«Пастырь» и «Ахилла», как две противоположности

Стало известно о том, что в информационном православном пространстве имел место конфликт между двумя известными православными проектами –  сайтом «Пастырь», на котором священники, дьяконы, архиереи обсуждают внутренние вопросы пастырской практики и жизни и скандально известным сайтом «Ахилла», на котором разочаровавшиеся в вере и православии прихожане и бывшие священники критикуют руководство РПЦ и ситуацию, складывающуюся в церкви и православном мире.

Стало известно о том, что в июле прошлого года белорусский священник – отец Александр Шрамко,  выведенный из штата БПЦ за чрезмерно активную информационную работу и критику церковного руководства, задал на сайте «Пастырь» вопрос об отношении пастырей к  проекту «Ахилла», но ответа не получил.

Тем не менее, в конце декабря ответ от редакции портала «Пастырь»  в почту отца Александра поступил.  Редакция «Пастыря» дала разрешение опубликовать свой ответ:

«Об отношении к сайту «Ахилла»

«Пастырь» и «Ахилла» это — два разных (до противоположности) ресурса двух совершенно разных сообществ.

Аудитория, к которой обращается сайт «Пастырь», это — действующее духовенство. Одновременно, практикующие духовники являются и сообществом, формирующим контент сайта. Доступ к материалам требует регистрации, комментарии модерируются. В каком-то смысле сайт «Пастырь» можно назвать «ресурсом профессионального сообщества», если использовать стандартную классификацию. Его задача имеет практический характер — поиск продуктивного решения конкретных проблем.

Сайт «Ахилла», это согласно Манифесту «Ахиллы», — ресурс «церковных или бывших церковных маргиналов». Говоря о редакционной политике, «Ахилла» считает необходимым «показать жизненную картинку, черно-белую фотографию с множеством серых оттенков» («Манифест Ахиллы»). И несмотря на обещание писать не только о черном и сером, но и о белом — белого, радостного на «Ахилле» немного. Это не удивительно, потому что «Ахилла» — это сайт для критики в духе социальных сетей, для констатации проблем, для их обговаривания, а не для их решения. Манифест «Ахиллы» позволяет говорить «спорные, резкие, непочтительные вещи», и не призывает искать решения проблем, не заявляет, что на сайте можно говорить о Церкви только «мягко и почтительно».

Церковь на институциональном — земном уровне имеет множество проблем, как и всякая земная институция. Мы знаем об этих проблемах, быть может, не меньше, а больше, чем критики «Ахиллы». Но нашей целью являются не «маргиналии», в которых будут говориться «спорные, резкие, непочтительные вещи» о наболевших проблемах, а обращение к живому опыту людей, которые, находясь в институциональных рамках действующей Церкви не только в современной ситуации полной свободы, но и в годы гонений, смогли плодотворно трудиться во взаимодействии с предельно проблемной реальностью. Среди наших постоянных авторов в основном не «высокопоставленные» люди, а те, кто имеет собственный большой опыт пастырского и церковно-общественного служения и личный авторитет в среде духовенства. Это — церковные практики. Нам кажется, что именно их опыт и знания могут быть особенно полезны для решения приходских и личных проблем в пастырском служении.

Если брать в качестве отправной точки только негатив и социальную критику, то прийти к положительному решению будет невозможно. Плодотворным может быть только положительный опыт, личный пастырский подвиг преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей. Мы стремимся собирать такой опыт, доверительно обсуждать его, тщательно прорабатывать, обобщать и распространять. Это является нашей главной задачей.

С уважением,
редакция сайта «Пастырь»

Наш комментарий: Ситуация, складывающаяся в информационном пространстве современного православия не может не вызывать тревогу у всех глубоко верующих в силу усиления внутреннего конфликта и противостояния двух тенденций – официальной и протестной, что и отражает конфликт между двумя данными православными проектами.

Как это ни странно, но с точки зрения христианской психологии, ратующей за целостность православия и верность святоотеческой традиции, оба проекта в известной мере отражают крайние и полярные точки зрения, которые с одной стороны в равной мере удалены друг от друга, а с другой являются зеркальным отражением друг друга только с разными знаками.

Откровенно говоря, всех здравомыслящих людей в церкви сегодня в равной мере раздражает, как откровенно брутальная и маргинальная позиция сайта «Ахилла», специализирующегося преимущественно на очернении РПЦ с пристрастным “обсасыванием” любых жареных фактов, так и откровенно клерикальная и формально-демагогическая позиция сайта
«Пастырь»,  напоминающая партийную и комсомольскую стенгазету исключительно для православных активистов, а не всех, желающих высказаться.

При таком подходе, который практически исключает живой диалог, взвешенность и самое главное «золотую середину правды»,   рождаемой   в прямом и открытом общении по самым актуальным вопросам и проблемам, сложно надеяться на улучшение ситуации на информационном фронте.

Это лишний раз подтверждает то, что ситуация на информационном фронте для современного православия складывается очень не просто и повышается требовательность к качеству любого контента, претендующего на православность.

Хочется надеяться, что здравая позиция рано или поздно всё же восторжествует и в православном информационном пространстве появится грамотный дискуссионный и аналитический ресурс, который объединит профессионалов, будет более свободен в выражении своей позиции и избежит тех крайностей, откровенных ляпов и ошибок, которые плодят участники этого внутрицерковного противостояния, которое напоминает нарастающий конфликт ортодоксов-законников и обновленцев-реформаторов.

Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву” (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5, 70).


“Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху” (Свт. Григорий Богослов, Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 5. , 206).


“Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и, конечно, найдешь ему полезное разрешение” (Преп. Марк Подвижник, Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5, 557).

Автор: admin

Добавить комментарий