Для любого человека, становящегося на путь духовного роста и развития, что сегодня чаще всего именуется «просветлением» сознания, тема качественного изменения ума и мышления становится одной из самых главных вне зависимости от конкретной религии, конфессии, философии или духовного учения.
При этом практически у каждого, кто становится на этот не простой и тернистый путь, изначально нет всей полноты знания о том, что вообще представляет собой ум человека, как очень совершенная операционная система, призванная не просто отражать, а упорядочивать и систематизировать окружающий человека мир и самого себя.
Проще говоря, ум человека – это по существу не просто главный, а тот единственный инструмент, имеющийся в распоряжении каждого человека, который работает одновременно и как орган «зрения» души для ориентации в жизни и как «компьютер», который должен постоянно развиваться и самообучаться по причине постоянного изменения жизни, поскольку так устроена и работает нейросеть мозга и гиперсеть разума.
Любопытно то, что в процессе этого обучения ума, как гиперсетей мозга, разума и сознания, ум человека реально меняется по мере расширения всех трёх гиперсетей (мозга, разума и сознания), причём, неоднократно, за счёт расширения не только по рациональной «горизонтали» мирской жизни, но и по духовной «вертикали» Логоса.
Именно это расширение гиперсетей мозга, разума и сознания по духовной «вертикали» Логоса и является тем фактором, который сильнее всего меняет само качество ума, который как бы всё более возвышается сам над собой, получая возможность осознавать и исследовать не только окружающий мир, но и самого себя посредством рефлексии и саморефлексии (самосознания).
В данной связи сам процесс расширения ума посредством стадий развития рассудка, разума и интеллекта – это в высшей степени не простой гиперсетевой процесс, имеющий под собой чёткую математическую логику и основу для упорядочивания и структурирования всех сетей мозга, разума и сознания, которая (основа) носит интегральный характер и подчиняется законам многомерной математики и топологии.
И что самое любопытное, так это то, что из всех направлений расширения ума с духовным «просветлением» связано всего одно направление — духовной «вертикали», которое и ведёт расширяющийся ум к Логосу (Богу), но не напрямую, а через особую точку и пространство, именуемое в религии «духовным сердцем», где происходит непосредственное соединение (интеграция) мышления с сознанием.
Что из этого следует применительно к теме невозможности познания Бога рациональным умом и мышлением ?
А следует из этого то, что абсолютное большинство современных «просветляющихся» и духовно «расширяющихся» в силу элементарной человеческой необразованности просто не знает о том, что представляет собой обычный рациональный эго ум человека во всех его видах и формах и порождаемое этим видом ума рациональное эго мышление, основанное на доминанте «Я» (эго).
Большинство «просветляющихся» при этом смутно понимает, что рациональный ум – это весьма несовершенный ум, озабоченный потребительством и самоутверждением, основанный на целесообразности и поиске личной выгоды и корысти, который не совсем подходит для постижения Бога (Логоса) и духовного мира.
Собственно само «просветление» – это и есть своего рода попытка уйти от этого несовершенного типа ума и мышления высшего «хищника», чтобы прийти к более совершенному и гармоничному уму и мышлению, которое лишено энергий и качеств злобы, ярости, зависти, соперничества и агрессии, а наполнено или точнее «просветлено» неким высшим светом энергии счастья, радости, блаженства и безусловной любви.
Но большинство «просветляющихся» при этом просто не знает почему именно рациональный ум во всех его видах и даже в виде совершенного научного интеллекта является «непросветлённым» и совершенно неприменим для познания Бога (Логоса) и духовного мира.
Причина этого незнания понятна всем «просветлённым» и связана в первую очередь с совершенно разными типами упорядочивания сознания при «горизонтальном» расширении ума и «вертикальном». Говоря другими словами, «просветление» сознания — это не просто улучшение уже существующего рационального ума и мышления, а кардинальное его изменение через замену всех его качеств (энергий), которых более 300 с изменением всей системы ценностей и мировоззрения человека (картины мира).
И самой главной трудностью такого изменения рационального ума и интеллекта является то, что любой ум, как операционная система сознания, умеет себя хорошо и эффективно защищать от любых внутренних перемен и изменений, касающихся эго, качеств и структуры ума.
Второй важной проблемой изменения рационального ума является то, что для его изменения требуется выход за пределы для контроля процесса изменения, а система рационального ума и мышления ничего не выпускает за пределы эго (я). Именно поэтому требуется принудительный выход за пределы эго ума в более высокие смысловые пространства, а это всегда страшно и рискованно, поскольку чревато изменённым состоянием сознания.
Но иного выхода не существует и никакое «просветление» сознания невозможно в принципе без выхода за пределы рационального эго ума и мышления, причём, выхода не любого, а именно «вертикального» и через канал «духовного сердца», который и связывает мышление с сознанием.
Именно этот выход за традиционные рамки и границы рационального ума и интеллекта и является самой главной проблемой на пути реального «просветления» сознания, поскольку только этот выход и позволяет уму увидеть самого себя как бы со стороны (сверху) из духовного сердца, откуда отчётливо видны все его узкие места и недостатки, как операционной системы сознания, замкнутой на материальную реальность и образ мышления высшего хищника.
И этот трезвый взгляд на свой собственный ум и интеллект как бы со стороны стороннего наблюдателя в первый раз вызывает просто шок и «взрыв мозга», поскольку ум предстаёт в виде совершенного лицемера, хитрого приспособленца и лукавого обманщика, озабоченного только самим собой, своим статусом, положением имиджем, личной выгодой и материальным благополучием, ради которого эго ум готов практически на всё, т. е. на любые сделки с совестью и самые ужасные злодеяния и преступления.
Только после этого первичного шока и озарения из состояния непредвзятого наблюдателя, становится понятно что представляет собой любой рациональный эго ум и главное чем отличаются ум от мышления, а мышление от сознания.
Если кратко определить эти отличия, то ум – это некая базовая и устойчивая операционная система сознания и его гиперсетевая среда в виде структуры (набора) гиперсетй мозга, разума и сознания, а мышление – это тот энерго-информационный процесс, а точнее процессы: анализа, умопостроения, воображения и т. д., которые практически непрерывно протекают в этой гиперсетевой системе и среде. В этом отношении ум чем-то похож на локальную компьютерную сеть, постоянно функционирующую под управлением разных удалённых серверов.
Чем совершеннее сетевая система и среда, тем совершеннее и протекающие в ней процессы – это аксиома любой информатики, не требующая доказательства. Таким образом, чем совершенней гиперсетевая система ума, тем совершеннее и результаты его работы и наоборот. Именно поэтому интеллект и является высшей формой рационального ума и мышления, превышающей по системной упорядоченности, разветвлённости и эффективности любой рассудок и разум.
С этим вроде бы всё понятно, когда речь идёт о нашей повседневной реальности и объектах, процессах и явлениях первого уровня внимания, как внимания к внешним формам, где нужен именно рациональный ум и рациональная логика, анализ, объектность, системность, критическое мышление и эмпирический подход.
Но ситуация резко меняется, когда речь заходит о реальности не материальной, а духовной (энергийной), где имеют место не материальные, а на порядок более тонкие энерго-информационные процессы, подчиняющиеся не объектным, а волновым, силовым, полевым и квантовым закономерностям.
Можно ли с логикой и набором инструментов обычного рационального ума и мышления переходить от познания материального к познанию духовного, как энергийного, волнового и силового ?
Нет, невозможно, поскольку это иной тип познания, требующий иного типа ума и иного типа мышления на основе отражения иного типа реальности. Более того, при этом возникает ещё более интересный вопрос: а может ли вообще рациональный эго ум и интеллект познавать сам себя, не выходя за собственные границы и пределы ?
И вот тут-то и выясняется, что обладая способностью познавать окружающий мир материи и объектов, сам себя любой рациональный рассудок, разум, ум и даже интеллект глубоко познавать не может, как не может познавать и процессы мышления, протекающие во всех сетях мозга, разума и сознания, поскольку это сверх тонкие энерго-информационные процессы, требующие особого качества наблюдателя, который ещё более утончён и совершенен, чем рациональный ум и интеллект.
Любопытно что трудностью познания умом самого себя является не только утончённость энерго-информационных процессов мышления, но и сам характер движения (течения) ума и мышления в гиперсети, которое подобно «жидкому свету» течёт не хаотично, а строго в заданном направлении, куда обращено и внимание.
При этом движение света всегда осуществляется от источника во вне и как невозможно заставить солнце светить только вовнутрь самого себя, фонарик начать светить на самого себя, а глаз смотреть на свой зрачёк, так невозможно и обычный рациональный ум заставить смотреть на самого себя, а не во внешний мир.
Как же решается проблема видения умом самого себя ?
Она решается с помощью системы когнитивного зеркала сознания. Иными словами того, чтобы и фонарик начал светить на себя и глаз увидел самого себя необходимо перед ними поставить некое «зеркало», как способ отражения потока световой энергии.
То же самое нужно сделать и при исследовании ума, создав ему некое отражающее зеркало сознания в виде слоя самосознания, что и означает выход из операционной системы рационального эго ума и мышления с возможностью смотреть на свой собственный ум глазами совести и духовного сердца, как глазами а беспристрастного наблюдателя, который видит то, как работает ум, как он рождает мысли, желания, эмоции и чувства, как реагирует и насколько адекватно.
Данный процесс в психологии Логоса и именуется созданием зеркала саморефлексии (самосознания), как способ наблюдения за работой собственного ума и мышления. Любопытно то, что такое зеркало есть в распоряжении каждого человека, но не каждый знает как оно устроено и как работает, хотя каждый наверняка слышал о совести, как инструменте сердца. Так вот совесть — это и есть базовое зеркало нашего самосознания, которое работает под управлением не мышления, а сознания.
Что же открывается любому абстрактному наблюдателю в зеркале самосознания собственной совести, глядя на работающий рациональный эго ум и мышление ?
Ему открывается просто удивительная и одновременно шокирующая картина, говорящая о том, что оказывается, рациональный ум, – это программа управления восприятием и сознанием человека, которая имеет чёткую структуру и систему управления посредством совершенно конкретных качеств (энергий) именуемых страстями, которые и делают ум человека «хищным» по своей сути и природе, ориентированным на захват, удовольствие, соперничество и самоутверждение.
Кроме этого, в зеркале совести духовного сердца уму открывается то, что абсолютное большинство людей является носителями программы этого «хищного» эго ума и его рабами, даже не подозревающими об этом, как собственной порочности, искренне считающими себя «благими» и совершенно нормальными несмотря на свою полную духовную «слепоту» и следование собственным инстинктам и энергиям страстей, превращающих человека в социальное животное.
Одновременно с этим в зеркале собственной совести уму открывается и то, кем и чем реально управляется любой рациональный ум и интеллект, а управляется он не просто совершенной программой, которую можно назвать «программой Эго», а совершенной энерго-информационной МАТРИЦЕЙ сознания, именуемой малым логосом, и имеющей три уровня (ступени) восхождения к духовному совершенству :
– Программа Эго – развитие сети рационального эго ума и мышления – телесная стадия развития человека,
– Программа Жертвы – развитие сети нравственно-религиозного разума и мышления — душевная стадия развития человека,
– Программа Сущности – развитие сети сущностного (духовного) сознания – духовная стадия развития человека.
Таким образом, трезвый взгляд совести на собственный рациональный ум и мышление открывает человеку грустную картину его глубокого несовершенства и пребывания в низшей телесной стадии развития ума и мышления не столько «человека» в полном смысле слова, сколько «человекоподобного хищника», главная цель и задача которого в жизни – это захватывать всё доступное посредством соперничества и самоутверждения для получения от жизни максимального комфорта, удовольствия и удовлетворения.
Вот всё нехитрое устройство и содержание любого рационального эго ума и мышления любого рационально мыслящего человека.
При этом любое духовное совершенство и «просветление» с точки зрения трёх уровней малого логоса неизбежно требует выхода из программы Эго для прохождения программ Жертвы и Сущности, поскольку реальное «просветление» – это и есть освоение программы Сущности, как программы развития духовного сознания, которой и присущи качества гармонии, радости, счастья, блаженства и безусловной любви.
И что любопытно, к программе Сущности невозможно прийти сразу из программы Эго, как думают многие наивные и несведущие, а можно прийти только через успешное прохождение программы Жертвы, как промежуточной программы Христа по «распятию» и выворачиванию наизнанку своего рационального эгоизма.
В данной связи подлинный смысл «просветления», представлявшийся изначально простым и логичным переходом от материальности к духовности значительно усложняется необходимостью прохождения программы Жертвы по выворачиванию наизнанку собственного эгоизма и всей системы его качеств и энергий, которых около 300.
У любого здравомыслящего человека после этого открытия и осознания программного характера ума и мышления тут же возникает резонный вопрос – а как практически можно вывернуть наизнанку свой эгоизм чтобы выйти из программы Эго ?
И единственно верным ответом на этот вопрос является следующий – чтобы вывернуть «наизнанку» свой эгоизм и лишить его полной монополии над умом и мышлением, нужно последовательно и систематически изменить все его страстные (инстинктивно-животные) качества и энергии.
Но как это можно сделать практически ?
И на этот вопрос человечеством и всей его духовной культурой и традицией давно уже был дан однозначный и утвердительный ответ. Схождение с системы рационального эго ума и мышления происходит посредством духовной инициации, которая обращает (изменяет) рациональный ум и мышление, давая новый вектор расширения сети сознания. В разных религиях и учениях мира акт духовной инициации именуется по-разному.
Так в иудаизме первичная духовная инициация непосредственно связана с ритуалом – Миквы – символичного погружения в воду, как прообразом внутреннего очищения и обновления сознания с переходом от греховного к нравственному образу образу жизни и мышления. К слову Христос принимал в Иордане с участием Иоанна Крестителя именно обряд Миквы – символичного иудейского омовения, поскольку обряд и таинство Крещения появились гораздо позже в III веке уже после крестной смерти и Воскресения Христа.
Соответственно в христианстве духовная инициация именуется не Миквой, а Крещением, как символичным актом и таинством принятия в сердце духовного «семени» Логоса, которое с годами должно прорасти и превратиться в большое древо духовного ума «нового» человека, а сама процедура изменения ума и мышления метанойей.
В исламе духовной инициацией является обряд Гусль с клятвой верности Байя, как акт ритуального омовения водой после принятия ислама и после любого греховного поступка и помысла. В буддизме и индуизме духовная инициация именуется Дикшей или посвящением, которое включает в себя передачу духовного знания или практики от учителя к ученику. Этот ритуал может включать в себя различные обряды, мантры и медитации, но суть его — это начало духовного пути ученика.
Таким образом акт духовной инициации — это неизбежный акт принудительного изменения ума и мышления, подкреплённый соответствующим ритуалом и ритуальным действием, которое как бы символично закрепляет процесс перехода ума и мышления на новый уровень, как акт трансформации сознания.
Говоря другими словами без соответствующей внешней помощи и усилия в процессе духовной инициации рациональный ум не меняется самостоятельно и не переходит на новый уровень и новую орбиту мышления, к которой ум нужно буквально подводить как к открытой двери и помогать сделать первый шаг в сторону духовного сердца и совести.
Это и есть ответ на вопрос о том почему многие высоко образованные люди и учёные – интеллектуалы несмотря на всю свою учёность и образованность так и остаются до самой смерти в лоне рационального эго ума и интеллекта так и не переходят к духовному уму и мышлению.
Данное обстоятельство и есть первая наиболее веская причина того, почему рациональным умом и интеллектом невозможно приблизиться к Богу (Логосу), поскольку любой рациональный интеллект, не прошедший духовной инициации и не продвинувшийся в развитии духовного сознания попросту не имеет в себе сугубо духовных инструментов сознания для постижения сущности и природы Бога (Логоса).
Чем же является для ума духовная инициация ?
С точки зрения психологии Логоса духовная инициация для всей программы рационального эго ума и мышления является не чем иным, как способом первичного «обновления системы» сознания за счёт смены управляющих «ядер» и доминант путём полного разворота гиперсетей мозга и разума, расширяющихся только во внешний мир, на расширение в мир внутренний в сторону центра духовного сердца и совести.
Это обращение эго ума вовнутрь самого себя, т.е. в сторону совести и центра духовного сердца и есть ни что иное, как создание внутреннего «зеркала саморефлексии» в виде отражающего слоя сознания с возможностью наблюдать за работой ума как бы извне и со стороны центра духовного сердца и самой совести, как неподкупного свидетеля.
Таким образом любая духовная инициация – это не просто первичный разворот системы рационального эго ума и мышления на 180 градусов, а важнейшая веха начала расширения всех сетей мозга, разума и сознания в мир внутренний – в самую глубину человеческой души и духовного сердца, что и означает движение ума по вертикали Логоса.
И что особенно важно этот процесс диаметральной смены векторов расширения сознания сопровождается последовательной сменой всех качеств и энергий эгоизма на противоположные качества и энергии человеческих добродетелей, которых святые отцы насчитывают также около 300, как и качеств эгоизма (страстей).
При этом нужно обязательно сказать о том, что смена доминант и управляющих программ сознания с программы Эго на программу Жертвы – это не простой и чрезвычайно болезненный для ума процесс, поскольку в ходе него ум теряет с доминантой эго (я) и все свои прежние качества, опоры и ценности в виде страстей, становясь на время ещё более «слепым», а точнее ослеплённым голой религиозной моралью и нравственностью, как новой доминантой расширения сознания.
При этом важно понимать, что данный переход ума от доминанты эго к доминанте морали и нравственности (совести) – это не самоцель, а лишь преодоление первой «завесы сознания», именуемой профанной, которых всего три в малом логосе (матрице) человека и кроме этой профанной завесы 6-го слоя осознания существуют: завеса парокет 12-го слоя и завеса предстояния Всевышнего 17-го слоя, которые аналогичным образом преодолеваются позднее при переходе от душевного состояния к духовному, а от духовного к высшему интегральному.
Так вот системно, многоуровнево и многослойно устроено наше сознание и переход с одного уровня сознания на другой – это сложный процесс и акт концентрации всех сил души и энергий ума, напоминающий квантовый переход.
Для чего же нужно это расширение гиперсети ума и мышления именно вовнутрь ?
Расширение ума вовнутрь жизненно необходимо именно потому, что именно внутри самого ума, а не снаружи находится первоисточник сознания Логос (Бог), который подобно источнику света светит во внешний мир. Именно поэтому движение ума вовнутрь самого себя – это движение к Богу (Логосу) и тем уровням осознания (душевному, духовному, интегральному), которые расположены выше уровня рационального ума и мышления.
Таким образом существуют всего два направления расширения осознания – во внешний мир и в мир внутренний. Расширение ума и осознания во внешний мир — это путь доминанты РАЦИОНАЛЬНОГО ЭГОИЗМА, а расширение ума и осознания во внутренний мир — это путь доминанты ДУХОВНОГО СЕРДЦА.
Доминанта рационального эгоизма делает человека на земле высшим хищником, собственником и захватчиком ресурсов, а доминанта духовного сердца делает человека не только на земле, но и в других мирах вселенной Логоса высшим праведником, альтруистом и выразителем принципа безусловной любви ко всему сущему.
Таким образом, именно вектор расширения сознания определяет качество самого ума и в этой связи самым печальным обстоятельством является то, что абсолютное большинство человечества (более 90%) является носителем наиболее порочной и несовершенной «программы Эго ума», порождающей рациональное мышление, как повседневное и бездуховное обывательское мышление, которое максимально удалено от Бога (Логоса) и неспособно для любого духовного познания без инициации и расширения вовнутрь.
Говоря о принципиальных отличиях рационального ума и мышления от других типов мышления и сознания (духовного и интегрального), нельзя не сказать о самом главном отличии, связанном с продолжительностью существования рационального ума и мышления. Так вот с точки зрения устройства и системной организации рациональный ум и рациональное мышление в любом его виде, даже интеллекта, является временным, «субстратным» и одноразовым, тогда как духовный ум и особенно интегральный являются вневременными типами ума и мышления.
Что это означает ?
Это означает то, что любой рациональный ум и интеллект, как наименее совершенный, создаётся на временном и органическом субстрате нейросетей мозга и разума только на время жизни физического тела, которому изначально суждено состарится и умереть разумеется вместе с нервной системой, мозгом и самим рациональным умом и интеллектом, если этот ум не успеет перейти за время жизни в иное качественное и агрегатное состояние более совершенных гиперсетей сознания (духовных и интегральных), которые безсмертны.
Вот для чего в действительности нужна духовная инициация и духовное расширение осознания. Да, дорогой читатель, в этом духовном расширении осознания и заключается тайна человеческого безсмертия, а точнее безсмертия духовного сознания, как души, которая достигла необходимой духовной зрелости и смогла перенести жизненную основу личности со смертной органической основы на безсмертную энергетическую (духовную).
Собственно никакой тайны с точки зрения психологии Логоса в этом «переходе» нет, а есть лишь заданная свыше последовательность изменения НОСИТЕЛЕЙ СОЗНАНИЯ со сменой трёх уровней гиперсетей: мозга, разума и сознания, где гиперсети мозга и разума являются смертными (ветхими) гиерсетями, а гиперсеть сознания является безсмертной (новой), соответствующей Метасети сознания Вселенной.
Вот почему как бы ни было похвально стремление к развитию любого типа рационального ума и мышления, даже в форме самого высокоразвитого рационального интеллекта, – это стремление к смерти, причём, окончательной, поскольку любой рациональный ум и интеллект – это лишь временный «субстрат» на котором должен возрасти на порядок более совершенный и безсмертный тип ума – духовный и интегральный, как по сути божественный.
С этой точки зрения любой рациональный ум и интеллект — это только «первая ступень» уникальной «РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ» духовного сознания, именуемой Человеком. «Второй ступенью» этой «ракеты-носителя» является нравственно-религиозный (душевный) разум, а высшей и «третьей ступенью» этой «ракеты-носителя» является духовный ум, а точнее духовное сознание, которое и выводит спутник (небесную колесницу) человеческой души на орбиту вечности.
Вот почему любой рациональный ум и интеллект, которым просто очаровано всё человечество, – это глубоко суррогатный, временный и ИГРОВОЙ ТИП УМА, который даётся человеку не для безсмертия и вечности, а только на короткое время социальных игр на тренажёре человеческой формы, которая есть лишь временная основа для развития более совершенных типов ума присущих неорганическим (духовным) формам.
Развитие этих более совершенных форм духовного и интегрального сознания и является подлинной целью Логоса (Бога), как совершенного Закона движения энергии сознания во вселенной. Вот почему можно с большой долей уверенности говорить о том, что рациональный ум и мышление в любом его виде востребовано исключительно на земле, где основным законом жизни является естественный отбор на основе соперничества и самоутверждения.
Вот почему именно рациональный эгоизм, лежащий в основе рационального ума и мышления, и является самым распространённым типом сугубо земного ума, который с содержит в себе соответствующие качества и энергии инстинктов и страстей, которые и обеспечивают выживание на земле биологического вида HOMO посредством соперничества, самоутверждения и захвата, что соответствует всем биологическим видам.
Собственно именно поэтому иной и более гармоничный тип ума и мышления и требует модификации «ядра эго» с отказом от энергий инстинктов и страстей и переходом к «ядру жертвенности» и альтруизму с доминантой совести, марали, нравственности и безусловной любви. В этом и состоит смысл любого духовного пути и любой духовной инициации, как осознанном отказе от доминанты эго.
Таким образом второй причиной по которой невозможно приблизиться к Богу любым рациональным умом и мышлением, является его хищная и соперническая природа в дополнение к его ограниченности, которая не способна на полный альтруизм и глубокую интеграцию по характеру доминирующих энергий инстинктов и страстей.
Приоткрывая тайну познания Бога (Логоса) можно сказать, что данный вид познания, который является для человека высшим безо всяких условий, возможен исключительно духовным умом и интегральным, как высшими типами сознания, до которых любой рациональный ум и интеллект должен ещё дорасти, двигаясь по духовной вертикали Логоса и проходя все этапы и стадии очищения и трансформации «эго ядра»: душевную, духовную, интегральную, а это труд на всю жизнь без остатка.
(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г.)
Примечание: при использовании материала делать ссылки на первоисточник.