Психология горя и горевания

image208Психология  горя  и горевания в   наши дни, изобилующие психотравматичными  событиями,  техногенными катастрофами, различными  конфликтами и чрезвычайными  происшествиями, стала ещё  одним  направлением и  фронтом  православной  психологии.  Этот фронт  обозначился относительно недавно  и  в  связи  с  доминантой  либерального  мышления,  как  «бессмертного и бескризисного»,  несмотря на  то, что   смерть  и  утрата  так же  естественны, как  жизнь  и приобретение,  и вроде  бы  каждый здравомыслящий   человек  должен заранее  чётко  понимать  и осознавать  временность нашего пребывания на  земле и неизбежность ухода.

В то же  время,  рациональное  человеческое  мышление, накрепко  привязанное к  материальности и  вещественности,  как-то не  особо сильно  желает  задумываться  о  возможности ухода  из  жизни и  неизбежности  смерти, не  говоря  о том, чтобы  рассуждать  о  смысле  смерти,  понимая  её  неизбежность  и  даже  необходимость, а  тем  более допускать  мысли  о  возможности собственной  смерти.

Многочисленные  психологические  защиты  эго  надёжно удерживают до определённого порога  сознание  современного рационально  мыслящего человека  от соприкосновения   с  сермяжной  истиной  о  конечности   телесной   жизни,  причём, заданной  свыше,  создавая  в  рациональном  сознании  иллюзию «бессмертия»  и  «бесконечности»   существования  Я  (эго).

Именно поэтому, чаще   всего  только  сам  факт  трагедии  или  смерти кого-то  из ближних, коллег  или друзей  и  способен  остановить бесконечный   поток  иллюзий  в   сознании  современного эго  человека, напоминая  ему  столь  прямым, болезненным  и шокирующим  способом:

«человек, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к последней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богатство, ни знание, ни сила ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направлении, и коль скоро предназначен ты к вечной жизни, следовательно, вся твоя деятельность, на какую бы сторону она не распространялась, должна вся проходить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – «sub specia aeternitatis» — с точки зрения вечности.» (А.И. Осипов)

Именно  перед  лицом  смерти, которая всегда   вызывает  у рационально мыслящего человека потрясение  и шок,  он способен  на   время  остановиться, выйти из потока повседневной  суеты  и  осознать  всю  неумолимость  смерти, с   которой  каждому  и  и ему  в  т.ч. придётся однажды   повстречаться.

И хотя   через  некоторое  время человеческое  эго (Я)  снова  забудет  о смерти, как  таковой,  вытеснив  за   пределы   восприятия   всю тревожащую  его  информацию о  смерти, как  таковой,  тем  не   менее, в  момент   переживания  горя  и  тяжёлой  утраты  любой  человек  волей — неволей  прикасается  к  великой  тайне  бытия, которая  оставляет очень  глубокий  и неизгладимый след  в   его душе и сердце.

Итак, что же  такое  горевание  и переживание   тяжёлой   утраты ? 

С точки зрения  психологии  горевание – это первичная  и совершенно естественная  эмоциональная реакция сознания  на  любую  глубокую  личную утрату.  И хотя  обычно понятие «горевания» связывается  чаще  всего со смертью близких,  не только смерть близких может вызывать у людей переживания утраты и горевание.  Очень  часто  гораздо  менее  значимые  события, связанные   с  тем  или   иными  потерями,  также  могут вызвать подобные переживания:  потеря  работы, утрата статуса, развод, аборт, чрезвычайное   происшествие, потеря вещи,  имущества и т.д.

Аналогично могут  переживаться несбывшиеся   мечты, утраченные возможности и сокровенные  ожидания. Более  того,  зачастую  даже  сами  человеческие  страсти  (сребролюбие, тщеславие, гордость и др.), не нашедшие  самореализации, также вызывают чувство горечи и  горевания.  Таким  образом, переживание горя  и утраты всегда связано с  чувством  потери за   которым  стоит  ВНИМАНИЕ!  –  сильная  привязанность или  ощущение  собственничества к  чему-либо или   кому-либо, а  это форма   привязанности или даже  зависимости.

Иными  словами,  особенностью  процесса  и психологии  горевания   является то, что это  процесс работы  с  болезненным  чувством привязанности  или   собственничества, которое не   может  оставить  душу  безболезненно, т.е.  мирно  расставаться  с  утраченным и отпустить его.

Из этой  установки  уже  не   сложно догадаться о том, что процесс  горевания  и переживания  тяжёлой   утраты  имеет отношение преимущественно к эго-центрированной  когнитивной  сфере,  в  которой   достаточно развито  качество захвата и собственничества  (по  отношению к  человеку, статусу, правам,  имуществу и т.д.), но не  развито качество  жертвенности  и возможности отпускать  захваченное.

Именно поэтому  для  любого эго  ума и рационального  эго сознания, обусловленного  существованием  только  здесь  и   сейчас,  процесс переживания любой  утраты —  это процесс  «полной»   потери, потери  «невосполнимой» и  потери  «навсегда»,  поскольку  у переживающего, как  правило,   отсутствует понимание как  смысла  потери, так  и  механизма утраты.  Применительно  к   утрате  ближнего  речь  в  действительности  идёт  не   столько  об  утрате, сколько  о переходе  души  (личности) в  иной  мир  и иное состояние  бытия.

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;»  (Добротолюбие, Т. 1, Святой Внтоний Великий, О доброй  нравственности и святой  жизни)

Собственно,  именно по этой причине, связанной  с  экзистенциальной  ограниченностью мышления  только  рациональным (материально-вещественным) смыслом  бытия,  парадигма академической   психологии  попросту  беспомощна  в  качестве инструмента для  помощи  горюющим,  тогда   как  парадигма  психологии  православной,  владеющая  знанием  о смерти  и посмертной  жизни души, в  полной   мере  становится  наиболее  эффективным  инструментом помощи горюющим.

Многочисленные  психологические исследования убедительно  показывают, что  при любом виде утраты,  её  переживание  примерно  одинаково  и проходит одни и те же стадии, которые  можно назвать стадиями  горевания.   В то же   время,  отмечено, что  верующие  люди, как  носители   жертвенного  и  религиозного сознания,  могут  переживать утрату  совершенно иначе, зачастую,  даже  не  столько   связывая   её  с   утратой,  сколько  с  обретением  (свободы  от плоти и  жизни вечной).

Таким  образом,  глубина,  характер  и  формы  горевания   могут  разниться  в зависимости от  типа   мышления  и характера   мировоззрения. При этом наиболее  сильные  и глубокие  страдания от потерь  переживают, как   правило, носители рационального мышления  и мировоззрения, не   имеющего  т.н. духовного расширения.   В то  же   время, носители  религиозного  мышления, исходя  из   духовного  знания  о бессмертии души,  как  основы  личности,  любые   потери  личностного характера переживают  куда  менее  болезненно и травматично,  в   силу  понимания   принципа   неизбежности  любых  потерь и   временности  телесного   способа   бытия.

При этом  совершенно очевидно, что  глубина   переживания  боли утраты  у  разных  типов  мышления  неодинакова  и  наибольшие   страдания  в   процессе  горевания  испытывает  преимущественно  эгоцентрическая (собственническая)  личность  прочно привязанная  к  объекту   утраты  для  которой  процесс  утраты — это процесс   безвозвратной  потери  чего-то  «своего и  личного».

В это же   самое   время  для   жертвенно-  и нравственно-ориентированной  личности  процесс  тяжёлой  утраты —  это  процесс  естественного  перехода  в  вечность, как   процесс  возвращения  души  из  «гостей»  в  «Отчий Дом».  Именно из   этой  установки  понимания  смысла   смерти, как   перехода,   отношение к  самой  смерти (и  утрате)  у  атеиста  и  верующего  совершенно разное.

Данным  обстоятельством  разного типа  отношения  к утрате  и смерти и  определяется  актуальность  и востребованность  направления  христианской  психологии  в  качестве  направления  и  наиболее  эффективного  инструмента  в  процессе  горевания.

Данное  направление в  последнее  время   получило очень  активное  развитие в России  и  сайт  «Светлая  память» (memoriam.ru) является   в  настоящее  время одним  из лучших  информационных  ресурсов  в  сети, посвящённых  психологии  горевания и переживания  тяжёлой   утраты.

image207Из специалистов — практиков, работающих   в  этом  направлении, можно отметить Михаила Игоревича Хасьминского — кризисного   православного  психолога,  онкопсихолога, руководителя кризисного центра при Патриаршем Подворье, а  также  автора  и  составителя одной  из первых  серий   книг  по  православной  психологии горевания  — «От сердца  к   сердцу», которая  была  выпущена в  свет  Издательством Белорусского Экзархата в  разделе  православная  психология.

Данная   серия  пока  насчитывает  четыре книги, но всего  запланировано шесть  книг, каждая  из которых  должна развивать эту  тему.

Автор: admin

Добавить комментарий