Послевкусие от всего случившегося или на пороге больших перемен…

Эта статья написана ещё до того, как будет известен окончательный приговор суда по делу В.В. Грозова, которое было сфабриковано по внутреннему заказу епархиально-бюрократического лобби на основе доносов и жалоб, которые поступили в Минскую епархию и другие инстанции от его завистников, недругов и недоброжелателей, имена которых сегодня уже известны.

Собственно, сам приговор уже не имеет принципиального значения, будь это реальный срок или условный с освобождением в зале суда с учётом 20 месяцев под следствием, что наиболее вероятно из материалов уголовного дела, которое буквально рассыпалось после показаний митрополита, поскольку умышленно лепилось из грязи, в которую нужно было облекать личность В.В. Грозова.  

Это сейчас не столь важно по той причине, что самый главный обвинитель Грозова от лица Церкви – Патриарший Экзарх всея Беларуси – митрополит Минский и Заславский Павел публично покаялся и принёс свои извинения, признав большой ошибкой всё случившееся:

– «Не вижу оснований, что бы были суровые меры в отношении Владимира Всеволодовича. Прошу суд услышать нас и освободить его… Не вижу в нем какого-то умышленного врага.»

– «Мы с ним, в общем-то, не враждовали. Я у него попросил прощения, когда он находился в изоляторе. И сегодня я у вас прошу прощения, Владимир Всеволодович.»

– «Если бы я сегодня не выступил, то всю оставшуюся жизнь жил бы с камнем на сердце.»

Именно эти слова митрополита в суде и дали всем ясно понять то, что Грозов фактически на 95% не виновен в том, что ему было инкриминировано изначально в 124 томах уголовного дела, нарытых по заказу, а если и был виновен, так только в неуплате в полном объёме таможенных пошлин на транспорт, который поступал в издательство, как по договору безвозмездной помощи, так и частично приобретённый Грозовым, но опять же для нужд издательства и Церкви, а не для себя лично, как это пытались представить обвинители.

Для всех тех, кто знал В.В. Грозова много лет и сотрудничал с ним, изначально не было сомнений в том, что он выступает в роли крайнего и заложника всей епархиально-бюрократической системы, для которой его инициативы и масштабы работы представляли серьёзную опасность, поскольку напрягали всю епархиальную систему, заставляя ломать некоторые стереотипы и интенсивно работать.

В этой связи для всех, кто знаком с деятельностью Издательства Белорусского Экзархата, уже не возникает вопроса о том – всё случившееся с Грозовым это «досадное недоразумение» или всё же вырвавшаяся наружу системная болезнь Церкви, которая обросла за последние 25 – 30 лет властной и коррумпированной бюрократией, борющейся за власть и контроль за всеми направлениями церковной работы и финансовыми потоками внутри Церкви.

Четыре года тяжб, противостояния и борьбы за Божью правду всего коллектива издательства, РУВПО и программы «Семья-Единение-Отечество» с епархиальным лобби как-то не дают оснований и повода для внезапного «озарения» и «прозрения» митрополита, а говорят о том, что на протяжении этих долгих лет пока длилось обанкрочивание и разграбление крупнейшего Издательства Белорусского Экзархата, программы, фонда и центра Сёмково, у главы БПЦ очень медленно шло осознание реальности и понимание всей запущенности ситуации в Минской епархии.

Есть все основания полагать, что осознание личной ответственности за всё случившееся возникло у митрополита только тогда, когда ситуация достигла критического уровня обвала всей церковной работы по всем направлениям, включая информационное, миссионерское, духовно-просветительское, издательское, образовательное и др., когда жалобы на епархиальную коррупцию и бюрократию потекли уже не ручейком, а потоком.

Вероятно только в этой кризисной ситуации и произошло понимание митрополитом того, что епархиальная бюрократия, расправившаяся его руками с Грозовым, его штабом и всеми начинаниями, без зазрения совести и его самого принесёт в жертву и сделает единственным виновником всего случившегося в БПЦ. В этой ситуации у митрополита Павла просто не было иного решения, кроме публичного покаяния.

Трудно и не совсем корректно судить об истинных мотивах этого публичного покаяния митрополита, но сам факт его вынужденности в данной ситуации очевиден, особенно, если учесть целый ряд вопросов без ответа, вытекающих из всей логики действий Минской епархии:

1. Почему не сохранили ни одного из направлений работы фонда и программы ?
2. Почему солгали активу программы, что планируется развитие её в дальнйшем?
3. Почему быстро убрали из издательства всех соратников Грозова ?
4. Почему не воспользовались для сохранения издательства и движения опытом актива и штаба программы?
5. Почему объявили врагами церкви и развернули травлю на всех руководителей направлений программы, фонда, РУВПО ? 
6. Почему допустили развал уникального творческого и соборного коллектива издательства ?
7. Почему закрывали глаза на методическое обанкрочивание и разграбление всех активов издательства, фонда и программы (недвижимости, транспорта, оргтехники и пр) ?
8. Почему игнорировали письменные обращения в епархию от руководителей направлений ?
9. Почему главный заказчик этой грязи и клеветы протоиерей Николай Коржич до сих пор не понёс никакой ответственности ?
10. Почему допустили закрытие крупнейшего в г. Минске магазина православной литературы, перепрофилирование и фактически присвоение его Николаем Коржичем (на приход) Дома православной книги в центре Минска ? 
11. Почему ни в одном православном СМИ спустя неделю после публичного покаяния нет ни слова о процессе и т.д. ?

Эти вопросы без ответов убедительно наводят на мысль о том, что случившееся – это далеко не «досадное недоразумение», а системная болезнь Церкви бюрократией и коррупцией, – теми самыми, которые развалили в своё время СССР и которые можно назвать системой авторитетов и круговой поруки, когда компетентность главы Церкви, по аналогии с генсеком ЦК, даже не имеет значения, поскольку все вопросы решают внутренние бюрократические кланы, обладающие огромными связями с властными полномочиями, а глава Церкви только формально подписывает и озвучивает принятые не им решения.

Собственно, именно так со слов митрополита и родилось ходатайство о возбуждении уголовного дела.

– «… мне говорили, что будут проблемы у Экзархата, что организацию засудят, если не возбудить дело. В том числе так говорил следователь.

И я подписал ходатайство о возбуждении уголовного дела.»

Этот неуклюжий ответ не оправдывает всего случившегося, а только подтверждает всю степень дезориентации митрополита и оторванности от реальной жизни. Но с церковной точки зрения ужаснее всего в этой ситуации другое – не прибегание к соборности и соборному мнению епископов для принятия внутреннего решения и внутреннего разруливания ситуации без вынесения её на светский суд.

Вот это уже грубый акт нарушения канонов православия и не соблюдение постановлений Антиохийского Собора и посланий апостола Павла, который категорически запрещает выносить церковные дела и отношения на суд мирской, как суд «неверных», не владеющих основами церковных отношений.

– «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете судьями ничего не знающих в Церкви» (I Кор. 6. 3-4).

– «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими, но брат с братом судятся и при том пред неверными» (I Кор. ст. 5-6);

12-е  Правило Антиохийского Собора, налагающего невозможность прощения тому архиерею, который игнорируя высший церковный суд, обращается за разрешением спора к царю (главе государства) и суду мирскому.

В этой связи самое горькое послевкусие от всего случившегося состоит именно в том, что с подачи митрополита, ставшего заложником клановых игр, вся внутрицерковная кухня в самом неприглядном её виде стала достоянием общественности.

В этой связи возникает другой резонный вопрос – а почему митрополит не зрит сердце своего окружения и окружает себя не воинами духа, веры и благочестия, а менеджерами, предпринимателями и бюрократами в рясах и без, которые под прикрытием института Церкви проворачивают свои дела, создают свои империи и заботятся о личном благе и благосостоянии, считая своё благо церковным ?

В условиях этой поразительной слепоты и неумения разбираться в людях, когда борцы за правду Христову подвергаются гонениям, а лжецы и клеветники выглядят героями – обличителями, как нельзя уместны слова святителя Игнатия Брянчанинова, который говоря о последних временах, писал:

«Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням» (Св. Игнатий Брянчанинов, Отечник, Т.6)

Это как раз тот самый случай, когда принципиальный, несгибаемый и сильный духом человек – В.В. Грозов, по поручению прежнего владыки Филарета, стал на защите интересов Церкви и на пути у поднимающей голову системы епархиальной бюрократии, коррупции и либерального прозападного лобби.

На суде стало известно, что вся деятельность Грозова на фронте социального служения была инициативной исключительно митрополита Филарета, который понимая свою физическую слабость и душевность, которой активно пользовались некоторые приближенные, включая личного секретаря Н. Коржича, и дал Грозову генеральную доверенность от имени всей Белорусской Православной Церкви на полное представление её интересов и деятельность, как гаранту и твёрдому человеку, которого нельзя перехитрить или обмануть, но епархиальная система нашла-таки способ его дискредитировать и на 4 года выбить из строя.

Нельзя сказать, что именно конфликт В.В. Грозова и бывшего личного секретаря владыки Николая Коржича, который фактически был управляющим БПЦ, был причиной случившегося, но все соратники Грозова хорошо помнят последнюю его фразу, которую он сказал после получения известия о снятии:

– «попомните моё слово, Дом православной книги заберёт себе Николай Коржич».

Так оно и случилось и эта пророческая фраза Грозова проливала свет на то, что в экономическом плане у совершенно конкретных лиц внутри Церкви был совершенно конкретный интерес и аппетит к масштабам и проектам издательства.

Я своими глазами видел ту уникальную личную доверенность от митрополита Филарета Грозову, о которой знал достаточно узкий круг лиц.

Возможно этот эпизод и не столь важен, но он проливает свет на мудрость и дальновидность владыки Филарета, который понимая начинающийся рост либерализма, экуменизма и коррупции, искренне хотел укрепить Белорусскую Православную Церковь и ключевые направления её работы (миссионерское, социальное, духовно-просветительское, образовательное и др.) именно такими твёрдыми и несгибаемыми личностями, как Грозов.

Вот почему с точки зрения христианского благочестия, кроме извинения перед Грозовым, извинение должно быть и перед всем соборным коллективом Издательства Белорусского Экзархата, который был обесчещен, разрушен и рассредоточен, а также коллегам и соратникам Грозова, которые с подачи епархиального лобби были объявлены врагами БПЦ (К.В. Яцкевич, С.А. Куницкая, Ю.Э. Краснов, М.И. Хасьминский и др.).

Если реально и трезво оценивать всё то, что сделал за эти 4 года митрополит Павел для БПЦ, то эта деятельность сведётся не к созиданию, а преимущественно к разрушению всего наследия митрополита Филарета и будет подобна тяжёлому катку или бульдозеру, который прокатился по Церкви, снося и прессуя всё то, что оказалось у него на пути.

Именно так прошёлся митрополит по всем тем инициативам и начинаниям своего предшественника, практически полностью уничтожив тот дух соборности, искренности, служения, доверия, открытости, который укреплял митрополит Филарет, заменив его душком казёнщины, формализма, бюрократии и экономической «эффективности», которая и вылилась в ту самую коррупцию и клановость, которые стали управлять и манипулировать самим митрополитом.

Главной стратегической, а точнее духовной ошибкой митрополита Павла можно считать именно то, что придя на служение в Беларусь, он изначально стал оценивать ситуацию через призму «менеджмента» одним рациональным рассудком при наглухо закрытом сердце.

Именно этот его системный взгляд на ситуацию в Церкви с позиции высшего церковного «менеджера» и «кризисного управляющего», который пришёл наводить хозяйственный порядок после прежнего митрополита, и не позволил ему разобраться в реальном раскладе сил, чтобы сделать ставку не на прежнюю епархиальную бюрократию, которая образовалась в период единоличного управления БПЦ протоиереем Николаем Коржичем, а на новую нарождающуюся церковно-общественную силу и движение в лице несущего послушание Грозова.

В данной связи, пытаться искать кого-то одного виновного в случившемся совершенно бесполезно. Подлинной причиной случившегося в системном смысле можно считать неизбежный конфликт двух принципиально разных подходов к управлению церковью – старого, отживающего и уходящего консервативно-бюрократичного подхода и нового, творческого, открытого и общинно-деятельного подхода к духовно-просветительской и миссионерской работе.

По сути это извечный конфликт смены эпох или уходящего старого и рождающегося нового, который имел место в Церкви ровно 100 лет назад.

В этом ракурсе очень серьёзным недостатком и стратегической ошибкой Церкви можно считать «хроническое» недоверие к тем братьям и сестрам во Христе, кто несёт своё послушание, но не имеет облачения и сана и вместе с тем «слепое» доверие только своим людям, вне зависимости от компетенции. Это уже не соборность и не принципы христианства, а формализм и проявление корпоративно-имперской идеологии.

Я не могу не вспомнить той грустной ситуации, когда нас – бывших руководителей основных направлений программы «Семья-Единение-Отечество» – меня, Ю.Э. Краснова, С.А. Куницкую, О.Н. Лепешенкова и др. пригласило для знакомства в 2014 г. сразу после снятия Грозова т.н. новое руководство Издательства Белорусского Экзархата и программы в лице иерея Алексея Кондрашова (33 года), иерея Андрея Ломакина (25 лет) и дьякона Ивана Лященко (28 лет)*, которые непонятно каким решением и были назначены ответственными.

* возраст и сан на момент встречи 2014 г.

Мы – люди, которым уже за 50 лет, которые прошли через многие жизненные трудности и испытания, каждый со своим личным багажом знаний, опыта и наработок, создавшие с нуля свои направления духовно-просветительской и миссионерской работы в рамках программы «С-Е-О», объездившие с программой почти всю Беларусь и посетившие многие епархии, благочиния и приходы, пришли даже не на приём, а на допрос к трём молодым юнцам в рясах, которые должны были по распоряжению митрополита Павла вразумлять нас, наставлять и контролировать, как заблудших, порочных и неверных Церкви соратников Грозова. Все 4 года мы достойно несли это тяжкое ярмо клеветы и презрения с подачи всего нескольких человек.

Вот такое понимание церковного «менеджмента» мы увидели тогда в издательстве от которого первое время у нас у всех был шок от осознания уровня той некомпетентности и вакханалии, которая сейчас начнётся, поскольку никто из наших «контролёров – надзирателей» от Церкви не был вообще в курсе той темы, которую ему предстояло курировать и контролировать. В этой связи вопрос банкротства издательства и программы был лишь вопросом времени. Все наши стремления и желание помочь новому руководству были отвергнуты на корню по недоверию.

Любопытно, что за направлением Православной психологии был поставлен надзирать молодой дьякон Иван Лященко, который довольно быстро понял все преимущества и перспективы этого направления и стал активно подминать его под себя, как перспективный фронт работы.

При этом никаких контактов с нами, как инициаторами создания в 2012 г. в рамках программы С-Е-О клуба, Минской школы православной психологии и разработчиками курса «Основ православной психологии» (получившего положительные отзывы известных ученых и богословов) – он не стал поддерживать, а посчитав себя единственным на это «уполномоченным» лицом, стал пытаться самостоятельно его двигать в том формате, который только дискредитировал это направление.

Более того курс и его создатели неоднократно подвергался нападкам и оклеветанию лицами никогда ни изучавшими и ни посещавшими его. Вот один из недавних примеров отношения к нам: на последней традиционной крупнейшей православной ярмарке «Вербный кирмаш» с просветительской программой в последнюю были вписаны выступления и консультирования православных психологов из команды В.В.Грозова (естественно, с именами), на которые успело записаться весьма большое количество посетителей выставки. Но после того, как «наверху» обратили внимание на эти мероприятия и их участников, за час до начала, они были запрещены, вызвав непонимание и разочарование и у организаторов выставки и у гостей.

Но мы ни отчаивались, мы стучались во все двери Минской епархии, писали письма на имя митрополита от своих направлений. Я лично написал и сам же доставил в епархию 3 письма по направлению Православная психология с изложением структуры и плана направления, важности его и перспектив, а также просьбы помощи с духовником и помещением.

Мы нашли и священника в сане протоиерея с высшим психологическим образованием, который был готов окормлять и развивать курс от лица Церкви, но в ответ та же полная тишина и игнорирование.

Как нам пояснили позднее, все мы попали в чёрный епархиальный список «неблагонадёжных», как бывшие соратники Грозова. Именно поэтому к нам был применён режим полного игнорирования.

К слову, очень любопытно решалась на уровне Минской епархии судьба самого учебного курса «Православная психология», который вначале был введен как профессионально-ориентированный модуль отделения катехизаторов из Минского духовного училища, а потом и заморожен.

Как выяснилось, тем единственным лицом, которое решало судьбу данного курса в БПЦ, был…

…всё тот же протоиерей Николай Коржич, личное мнение которого было в Церкви самым весомым для всех и митрополита в частности. Как пояснил мне отец Иоанн Задорожин после вывода курса из структуры Минского духовного училища:

– «если вы договоритесь с отцом Николаем, вы будете работать и у вас не будет никаких проблем». 
И мы, конечно же, предприняли попытку поговорить с отцом Николаем, зная заранее, что именно он и был главным заказчиком от лица епархии по делу Грозова.
После многократных звонков, отец Николай назначил мне встречу по месту его службы – в приходе Благоверного князя Александра Невского на военном кладбище, где в настоящее время идёт масштабная реконструкция старых надгробий с заменой на европлиты.

То, что у нас произошло, трудно назвать разговором или диалогом, поскольку это был знакомый уже форменный допрос по всем эпизодам, включая глубоко личные, причём, сугубо на «ты», хотя я старше отца Николая на 12 лет:

– Кто твой духовник? 
– Сколько их было у тебя за всё время ? 
– Кто может дать тебе рекомендацию из священства ? 
– Как часто ты исповедаешься и причащаешься ? 
– Где ты исповедаешься и причащаешься ? 
– Кто может это подтвердить устно и письменно ? 
– Чем ты занимался у Грозова ?
и т.д. и т.п.

По итогу этого «допроса» отцом Николаем, мне было предложено подготовить подробный бизнес-план проекта «Православная психология» на базе Дома православной книги с распечаткой самого учебного курса.
В течение двух недель бизнес-план, включавший кризисную службу, был подготовлен, курс распечатан и передан отцу Николаю.

Изучение им материалов заняло больше месяца, в итоге через месяц отец Николай предложил в очередной раз встретиться. На встрече он сказал, что направление, курс и бизнес-план ему понравились, но для их реализации есть одно но…

Он может их одобрить и благословить только при двух условиях, если я оставлю основную работу и полностью перейду к нему в подчинение в качестве личного помощника – секретаря, главной задачей которого будет вначале не курс, а работа с документами по снятию с баланса помещения Дома православной книги, разработке плана его реконструкции и содействие в осуществлении кап. ремонта и прочих работ. Только при этом условии мы сможем претендовать в перспективе на возможность использования площадей ДПК под нужды учебного курса.

Вторым условием отца Николая было то, что учёба должна начинаться не в ДПК, а на его приходе с приношения и молитвы и только потом учащиеся должны идти в помещение ДПК. Это было откровенно невыполнимое и отчасти абсурдное требование к нам и учащимся.

Вот такие условия были выставлены нам отцом Николаем Коржичем для возможности развития курса. Мы пришли к выводу, что согласие с этими условиями будет означать предательство лично Грозова, его дела и коллег из издательства, которые всеми силами отстаивали имущество и помещения Дома православной книги. В итоге, я вынужден был отказать отцу Николаю, после чего курс был фактически заморожен.

Позднее отец Николай нашёл себе помощника из числа выпускников нашего курса и к настоящему времени помещение Дома православной книги уже оформлено на его приход, как и предрекал Грозов.

Аналогичная судьба была и у всех прочих начинаний, направлений и инициатив Грозова из которых наиболее всего пострадало информационное и духовно-просветительское направление, занимавшее активную позицию в противостоянии либеральным ценностям и потребительской западной идеологии.

В настоящее время данное направление работы Церкви полностью курирует всё то же либеральное лобби и назначенцы отца Николая в лице иерея С. Лепина, откровенно поддерживающего прозападных националистов и его единомышленника, заместителя председателя Синодального миссионерского отдела, 24-летнего иерея А. Кухты, пытающегося продвигать собственный экспериментальный блог-проект.

Этот эпизод приведен именно для того, чтобы показать всю степень субъективизма, предвзятости и внутрицерковной коррупции, когда церковью фактически управляет не митрополит, не соборность и не здравый смысл, а серые кардиналы, причём, в личных интересах.

Как бы то ни было, но нужно честно признать, что с устранением Грозова, Церковь сама по сути разрушила и утратила в лице издательства и программы «Семья-Единение-Отечество» фактически единственный мост и инструмент взаимодействия с обществом, в результате чего оказалась в самоизоляции и отрыве от общества и его наиболее прогрессивных сил – молодёжи, научной общественности и интеллигенции.

Это пожалуй, самая гибельная и стратегическая ошибка митрополита – не способность оценить возможности такого мощного инструмента влияния на общество, индивидуальное и общественное сознание, как республиканское церковно-государственное духовно-просветительское движение, поддержанное наукой, молодёжью и творческой интеллигенцией.

К большому сожалению в настоящее время БПЦ практически ушла со всех общественно-политических фронтов и направлений работы, в которых неизменно лидировала 5 – 6 лет назад и обособилась, уступив на этом фронте место другим религиям и конфессиям, а также международным фондам. 
Эта ситуация, подогреваемая фактами полной безнаказанности и открытой коррупции в церковной среде, чревата в ближайшем будущем значительной дискредитацией Православной Церкви в Беларуси (естественно, при содействии внутренних и внешних антиправославных сил) с усугублением утраты доверия как со стороны государственной власти, так и населения в целом, что и имело место ровно 100 лет назад, когда образ священника-пастыря был заменен в общественном сознании на образ «попа-прохиндея».

В данной связи БПЦ, кроме наведения внутреннего порядка силами духовных и бескомпромиссных людей, требуются срочное восстановление социального авторитета и служения, а также всех потерянных связей с обществом, посредством занятия утраченных передовых позиций на фронтах миссионерской, образовательной, воспитательной и духовно-просветительской работы. Всё это возможно только с восстановление доверия и соборного сотрудничества с мирскими инициативами, аналогичными патриотическому движению и программе «Семья-Единение-Отечество».

Восстановление пошатнувшихся позиций Церкви в белорусском обществе, явно притормозившее духовное возрождение народа, нужно начинать не с столько с финансовых вопросов, сколько с  кадровой  дисциплины,  укрепления благочестия и возрождения в самой Церкви святоотеческого духа аскезы и богослужебного благоговения.  Простому священству сегодня нужен глоток свободы от рабства епархиально-клерикальной  бюрократии и тирании, которая заблокировала  и парализовала  своими коррумпированными связями весь  церковный  организм.  Кто и какими силами  будет  чистить “авгиевы  конюшни”  епархиальной бюрократии –  отдельный  вопрос.

Глядя  на  усиливающееся  противостояние  РПЦ  с  Константинополем  и  поместными  церквями,  не  сложно понять, что  это стало  закономерным итогом  неграмотной   идеологической  и  кадровой  политики,  приведшей  к  омирщению  церкви и расцвету  в епархиальных  структурах коррупции и  бюрократии.  В  этой  связи  ситуация  с  В.В. Грозовым  –  это не  частность, а  отражение  общей  проблемной  картины  в  РПЦ, касающейся и  проблем  с  “Софрино”  и  Е. Пархаевым.

Как это ни прискорбно  слуху  и сердцу   каждого верующего, но церковный организм  стоит на  пороге  большого  реформирования.  Этот  организм, состоящий сегодня из 15 поместных церквей, обладающих разным статусом, включая и автономию и автокефалию, в чём-то очень похож на устройство СССР в канун перестройки 1988 г., когда перед началом парада суверенитетов в СССР также входило 15 республик.

Параллель эта, может, и не самая прямая, но логика нынешних церковных тяжб РПЦ и Константинополя, связанная с началом парада «духовных суверенитетов», очень напоминает начало процесса распада СССР со всеми вытекающими индульгенциями и имущественными тяжбами.

Если переносить логику распада СССР на церковный метаорганизм, который уже частично  утратил высокий дух былой соборности и представляет собой сегодня в основной массе преимущественно социальный, идеологический, административно-хозяйственный и коммерческий институт, то главным предметом церковных притязаний, вне сомнений, выступают экономические отношения.

Проще говоря, по мере омирщения церкви и  её  сращивания  с политикой и экономикой, социально-экономические и политические интересы всё сильнее начинают довлеть над религиозными и духовно-нравственными.  В условиях нарастающего глобального кризиса, действительно, финансово-хозяйственная и правовая независимость церквей становится важнее былой соборности и единства и в этом отношении логика парада «духовных суверенитетов» почти идентична логике  суверенитетов национальных и экономических  начала  90-х, к сожалению, конечно…

Что же остаётся в свете этой логики национальных и духовных суверенитетов Беларуси ?

А остаётся как и прежде, метаться меж двух огней – между теряющимся на глазах единством с РПЦ и стремлением к национальной “духовной суверенности”, подогреваемой сегодня либеральным лобби в Минской епархии, оппозиционным духовенством, составляющим уже более половины в БПЦ и западным христианством, которое видит в этом удачный момент для вытеснения из Беларуси исконного (святоотеческого) православия и его замены на либерально-экуменические и более формальные западные формы христианства (католицизм, протестантизм и др.).

Как это ни парадоксально, но разрушение единства с РПЦ в Беларуси сегодня происходит не столько внешними силами, сколько силами самой БПЦ в лице коррумпированной епархиальной бюрократии и омирщённого духовенства, которому стал чужд дух подлинной аскетики, нестяжательности и подвижничества…

В этой связи можно смело полагать, что вслед за украинской и абхазской автокефалиями, беларуская  не за  горами  и  уже на очереди…

Именно по  этой причине  сегодня, как никогда, Церкви нужны такие люди, как В.В.Грозов, способные рождать и бескорыстно, самоотверженно и подвижнически двигать инициативы, сплачивать и вести за собой наиболее активных и самоотверженных верующих людей. Церкви нужны фундаментальные перемены.

Есть подспудное ощущение, что ситуация с В.В.Грозовым была попущена высшим Промыслом именно для обнажения реального положения и состояния дел в Церкви, но не для её очернения и дискредитации, а начала большой работы по изменению сложившейся ситуации.

Владимир Всеволодович, мы ждём Вашего скорейшего возвращения и молимся за Вас.

Бывший исполнительный директор фонда и члены штаба программы «Семья-Единение-Отечество»

Автор: admin

Добавить комментарий