Божьего) в процессе оказания помощи.
Ключевой мыслью в статье и книге является мысль о том, что согласно теории систем, любое нарушение, возникающее на одном
из уровней системы, может быть устранено “только при регулирующем воздействии с более высокого иерархического уровня”.
Иными словами, здесь утверждается глубочайшая мысль о том, что православно-психологический подход к консультированию как бы изначально предполагает в качестве неотъемлемого участника любой терапевтической работы Бога, как высший ум. Именно поэтому человеку в одиночку и без помощи свыше так трудно и даже невозможно, изменить самого себя. В то же время, в со-работничестве с Богом это становится достижимым и православный психотерапевт и является тем особым специалистом, который знает механизм этого со-работничества и может им пользоваться практически посредством сердца и совести.
Данный принцип использования потенциала сердца и совести в консультативной православно-психологической практике, именуется принципом использования двух “Я” – “Я” функционального (рассудочного и инструментального) и “Я” экзистенциального (сердечного и ценностного). По существу – это и есть реализация принципа соединения в процессе терапии ума с сердцем или “Я” рационального с “Я” духовным, о чём и писала Т.А. Флоренская.
Принципы духовно-ориентированного диалога, сформулированные Т.А. Флоренской, как раз и базируются на представлении о наличии у человека «духовного Я» и «наличного Я». «Духовное Я» – это голос совести и самого Бога в человеке, его нравственная и творческая интуиция, способность к самопожертвованию. «Наличное Я» – это более поверхностное рассудочное самооправдание, «защитные механизмы».
Таким образом, суть православно-психологического подхода к консультированию состоит в том, что в диалоге с психотерапевтом клиент научается слышать внешний голос своего наличного “Я” и внутренний голос своего духовного “Я”, получая опыт осознания и принятия приоритета своего духовного “Я”. Иными словами, через обращение к духовному “Я” клиента, православный психотерапевт не просто успокаивает или утешает клиента, страдающего от чувства своей неправоты и виновности, а способствует глубокому пониманию и раскаянию — катарсису, подтверждая не свою правоту, а правоту и мудрость сердца и духа, т.е. Бога. В этом принципиальное отличие православной психотерапии от любой другой.
Одной из заслуг Л.Ф. Шеховцовой можно считать формулирование в статье основных принципов православной психотерапии
- христоцентричность — принцип, определяющий отношение к Богу; это главный основополагающий, смыслообразующий и целео-
бразущий принцип, - экклезиоцентричность — принцип, определяющий отношение к Церкви; только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить
единение человека со Христом. - антропоцентричность — принцип, определяющий отношение к человеку; человек стоит в центре душепопечительского процесса, в свете Христовом за грехами и слабостью человека виден образ Божий, страждущему человеку нужна помощь в спасении;
- духовно-нравственного единства — принцип, определяющий отношения психотерапевта и пациента к Богу, Церкви и друг другу
в духе христианской любви и благочестия, достижение единодушия и единомыслия при содействии Божественной благодати; - личностный аскетизм — принцип, определяющий нравственный облик и отношение психотерапевта к себе и своей профессиональной деятельности: православный психотерапевт должен являть достойный образ христианина и личного благочестия и сам постоянно стремиться к духовному возрастанию через стяжание христианских добродетелей и борьбу со своими страстями.
Скачать статью в формате PDF >>>