Для специалистов и всех интересующихся созданием соответствующих учебных курсов при образовательных духовных учреждениях по основам православной психологии, предлагаем две лучших на сегодняшний день программы курсов лекций по темам:
- “Основы православной антропологии и психологии” и
- “Психология и христианство”
с перечнями методической литературы от ведущего специалиста в области православной психологии – Юрия Михайловича Зенько.
I ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Программа курса лекций
Введение
(2 часов) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. Методологическое разграничение и определение основных терминов и понятий христианской антропологии и психологии.
Тема 1
Хронология святоотеческой антропологии и психологии (4 часа)
I – нач. IV вв.: древнехристианский период. IV век: золотой век богословской и аскетической образованности. V-XIV века: средние века. Основные темы святоотеческой антропологии и психологии. Антропологическо-психологические темы в исихазме.
Тема 2
Элементы библейской антропологии и психологии (4 часа)
Ветхозаветное учение о душе. Новозаветное провозвестие личности, свободы и спасения души. Библейское учение о грехопадении. Антропология и психология греха. Систасис (падение) человеческой души и его последствия. Экстраверсия души. Омрачение органов чувств. Православное учение о сердце.
Тема 3
Основания православной антропологии (6 часов)
Православная антропология, как основа для православной психологии. Тело, плоть, душа, дух. Образ Божий в человеке. Пол, брак, семья. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Обращение, возрождение и обожение человека. Бог, как Личность. Православное учение о личности. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть, “я”, самость. Святость и гениальность. К проблеме двоичности или троичности человеческого существа.
Тема 4
Православное учение о душе (6 часов)
Основные свойства и атрибуты души. Душевное устроение – как категория православной психологии. Основные силы и способности души по святоотеческой традиции: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия), органы чувств. Очищение, развитие и просветление души.
Тема 5
Происхождение и развитие души (4 часа)
Основные концепции происхождения души в христианстве: креационизм, генерационизм, традуционизм. Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей, как путь христианского усовершенствования.
Тема 6
Бессмертие души (4 часа)
Смерть, как разделение души и тела. Бессмертие души и тленность тела. Посмертное существование души. Критика учения о предсуществовании и переселении душ (реинкарнации). Бессмертие души по благодати Бога.
Тема 7
Ум, разум, рассудок, слово (4 часа)
Определения основных понятий. Отличие ума от разума и рассудка. Мысли, идеи, понятия. Борьба со страстными помыслами. Очищение и перемена ума (матанойя): стяжание ума Христова. Ум и чувство. Совесть. Словесная сила души. Борьба с грехами празднословия и брани.
Тема 8
Воля (4 часа)
Определение воли в христианской психологии. Христианское учение о свободе воли. Свобода, самоволие, произвол. Совлечение своей воли: о смирении. Взаимодействие свободы человека и благодати Бога. Психологическое учение об оптимуме мотивации. Православная критика самовластного стремления к благодатным состояниям.
Тема 9
Эмоции, чувства, чувствования (4 часа)
Эмоции, чувства, аффекты, чувствования, страсти. Чувства, эмоции и сердце. Важность и необходимость религиозных чувствований. Вера, надежда, любовь, благоговение, ревность Божия, страх Божий, смирение. Новозаветное учение о любви-агапао (αγαπαω), в отличие от эроса (ερως) и филиа (φιλια). Негативные религиозные чувства: суеверие, фанатизм, исступление, нечувствие.
Тема 10
Память. Внимание. Фантазия, воображение (2 часа)
Определение памяти. Память и забывание. Память смертная, память Божия. Определение внимания. Внимание и молитва. Определение фантазии, воображения, представления. Откровения Божии и лжеоткровения. Борьба с воображением в православной аскетике.
Тема 11
Органы чувств (2 часа)
Характеристики основных органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Органы чувств в Библии и библейские сенсорные метафоры. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Христианский духовный опыт и современные проблемы сенсорной культуры.
Тема 12
Душевные состояния (6 часов)
Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и душевные состояния. Лестница душевно-духовных состояний. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Благодатные и безблагодатные состояния. Святоотеческое учение о прелести.
Тема 13
Практическая суть православной психологии (8 часов)
Православная психология и аскетика. Духовная интроверсия. Самонаблюдение и самопознание в православной психологии. Трудности самопознания и средства против них. Психологическая борьба с грехом. Хранение органов чувств.
Заключение
(2 часа) Перспективы развития христианской антропологии и психологии и их значение для современности. Критика западной антидуховной психологии. Возможность и необходимость возвращения к душе современной русской психологии. Возможные пути и методы этого возвращения, возникающие при этом проблемы.
Семинарские занятия
(10 часов) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1-2.
Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека // Православный собеседник. 1900, № 7-8, с.1-46, № 9, с.47-48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит. Импер. ун-та, 1900).
Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. – Харьков, 1908 (Харьков, 1903; “Вера и разум”. 1902-1903 гг.).
Зенько Ю. М. Сердце // Его же. Психология и религия. – СПб., 2002, с. 239-258 (приложение).
Ианнуарий (Ивлиев) архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега. 2002, № 1(31), с. 13-18.
Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950).
Симон Т. Психология ап. Павла. Пер. с нем. – М., 1907.
Тема 3.
Алексий патр. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, с.6-8.
Андрей Лоргус свящ. Православная антропология. М., 2002 (на правах рукописи).
Бердяев Н. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. 1991, № 1, с.79-104 (Путь. № 50, 1936).
Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология. Антология. Т. 2. М., 1997, с.380-400 (Путь. № 49. 1935, окт.-дек., с.48-71).
Григорий Нисский. Об устроении человека. Пер., прим. и послесл. В. М. Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.
Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
Зенько Ю. М. Христианское определение понятие и феномена личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 10. – СПб.: СПбАППО, 2006, с.108-112.
Зенько Ю. М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2006, IV:2, с.167-182.
Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
Иванов Н. П. И сказал Бог…: Библейская онтология и библейская антропология: Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин: Христианская жизнь, 1997.
Игнатий (Брянчанинов) свят. Слово о человеке. М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997 (СПб., 1995).
Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289-302 (переизд.: Богословские труды. 14. М., 1975, с.114-120).
Муравьев В. Новый человек – καινος ανθροπος – по учению ап. Павла // Вера и разум. 1904, № 22, с.519-528, № 23, с.613-622.
Немезий еп. Емесский. О природе человека. Пер. с греч. Почаев, 1905 (М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996).
Тема 4.
Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. – М., 1912 (Голос церкви. 1912).
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. – М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).
Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.
Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.
Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. – Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.
Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).
Кашменский Стефан прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
Кашменский Стефан прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. – Вятка, 1860-1865.
Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. – М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).
Тема 5.
Ириней Лионский. Нелепость учения о переселении душ // Его же. Творения. М., 1996, с.211-213 (кн. 1, гл. 33).
Кураев Андрей диакон. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.
Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357-383.
Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994, с.18-228.
Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сборник статей. – Париж, 1935 (переизд.: М., 1994).
Тема 6.
Вышеславцев Б. Бессмертие, перевоплощение и воскресение // Переселение душ. М., 1994, с.315-335 (Переселение душ. Париж, 1935, с.109-134; Человек. 1993, № 2, с.80-96).
Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19)-5(20).
Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. – М., 1996 (Казань, 1860).
Серафим Роуз иером. Душа после смерти: Современный “посмертный опыт” в свете учения Православной Церкви. Пер. с англ. – М., 1991.
Флоровский Георгий прот. Бессмертие Души. – М.: Вэб-Центр “Омега”, 2004 (интернет-издание).
Франк С. Учение о переселении душ // Переселение душ. М., 1994, с.268-288 (Переселение душ. Сборник. Париж, 1935, с.7-33).
Тема 7.
/Амвросий (Гренков) иеросх./ Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1896.
Богословский Н. Библейское учение о совести // Православный собеседник. 1903, № 10.
Дорофей св. О совести // Христианское чтение. 1829, ч. 25, с.131-138.
Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
Макарий Египетский. О свободе ума // Его же. Духовные беседы, послания и слова. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1998, с.442-467.
Никита Стифат. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.111-144.
Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синергия. Сборник. М., 1995, с.249-271.
Феодор Студит. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с.916-918.
Тема 8.
Августин Аврелий. О свободе воли. Книга вторая // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. СПб., 2001, с.25-65.
Антоний /Храповицкий/ иером. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. – СПб., 1887 (2-е изд.: СПб., 1888).
Астафьев П. Е. К вопросу о свободе воли. – М.: Тип. А. Гатцука, 1889 (Из Трудов Моск. психол. о-ва).
Байдакова М. Ю. Перспективы соотнесения теологических и психологических взглядов на проблему воли // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.139-142.
Ефрем Сирин. О непостоянстве человеческой воли // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.184-189.
Ефрем Сирин. О свободе нашей и о том, что человек создан свободным // Его же. Творения. Т. 3. М., 1993, с.396.
Ириней Лионский. О том, что люди свободны и имеют способность избрания // Христианское чтение. 1838, ч. 3, с.241-253.
Лосский Н. О. Свобода воли // Его же. Избранное. М., 1991, с.481-597.
Мефодий еп. Патарский. О свободе воли // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, с.187-208.
Тема 9.
Введенский А. И. О видах веры в ее отношении к знанию. – М., 1894.
Введенский А. И. Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии). – /Сергиев Посад/, 1899.
Вениамин (Исупов) иерод. Учение церковных писателей о страхе Божием. – Киев, 1906.
Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).
Галич А. Ощущение религиозное // Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408-412.
Евагрий Понтийский. Послание о вере // Его же. Аскетические и богословские сочинения. М., 1994, с.141-156.
Ефрем Сирин. О покаянии // Его же. Творения. Т. 3. М., 1994, с.74-77.
Кожевников Ф. Вера, как психологический факт с научной точки зрения и как добродетель по учению Св. Писания и Церкви // Вера и разум. 1908, № 7, с.64-88.
Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991, № 6, с.104-115.
Магнитский В. прот. Религиозные чувствования. – Пг.: Тип. Алекс.-Невск. об-ва трезвости, 1914.
Нечаев А. Вера и Любовь по учению св. апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла. – Тамбов, 1910.
Никифор уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.239-251.
Соколов П. П. Вера. Психологический этюд. – М.: Тип. И. Н. Кушнерева, 1902 (Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 2(62)-4(64)).
Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М., 1990, с.69-103.
Тема 10.
Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения // Вера и разум. 1915, № 2, с.205-240.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 6-е изд. – М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890.
Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. – Пермь, 2002.
Попов И. В. Экстаз и откровение в системе бл. Августина // В память столетия Московской духовной академии. Сб. Ч. 2. М., 1915, с.455-508.
Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы // Его же. Творения. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.179-191.
Тема 11.
Виссарион /Нечаев/ еп. Грехи чувств. – М., 1888.
Елисеев Владимир иерей. Оккультная медицина и недозволенные Богом способы отверзения чувств // Православная Церковь и современная медицина. Сборник. СПб., 2000, с.206-224.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о чувственном и духовном видении духов // Его же Творения. Т. 3. М., 1993, с.1-67.
Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1912, c.178-184.
Скворцов К. Трактат Тертуллиана о зрелищах (по Фреппелю) // Труды Киевской Духовной академии. 1865, № 7, с.321-253.
Театр: О зрелищах, развлечениях и театре. – М.: КАЗАК, 1998.
Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с.277-293.
Тема 12.
Арсений /Жадиновский/ архим. О духовной прелести. – М.: Печ. А. И. Снегиревой, 1911.
Владимирский Ф. Состояние души пророков при откровениях Духа Святого // Вера и разум. 1902, №№ 13, 16, 17.
Гуревич А. Состояние отчаяния и духовная практика (по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию) // Альфа и Омега. 1998, № 1(15), с.189-200.
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. – Сергиев Посад, 1908.
Максим Грек. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910, с.97-99.
О различных состояниях души в исихии // Петр (Пиголь) игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999, с.174-181.
Тема 13.
Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998, № 4.
Дронов Михаил прот. Талант общения. Дейл Карнеги или авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.
Зенько Ю. М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 11. – СПб.: СПбАППО, 2007, с.21-25.
Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с.151-161.
Мордвинцева Л. П. Новейшие отечественные публикации по христианской психологии // Человек: образ и сущность. М., 1997, с.108-120.
Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по христианской психологии. 2003, № 3 (38), июль-сентябрь.
Швецов Валерий прот. Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами (Теоретические аспекты) // Милосердие и профессионализм. Сборник. СПб., 2003, с.138-150.
Заключение.
Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.
Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. – М.: Наука, 1995.
Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. – СПб.: ИМАТОН, 1997.
Шеховцова Л. Ф. Развитие сознания человека // Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.161-163.
Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005.
Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.
II ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО
Программа курса лекций
Введение
(1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций.
Тема 1
Психология и христианство за рубежом (2 часа)
Основные проблемы взаимоотношения психологии и христианства в Европе и США. Религиозно-психологические взгляды Вильгельма Вундта и Вильяма Джемса. Психология и христианство в США и Европе. Отношение к христианству современных западных психологических учений. Критика проникновения в психологию оккультных и псевдодуховных учений.
Тема 2
Психология и христианство в России: основные работы, авторы и темы с 1724 г. по настоящее время (2 часа)
Взаимоотношение христианства, философии и психологии в XVIII веке. Психология религии и религиозная психология в XIX веке. Психология и христианство в начале XX века. Октябрьская революция и уничтожение духовной психологии в России. Атеистичность советской психологии. Современная психология и христианство. Возможность и необходимость возвращения психологии к своим христианским корням.
Тема 3
Органы чувств в христианстве и сенсорные модальности в психологии (2 часа)
Учение о ведущих сенсорных модальностях в психологии. Иудаизм, греческая религия, ислам с точки зрения учения о ведущих сенсорных модальностях. Христианское учение об органах чувств. Сенсорные различия в католицизме, православии, протестантизме, старообрядчестве. Святоотеческое учение об охранении и очищении органов чувств. Христианство и современные проблемы сенсорной экологии и сенсорной культуры. Библия об органах чувств.
Тема 4
Психологический и религиозный анализ феноменов “схемы тела” (2 часа)
Общенаучные и частнопсихологические представления о “схеме тела”. Сравнительный анализ иудаизма, греческой религии, ислама по отношению к феномену схемы тела. Использование феноменов схемы тела в практике современных сект, деструктивных культов и “духовных” школ. Критика оккультных феноменов с точки зрения православного учения о сердце.
Тема 5
Психические состояния в христианстве и психологии (3 часа)
Психические состояния в психологии. Виды и типы психических состояний. Измененные состояния сознания в сектах и деструктивных культах. Внутренний религиозный опыт в христианстве и религиозные переживания. Лестница душевно-духовных состояний. Христианский и психологический анализ сна и сновидений. Христианство о благодатных и безблагодатных состояниях. Православное учение о прелести. Душевные состояния и самопознание христианина.
Тема 6
Психология молитвы (3 часа)
Молитвенное делание в христианстве. Психология молитвы. Виды и типы молитв. Молитва Господня. Иисусова молитва. Психология и психотехника молитвы в исихазме. Три ключа внимания и молитвы. “Сядь в уединенном месте…”: сердце и молитва. Молитва и психотехнические приемы ее делания. Прелесть при молитве.
Тема 7
Личность в христианстве и психологии (4 часа)
Христианское учение о Личности Божественной и личности человеческой. Сопоставление понятий личности-ипостаси (ύπόστασις), лица-просопон (προσωπον) и сущности-усии (ούσία). Сотворение человека по образу Божию. Жизнь человека как путь от образа к подобию Божию. Общепсихологическое понятие личности. Личность, как носитель сознания; направленность личности. Самосознание личности. Жизненный путь личности. Самобытность и оригинальность христианской концепции личности по отношению к психологии.
Тема 8
Православное учение о душе (4 часа)
Креационизм, генерационизм и традуционизм о способе происхождения души. Основные силы и души: ум (разум), воля, эмоции (чувства), память, внимание, воображение (фантазия). Развитие и очищение души в христианстве. Стяжание душевных добродетелей. Основные свойства и атрибуты души: самостоятельность, духовность, нетелесность, бессмертие. Критика идеи предсуществования душ (Ориген) и других неправославных концепций.
Заключение
(1 час) Подведение итогов курса. Дальнейшие перспективы соотношения психологии и христианства. Современная психология и соблазн мистики и оккультизма. Психология и христианство: возвращение психологии к своим историческим и духовным истокам.
Практика
(2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов.
Общий объем курса – 26 часов, 13 спаренных лекций.
Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Материал по темам 2-5 и литература по курсу представлены в авторской монографии “Психология и религия” (СПб.: Алетейя, 2002); по теме 8 – в книге “Элементы православной психологии” (СПб.: Речь, 2005; в соавторстве с Л. Ф. Шеховцовой).
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1.
Вундт В. Гипнотизм и внушение. СПб., 1893.
Вундт В. Миф и религия. СПб., 1910.
Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.
Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (М., 1910).
Джемс У. О человеческом бессмертии. М., 1901.
Джемс У. Психология. 8-е изд. Пг.: Наука и школа, 1922.
Ла Грассери Р. де. Психология религии. СПб., 1901.
Макшеева Н. Мистика в освещении современных французских психологов // Христианское обозрение. 1914, № 5, с.226-239.
Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев, 1913.
Allport G. The Individual and his Religion. New York, 1960.
Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York, 1970.
Тема 2.
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777.
Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881.
Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858.
Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903).
Зенько Ю. М. Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 год // Его же. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002, с.19-96.
Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с.82-164.
Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души. СПб., /1768/.
Кандорский И. М. Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М., 1796.
Кашменский С. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.
Феофан Авсенев архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в “Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии…”. Киев, 1869. Нумерация отдельная).
Тема 3.
Виссарион (Нечаев) еп. Грехи чувств. М., 1888.
Виссарион (Нечаев) еп. О телесных действиях при богослужении. 3-е изд. М., 1895.
Ефрем Сирин. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.189-191.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М.: Прогресс, 1977.
Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
Мерло-Понти М. Око и дух. Пер. с франц. М.: Искусство, 1992.
Основы сенсорной физиологии. Под ред. Р. Шмидта. Пер. с англ. М.: Мир, 1984.
Седзабуро Кимура. “Люди зрения” и “люди голоса” // Человек и мир в японской культуре. М., 1985, с.248-251.
Тема 4.
Ананьев Б. Г., Торнова А. И. Сенестезия и схема тела // Советская невропсихиатрия. Т. 6. 1941, с.555-562.
Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. 1987, № 2, 3-36.
Василий (Кривошеин) архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах // Журнал московской патриархии. 1986, № 4, с.67-68.
Елисеев В. А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. 2-е изд. М., 1997, с.104-111.
Меерович Р. И. Расстройства “схемы тела” при психических заболеваниях. Л., 1948.
Смирнов В. М., Шандурина А. Н. Таламо-париетальная система и ее участие в механизмах схемы тела // Эволюция функций теменных долей мозга. Л., 1973, с.126-166.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта // Вестник Московского университета. 1994, № 2, 3-13.
Тема 5.
Второй международный семинар “Особые состояния сознания. Тестирование психофизиологических феноменов” // Парапсихология и психофизиология. 1993, № 1, с.3-8.
Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Философия. 1991, № 6, с.47-55.
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1908.
Магнитский В. Религиозные чувствования. Пг., 1914.
Овсянико-Куликовский Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Ч. 1. Одесса, 1884.
Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. М., 1971, с.58-81.
Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания как резервы человеческой психики // Психиатрическая эндокринология. М., 1988, с.118-119.
Тема 6.
Антоний Сурожский митр. Беседы о молитве. СПб.: Сатисъ, 1996.
Борис (Плотников) архим. О целебной силе молитвы. СПб., 1899.
Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.300-302.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о молитве умной, сердечной и душевной // Его же. Творения в семи томах. Т. 2. М., 1993, с.202-232.
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Введен. Оптина Пустынь, 1991 (1-е изд.: Казань, 1881; 2-е изд.: Казань, 1883; 3-е изд.: Казань, 1884; 5-е изд., доп.: Париж, 1989; Загорск, 1991; М.: Сов. Россия, 1992; Минск, 1995; Коломна, 1995; М., 1998; М., Киев: София, 1999).
Платонов В. Психология молитвы. СПб., 1913.
Умное делание. О молитве Иисусовой. Сост. игумен Харитон. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998 (Троице-Сергиева Лавра, 1992; Сердоболь, 1936).
Феофан Затворник еп. Четыре слова о молитве и трезвении. М., 1882 (6-е изд.: М., 1912).
Тема 7.
Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
Виноградов В. В. Из истории слова “личность” в русском языке до середины ХIХ века // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. 1946, с.10-12.
Зенько Ю. М. Жизнь человека: опыт междисциплинарного описания // Жизнь человека. Материалы конф. СПб., февраль 1997 г. СПб., 1997, с.13-15.
Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
Кессиди Ф. Х. Был ли древний грек личностью? // Труды Тбилисского университета. Философия. 1989, т. 292, с.135-138.
Климков О. C. Психология аскетизма и целостность личности // Психология XXI века. Сборник тезисов. СПб., 2000, с. 24-26.
Клитин А. Личность Божества и дистелеология мира. Одесса, 1909.
Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1).
Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.
Фатеев А. Н. Что нового внесло христианство в созидание идеи личности и ее прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков, 1906.
Хоружий С. Проблема личности в православии // Здесь и теперь: Философия, литература, культура. 1992, № 1, с.94-106.
Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб.: СПбУПМ, 2000.
Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47.
Тема 8.
Айвазов И. Критический обзор материалистических теорий против субстанциональности души. М., 1912 (Голос церкви. 1912).
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996, с.89-108).
Афанасий Александрийский. О том, что человек может познавать Бога в душе своим умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна // Христианское чтение. 1837, ч. 4, с.113-125.
Григорий Богослов. О душе // Его же. Собрание творений. Т. 2. Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1994, с.31-35.
Душа человеческая. Положительное учение православной Церкви и Святых Отец. Св.-Тр. Ново-Голутв. мон., 1992.
Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.19-25 (Христианское чтение. 1824, ч. 14, с.145-155).
Кашменский С. прот. Святоотеческое учение о душе. Пермь, 2002.
Кашменский С. прот. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.
Феофан Затворник еп. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 (3-е изд.: М., 1913; 2-е изд.: М., 1902; 1-е изд.: М., 1891).
Заключение.
Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ // Психология и христианство. М., 1995, с.23-24.
Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с.67-69.
Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, с.265-318.
Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.
Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.
Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер., Христианская Перспектива в Психологии, 1995.
Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.