Говоря о плачевном и практически гибельном состоянии современного православия, особенно русского, которое за последние 4 столетия колаборационизма (заигрывания) с властью превратилось в социальную идеологию и откровенный религиозный фарс, полностью утратив благодать, рассматривая причины этого состояния, нельзя не коснуться тех принципиальных отличий, которые стали итогом постепенного отхода от учения Христа и всего святоотеческого наследия.
Начать разговор об отличиях святоотеческого православия от современного хочется с того, что святоотеческое православие первых веков было целостной системой духовного знания, которая базировалась на древней аскетической традиции и имела тесную связь и преемственность с ветхозаветным иудаизмом и волхвизмом (магией) или сакральным знанием о силовой и энергийной природе Бога (Духа), мира и человека.
Обретение высшей духовной силы или точнее овладение всеми энергиями тела, души и духа и было смыслом обожения и составляло ранее основу духовного делания посредством развития ещё при жизни т.н. «внутреннего», «духовного» или «нового» человека или попросту развития души, которая благодаря аскетическим и духовным практикам ещё при жизни подвижника доводилась до светозарного и совершенного состояния проявления себя отдельной сущностью – «двойником» реального телесного человека.
Этот «двойник» в лице совершенной души, которая благодаря умной и восхищенной молитве могла свободно выходить из тела и быть неотличимой от реального телесного человека, мог совершать невообразимые поступки, которые и описаны в святоотеческом предании, как «чудеса» не горения в огне, невозможности утопления или любого вида умерщвления. Все эти артефакты магического характера в действительности относятся к высшему духовному состоянию человека, которое и было целью волхвизма (магии) и всех духовно-аскетических практик в древние времена. Святые отцы подвижники и христиане первых веков ещё хранили это высшее знание, которое и было смыслом спасения души.
Данное состояние зрелости души в лице «нового человека» считалось спасённым потому, что душа ещё при жизни тела достигала такого уровня духовного совершенства, что могла проявлять себя автономной сущностью, как «духовным расширением» одной и той же личности.
Достижению этого состояния (двойника) и были подчинены все духовно-аскетические практики и святые отцы первых веков и основатели православного монашества (преп. Антоний Великий, преп. Макарий Великий, преп. Аммон, преп. Василий Великий и др.) преследовали именно эту высшую цель в духовном делании и подвижничестве, которое имело 4 ступени достижения совершенства по учению отцов, известных как символы сакральных животных – Человек, Вол, Лев, Орёл.
Позднее это высшее сакральное знание было утрачено в силу ряда причин и заменено более простым и понятым большинству нравственным знанием (профанным), которое не предполагало посвящения в тайну создания и развития «нового человека», а сводило всё к голой морали и возможности спасения души только после смерти. Эта упрощённая моральная доктрина и стала позднее основной церковной доктриной и доктриной христианства и православия. Так целостное и сакральное знание о силах и энергиях души было искажено подменено поверхностным моральным знанием в котором напрочь отсутствовала мистическая и сакральная составляющие.
По этой причине абсолютное большинство современных верующих, пребывающих в профанном состоянии и исповедующих схоластическое православие (суть обрядоверие), уже не знает того, к какому духовному совершенству стремились святые отцы и первые христиане.
«Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела ее жизни в теле, необходимо выйти из тела» (Добротолюбие, Т. 1, О доброй нравственности и святой жизни, Антоний Великий).
Принцип рождения совершенной душой «духовного тела» нового человека (двойника) был ранее целью всего пути подвижничества и веры, который и означал спасение.
«И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир.» (Преп. Макарий Египетский, Собрание рукописей, Духовные беседы, Беседа 52, 3)
Преп. Макарий здесь прямым текстом говорит о высшей цели развития всех совершенств души – рождении «нового человека в Горний Мир», как «двойника» телесного человека.
Данное знание о «новом» нетелесном (духовном) человеке и достижение этого духовного состояния, как благодатного (спасённого) и было изначально целью христианского подвижничества, закреплённой в цитатах апостолов о «новом» человеке.
«отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22,24).
«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15; 44)
«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» (2 Кор. 5;17)
Знание о достижении высшего духовного состояния человека, как «духовного тела», и составляло основу аскетики и подвижничества, поэтому и Иоанн Предтеча и Иисус Христос были в первую очередь аскетами и духовными подвижниками, владевшими высшим духовным знанием о достижении высшего совершенства.
Данные ступени подвижничества и достижения высшего духовного совершенства и отражены в сакральных символах Четвероевангелия: Человек, Вол, Лев, Орёл.

В святоотеческом предании есть расшифровка сакрального смысла символов Четвероевангелия, которая прямым текстом говорит о двух высших формах подвижничества, которым соответствуют символы Льва и Орла.
«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого, 59)
В этом откровении основатель монашества святой Антоний Великий прямым текстом говорит о том, что:
1-я ступень (Евангелие от Матфея – Человек) – это символ ступивших на путь веры и исполнения заповедей. «Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.»
2-я ступень (Евангелие от Луки – Вол) – это символ выходящих в монашество для обретения совершенной веры. «Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.»
3-я ступень (Евангелие от Марка – Лев) – это символ выходящих из киновии (общежития) в анахоретство (уединение) и вступающих в брань с духами злобы и тьмы мира сего. «Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.»
4-я степень (Евангелие от Иоанна – Орёл) – это символ победивших природу ветхого человека и выходящих на уровень святости и даров Святого Духа. «Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» *
* Ступени 2 и 3 в Четвероевангелие изложены не в той последовательности, о которой говорит преп. Антоний Великий.
Данная схема и последовательность духовного делания уже к концу первого тысячелетия христианства и времени раскола (отделения западной церкви), была утрачена и искажена.
В итоге из 4-х ступеней методологии подвига осталось только две первых:
1-я ступень (Евангелие от Матфея – Человек) – это символ ступивших на путь веры и исполнения заповедей. «Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.»
2-я ступень (Евангелие от Луки – Вол) – это символ выходящих в монашество для обретения совершенной веры. «Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.»
Таким образом, «исполнение заповедей» 1-й ступени Человека и «несение тяжёлых трудов» 2-й ступени Вола и стало основой всего пути спасения, но это только часть пути и половина, а не весь путь.
По сути, предав забвению две высших ступени духовного делания, которые и символизируют обретение духовной силы Льва и духовной осознанности и благодатности Орла, православие само себя сделало бессильным и безблагодатным, остановившись и сконцентрировавшись исключительно на внешней и нравственной доктрине учения Христа.
Данный разрыв всей полноты и последовательности духовного знания и учения Христа о спасении с подменой целого лишь моральной частью и можно считать одной из важнейших причин расхождения современного схоластического православия (и богословия) и святоотеческого.
Говоря другими словами, в силу массового невежества и основной массы простых верующих и самого священства, в конце 1-го тысячелетия христианства имела место чудовищная подмена высшего знания и практики достижения духовного совершенства более упрощённым массовым подходом к достижению человеческой добропорядочности и законопослушности, который можно считать обрядоверием.
Собственно, сам раскол христианства в 11-м веке с отделением Западной Церкви от Восточной и есть показатель искажения учения Христа и подмены полного знания о достижении духовного совершенства частичным знанием о достижении нравственного (душевного) совершенства.
Истины ради, следует обязательно сказать о том, что православие на сдалось сразу и без боя наплыву схоластических тенденций и настроений, которые имели место и до раскола и на протяжении всех т.н. Вселенских Соборов на которых и создавалась официальная церковная доктрина, как способ формального (на бумаге) отражения и закрепления (фиксирования) принципиальных аспектов вероучения, в виде догматов.
От догматов были созданы религиозные каноны, которые стали стали не подлежащей пересмотру совокупностью внутренних церковных законов, норм и правил.
Любой посвящённый в знание человек знает, что формализация духовного знания неосуществима в принципе, поскольку полнота духовного знания просто невыразима словесно и любая попытка формализации духовного уже есть отчасти ложь и подмена многосложного и непрерывного более простым и дискретным.
Тем не менее, догматическое богословие, основанное на догматах и созданное преимущественно в недрах Западной (католической) Церкви, как изначально нравственно-ориентированной, в ещё больше степени закрепило формальную сторону вероучения и положения об институте Церкви.
При этом сакральная и мистическая сторона вероучения и в частности аскетическое знание об энергийном устройстве Бога, мира и человека, как и знание о силах и энергиях души и трёх состояниях человека, попросту выпало из контекста вероучения и богословия.
Именно поэтому всё богословие и католическое и православное после раскола Церкви пошло по пути профанного обрядоверия и морализма, т.е. схоластики (упрощения), нравственной философии и морализации в интересах крайне низкого образовательного и культурного уровня простого народа.
По сути это был процесс преднамеренного искажения высшего духовного знания и учения Христа в интересах массового просвещения, которое изначально не предполагало высших аскетических целей и задач духовного подвижничества, а лишь способствовало выполнению Церковью негласного заказа власти на поддержание в народе должного уровня морали, добропорядочности и законопослушности благодаря вере.
Именно по этой причине из всех видов богословий, наибольшее развитие и популярность впоследствии получило не аскетическое (мистическое), а именно нравственное богословие, как учение о христианской нравственности, которое по сути и стало позднее моральным кодексом социализма и коммунизма.
К слову, нравственное богословие – это по существу не «богословие» вообще, как сакральное духовное знание о душе и высшем предназначении души, а кодекс моральных норм и нравственных правил добропорядочной гражданской жизни, т.е. социальный кодекс в котором вообще отсутствует какая бы то ни было духовность (сакральность), а присутствует голая социальная мораль.
Это и есть подлинная причина того, почему революция 1917 г. вышла из духовной семинарии, а фактически из схоластического нравственного богословия, как совершенно бездуховного.
Глядя на такое гибельное положение православия после раскола христианства, никоновского раскола и Петровских реформ, ряд подвижников благочестия в своих письмах прямым текстом говорили об оскудении и утрате института подвижничества, старчества и монашества уже к середине 19-го века.
«С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшего класса почти исключительно; почти все приходящие уже расстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! Сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли». (Свят. Игнатий Брянчанинов. Письма, Письмо 126, т.8)
«Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ. Весьма часто актерской наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам» (Свят. Игнатий Брянчанинов, Записки епископа Игнатия 1862-1866 гг.)
«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок… Восстановления не ожидаю… Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтобы могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества… Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть… Подвигов нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собою все» (Свт.Игнатий Брянчанинов, из кн.«Письма к друзьям», п.9, новомуч.Михаил /Новоселов/)
«Настал голод слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! – Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать» (Свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к монашествующим», п.90 ).
Тем не менее, эти голоса не были услышаны церковным руководством и Революция 1917 г. решила проблему буржуазного государства и схоластической Церкви одним махом. О том, как и для чего была восстановлена в правах Русская Православная Церковь и Московский патриархат И.В. Сталиным в 1943 г. было сказано ранее.
По существу в настоящее время церковь, как социальный и нравственный институт, негласно выполняет не столько миссию Христову, т.е. аскетическую и подвижническую, сколько миссию бывшей «Коммунистической партии», как морального авангарда общества, который стоит на защите социальной нравственности и морали. Это сугубо душевная задача и идеологическая миссия современной церкви, как социального института, которая в точности отражает состояние самого современного православия, как морального, схоластического и полностью утратившего аскетическую и сакральную основы.
Итак, каковы же основные и принципиальные отличия современного схоластического православия от православия исконного святоотеческого?
Можно выделить 10 основных отличий:
- Не целостность духовного знания в современном православии и целый ряд схоластических искажений и подмен духовного душевным, сущностного второстепенным, сакрального профанным и т.д.,
- Утрата целостного знания о молитве, как основной практике обожения во всей её полноте и глубине, и подмена формальным вычитыванием, славословием или попрошайничеством,
- Отсутствие в современном схоластическом православии подлинного духа соборности и общинности,
- Духовное «бессилие» и безблагодатность современного схоластического православия,
- Отсутствие в современном православии ярких и «сильных» духовных лидеров, подвижников и духоносных старцев, утрата анахоретства (уединённого монашества), исихии, юродства.
- Отсутствие в современном схоластическом православии должной требовательности к обращающимся и вере,
- Схоластическая унификация и единообразие современного православия, как социально-религиозной и нравственной доктрины на основе рационализации богословия,
- Намеренная концентрация на внешней и атрибутивной стороне религиозности и веры, посредством имитации таинств,
- Очень низкий уровень духовного образования современного духовенства,
- Искажение учения Христа о спасении на массовом уровне посредством подмены Бога Отца Сыном (Христом), как “единым Богом”.
Среди более частных отличий можно отметить утрату института духовного наставничества (старчества и монашества), как корневых инструментов трансляции и передачи высшего духовного знания и узурпацию всей церковной власти церковным руководством и узкой прослойкой церковной бюрократии (клерикалами), как церковной номенклатурой, а не носителями духа и практического аскетического знания.
Рассмотрим основные отличия более подробно.
- Одним из главных и принципиальных отличий современного православия от святоотеческого можно назвать именно разорванность целостного духовного знания в современном православии и целый ряд подмен духовного душевным, сущностного формальным, глубоко внутреннего сугубо внешним и атрибутивным, главного второстепенным, целого частью и т.д. Иными словами, принципиальной особенностью современного схоластического православия можно считать его неполноценность, как знания, в силу утраты им прежней глубины и полноты духовного знания о душе и спасении души. Речь идёт в первую очередь о том глубинном сакральном знании, которое именуется «умным деланием» (деланием духовного ума) и «умной молитвой», как основной форме духовного подвижничества, которая приносит более всего плодов веры. Умное делание и умно-молитвенное делание, составлявшие основу подвижничества в первые века христианства, в современном православии полностью отсутствуют и заменены формальным благочестием, обрядоверием и упованием на «божественное чудо», т.е. слепой верой в «чудесную» силу таинств и обрядов, без глубокого понимания того, что за этим стоит. Данная неполноценность в виде атрибутивности и обрядовости подхода к вере, лишает её по сути одного из главных плодов – осознанности и глубокой духовной рассудительности и наоборот наделяет веру неосознанностью, туманным мистицизмом, сказочностью и умственной слепотой веры в некое «чудо». Поиск подобной «чудесности» в современном православии и делает голый обряд, культ и ритуал более важными и значимыми для верующих, чем глубокое знание, понимание и рассуждение. Данный «православный магизм» или неосознанное наделение веры «магическими» качествами и свойствами и есть прямой результат отсутствия в современном православии всей полноты и глубины духовного знания о тех глубинных душевно-духовных процессах, которые в других религиях (иудаизме, буддизме, индуизме и др.) давно уже поняты и объяснены.
- Вторым важнейшим отличием современного схоластического православия от святоотеческого можно назвать профанацию и искажение главного инструмента внутреннего делания и обожения – молитвенной практики, которая из совершенного духовного инструмента соединения ума и сердца для прямого взаимодействия с Духом (Богом) превратилась с формальное вычитывание, славословие и богопопрошайничество, которое ничего не даёт душе и сердцу кроме эффекта психологического утешения или временной эйфории. Фактически самое главное в деле преображения (изменения) души молитвенное делание во всей полноте 5-и ступеней молитвенной практики – 1. словесная, 2. внимательная (деятельная), 3. сердечная (детельно-самодвижная), 4. чистая (самодвижная и непрестанная), 5. зрительная (восхищенная и трансцендентная), было предано забвению и заменено внешней имитацией, причём, с подтекстом «магии и чудесности» – «помолись, и произойдёт чудо», но практически все «чудеса» в православии давно уже объяснены святыми отцами и имеют под собой основу практического духовного знания об энергиях и силах души, которое сегодня отсутствует и любые попытки его возродить наталкиваются на крайне жёсткое непринятие духовного знания церковными клерикалами, которые строго, бдительно и ревностно охраняют современное обрядоверие, как церковное учение, от каких-либо изменений. По этой причине исконному духовному знанию крайне сложно пробиться через мощные кордоны моральных, схоластических и идеологических фильтров клерикализма, а также схоластического нравственного богословия, которое не стыкуется с мистическим знанием. В данной связи с грустью приходится констатировать факт того, что на уровне массовой религиозности молитва сегодня перестала быть той базовой духовной практикой каждого истинно верующего, какой она была несколько столетий назад и безблагодатность современной схоластической религиозности во многим и объясняется тем, что индивидуальная молитва утратила свою прежнюю роль главного душеспасительного средства.
- Третьим принципиальным отличием современного православия от святоотеческого можно назвать отсутствие в современном схоластическом православии подлинного духа соборности и общинности, т.е. духа правды, мужества, жертвенности (самоотречения), доверия, единения и взаимной любви, которая была присуща первым христианам. Этот высокий и чистый дух «агапы», как сбора христиан для высокого духовного общения, молитвы и вкушения пищи в память о своём духовном наставнике и учителе – Иисусе Христе, что и было сутью причастия, был выхолощен и загноблен административным формализмом, бюрократизмом, регламентом и духом недоверия и подозрительности к «неверным», который священника из наставника, друга и советчика сделал идеологом, менеджером, предпринимателем и наёмным работником некой мощной и монопольной религиозной империи или корпорации, обросшей недвижимостью, собственностью и бизнесами, которые неумолимо диктуют соблюдения в первую очередь юридических законов «кесаря» и мира, а не духовных законов Бога. Проще говоря, активная вовлечённость современных пастырей в предпринимательскую и финансово-хозяйственную деятельность, связанную с управлением, распоряжением и эффективным использованием собственности, омирщает их дух и совершенно не располагает к духу «агапы», а также аскетике, подвигу, молитве, безмолвию, умному деланию и другим составляющим совершенной веры. Аналогичная ситуация имеет место и в самом управлении институтом церкви, где от рядового священства давно уже ничего не зависит, поскольку практически все решения внутри церкви изначально принимаются авторитарно высшим священноначалием и от священников требуется лишь традиционный в таких случаях «одобрямс». В этой связи можно сказать, что дух соборности и общинности в современной церкви полностью подменил дух авторитаризма и бюрократизма.
- Четвёртым отличием современного схоластического православия от святоотеческого можно отметить духовное «бессилие» или безблагодатность современного схоластического православия. Это отличие является естественным следствием, вытекающим из первых трёх – утраты полноты духовного знания и утраты молитвы и духа соборности. Оно выражается в отсутствии у современного священства того особого и уникального качества, которое можно определить как «силу духа» или личную силу человека, которая и делает человека подлинным лидером. Данное качество имеет духовную природу и является естественным проявлением накопленной энергии Божественной благодати, которая и проявляется в соответствующих плодах и дарах веры. Отсутствие этих плодов и даров Святого Духа у современного белого духовенства и является наглядным подтверждением его безблагодатности, т.е. неосознанности, слабости и болезненности, как телесной, так и душевной. Многочисленные скандалы, конфликты и недоразумения с участием священнослужителей, красноречиво говорят о том, что дух требовательности, самодисциплины, самоконтроля и постоянного стремления к совершенству сегодня в церкви утрачен. Данное обстоятельство не так сильно бросается в глаза простым верующим, которые не предъявляют к священнику очень высоких требований, но образованные люди и специалисты прекрасно понимают, что данные факты говорят о религиозной профанации, омирщении и снижении планки личной требовательности в т.н. «светской религиозности», рассчитанной на комфорт, достаток, обеспеченность, социальный статус и общественное признание, а не аскезу, жёсткую дисциплину, уединение и безмолвие, которых требует внутреннее делание.
- Пятым важным отличием современного православия от святоотеческого можно назвать отсутствие ярких и «сильных» духовных лидеров, к которым может быть применим термин «духоносных». Отсутствие старцев и духоносных лидеров в церкви, как и новых канонизированных святых, является косвенным подтверждением умирания церкви из-за засилья в церковных структурах коррупции, клановости и бюрократизма, когда к власти приходят не самые достойные, т.е. мудрые, мужественные, целомудренные и праведные по учению отцов, а самые выслужившиеся, карьеристы или угодные власти и окружению. При этом по отношению к тем, кто пытается говорить правду вслух или критиковать те или иные недостатки внутри церкви, а также ошибки церковного руководства, применяются самые жёсткие репрессивные меры, вплоть до запрещения в служении и лишения сана. В настоящее время многие неравнодушные священники, пытавшиеся критиковать откровенно авторитарную линию священноначалия, находятся в оппозиции к церковному руководству и патриарху. В святоотеческом православии подобной ситуации не могло быть по причине отсутствия подобного имперского духа и наличия духа соборности и общинности, когда критика и стремление к обсуждению тех или иных проблем только приветствовалась, как главный инструмент нахождения истины и грамотных людей, способных быть духовными лидерами.
- Шестым отличием можно определить отсутствие в современном православии высокой требовательности, как к обращающимся к вере, так и к самой вере с точки зрения правильного понимания веры. Данное отличие носит больше «электоральный» характер и связано с когнитивным и нравственным уровнем обращающихся сегодня к вере людей. Дело в том, что святоотеческое православие первых веков, находящееся в состоянии постоянных гонений со стороны власти, не было и не могло быть массовым. Именно поэтому к вере обращались преимущественно убеждённые и осознанные люди, у которых не было сомнений в истинности учения Христа, готовые к подвигу, трудничеству и даже смерти за свою веру. Именно поэтому святоотеческое православие всегда было отражением силы веры, несгибаемости и совершенства человеческого духа. В отличие от него современное массовое и схоластическое православие является отражением в точности противоположного, т.е. уровня массовой человеческой растерянности, нерешительности, сомнения и смятения перед сложностями жизни, а потому современная вера является олицетворением не столько совершенства и силы человеческого духа, сколько человеческой грешности, слабости, немощи, заблудшести, порочности и т.д., которая ищет защиты и социальной поддержки, а не веры совершенной и духовного подвига. Проще говоря, современное массовое православие – это уже не столько религия сильных духом и способ обретения силы духа, сколько социальная и нравственно-идеологическая доктрина социальной добропорядочности и законопослушности.
- Седьмым отличием можно обозначить унификацию и схоластическое единообразие современного православия, как социально-религиозной доктрины, которая представляет собой уже не столько вероучение (религиию), сколько жёсткую идеологическую и корпоративную концепцию некой монопольной структуры. Данное обстоятельство вызвано катастрофическим разрывом между верой «профанной» (массовой) и верой «сакральной» (для посвящённых и избранных). В святоотеческом духовном наследии этот порок веры был известен как «двоякость» веры или разделение веры на две части – вера для всех и вера для совершенно верующих. Данное разделение было вызван тем, что для основной массы простых верующих было достаточно одной первой ступени посвящения «Человека» (пасомого и воцерковляющегося), тогда как для совершенно верующих были доступны и последующие более высокие ступени: «Вола» (пасущего), «Льва» (выходящего в анахоретство), и «Орла» (благодатного). В современном православии две вторые ступени веры совершенной («Льва» и «Орла») отсутствуют полностью, а одна лишь первая ступень «Человека» (исполняющего заповеди) и является единообразным олицетворением всей православной веры. Иными словами, в современном православии отсутствует целостность и иерархичность духовного знания, которая обеспечивала верующим свободу духовного роста до более высоких ступеней духовного совершенства. Проще говоря, в современном унифицированном православии 1-й ступени нет возможности внутреннего духовного роста и развития выше ступени «Человек»(исполняющий заповеди). К слову, для того, чтобы расти духовно в современном православии, переходя на более высокие ступени внутренней иерархии «Льва»(исихии) и «Орла» (созерцания), нужно вступать в неизбежный конфликт с церковным священноначалием и массовым обрядоверием, что всегда расценивается, как самочиние, ересианство, сектантство, раскольничество, а также измена массовой вере. В итоге «психология массового обрядоверия» как бы принудительно удерживает всех верующих на одном и при этом достаточно низком уровне духовного знания и просвещения.
- Восьмым отличием можно определить преобладание сугубо формального подхода к вере или концентрацию преимущественно на внешней и атрибутивной стороне веры при полном невнимании к внутренней стороне – сердечной, страстной, умной и духовной. Иными словами, внешняя (деятельно-суетная) обрядовая составляющая в современном православии безальтернативно доминирует над внутренней (умно-рассудительной) и душевно-познавательной стороной. Данный конфликт внешнего и внутреннего в православии именуется противоречием между суетным деланием Марфы и умным деланием Марии. Следует честно признать, что к большому сожалению основная масса современных православных верующих по «электоральному» признаку – это необразованные в богословии и согласном святоотеческом учении люди, которые искренне считая себя верующими и православными, совершенно ничего не знают о душе, энергиях и силах души, страстях и добродетелях души, разных состояниях души, методах работы со страстями, аскетических практиках и т.д., а знают только ограниченный набор базовых ритуалов и таинств (крещение, исповедь, причастие, елеопомазание и церковные праздники), что по их мнению «чудесным образом» и обеспечивает «спасение», но этот «магизм» и «православное язычество» к реальному спасению души, как процессу поэтапного взращивания духовного сознания, как основы духовного тела души, не имеет прямого отношения. Самое печальное в этом то, что данный атрибутивный (формальный и профанный) подход к вере не даёт и не предлагает им этого святоотеческого знания о душе, которое в самом православии считается едва ли не «запрещённым», поскольку в современном схоластическом православии до сих пор не признана роль святоотеческой психологии, как основы православной аскетики и высшей науки о душе.
- Девятым отличием можно обозначить очень низкий уровень подготовки и образованности самого современного духовенства, особенно, по сущностным вопросам, касающимся энергийной природы Бога и тварного мира, аскетики, душепопечения и знания основ согласного святоотеческого учения о душе. Как это ни парадоксально, но большинство существующих сегодня в православии богословий (догматическое, апологетическое, пастырское, нравственное, библейское и др.), как и пособий по душепопечению, было в своё время по слову проф. Осипова «списано под копирку» с католических и протестантских. Именно поэтому современный выпускник семинарии – это невежда в наиболее сущностных и глубоких духовных вопросах, который, зная общий курс теологии, не владеет самым главным – согласным учением святых отцов о душе и святоотеческим наследием и это подлинная трагедия для всего института пастырства. Фактически современных священников готовят как «социальных работников» сферы социально-религиозного обслуживания населения и эффективных церковных «менеджеров», а не монахов и аскетов. Мало кто из современного духовенства знает о том, что основной упор на интеллектуальность и рациональность в теологической подготовке духовенства крайне губительно отражается на духовной осознанности и вере, поскольку истинное духовное знание с одной стороны практически невыразимо словесно, а с другой стороны «вся мудрость мира есть безумие пред Богом» и для того, чтобы быть мудрым для Бога, нужно быть «безумным» для мира. Со «священнобезумием», как формой духовного ума и даром духовного рассуждения, в современном схоластическом православии дела обстоят особенно тяжело, поскольку сегодня в православии доминирует сугубо рациональное и нравственно-ориентированное мышление, которое делает главный упор на апологетику (рациональную защиту основ православного вероучения), а не изменение ума и развитие духовного сознания. Иными словами высокий дар духовного ума и рассуждения в современном схоластическом православии подменён схоластической религиозной философией и демагогией. Проще говоря, факт незнания современным духовенством согласного святоотеческого учения о душе и не владение даром духовного рассуждения вытекает в то, что современный теолог – это не духовный мудрец, а демагог и философ, обученный методологии и тактике защиты устоев своей веры и религии, у которого на любой аргумент уже заранее имеется контраргумент. Таким образом, печальным итогом схоластики (упрощения и рационализации) современного богословия является низкий уровень духовной осознанности современного духовенства и не знание им в своей массе святоотеческого духовного наследия в разрезе всех 4-х ступеней духовного роста и посвящения в высшее знание – Человек, Вол, Лев, Орёл. К большому сожалению большинство современного священства имеет лишь выхолощенное представление об одной только морально-нравственной стороне православного вероучения. При этом знание об энергийной стороне Бога, всей живой природы и человека, как важнейшее и сущностное знание, к которому и стремились святые отцы, по-прежнему считается в современном православии запретным и оккультным, несмотря на то, что в других религиях (буддизме, индуизме, иудаизме и др.) оно глубоко проработано и общедоступно. Понятно стремление церкви оградить своих немощных, слабых и неосознанных чад от чересчур глубокого и откровенного знания, но в современном информационном мире это не лучший способ защиты сознания, который чреват ограниченностью и примитивностью мышления под видом набожности и воцерковлённости. Осознанность сегодня – это то новое качество веры и религиозности, которого потребует сама жизнь от всех верующих в 21-м веке и в этом есть высокий Промысел, поскольку Бог по учению Христа и отцов Восточной церкви, кроме любви – это ещё и Ум духовный и бесстрастный. «Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения»(Добротолюбие. Т.5. Преп. Никита Стифат, С.144)
- И наконец десятым отличием современного православия от святоотеческого является практически полное забвение на массовом и профанном религиозном уровне о Боге Отце (Великом Духе), как едином и высшем начале бытия, а превозношение Сына (Христа), как обоженного человека до уровня Бога Отца и единого Бога. Данное заблуждение, а точнее невежество массового профанного православия является по существу фатальным с духовной точки зрения, поскольку по святоотеческому преданию и наследию Христос не является Источником энергии Божественной благодати, которая исходит только от Бога Отца. Для доказательства этого принципиального положения, которому противостоит ложный принцип «филиокве» (и от сына), целый ряд отцов и подвижников принесли свои жизни на алтарь духовной истины и только святому Григорию Паламе удалось одному из немногих в споре с Варлаамом и другими последователями западных представлений об исхождении благодати и от Христа, доказать на соборе 1351 г., что Святой Дух исходит только от Бога Отца, а не Отца и Сына. Данное положение и было закреплено Вселенским Собором и внесено в православную догматику, отличающую православие от католицизма. Тем не менее, большинство простых православных верующих, следуя этой ложной западной традиции, не понимая принципа «филиокве», продолжает верить во Христа, как «единого Бога». В чём же тут подвох ? А подвох тут в том, что Христос – это лишь «Дверь» к Богу Отцу и совершенно «безсильный» образ, от которого не исходит энергий Божественной благодати и который является лишь «маяком» (целеуказателем) и внутренней «лестницей» для достижения Бога Отца. Проще говоря, благодать Святого Духа исходит от Бога Отца через Христа, но не от Христа. Иными словами, делая своим «единым Богом» Иисуса Христа и поклоняясь Христу, как единому Богу, верующий не получает благодати, поскольку соединяется не с первоисточником (Отцом). В то же время, поклоняясь Богу Отцу, как первоисточнику через Христа, как «Дверь» к Богу, верующий получает благодать, поскольку соединяется с первоисточником – Отцом. Это принципиальный момент истинной веры на котором Сам Христос неоднократно заострял внимание своих учеников и никогда не считал себя «Богом», а считал посланником Отца, не могущим творить ничего от себя: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5;30). Более того, когда Христа называли «всеблагим», Он запрещал так себя называть и всю славу возносил только Отцу: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19;17). Об этом важнейшем принципе обретения благодати не знает большинство простых православных верующих, не углубленных в святоотеческое предание, а потому делает из образа Христа «единого Бога» для поклонения, забывая об истинном Боге Отце, как первоисточнике духовной силы и энергии благодати. Данное заблуждение также является одной из причин безблагодатности и безсильности современного нравственно-ориентированного православия в котором гипертрофирован моральный и нравственный образ Христа и совершенно забыт и утрачен Его подлинный образ духовный. Данное массовое невежество и заблуждение наиболее трудно искоренимо из современного схоластического православия и обрядоверия, которое становится благодаря этому подобным католицизму и протестантизму, как морально-нравственным доктринам. Причины этой духовной подмены Бога Отца «Богом Христом» (Сыном) имеют глубоко иудейские корни и берут своё начало в ветхозаветном иудаизме, который будучи главным «разработчиком» социальной программы развития для всего человечества, намеренно утаил сакральное знание о Боге Отце, дав миру, как «пользователям», в варианте Библии, лишённое сакральной основы духовное знание, как способ распространения по миру иудаизма. В этом отношении христианство, лишённое духовной основы – это идеальный вариант продвижения иудаизма. Таким образом, духовную силу христианству и православию даёт не Библия, как основа ветхозаветного иудаизма, а только святоотеческое наследие и предание, как практический опыт святых отцов Восточной Церкви правильного использования библейского знания в достижении спасения и благодати Святого Духа.
Данное откровение ни в коей мере не преследует цели дискредитации и обесценивания православия, как христианской конфессии, но преследует цель его очищения от моральных и идеологических наслоений, а также искажений и вековых заблуждений для возвращения к подлинному учению Христа и святоотеческому наследию и преданию, как единственно верному и практическому духовному знанию.
По материалам книги “Заметки о христианской психологии”, 2019 г. К.В. Яцкевич