Православная танатология

bar

image157Актуальность православного учения  о смерти, как  направления православной  танатологии, в  последнее  время  объясняется целым  рядом настораживающих  факторов  и опасных тенденций, убедительно говорящих о том, что в современном секулярном обществе уже  практически  утрачено единственно  правильное  и сущностное  понимание смерти, как заключительной  стадии  и высшей  точки  человеческой  жизни, за   которой перед  каждой   личностью открываются врата вечности.

Непонимание  смерти  современным  секулярным  мышлением, как  феномена,  высшего  духовно-нравственного  акта  разлучения   с жизнью  во плоти  и естественной  составляющей  жизни, не  ограничивающей  жизни как  таковой, а  переводящей  жизнь из телесного состояния  в  бестелесное, – приводит  и человека и общество к   вопиющим  заблуждениям, невежеству, кощунству  и святотатству в высших духовно-нравственных  вопросах, определяющих не  только смысл  смерти, но и смысл  жизни.

Итогом  этого невежества  и незнания  сущностной  и сакральной  стороны   смерти, как  духовно-нравственного феномена,  является  целый  ряд  порочных  секулярных  тенденций, связанных  с  одной   стороны  с  обесцениванием  роли   важности  института  смерти, а  с  другой – с  попытками светского обыгрывания  смерти и превращения  её из  высшего  таинства  в сферу  и индустрию потребительских услуг.   Речь  идёт с  одной   стороны  о  попытках  унификации  смерти, как  таинства   и  создании  унифицированных  технологий т.н.  «лёгкой  и комфортной»  смерти (эвтаназии), а  с  другой  – о  создании  на  основе  ложных  и умозрительных  психологических  представлений  о смерти, целой  индустрии бизнес услуг, связанных  со смертью –  от выбора  наиболее  экзотических  видов  смерти  до  технологий  «воскрешения»  в  будущем.

image260На  фоне  этого  растущего  невежества  по отношению  к   смерти,  многими  психиатрами  и психотерапевтами  отмечается  значительное  снижение  у  молодёжи  порога  естественного  страха  перед  смертью,  рост  нездорового  интереса  к  смерти  и  играм  со смертью (в  т.ч.  через  экстремальные  увлечения, религиозный экстремизм),  появление  соответствующих  культов, воспевающих смерть  (в   т.ч.  через компьютерные  игры, музыку, литературу), а  также рост  общего  числа  суицидальных  мыслей,  фантазий  и  намерений, в  основе  которых лежит  упрощённое  (виртуализированное)  понимание  и представление о смерти, как команде «Game Over».

Всё  это  в  конечном  счёте  приводит  к  тому, что  в  человеческом  обществе  обесценивается не столько  смерть, как  таинство, сколько сама  человеческая  жизнь, как   высшая   ценность,  в результате  чего  личность и   общество  теряет  по  существу  главные  духовно-нравственные  ориентиры  своего  существования, развития  и человеческого  образа, превращаясь  в  «виртуализированный персонаж»  некоего  конвейера   и театра  абсурда.

Вот почему единственно  правильное духовно-нравственное  представление  и  отношение к смерти, является ни много ни мало, а  фактором, который  определяет  и смысл  жизни и  духовно-нравственное здоровье  и личности и общества.

Так   что же  это  такое  наука  о смерти ?

Танатология  (от греч. thanatos – смерть, logos – знание) –  это  учение о смерти, ее причинах, механизмах, признаках, проблемах облегчения предсмертных страданий больных.  Танатология  является  разделом теоретической и практической медицины, который  изучает состояние организма в конечной стадии патологического процесса, приводящего к  прекращению жизни,  а  также  динамику и механизмы умирания, включая  непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова.

Православная  танатология  – это православное учение о смерти, ее причинах, механизмах, признаках и  последствиях,  но  с точки зрения христианского вероучения и  православной  эсхатологии.   Принципиальное  отличие  православной танатологии  состоит в том, что  она  рассматривает  человека  с  точки зрения  тримерного  устройства  (тело, душа, дух), а  потому  не рассматривает смерть тела,  как  процесс  окончательной смерти человеческой  личности.  С точки зрения  православного учения  о смерти  и  загробной  жизни души,  православная  танатология  рассматривает  смерть, как  процесс  естественного разделение  трёхсоставной  природы  человека (тело, душа, дух)  на  отдельные  составляющие.

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;»  (Добротолюбие, Т. 1, Святой Антоний Великий, О доброй  нравственности и святой  жизни)

Таким  образом, принципиальным  отличием православной  танатологии  можно считать наличие  особого  знания (сверхъестественного)  о посмертной жизни человеческой души,  которая  никуда  не  исчезает  со всей   полнотой  человеческой  личности, а переходит  после смерти тела и исхода  из него в  бестелесное  существование.  Данное  бестелесное  существование  в  соответствии  с  учением  Церкви  имеет  свои особенности и закономерности и предполагает целый  ряд  вех  (мытарства, Частный  Суд), которые  определяют  место  пребывания души в  загробном   мире  до Страшного Суда  и Всеобщего воскресения.

«Души умерших людей входят в загробную жизнь со всем своим содержанием: дела бо их ходят вслед с ними (Откр. 14:13). Входят со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром. И таких, какие они есть, какие они вышли из тела и земной жизни, их судят на Частном суде и определяют их временное положение в загробном мире, положение, в котором они будут находиться, от Частного до Страшного суда».  (Преп. Иустин  Попович)

Как  направление  междисциплинарного знания,  православная  танатология очень востребована сегодня в сфере  паллиативной  и хосписной  помощи,  сфере сестринского ухода,  а также  кризисной  психологии, психиатрии,  геронтологии, судебной   медицине и других сферах человеческой деятельности, где  смерть  является  своего  рода неизбежным и неотъемлемым элементом «технологического процесса».

Как это ни парадоксально будет  звучать, но знание  о смерти  является для  человека  в  соответствии  православным  вероучением  лучшим  способом более  серьёзного и  ответственного  отношения к  жизни.   Одна  из ступеней  духовной Лествицы  преподобного  Иоанна Лествичника  № 6  так  и  называется  Память о смерти.

«Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. Вживущих же в безмолвии память смерти производит отложение попечений, непрестанную молитву и хранение ума». (Преп.  Иоанн Лествичник, «Лествица», Слово 6)

В  православно-психологическом  смысле  память о смерти  является способом удержания  внимания  христианина  на   высшей  цели  его  духовного   делания, который  не даёт  забыться,  расслабиться  и самоуспокоиться, а как бы постоянно  отрезвляет  и мобилизует  на труд  по очищению души от страстей и пороков.

Можно сказать, что знание  о  смерти и  память о смерти является  для  глубоко  верующего  человека  лучшим  способом  постоянного удерживания во  внимании  главной  и высшей  цели  жизни – спасения  души.   С точки зрения  православной  психологии знание человеком  о неизбежности смерти, а  также предстоящих душе   мытарств  и Частного Суда,   способствует  повышению  требовательности и ответственности в  жизни  и  лучшему  пониманию высшего предназначения человека.

Таким образом,  правильное  понимание  смерти, как  данности  телесного способа   существования  и  правильное  отношение  к  ней, как к самому   строгому  советчику  и учителю,  избавляет  человека  от многих  иллюзий  «бессмертного»,  безответственного  и  рационально-потребительского  подхода к  жизни.

«Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира.»   (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти)

С точки  зрения   сущностного понимания  процесса   умирания,  православная  танатология  не  отрицает  танатологии медицинской, а  только   расширяет  имеющиеся  представления  о  смерти  знанием  о посмертной  жизни души и  основных  вехах  души  после смерти  тела.

Если медицинская  танатология рассматривает  смерть через  призму этапов смерти психологической и физиологической:

Стадии психологического умирания:image161

  • Отрицание смерти
  • Стадия  гнева,  протеста
  • Стадия  торговли со смертью
  • Стадия  депрессии
  • Стадия  принятия (смирение)

Стадии физиологического умирания:

  • Предагональная  стадия
  • Терминальная  пауза
  • Агония
  • Стадия  клинической смерти

То  православная танатология   имеет  представления  о  дальнейших стадиях  этого  процесса уже ЗА  порогом клинической   смерти:

  • День смерти (первый  контакт с духовным миром и духами)
  • 3 -й  день  (первые два дня после смерти – прощание  с миром)
  • 9-й  день  (шесть дней с 3-го дня по 9-й – видение Рая)
  • 40-й  день (30  дней  с 10-го дня по 40-й – видение Ада)
  • Обретение  места по делам  души  (до  Страшного Суда)
  • Страшный  Суд
  • Всеобщее  Воскресение

Аспект  посмертной  жизни  души,  лежащий в  основе  христианского учения о  смерти и  спасении,  не   вызывает  сомнений, поскольку теоретически  обоснован   и довольно  подробно описан  в  святоотеческой литературе:  «Слово  о смерти» (Св. Игнатий Брянчанинов), «Душа   после   смерти» (Серафим Роуз), «Из времени в  вечность» (А.И. Осипов), «Жизнь после  жизни» (Р. Моуди), «За  порогом смерти» (М. Роолингз), «Переход» (П. Калиновский) и др.

Говоря  о православной танатологии,  нельзя  не  коснуться  весьма любопытного с психологической точки зрения феномена,  как  святоотеческое представление о т.н. мытарствах души,  как своего рода испытаний души на наличие добродетелей и страстей (добра и зла).  Другими словами, представление  о мытарствах – это  метафора  процесса анализа качественного  (энергийного)  состояния  души  после её исхода  из тела на содержание  энергий  самости и  эгоизма (страстей)  посредством которых  и произошло падение  души.  В нравственно-психологическом  понимании суть  мытарств состоит в проверке  души на страстность  посредством соединения   подобного с  подобным.

Из предания (видений  Святой  Феодоры) известно о 20 мытарствах:

  • Первое мытарство – на сквернословие             image261
  • Второе мытарство – на ложь
  • Третье мытарство – на клевету
  • Четвёртое мытарство – на чревоугодие
  • Пятое мытарство – на лень
  • Шестое мытарство – на воровство
  • Седьмое мытарство – на жадность  и скупость
  • Восьмое мытарство – на нечестные доходы
  • Девятое мытарство – на несправедливый суд
  • Десятое мытарство – на зависть
  • Одиннадцатое мытарство – на гордость
  • Двенадцатое мытарство – на гнев
  • Тринадцатое мытарство – на злопамятность
  • Четырнадцатое мытарство – на убийства и насилия
  • Пятнадцатое мытарство – на колдовство
  • Шестнадцатое мытарство – на похоть
  • Семнадцатое мытарство – на супружеские измены
  • Восемнадцатое мытарство – на разврат
  • Девятнадцатое мытарство – на искажения веры
  • Двадцатое мытарство – на жестокость сердца (немилосердие).

Из сайтов, посвящённых теме православной  танатологии, можно отметить сайт «Светлая  память» (memoriam.ru), который   является одним  из лучших в  сети   по  данной  теме  и проблеме.

Рекомендуемая литература:

Другие  материалы  по  теме   можно  найти  и  скачать в  разделе  Православное   учение  о смерти.