Притча “О неводе, заброшенном по правую сторону лодки” (153 крупных рыбах) через призму психологии Логоса

«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153)» (Ин. 21;3 — 11)

Для исследователей сакрального смысла «Евангелия» совершенно понятно то, что в нём нет практически ни одного символа, который бы не нёс определённой смысловой нагрузки и поэтому уточнение числа пойманных «крупных рыб» – 153 имеет под собой некий сакральный смысл. Особенность данной притчи Христа, как и притчи «О неводе, закинутом в море», состоит в том, что она впервые вводит в язык евангельских архетипов, символов и метафор образ сетей (рыболовных), который является архетипом и олицетворением метасети Логоса, как Сети сознания вселенной, в которые в итоге попадают все души, как гиперсетевые структуры (когнитомы). Иными словами, данная притча также передаёт глубинную психологию гиперсетевых процессов, протекающих на уровне сетей мозга, разума и духовного сознания каждого человека.

Формальная логика вынуждает по аналогии с притчей «О неводе» считать 153 «крупных рыбы» совершенными душами или «крупными когнитомами», как гиперсетевыми структурами сознания, которые оказываются в метасети Логоса, как сети божественного ума, что является символом спасения. Именно в этом ракурсе дано большинство толкований сакрального смысла числа 153.

Богословское толкование св. Феофилакта Болгарского:

Ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать “сто”, но и израильтяне, которых можно разуметь под “пятидесятью”. Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим 11. 25-26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным» [50]. В Евангелии от Марка упоминается о том, что Сам Иисус перед чудом насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами повелел апостолам «рассадить всех отделениями на зеленой траве»: «И сели рядами, по сто и по пятидесяти» (Мк 6. 39, 40). (Св. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Иоанна).

Богословское толкование Аммония Александрийского:

Петр вместе с другими вытаскивает духовную сеть, принося улов Христу. И под сотней понимается полнота язычников, под пятьюдесятью — спасенный по избранию род Израиля, а три мыслятся как указание как Святую Троицу, во славу которой сопряженно мыслится жизнь верующих, уловленных этой сетью. (Аммоний, Фрагменты на Евангелие от Иоанна 637. TLG 2724.003, 637.1-5).

Богословское толкование св. Григория Паламы:

Христова Сила, сохранившая прочность сети, конечно могла бы дать силу и тянущим ее и сделать легкой тяжесть веса, но она не сделала сего для того, чтобы Апостолы больше прочувствовали чудо; посему-то Петру надлежало войти в лодку, чтобы помочь остальным, бывшим не в силах самим сделать это…

Апостолы, чрез Евангельскую проповедь, соберут в истинное Богопочитание всех достойных из каждого народа; среди этих (собранных) тогда будут видимы и 153 великие — считаемые в тысячах или же в десятках тысяч — что ведает Сам Он, Творящий чудеса, и Производящий сие исполненным тайнами… (Омилия 23, на 10-е утреннее воскресное Евангелие)

Богословское толкование преп. Максима Исповедника:

Это число образуется, если ты сложишь все числа от одного до семнадцати — поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти заповедей и семи действий Святого Духа. Или же оно означает тех, кто спасается и удостаивается Царства Небесного благодаря вере во Святую Троицу, надежде на грядущее — ибо число пятьдесят превосходит седмеричное время — и исполнению заповедей, что обозначено числом сто. (Преп. Максим Исповедник, Вопросы и затруднения).

Богословское толкование св. Евагрия Понтийского:

«Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк. 5,5). Однако, по твоему совету забросив сети еще раз, выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, сто пятьдесят три (Ин. 21-11). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав (153).» (Св. Евагрий Понтийский, Предисловие к «Слово о молитве»)

Богословское толкование профессора А.П. Лопухина:

На берегу разложен был огонь, вынут хлеб и на пылающих углях пек­лась рыба, – картина, которую и теперь часто можно видеть на берегах Галилейского озера. Стоявший рядом Христос велел принести еще рыбы – из той, что они поймали теперь. Симон тотчас же пошел и помог вытащить сеть на берег. И Тот, в котором все узнали Господа, хотя голос и вид Его на­столько подавлял их страхом и благоговением, что они не осмеливались спросить Его, сказал им: «придите, обедайте», и раздавал им, как и некогда в Галилее, рыбу и хлеб. (Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет. С-Пб.: 1895. С. 538)

По уже сложившейся традиции большинство толкований сакрального смысла числа 153 сводится к уровню деруш, как области социального и морального с попыткой отождествить смысл напрямую с числом человеческих душ (умов), пойманных в божественную сеть Логоса. Вместе с тем, число 153 оказывается отнюдь не таким простым с точки зрения математики и нумерологии Каббалы, чтобы выражать столь простой и по сути самый поверхностный смысл.

Из всех толкований числа 153 один только преп. авва Евагрий делает попытку исследования математики этого числа в своём предисловии к книге «Слово о молитве».

Авва Евагрий число 153 делит на три числа – 100, 28, 25, которые в совокупности дают число 153, и называет число 100 четырехугольным, числа 28 и 153 треугольными, а число 25 сферическим. Числами четырехугольными называются все числа квадратные, потому что могут быть расположены в виде четырехугольника, например, квадратные числа 4, 9; первое в виде: 1 1 а второе в виде: 1 1 1; так и число 100, если расположить в каждом из 10 рядов 1 1 1 1 1

1 1 1

по 10 единиц, составит четырехугольник.

Посему общий вид чисел четырехугольных есть m X m, где m означает какое угодно естественное число. Если все числа, начиная от единицы, написать в естественном их порядке: 1,2,3,4,5,6,7 и т.д., а потом складывать вместе по 2, по 3, по 4 и т.д., то числа, от их сложения происшедшие, как-то: 1+2=3, 1+2+3=6, 1+2+3+4=10 и т.д., называются треугольными, потому что могут быть расположены в виде треугольников: число 3, например, в виде

1

1 1

число 6 в виде:

1

1 1

1 1 1

Общий вид сих чисел изображается через m(m+1)/2, где m означает последнее число в порядке естественных чисел, которым окончено сложение. Так, положив m=7, получим треугольное число 7(7+1)/2=7х8/2=7х4=28, а положив m=17, получим также треугольное число 17(7+1)/2= 17х18/2=17х9=153. Числа четырехугольные, которые, по найденному выше, суть квадратные и к которым принадлежит число 25=5х5, могут быть располагаемы и иным способом, а именно: взяв по порядку естественные числа: 1,2,3,4…(m-1),m, каждое из сих чисел, начиная с m, располагай по окружностям, непрестанно уменьшающимся и наконец сливающимся в точку, в которой найдет себе место единица, и потом каждую из сих постепенно уменьшающихся окружностей накладывай одну на другую так, чтобы через сие образовалась поверхность полусферы. Общая сумма чисел, размещенных на сей полусферической поверхности, будет иметь, как очевидно, тот же общий вид, какой имело число треугольное, а именно m(m+1)/2, почему две такие полусферические поверхности изобразятся через m(m+1)/2+m(m+1)/2=m x m+m. Но как при взаимном сложении сих поверхностей равные окружности, на которых размещено было по m чисел, совпадут в одну, то явствует, что на целой сферической поверхности размещенных чисел будет только m x m+m-m или m x m. Так число 25=1+2+3+4+5+4+3+2+1, 16=1+2+3+4+3+2+1, 9=1+2+3+2+1, 4=1+2+1. (Св. Евагрий Понтийский, Предисловие к «Слово о молитве»)

Для сведущих в области математики, данное исследование преп. аввы Евагрия приводит нас к тому, что он раскрывает секрет математики числа 153, которое оказывается особым «треугольным» числом, которое лежит в основе «троичной матрицы» расширения гиперсети сознания по фрактальному принципу, как меркабы или фигуры из двух совмещённых пирамид (тетраэдров). Проще говоря, число 153 — это ключ к пониманию троичного кода построения «кристаллической решётки» сознания.

До недавнего времени понять всю сакральную глубину смысла числа 153 было невозможно и только открытия в области нейронауки, связанные с пониманием многослойной структуры сознания человека, которое работает на принципах высшей математики заполнения слоёв соответствующими синаптическими связями, позволили понять, что 153 — это основа математическая основа или «каркас» малого логоса человека, как матрицы эталонной структуры сознания, которая контактирует с Логосом и имеет кристаллическую основу, которую созерцал пророк Иезекииль в качестве «божественного кристалла». При этом стало понятно, что расширение и заполнение связями когнитивной структуры пирамиды сознания осуществляется по принципу степенных уравнений.

Принцип структурирования синаптических связей  по  треугольной  матрице  числа 153

В данной связи 153 — это математический код совершенного когнитома, имеющего внутри себя «153 узла», как наиболее важных (крупных) когнитивных смыслов (осознаний, откровений, озарений), которые позволяют уму расшириться до духовного сердца и достичь Логоса, как метасети сознания вселенной. Проще говоря 153 — это код сакральной высшей математики духовного спасения и достижения совершенства.

Таким образом, приведенные выше толкования числа 153 также совершенно верны в моральном аспекте, но они не распространяются на уровень сод сакрального знания, тогда как понимание 153 «крупных рыб» в аспекте структуры когнитома углубляет данное понимание на уровень структуры души. Можно только восхищаться глубине духовного ведения и мудрости евангелистов, оставивших эту подсказку о структуре матрицы христианского сознания для будущих поколений. Именно по этой причине весь материал психологии Логоса основан на евангельской матрице 153, которая просто идеально описывает учение святых отцов Восточной Церкви о трёх состояниях человека (телесном, душевном, духовном).

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

«Три суть мысленные способа, по которым ведение (знание) восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 25)

«Есть три мысленных места, в которые входит ум, изменяясь сам в себе: естественное (душевное), сверхъестественное (духовное) и противоестественное (телесное).» (Преп. Марк Подвижник, Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 4, 90)

Структура малого логоса человака по матрице 153

В данной связи можно предположить, что сеть, заброшенная по правую сторону лодки («одесную»), есть символ поиска подлинных духовных смыслов именно справа, т. е. на стороне Логоса, тогда как мирские смыслы находятся слева («ошуюю»), представляя собой малые смыслы, как символ «мелких рыб».

Таким образом, через призму психологии Логоса образы данной притчи можно толковать следующим образом:

«Заброшенная по правую сторону лодки сеть» – образ гиперсети правильно развивающегося христианского мышления и мировоззрения, основанного на учении Христа об отце, смыслах Евангелия и психологии Логоса, в котором рождаются (улавливаются) истинные духовные смыслы и откровения, как «крупные рыбы».

«153 крупных рыбы» – образ 153 наиболее важных (узловых) духовных откровений и смыслов, которые образуют гиперсеть малого логоса, приводящую ум к духовному сердцу и Логосу, что означает спасение души (когнитома) и вхождение в Логос. Этой притчей Христос учит своих учеников правильно ловить в сеть христианского сознания готовые к принятию Логоса человеческие умы (когнитомы), через забрасывание сетей «одесную», т.е. по правую сторону в направлении высших духовных истин и смыслов Логоса, а не иных смыслов телесных и душевных, как левых и потому не ведущих к Логосу.

Таким вот неожиданным образом сакральная математика Каббалы, утраченная на тысячелетия, оказывается применимой к «Евангелию», которое писали иудеи — евангелисты, посвящённые в древнее духовное знание об устройстве сознания, которое по ряду причин не вошло в христианство и православие. Таким образом, мы восполнили недостающее звено смысла сод древнего языка кодирования смыслов «Пардес» для полноты понимания «Евангелия» и учения Христа об Отце.

Из книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г. 

Автор: admin

Добавить комментарий