Психология горя и горевания в наши дни, изобилующие психотравматичными событиями, техногенными катастрофами, различными конфликтами и чрезвычайными происшествиями, стала ещё одним направлением и фронтом православной психологии. Этот фронт обозначился относительно недавно и в связи с доминантой либерального мышления, как «бессмертного и бескризисного», несмотря на то, что смерть и утрата так же естественны, как жизнь и приобретение, и вроде бы каждый здравомыслящий человек должен заранее чётко понимать и осознавать временность нашего пребывания на земле и неизбежность ухода.
В то же время, рациональное человеческое мышление, накрепко привязанное к материальности и вещественности, как-то не особо сильно желает задумываться о возможности ухода из жизни и неизбежности смерти, не говоря о том, чтобы рассуждать о смысле смерти, понимая её неизбежность и даже необходимость, а тем более допускать мысли о возможности собственной смерти.
Многочисленные психологические защиты эго надёжно удерживают до определённого порога сознание современного рационально мыслящего человека от соприкосновения с сермяжной истиной о конечности телесной жизни, причём, заданной свыше, создавая в рациональном сознании иллюзию «бессмертия» и «бесконечности» существования Я (эго).
Именно поэтому, чаще всего только сам факт трагедии или смерти кого-то из ближних, коллег или друзей и способен остановить бесконечный поток иллюзий в сознании современного эго человека, напоминая ему столь прямым, болезненным и шокирующим способом:
«человек, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к последней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богатство, ни знание, ни сила ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направлении, и коль скоро предназначен ты к вечной жизни, следовательно, вся твоя деятельность, на какую бы сторону она не распространялась, должна вся проходить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – «sub specia aeternitatis» — с точки зрения вечности.» (А.И. Осипов)
Именно перед лицом смерти, которая всегда вызывает у рационально мыслящего человека потрясение и шок, он способен на время остановиться, выйти из потока повседневной суеты и осознать всю неумолимость смерти, с которой каждому и и ему в т.ч. придётся однажды повстречаться.
И хотя через некоторое время человеческое эго (Я) снова забудет о смерти, как таковой, вытеснив за пределы восприятия всю тревожащую его информацию о смерти, как таковой, тем не менее, в момент переживания горя и тяжёлой утраты любой человек волей — неволей прикасается к великой тайне бытия, которая оставляет очень глубокий и неизгладимый след в его душе и сердце.
Итак, что же такое горевание и переживание тяжёлой утраты ?
С точки зрения психологии горевание – это первичная и совершенно естественная эмоциональная реакция сознания на любую глубокую личную утрату. И хотя обычно понятие «горевания» связывается чаще всего со смертью близких, не только смерть близких может вызывать у людей переживания утраты и горевание. Очень часто гораздо менее значимые события, связанные с тем или иными потерями, также могут вызвать подобные переживания: потеря работы, утрата статуса, развод, аборт, чрезвычайное происшествие, потеря вещи, имущества и т.д.
Аналогично могут переживаться несбывшиеся мечты, утраченные возможности и сокровенные ожидания. Более того, зачастую даже сами человеческие страсти (сребролюбие, тщеславие, гордость и др.), не нашедшие самореализации, также вызывают чувство горечи и горевания. Таким образом, переживание горя и утраты всегда связано с чувством потери за которым стоит ВНИМАНИЕ! – сильная привязанность или ощущение собственничества к чему-либо или кому-либо, а это форма привязанности или даже зависимости.
Иными словами, особенностью процесса и психологии горевания является то, что это процесс работы с болезненным чувством привязанности или собственничества, которое не может оставить душу безболезненно, т.е. мирно расставаться с утраченным и отпустить его.
Из этой установки уже не сложно догадаться о том, что процесс горевания и переживания тяжёлой утраты имеет отношение преимущественно к эго-центрированной когнитивной сфере, в которой достаточно развито качество захвата и собственничества (по отношению к человеку, статусу, правам, имуществу и т.д.), но не развито качество жертвенности и возможности отпускать захваченное.
Именно поэтому для любого эго ума и рационального эго сознания, обусловленного существованием только здесь и сейчас, процесс переживания любой утраты — это процесс «полной» потери, потери «невосполнимой» и потери «навсегда», поскольку у переживающего, как правило, отсутствует понимание как смысла потери, так и механизма утраты. Применительно к утрате ближнего речь в действительности идёт не столько об утрате, сколько о переходе души (личности) в иной мир и иное состояние бытия.
«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;» (Добротолюбие, Т. 1, Святой Внтоний Великий, О доброй нравственности и святой жизни)
Собственно, именно по этой причине, связанной с экзистенциальной ограниченностью мышления только рациональным (материально-вещественным) смыслом бытия, парадигма академической психологии попросту беспомощна в качестве инструмента для помощи горюющим, тогда как парадигма психологии православной, владеющая знанием о смерти и посмертной жизни души, в полной мере становится наиболее эффективным инструментом помощи горюющим.
Многочисленные психологические исследования убедительно показывают, что при любом виде утраты, её переживание примерно одинаково и проходит одни и те же стадии, которые можно назвать стадиями горевания. В то же время, отмечено, что верующие люди, как носители жертвенного и религиозного сознания, могут переживать утрату совершенно иначе, зачастую, даже не столько связывая её с утратой, сколько с обретением (свободы от плоти и жизни вечной).
Таким образом, глубина, характер и формы горевания могут разниться в зависимости от типа мышления и характера мировоззрения. При этом наиболее сильные и глубокие страдания от потерь переживают, как правило, носители рационального мышления и мировоззрения, не имеющего т.н. духовного расширения. В то же время, носители религиозного мышления, исходя из духовного знания о бессмертии души, как основы личности, любые потери личностного характера переживают куда менее болезненно и травматично, в силу понимания принципа неизбежности любых потерь и временности телесного способа бытия.
При этом совершенно очевидно, что глубина переживания боли утраты у разных типов мышления неодинакова и наибольшие страдания в процессе горевания испытывает преимущественно эгоцентрическая (собственническая) личность прочно привязанная к объекту утраты для которой процесс утраты — это процесс безвозвратной потери чего-то «своего и личного».
В это же самое время для жертвенно- и нравственно-ориентированной личности процесс тяжёлой утраты — это процесс естественного перехода в вечность, как процесс возвращения души из «гостей» в «Отчий Дом». Именно из этой установки понимания смысла смерти, как перехода, отношение к самой смерти (и утрате) у атеиста и верующего совершенно разное.
Данным обстоятельством разного типа отношения к утрате и смерти и определяется актуальность и востребованность направления христианской психологии в качестве направления и наиболее эффективного инструмента в процессе горевания.
Данное направление в последнее время получило очень активное развитие в России и сайт «Светлая память» (memoriam.ru) является в настоящее время одним из лучших информационных ресурсов в сети, посвящённых психологии горевания и переживания тяжёлой утраты.
Из специалистов — практиков, работающих в этом направлении, можно отметить Михаила Игоревича Хасьминского — кризисного православного психолога, онкопсихолога, руководителя кризисного центра при Патриаршем Подворье, а также автора и составителя одной из первых серий книг по православной психологии горевания — «От сердца к сердцу», которая была выпущена в свет Издательством Белорусского Экзархата в разделе православная психология.
Данная серия пока насчитывает четыре книги, но всего запланировано шесть книг, каждая из которых должна развивать эту тему.