Вопрос не праздный, как и ответ на него. А ведь и действительно, первыми словами Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и апостолов были слова о покаянии:
«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 3;1-2)
«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17).
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». (Деян. 2;38)
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». (Деян. 17;30)
В чём же сила покаяния с точки зрения парадигмы христианской психологии ?
Оказывается, сила покаяния или метанойи в том, что это первичный акт глубокой саморефлексии или акт обращения души и трёх её сил (ума, чувства и воли) на саму себя с видением самой себя не в приукрашенном самолюбием (эгоизмом) “позитивном” виде, а видением всей глубины собственной порочности и несовершенства из-за привязанности к животным инстинктам и порабощённости души бесчисленными страстями тела, души и духа, создающими комплекс качеств глубоко порочного человека, который не ощущает своих порочных качеств:
неискренность, лукавство, хитрость, надменность, высокомерие, раздражение, нетерпимость, бессердечность, гнев, злоба, ярость, ненависть, насилие, корысть, скупость, алчность, жадность, жестокость, зависть, ревность, пренебрежение, презрение, кощунство, самоуспокоение, самооправдание, самообман, самоуверенность, цинизм, пошлость, хамство, наглость, упрямство, неприятие, отрицание, сопротивление, соперничество, раздражительность, агрессивность, лицемерие, коварство, тщеславие, честолюбие, гордость, трусость, лесть, злорадство, мстительность, скепсис, неверие, осуждение, клевета, подлость, одиночество, скука, тоска, скорбь, отчаяние, безутешность, безысходность, страдание и др.
Таким образом, покаяние (метанойя) с точки зрения христианской психологии выступает своего рода высшим духовно-психологическим инструментом самого глубокого изменения человеческой личности, её качества и её направленности в жизни от эгоизма к нравственности и ещё глубже – к духовности.
Проще говоря, покаяние можно сравнить с программой сознания, которая запускает процесс глубокой саморефлексии, как процесс самоанализа и самоисследования души (ума, чувства и воли) на наличие тех или иных пороков и проблем.
До покаяния человек как бы не мог глубоко обратить взор на самого себя, а после покаяния ему этот внутренний взор на самого себя как бы открывается неким чудом и внутренней силой, которая до этого бездействовала.
До недавнего времени процесс покаяния именовался таинством и священнодействием по той причине, что не была понятна его природа, но христианская психология проливает свет на тайну покаяния, как процесс, который осуществлялся обоюдными усилиями человека и Святого Духа.
«Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия [самого] человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в [полную] меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа.» (Преп. Макарий Великий, Великое послание, III, 1)
Таким образом, за покаянием в действительности стоит совместное действие ума человека и Святого Духа, которое и пробуждает совесть.
Иными словами, покаяние – это действие инструмента пробужденной совести, которая в первый раз и открывает душе осознание всей глубины её порочности и «грешности», а точнее повреждённости первородным, родовым и личным грехом.
Иными словами, в основе покаяния с точки зрения христианской психологии лежит Акт осознания и принятия душой Истины о самой себе, как повреждённой эгоизмом и страстями для глубокого изменения.
Таким образом, осознание в покаянии собственной «несовершенности» и есть тот первичный сакральный Акт, который и вызывает цепную реакцию во всей когнитивной и душевной сфере.
С чем связана данная цепная реакция или программа покаяния ?
Она связана с последовательным отслеживанием в душе всех порочных качеств, как энергий страсти для их замены на противоположные им качества добродетели:
искренность, правдивость, бесхитростность, послушание, покорность, принятие, терпимость, милосердие, сострадание, доброта, нежность, внимание, ненасилие, бескорыстие, щедрость, служение, помощь, заботливость, великодушие, сердечность, сознательность, скромность, сотрудничество, уважение, братство, товарищество, коллективизм, самопознание, самокритика, честность, самоотверженность, храбрость, мужество, тактичность, благородство, податливость, содействие, взаимопомощь, миролюбие, доброжелательность, совестливость, справедливость, смирение, кротость, любовь, бесстрашие, подвижничество, сопереживание, прощение, доверие, вера, участие, неосуждение, честность, принципиальность, устремлённость, вдохновение, творчество, перспектива, ученичество, смекалка, радость и др.
Программу покаяния можно сравнить с принципом «домино», когда первичное изменение всего одного камня или качества души, влечёт за собой впоследствии цепную реакцию по изменению всей цепочки выстроенных в ряд камней, а точнее качеств сознания.
Таким образом, покаяние с точки зрения парадигмы христианской психологии – это не просто таинство, но высшая когнитивная программа изменения мышления человека и образа жизни, причём, программа универсальная и подходящая любому человеку по слову преп. Исаака Сирина.
«Поскольку знал Бог Своим милосердным знанием, что если бы абсолютная праведность требовалась от людей, тогда только один из десяти тысяч нашелся бы, кто мог бы войти в Царство Небесное, Он дал им лекарство, подходящее для каждого, а именно покаяние, так, чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние.
Велико это средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего, уготовал ради нашей вечной жизни, ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялись и представали в добродетельном изменении воли и обновлении
разума.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Слово 40, 8, с.284)
Вот почему первыми словами Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и апостолов были словами о покаянии.
Вместе с тем, абсолютное большинство современных верующих, связывающих с верой не тяжёлую и изнурительную работу над собой, а “область спасительного душевного комфорта”, всеми силами препятствует любой попытке совести поставить себе предельно честный душевный диагноз, оценивая душу максимально трезвым и беспристрастным взором…
Иллюзии о собственной благости, позитивности и добродетельности оказываются для большинства верующих куда более значимыми и важными, чем видение через призму покаяния глубины собственной порочности.
Именно по этой причине, пока совестью душе не поставлен предельно трезвый и честный диагноз “ГЛУБОКО ПОРОЧНА”, ни о каком изменении души и лечении её от грязи бесчисленных, пороков и страстей не может идти даже и речи…
Как ни странно, сам верующий человек, не осознающий глубины своей порочности, при этом совершенно искренне полагает, что спасение ему гарантировано одним лишь фактом его веры, но это не так к счастью и сожалению…
По материалам курса “Теоретические основы христианской психологии”, раздел Психология покаяния… 2014 г. Минск, К.В. Яцкевич
я поняла контекст, но думаю , что сюда не совсем удачно подходит образ “принципа домино”. Вот “принцип домино” в падении тела и души, безусловно уместен, что хорошо видно в библейском описании грехопадения. А практика покаяния все же есть не безусильное падение , но именно, как здесь было сказано: изнурительное усилие роста -восхождения ( и застрять можно на любой ступени даже начать по “принципу домино” валится назад в самооправдании)
Вы заблуждаетесь. В святоотеческой психологии есть математически чёткий принцип взаимосвязи, взаимовлияния и перетекания страстей и добродетелей. Этот принцип очень хорошо сформулировал преп. Макарий Великий:
О взаимосвязи и перетекании добродетелей и страстей:
«Что же касается внутренней стороны подвижничества и того, какое из благих занятий является лучшим и первым, то знайте, возлюбленные [братия], что все добродетели связаны друг с другом и зависят друг от друга, нанизываясь одна на другую, словно в некой священной и духовной цепи. Ибо молитва [зависит] от любви, любовь — от радости, радость — от кротости, кротость — от смирения, смирение — от служения, служение — от надежды, надежда — от веры, вера — от послушания, а послушание — от простоты.
Равным образом, но по противоположности [различные] пороки связаны друг с другом: ненависть [зависит] от ярости, ярость — от гордыни, тщеславие — от неверия, неверие — от жестокосердия, жестокосердие — от нерадения, нерадение — от праздности, праздность — от пренебрежения, пренебрежение — от уныния, уныние — от нетерпения, нетерпение — от любви к наслаждениям. И [все] остальные виды зла зависят друг от друга так же, как в уделе блага добродетели связаны между собой.» (Преп. Макарий Египетский, Великое послание, VIII. 1-2)
ув. Константин, спасибо за ответ. Я не считаю, что по сути темы заблуждаетесь Вы или я . Смысл моего общения с Вами – уточнение, а не спор. Речь идет лишь об индивидуальном восприятии предложенного Вами для наглядности образа “принципа домино” для иллюстрации . И даже с новой предложенной Вами этой цитатой: ” все добродетели связаны друг с другом и зависят друг от друга, нанизываясь одна на другую” я полностью согласна, но и она не увязывается ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО с “принципом домино”.
Как ступени лестницы, связанные между собой, не похожи на поставленные “на попа” костяшки домино, приводимые в движение единственным внешним физическим толчком.
Чтобы уточнить, приведу эту же мысль преп. Макария Великого , в чуть иной формулировке и на мой взгляд точнее отражающую и мое понимание духовного пути как восхождения и ростаhttps://azbyka.ru/otechnik/books/original/13426/13426-Духовные-слова-и-послания.pdf
” Что же касается до частей добродетели, какую из них должно почитать высшею, и в какой упражняться прежде других, также какая из них вторая, и как прочие части одна за другою следуют, – о сем нет нужды и говорить; потому что все они между собою равночестны, и одна посредством другой упражняющихся в них ВОЗВОДЯТ на самую вершину. Так, простота передает послушанию, послушание вере, вера надежде, надежда служению, служение смирению, а у смирения принимает к себе кротость, и приводит к радости, радость к любви, а любовь к молитве. И таким образом, одна от другой завися и одна с другой состоя в связи, держащегося их возводят они на самую желанную ВЕРШИНУ; равно как и с противной стороны, лукавство посредством собственных своих членов НИЗВОДИТ друзей своих до крайней злобы.”
Вы, конечно, имеете право , как автор, остаться при своем видении. Но, не сомневаюсь, что Вам небезразлично и то, как читатель воспринимает ваши мысли . С почтением. Елена
и да , кстати, я – математик:)
Тем более. Если Вам о чём-то говорит сакральный смысл числа 153, как символа матрицы духовного сознания – вы в теме. Если нет, значит, у Вас это будет впереди…
“Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.
Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою.
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153).” (Ин. 21;3-11)
Есть разные богословские толкования числа 153. Вот одно из них:
«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153». (Праведный Иоанн Кронштадский)
В свете последних научных открытий в области нейропсихологии 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют «мета узлы» смыслов (логосов) общего принципа заполнения связями нейросетевой матрицы сознания, которое последовательно проходит 3 стадии (телесную, душевную, духовную).
Это знание только для посвящённых, к слову…
Символикой тоже занимаюсь . Спасибо, что так запросто “посвятили”:). Посмотрела вашу статью “Сакральный смысл числа 153 (крупных рыбы) из Евангелия”. Если не трудно , могли быть дать ссылку на факт именно 17 уровней развития нейросети.
Приятно повстречать ищущего и вдумчивого единомышленника в столь деликатной теме и проблеме. Факта наличия 17 уровней развития гиперсети сознания пока нет, поскольку это ещё не открытый наукой сакральный артефакт устройства системы: мозг – разум – сознание, как отражение тримерии: тело – душа – дух, но передовая нейронаука двигается именно в этом направлении. Сейчас пока открывается только нейросетевая и гиперсетевая структура мозга, за ней – та же структура разума, а затем и выход в систему глобальной гиперсети Духа. В качестве ссылки можем Вам порекомендовать концепцию Анохина КОГНИТОМ и сакральный смысл древнеегипетского иероглифа Хор Дэн (Гор – простиратель), отражающий связь Земли и Неба…
Любопытно, что многие святые отцы брались за духовную расшифровку троичной матрицы сознания, символом которой является число 153. Нам очень понравилась трактовка преп. Евагрия Понтийского, который в своей книге о молитве, содержащей именно 153 главы, сделал в качестве вступления пояснение к сакральному смыслу числа 153 (крупных рыбы)…
17 уровней с точки зрения концепции КОГНИТОМ нам представляется в виде 17 автономных функциональных уровней формирования высшего духовного смысла (Логоса), которые в конечном 17-уровне соединяются в один духовный Логос и Смысл, который и является божественным, открывающим полноту духовной свободы.
Кстати, в каббале также говорится об иерархии, но не 17, а 12 слоёв Древа Жизни, которые соединяются в высшем слое Эль Шадай – Господь Всемогущий. В общем – это фронт для познания и исследований. Но единство, стоящее за всем этим, уже просматривается…
С уважением.
СПАСИБО. Но помогите мне: у меня – когнитивный диссонас: где вы пишите правду о 17 уровнях?
В статье про рыб пишете что их УЖЕ ОТКРЫЛИ: “Свет на данную сакральность числа 153 пролили самые последние исследования в области нейросетей сознания, открывшие новый уровень математического понимания символики числа 153, который соответствует, как выясняется, самой “матрице нейросети” сознания, имеющей ровно 17 уровней заполнения ячеек в ходе роста и развития ума по мере создания новых когнитивных (нейронно-синаптических) связей”
А в вашем последнем ответе: “факта наличия 17 уровней развития гиперсети сознания пока нет”.
и “куды бедному крестьянину податься” ?
Ждать нужно бедному крестьянину и думать самому, как это всегда и было, а не искатьу всё готовое и кем-то уже осмысленное. Дело в том, что не всё открытое, сразу принимается и признаётся официальной наукой. В науке есть очень много открытого ещё 100 лет назад, что лежит мёртвым грузом до лучших времён.
То, о чём мы Вам говорим, открыто НЕ известными учёными, а самоучками и духовно образованными людьми знания без научных званий и регалий, которые просто предвосхитили своим духовным умом нейронауку и поделились с нами своими открытиями.
Они не уполномочивали нас популяризировать их и их открытия. Они им просто поделились через сайт, дав несколько указаний и пояснений. поскольку мы двигались в этом же направлении, только и всего.
Поэтому мы не можем дать Вам ссылок на официальные научные исследования. Всё, что мы можем – предложить вам дождаться того момента, когда официальная наука и известные учёные это откроют.
Тогда Вы вероятно и вспомните, что кто-то Вам об этом раньше уже говорил.
С ув.
видите ли, коллега, меня почему ваша сетка заинтересовала ?- мне про нее не вы первый говорите. А впервые это было аж ( страшно подумать!) в 1990г. про сетку эту… только без определения числа уровней. Значение придавалось самой структуре и последним ее уровням. Вероятно подразумевалось. что уровни и их число для каждого свои – до этих самых последних. Вот и заинтересовалась, что вы утверждаете о научном подтверждении ” ровно17″
Впервые об этом говорилось ещё в ведической литературе в конце 80-х и сам принцип заполнения матрицы сознания сравнивался с последовательностью степенных уравнений, когда степень возрастает по принципу (х +1)
хотя так я так и не увидела связи между обсуждаемым “принципом домино” и 153 рыбами? Озадачили, право, таки резким переходом:)
Принцип, конечно, только образный, говорящий о наличии не столько принципа “домино”, сколько некой сложной и математически чёткой мета последовательности и зависимости изменения осознанности и качеств (энергий) сознания в процессе покаяния и работы над страстями, которых отцы насчитывали более 300. Принцип интегральной матрицы никто не поймёт, а вот образ “бус” или “домино” более понятен. Поэтому мы его и взяли для сравнения.
С ув.