Психологический анализ образов первых женщин – Лилит и Евы в древних источниках – И. Л. Шелехов

 

В  статье кандидата психологических наук,  член-корреспондента МАПН, доцента  Томского государственного педагогического  университета – Шелехова  Игоря Львовича представлен анализ священных текстов, использующихся в авраамических религиях и характеризующих образы первых женщин – Лилит и Евы.

Результаты исследования дополняют существующие психологические, философские, теологические представления об образе женщины, позволяют предложить современные интерпретации тематики семьи и материнства в истории, культуре, искусстве; ценить динамику социально-психологического статуса женщины.

Ключевые слова: авраамические религии, Лилит, Ева, женщина, деторождение, ребенок, семья.

*  *  *

Образы Лилит и Евы имеют давнюю историю, находят свое отражение в религии и культуре разных народов. Упоминаясь в шумерской мифологии, являясь образами первых женщин в культурах, на которые оказывает влияние иудаизм, христианство и ислам, Лилит и Ева также могут лежать в основе архетипа Великой Матери [1, 2].

Данные, полученные в результате сопоставления и анализа образов первых женщин, являются базисом для интерпретации тематики семьи и материнства в истории, культуре, искусстве; а также понимания динамики социально-психологического статуса женщины [3–5].

Ниже представлен анализ древних текстов, материалы которых позволяют воссоздать мифологические биографии Лилит и Евы. Следует отметить, что акцент делается именно на древних источниках, современных академических и справочных изданиях при сознательном игнорировании многочисленных романтизированных представлений, возникших в конце XIX – начале XX в. в художественной литературе и поэзии.

Лили́т (ивр. תיליל – (согласно каббалистической теории) – первая жена Адама (ивр. םָאָד , греч. Ἀδάμ, араб. مدآ . (Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон [6–9]. В еврейском тексте книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда (Ис. 34:14), предсказывается появление ночного привидения (lilith).

Легенды о Лилит упоминаются в свитках Мертвого моря (Кумранских рукописях), Алфавите Бен-Сира (арам. אפלא אתי  ןבד אריס ,лат. Alphabetum Siracidis), Книге Зогар.(רהוזה רפס .ивр (Лилит в шумерской мифологии. В традиционной шумерской иконографии Лилит изображается в виде крылатой женщины, сопровождаемой двумя  львами.

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. Наиболее известна безымянная легенда, приведенная в статье Ч. А. Моффета. Согласно данной легенде Лилит рассматривается как богиня-покровительница своего народа, вместе с тем очевидна и  ее темная суть – слезы Лилит даруют жизнь, но ее поцелуи приносят смерть [10].

Также предполагается, что под именем ki-sikillil-la-ke в прологе шумерской версии Эпоса о Гильгамеше (II тыс. до н. э.) упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером и Фолькенштайном называют именно Лилит.

Лилит в иудаизме. Иудейские источники говорят о двух Лилит: Младшей Лилит – супруге Асмодея и Старшей Лилит – супруге Самаэля (др.-евр.  לאמס , (царице и матери демонов. При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы [11].

В иудейской традиции волосатая и крылатая Лилит известна как вредительница деторождения (ей приписывались бесплодие женщин, порча рожениц) и враг новорожденных – Лилит наводит на детей порчу, осуществляет их подмену, совершает похищения, убивает, пьет их кровь, высасывает мозг из костей.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют еврейскую традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбели ребенка. Как правило, амулеты и заговоры для роженицы против Лилит содержат не только имена трех ангелов, пытавшихся возвратить ее, но и некоторые имена самой Лилит: Аморфо (не имеющая формы), Батна (чрево) или Одем (краснота). Именно содержанием этого предания объясняется традиция повязывания (обычно младенцу) на руку красной нитки – легенда гласит, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасной считается ночь перед выполнением обряда обрезания младенца – чтобы защитить ребенка от Лилит, отцу мальчика нужно всю ночь – от заката до восхода солнца читать отрывки из Книги Зоар и других, менее известных книг каббалы.

Лилит в каббале. Каббала́  (ивр. הָלָּבַק» ,получение, принятие, предание») – эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII в., сформировавшееся и получившее распространение к XVI в. [12– 14]. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. Окончание формирования учения каббалы произошло в Средние века. Основу каббалы составляют Сефер Йецира (ивр. רפס הריצי – Книга творения), Книга Бахир (ивр. פר ֵס ֶה ִב ָריה , ַ Сефер ха-бахир – Книга яркого света), Книга Зоар (ивр. רפס רהוזה – Сэфер ha-Зohap, от ивр. זהר» , ַ сияние») и лурианская каббала (одна из каббалистических школ, созданная; ְ לוּרָיא ִי ְצ ַחק ַרבּי .ивр (Ашкенази Лурия Ицхак Рабби 1534–1572), известного как Аризаль, или ѓаАризаль (ивр. זארי” ֲִ ל – Ари, благословенна его память).

В каббале Лилит – дьяволица, являющаяся спящим холостым молодым мужчинам и соблазняющая их. В каббалистической Книге Зоар указано, что Лилит стала женой Самаэля (др.-евр. אמס , «сам» – яд и «эль» – бог) и матерью демонов. Согласно Bacharach,’Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир» (из яиц могут вылупиться существа, называемые Лилин, они полностью покрыты волосами, за исключением только лица и шеи).

В Средние века (в период окончания формирования каббалы) легенда несколько трансформировалась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей; иногда – демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге [15–17].

Лилит в христианстве. Ни в одной библейской книге Лилит как персонаж не упоминается. В еврейском тексте Книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи (греч. Ἰδουμαία, ивр. דוֹםֱא (после Божьего суда: «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой» (Ис. 34:13–14).

При создании Септуагинты (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum – «перевод семидесяти старцев» – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III–II вв. до н. э. в Александрии), ученые-раввины в греческом тексте слово lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без изменений), а перевели его как онокентавр (др.-греч. Ονοκένταυροι, лат. onocentaurus) – получеловек-полуосел. В славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища», а в русском синодальном переводе Библии это слово передается как «шакал».

В английском тексте Библии короля Якова (англ. King James Version, 1611) говорится о «screech owl» (птице из отряда Совообразных – обыкновенной сипу́хе (лат. Tyto alba), но существует устаревшее значение – «дурное предзнаменование»). В версии New American Standard Bible говорится о «the night monster» (ночное чудовище).

Также обе версии используют женский род. В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное «ночное» от lail (ночь), именно поэтому переводчики поставили: ночное привидение, имея в виду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх [18]. Блэр (2009) указывает, что это птица.

Мифологическая биография Лилит. Согласно Алфавиту Бен-Сиры, Лилит создана вместе с Адамом из «праха земного», была первой женой Адама (ивр. םָאָד , букв. человек, греч. Ἀδάμ, араб. مدآ ,( однако Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Яхве (ивр. הוהי – Йа́хве, Я́гве), как и Адам.

Между супругами возникла ссора, Лилит произнесла тайное имя бога Яхве, поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Яхве с жалобой на бежавшую жену. Яхве послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Сеной (Snvi), Сансеной (Snsvi), Самангелоф и (Smnglof).

Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она категорически отказалась вернуться к мужу. После угрозы убить ее Лилит дала клятву, что она была послана Богом и что, хотя ее деятельностью является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с ее именем или именами трех ангелов. Ангелы наказали Лилит, причем относительно избранной меры наказания в литературе указываются три версии:

Бог сделает ее бесплодной, она обречена рожать детей – демонов, сотня ее младенцев будет умирать каждую ночь.

Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В междуречье Тигра и Ефрата (Месопота́мия, др.-греч. Μεσοποταμία; араб. نیب نیرهنلا (подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.

В народных легендах (так называемом народном христианстве) Лилит рассматривается не только как супруга павшего ангела Самаэля и мать демонов, но и как основательница колдовства и первая ведьма. Согласно бытующим представлениям, внешне Лилит выглядит как молодая, стройная, высокая женщина семитского типа, у нее зеленые глаза и длинные распущенные черные волосы (те, кого она касается своими черными волосами, уходят навеки и их ждет забвение) [2].

Использование имени Лилит. Имя Лилит является популярным женским именем у армян. В отличие от сложившегося в мировой истории и культуре стереотипа, в Армении это имя считается благожелательным – оно дает его обладательнице такие свойства и черты характера, как женственность, плодовитость, хозяйственность [1].

Лилит в живописи. Изображения Лилит относительно немногочисленны, что объясняется отрицательными характеристиками персонажа и затененностью образа Лилит образом Евы. Одним из средневековых изображений Лилит является картина крупнейшего представителя ранненидерландской живописи Хуго ван дер Гуса (нидерл. Hugo van der Goes, ок. 1420–1482).

В качестве относительно поздних изображений первой жены Адама можно привести полотно английского живописца Джона Кольера (англ. John Maler Collier, 1850–1934).

Психологический анализ образа Лилит. Сопоставляя и анализируя имеющиеся данные, можно выделить три аспекта образа первой женщины – Лилит:

  1. Человеческое происхождение с последующей трансформацией в демона. Как правило, древние демоны по своему образу звероподобны, а их возникновение противоестественно, Лилит же создана как копия, аналогичная предку человечества – Адаму, являющемуся положительным героем. Лилит вела себя независимо и строптиво, что естественно для молодых женщин. С возрастом характерологические черты Лилит заостряются, а после конфликта с Адамом женщина была наказана и «попала в дурную компанию», после чего постепенно приобрела демонические качества, сохраняя человеческое обличье. Таким образом, специфической особенностью легенды о Лилит является то, что она изначально была человеком, который впоследствии приобрел демонические свойства – это  принципиальное отличие Лилит от древних демонов, никогда не являвшихся людьми. В целом легенда о Лилит, совершившей проступок и потерявшей свой социальный статус, является поучительной историей, указывающей на важность соблюдения действующих религиозных, моральных, правовых, социальных норм.
  1. Сексуальный аспект образа Лилит – в легендах акцентируется внимание на том, что демонические существа женского рода (lilitu, (w)ardat lili и т. д.) не имеют мужей и странствуют по земле в поисках мужчин с целью обольщения. Сексуальная активность духов носит аномальный характер – либи́до (лат. libido – похоть, желание, страсть, стремление) повышено и, видимо, не может быть полноценно удолетворено, потому эти духи представляют собой вечных соблазнительниц мужчин.  Можно отметить нарушение репродуктивной функции Лилит – способность к деторождению или утрачена, или изменена (на свет появляются уродливые существа). Просматривается идентичность образа Лилит с характерными для европейской средневековой демонологии и народных легенд описаниями суккýбуса (от лат. succuba – любовница; succub(āre) – «лежать под» от sub- – под, ниже + cubāre – лежать, покоиться) – демоницы, ночью посещающей молодых мужчин и склоняющей их к действиям сексуального характера. Традиционно суккубус описывается как молодая, сексуально привлекательная женщина, имеющая черты, указывающие на ее темную суть: наличие когтей на пальцах ног или перепончатых крыльев. Исходя из вышеизложенного, образ Лилит персонифицирует страх мужчин перед отсутствием социальных ограничений женской сексуальности и свободы.
  1. Отражение слабых возможностей древней медицины и, в частности, распространенности акушерской патологии и высокой детской смертности. В связи с тем что течение беременности и родов далеко не всегда оканчивалось благополучно, возникли представления, что существуют высшие существа, покровительствующие матери и ребенку, как существуют и демоны, ответственные за неблагоприятный исход. Следствием этих представлений стало выделение демона женского пола, своего рода антипода повивальной бабки, который наделялся комплексом отрицательных качеств и устрашающим внешним видом. Это положение может объяснить общность черт древней шумерской богини и относительно позднего иудейского демона – они созданы независимо друг от друга фантазией людей, обеспокоенных общей проблемой – беззащитностью женщины и ребенка перед силами природы.

Ева (ивр. הָוַּח ,др.-евр. произн.: хawwа:h, совр. евр. произн.: Хава – букв. «дающая жизнь») в авраамических религиях – праматерь всех людей, согласно библейским каноническим представлениям, первая жена Адама, созданная из его ребра, мать Каина (др.-евр. ןיק ,от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. ليباق Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain), Авеля (ивр. לבה – букв. «пар», суета, плач, греч. Άβελ) и Сифа (ивр. תֵשׁ ,Шет – положение, основание, утверждение, греч. Σηθ) [8, 9, 19, 20].

Ева в иудаизме. Согласно Торе (ивр. הָתּוֹר – тора́, букв. «учение, закон»), иудейским священным текстам (в более широком смысле – совокупности иудейского традиционного закона) (Книга Берешит, глава 2, пасук 20 (Библия, Книга Бытия, глава 2, стих 20)), в описании изгнания Адама из рая указано, что он сам дал имя своей супруге: «И нарек человек имя жене своей Хавва, ибо она была матерью всего живущего».

В соответствии с представлениями иудеев одним из доказательств существования Евы является установленное место ее погребения – оно находится в пещере Махпела (ивр. ָעְתמַר הָלְפַּמַּה  Ме‘ара́та-махпэла́  – букв. «Двойная пещера»; араб. مرحلا ́Хара, يميهاربإلا м-ал-Ибраһи́ми) – склепе патриархов в древней части Хеврона.

Согласно Библии (Быт. 23; 49:29–32; 50:13), в пещере Махпела похоронены четыре пары: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. В иудаизме пещера Махпела почитается как второе по святости место после Храмовой горы (Иерусалим), также почитается в христианстве и исламе.

Ева в каббале. Согласно каббале, Ева – вторая (после Лилит) жена Адама, созданная из его ребра, мать Каина, Авеля и Сифа.

Ева в христианстве. Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (Быт. 1–5) породил обширную литературу апокрифического характера [8, 9, 21–23]. Согласно некоторым апокрифическим преданиям, второй женой Адама, после Лилит, была Ева.

В Книге Бытия содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека: первый рассказ: 1:1–2:3; второй рассказ: 2:4–3:24.

Согласно первому варианту (Быт. 1:26–29), прародители человечества – мужчина и женщина – созданы «по образу Божьему» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами (Быт. 1:27).

(Быт. 2:7–25; 3:1–24), Бог вылепил человека (Адама) из «праха земного» (Адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в сад Эдемский (ивр. ןַגּ ןֶדֵע , Gan Eden; араб. ةنج ندع ,Jannat ‘Adn) (Быт. 2:7).

Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил из него первую женщину – Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21–22).

«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Ева в исламе. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. Ее имя, Хава, можно найти лишь в Священном Предании – сборниках хадисов (изречений и деяний пророка Мухаммеда). В Коране не указана продолжительность жизни Адама, ничего не говорится о потомстве Адама и Евы.

Истории об Адаме и Еве являются довольно пространными и описывают мельчайшие детали жизни этой пары. Достаточно сложно говорить об истинности и объективности этих текстов, хотя анализ материалов дает основания считать, что за первоисточники были взяты хадисы и другие религиозные тексты. Так, татарский ученый и писатель Фарит Яхин в книге «История пророков» («Пэйгемберлер тарихы») Адаму и Еве посвятил целых девять страниц, рассказав о том, как задумывался первый человек, как произошло грехопадение, куда были изгнаны первые люди (Адам – в Индию, Ева – на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли.

Кроме того, в хадисах содержится история сотворения Хавы, приведено количество рожденных ею детей. Хадисы указывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз Хава родила одного ребенка – сына.

Таким образом, в течение своей жизни Хава родила 39 детей, а межродовой период составлял два года. Слово Хава означает «источник жизни», кроме того, существует версия, что это слово обозначает красновато-рыжий цвет темного оттенка. Вообще, фигура Хавы в Коране дала почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире. Так, в одном из хадисов говорится следующее: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра – верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо».

Подобно представлениям иудаизма, одним из доказательств существования Евы в исламе является гробница Евы (араб. ةربقم انمأ ءاوح – Мукбарат умна Хавва) – археологический объект, находящийся в Аль-Амария (араб. يح ةيرامعلا ,(одном из центральных внутригородских районов Джидды (араб. ةدج Джидда – близко к арабскому слову «бабушка») – города в западной части Саудовской Аравии. Согласно христианской и исламской мифологической традиции, после грехопадения Ева оказалась в районе Джидды или Мекки. Западноевропейские и арабские историки описывают могилу, находящуюся за стенами города Джидды, как могилу Евы. По сообщению историка Хатун альФасси, историк IX в. Аль-Факихи, родом из Мекки, сообщал, что два друга пророка Мухаммеда, умершего в 632 г., упоминали о могиле Евы. Путешественник и поэт XII в. Ибн Жубаир, рожденный в Валенсии, писал о Джидде в записной книжке: «Внутри есть место, где высится купол, возможно, это дом Евы, матери человечества; Бог благословил ему быть по дороге в Мекку». Надписи у входа на кладбище Джидды указывают, что здесь, возможно, погребена Ева.

Вот как описывает могилу Евы в 1895 г. сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян

Ишаев: «Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилу Евы, находящуюся за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин, в голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной крышей: одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются… Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище».

Мифологическая биография Евы. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию Ева была создана Богом из ребра Адама и является второй женой Адама. После своего создания Адам и Ева провели в райском саду семь лет.

Переломным этапом в биографии Евы стало грехопадение – общий для всех авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам, караимизм, бахаизм) термин, означающий нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) воли Бога, что привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности.

Именно действия Евы – общение со злом, персонифицированным в образе Змея-искусителя, – послужили предпосылкой к событиям, описанным в Книге Бытия: Змей (ивр. ָנּּשָׁח ,нахаш) уловками и хитростью убедил нарушить волю Господа (ивр. היםׂ לֱא ,Элохим) и вкусить плод от древа познания добра и зла (Быт. 3:1–7), а Ева, в свою очередь, дала попробовать плод Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд.

Узнав об этом, Господь изгнал перволюдей из рая, лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям (Быт. 3:17–24).

Представляет интерес, что в традициях иудаизма под Змеем-искусителем понимается ангел Самаэль, который упоминается и в легенде о Лилит как ее второй супруг. В христианском богословии принято отождествлять Змея-искусителя с Сатаной, что основывается на Откровении Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9) [6–9, 24–26].

Грехопадение изменило порядок мира и природу человека, послужило причиной для изгнания из рая. Изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно (отныне им был закрыт доступ к древу жизни), оказались вовлечены в борьбу добра и зла.

После грехопадения и изгнания из Эдема существование Адама и Евы в корне изменилось: Адам был обречен на полную страданий и тяжелой работы жизнь в поте лица, жил в ожидании смерти и  добывал себе пропитание на земле, которая больше не родила таких чудесных плодов, как в Эдемском саду (Быт. 3:18–19).

В западно-семитской мифологии и Библии Адам и Ева прямо указываются как прародители человечества, выполняющие данное им Богом повеление «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28). Относительно количества рожденных у Евы детей точных сведений не имеется, в Священном Писании упоминаются только три сына Евы:

  1. Ка́ин (др.-евр. ןיק ,от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. ليباق    Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain) – первый (старший) сын Адама и Евы (Быт. 4) или сын ангела Самаэля и Евы, первый рожденный на Земле человек (Быт. 4:1–2). Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь, и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло. После этого Каин убил Авеля: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).
  1. А́вель (ивр. לבה – пар, суета, плач), греч. Άβελ, араб. (в Коране) Хабиль – второй сын Адама и Евы. Авель убит своим братом Каином после того, как жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:4–5). В Новом Завете Авель называется праведным и считается первым мучеником. Иисус Христос, обличая фарисеев, говорит, что с них взыщется «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф. 2335).
  2. Сиф (ивр. תֵשׁ ,Шет – положение, основание, утверждение), греч. Σηθ, араб. (в Коране) Шит (ثيش – (третий сын Адама и Евы, родился в 130 г. от рождения Адама (Быт. 5:3). Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа (Лук. 3:38). Ева родила Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25). Согласно Книге Бытия (5:8), Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. По еврейской хронологии, родился в 130 г. от сотворения мира (3670 до н. э.), умер в 1042 г. от сотворения мира (2758 до н. э.). Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности либо его детям – изобретение астрономии и других наук. Существуют различные апокрифы о Сифе. Имеются данные, что Сиф (Шет), будучи предком Ноя, стал одним из родоначальников всего человечества, так как род от других сынов Адама погиб во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).

Кроме вышеуказанных троих сыновей у Адама и Евы были и другие дети – об этом сказано в Бытии 5:5 «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей». В Бытии 5:6 указано, что Адам прожил 930 лет: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».

В Библии не указано точное количество детей Адама и Евы, но сообщается, что у Адама и Евы было большое количество сыновей и дочерей. В работах иудейского историка Джозэфуса указано: «Число детей Адама и Евы согласно тому, что говорит древняя традиция, было тридцать три сына и двадцать три дочери».

Использование имени Ева. В древнерусских летописях и церковно-славянской Библии имя праматери Евы употреблялось в форме Євга. В форме Євга имя встречается в Ипатьевской летописи (л. 35 об.) (конец 1420-х гг.) и в Лаврентьевской летописи (л. 29, 29 об., 35 об.) (конец XVI в.). В Комиссионном списке середины XV в. Новгородской первой летописи младшего извода (л. 50, 50 об., 59) (1439–1447 гг.) употребляется уже два варианта имени Ева: Євга и Євъга. В Острожской Библии (1581 г.) и иконографии XVII в. Используется написание имени праматери Евы как Євва. В Елизаветинской Библии (1751 г.) и церковно-славянских текстах XVIII и XIX вв. употребляется вариант написания Єѵа. В Извлечениях из Воронцовского списка 1820-х гг. Новгородской летописи (л. 18 об.) употребляется современный вариант имени – Ева.

В настоящее время женское имя Ева в его классическом варианте – Хава (ивр.הָחוּ (используется иудеями, кроме того, имя популярно у других народов, исповедующих авраамические религии. Среди христиан имя бытует в форме Эва (Eva) (польский, чешский языки). В Армении имя Ева (Եվա) используется в значении «жизнерадостная». Кроме того, имя Ева может рассматриваться как краткая форма ряда женских имен, популярных у славянских народов (Евгения, Евдокия, Евангелина, Евника). Среди народов, исповедующих ислам, имя чаще используется в варианте Хава (араб. افيإ.(Ева в живописи. Изображения Евы, как правило, входят в состав композиции «Грехопадение» [27]. Представляют интерес картины работавшего в Англии французского художника Джеймса Тиссо (англ. James Tissot, 1836–1902), в художественном наследии которого около 700 акварелей, иллюстрирующих Ветхий Завет. Достоинствами библейских рисунков Тиссо является аккуратность и историческая достоверность передачи бытовых деталей.

Психологический анализ образа Евы. Сопоставляя и анализируя имеющиеся священные тексты и образцы религиозной живописи, возможно обозначение трех аспектов образа Евы:

  1. Ева (то есть образ женщины) рассматривается как источник греха – Моисей прямо указывает, что «Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем», а митрополит Филарет считает «Как же мог написать сие Моисей, если бы он написал иносказание, которое здесь найти желают». Таким образом, легенда о Еве может рассматриваться как выражение страха мужчин перед женщинами и желание мужчины снять с себя ответственность за свои поступки.
  2. Ева рассматривается как женщина в полной мере выполняющая свои семейные обязанности – она обеспечивала питание мужчины, выполняла детородную функцию, делила со своим спутником не только радости пребывания в Эдеме, но и пагубные последствия грехопадения, изгнания из рая, бытовые неурядицы земной жизни. Таким образом, Ева (за исключением эпизода грехопадения) может представлять пример поведения женщины в традиционном обществе.
  3. В доступных авторам источниках содержатся указания на место погребения Евы: в соответствии с представлениями иудаизма – пещера Махпела в Хевроне (30 км южнее Иерусалима), в соответствии с представлениями ислама – гробница Евы в Джидде (западная часть Саудовской Аравии). Однако не содержится указаний на местонахождение души Евы.

Таким образом, вышеизложенные материалы иллюстрируют поиск ответов на вопрос о происхождении человека (антропогенезе), который Т. Н. Huxley еще в 1863 г. определил как «вопрос из вопросов человечества». Вопрос происхождения всегда интересовал большие и малые народы, народы высокоразвитые и только начинающие создавать культуру и цивилизацию [28].

На начальном этапе развития (соответствие уровню цивилизации) люди считали себя потомками каких-либо статусных представителей животного (медведей, волков, бобров), реже растительного (кедра) мира, характерного для местности обитания племени [1].

С развитием цивилизации человек выделяет себя из природы, связывая свое происхождение с небожителями. Феодальная верхушка общества отделяет себя от народа, объявляя себя потомками богов, а в дальнейшем – и живым воплощением Бога. С течением времени происхождение человека все больше обрастало красочными подробностями, а в качестве первичного материала созданных легенд охотно использовались мифы, заимствованные у соседних народов, с которыми происходили военные конфликты и торговые контакты.

Вместе с тем не является фактом, что сказания о происхождении человека из шумерской мифологии или греко-римских религиозных представлений являлись единственной основой для иудаизма и христианства. Архаичное мышление людей, даже принадлежащих к различным культурам, основано на одних и тех же психологических механизмах, и, следовательно, способно самостоятельно создавать истории происхождения человека, что объясняет схожесть национальной мифологии разных народов. Подтверждением этого положения является бытование у изолированных друг от друга малых народностей однотипных легенд о богах и героях, в том числе легенд, содержащих описания бежавших от родителей влюбленных.

Список литературы

  1. Шелехов И. Л., Гумерова Ж. А. Основы этнологии и этнопсихологии: учебное пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 352 с.
  2. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.
  3. Шелехов И. Л. Психология материнства. Формирование материнской функции у беременных женщин / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Deutschland, 2011. 196 s.
  4. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2013. 366 с.
  5. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г., Уразаев А. М. Психологический портрет первородящих женщин // Вестн. Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 141–145.
  6. Библия. Современный русский перевод. М.: Российское библейское общество, 2011. 1408 с.
  7. Библейские тексты в подлинниках. URL: http://ihtys.narod.ru/#origin.
  8. Библия – Слово Божье. Священные тексты на иврите, арамейском, греческом, латинском, коптском, французском, английском, немецком, итальянском, церковно-славянском и русском языках. URL: Режим доступа: http://ihtys.narod.ru/.
  9. Библия. URL: http://www.церковно-славянская-библия.рф/.
  10. Moffat C. A. The Fear of Lilith. Examining the Lilith Myth and the Male Fear of Dominant Women.
  11. Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD

%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.

  1. Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского) (Еврейский текст Сефер Йецира (ГРА-версия), перевод, предисловие и комментарий). Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. С. 404–441.
  2. Шимон. Фрагменты из трактата «Зогар» / пер. с арамейск. сост., статьи, примеч. и коммент., кабб. коммент. М. А. Кравцова. М.: Гнозис, 1994.
  3. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ) в 11 т. Иерусалим, 2001. Т. 4. С. 846–848.
  4. Лилит. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия / авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. 2-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
  5. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.
  6. Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. М., 1998.
  7. Рукописные памятники Древней Руси. URL: http://www.lrc-lib.ru/.
  8. Ева // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПб., 1906–1913.
  9. Штейнзальц А. Хава // Библейские образы / пер. с англ. А. Штейнзальц (Э. Исраэль). 2-е изд. М.: Ин-т изучения иудаизма в СНГ Ассоциация «Шамир», 1998.
  10. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / под ред. А. П. Лопухина (т. 1); издание преемников А. П. Лопухина (т. 2–11). СПб., 1904–1913. (Общедоступная богословская библиотека).
  11. Косидовский З. Библейские сказания. 4-е изд. М.: Политиздат, 1978. 455 с.
  12. Косидовский З. Сказания евангелистов. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 262 с.
  13. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М.: Библейско-богословский институт, 1996. 352 с. (Современная библеистика).
  14. Дойель Л. Завет вечности. В поисках библейских манускриптов. СПб.: Амфора, 2001. 400 с.
  15. Шелехов И. Л., Гимазов Р. Ф. Психологический анализ иллюстраций к Откровению Иоанна Богослова (12:1–17) // III Всероссийский фестиваль науки. XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Россия – Томск,  22–26 апреля 2013 г.): в 5 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама. Связи с общественностью; ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. С. 99–102.
  1. Маркелов Г. В. Книга иконных образцов. 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV–XIX вв.: в 2 т. 2-е изд-е, перераб. И доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. Т. II, № 341.
  2. Языков К. Г., Шелехов И. Л., Булатова Т. А. Психолого-педагогическая антропология: учеб.-метод. комплекс. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 308 с.

Ссылка на источник >>>

P.S.  Образ  Лилит, как  архетип  “тени”, позднее прочно  вошёл в  концепцию лилитизма в  аналитической психологии,  как  нарицательный  образ и   символ женского демонизма  (сверх эгоизма).

 

Автор: admin

Добавить комментарий